Известные люди

»

Святой Патрик

Святой Патрик Patrik Карьера: Святой
Рождение: Ирландия
Вот, я снова и снова кратко повторяю слова моего исповедания. Я свидетельствую во истине и в радости сердца перед Богом и Его святыми Ангелами, что никогда не имел иной причины, кроме Евангелия и его обетований, чтобы вернуться к народу, от которого прежде бежал с таким трудом.Но я умоляю всех верующих в Бога и боящихся Его, что сподобятся получить и изучить это писание, составленное в Ирландии грешным неучем Патриком, чтобы никто из них не приписывал моему невежеству никакой малости, угодной Богу, которую я совершил или изъяснил, - но пусть все знают и твердо верят, что это соделалось только по дару Божьему. И я исповедую это, прежде, чем умру.Св.Патрик, "Исповедь".

В V веке Св.Патрик привел ирландцев к христианству... Ирландия, бывшая до этого страной, "невежественной во всем помимо магии", стала "Островом Святых", землей монахов и родиной миссионеров, несших христианство в другие страны. Спустя полтора тысячелетия он вкупе с трилистником и арфой превратился в символ ирландской нации. Тогда он был огненным Апостолом Христа, Божьим избранником. Теперь его имя приобрело всеобщую славу, но персона лишилась всякого религиозного значения, и "почитание его памяти становится похожим на суеверие, на род какого-то абсолютно пустого ритуала." 1

Жизнь Св.Патрика за века обросла легендами, празднование его дня - традициями. Сейчас вряд ли найдется дядя, тот, что не знает, что означает для Ирландии 17 марта. И как раз романтические легенды, созидать и пересказывать которые ирландцы большие мастера, и древние традиции, в поддержании которых ирландцы могут перещеголять более того англичан, создали Св. Патрику, а вкупе с ним и Ирландии, такую популярность в мире. Патрик принес Ирландии христианство, в настоящее время (вкупе с миллионами ирландских эммигрантов и их потомков) несет Ирландию миру. 17 марта произвольный мужчина - или ирландец, или мечтающий им сделаться. Kiss me, I'm Irish! Зеленые реки и зеленые берега. Увидевших лепреконов не арестовывают и не пытаются врачевать. На украшенных трилистниками и арфами автоплатформах тот самый торжество въехал и в наши города, вкупе с праздничными шествиями тысячелетняя ирландская культура вошла в наши сердца и завоевала их навечно... Хотя, отчего завоевала? Мы сдались ей без боя...

А покуда долгожданный торжество ещё спереди (более того если нынче 18 марта, и вы читаете это, прижимая ко лбу бутылку холодного пива, ненаглядный день - не за горами, 8736 часов - бредятина !) давайте зададимся вопросом, что мы не успеваем рассмотреть в праздничной суете, что укрывается за развевающимися лентами, стройными рядами музыкантов и толстым-толстым слоем трилистников.

Итак, в преддверии праздника, немного фактов, которые кого-то потрясут, а кого-то позабавят....

О Святом ПатрикеСв.Патрик не был ирландцем.

Он был уроженцем Римской Британии, т.е. британцем. Вот что он сам о себе пишет в своей автобиографической "Исповеди": "Моим отцом был Калпорний (Calpornius), дьякон, отпрыск Потита (Potitus), священника, из деревни Bannavem Taburniae, там у него была усадебка, и там я был пленен". 2 Где верно находилось это местоположение в текущее время проронить сложно, считается, что это западное побережье острова Британия, может быть нынешний Уэльс. По иной версии это рядом с современным Килпатриком в Шотландии. Он родился приблизительно в 373 году н.э. (варианты - 387, 389). Его папа был из благородной римской семьи, мамаша - близкая родственница Св.Мартина Турского (St.Martin of Tour), покровителя Галлии. В возрасте 16 лет он был похищен во время одного из набегов ирландцев и продан в рабство человеку по имени Милху (Milchu), вождю одного из кланов Далриада (Dalriada), территория современного графства Антрим. В течение 6 лет грядущий святой пас стада Милху на зеленых склонах Слемиша рядом с современным городом Баллимена (Slemish, Ballymena). 3 По его собственному признанию в юности он не знал истинного Бога (как раз этому обстоятельству он приписывал близкое похищение), и только произошедшее с ним злоключение и бессчетные лишения, выпавшие на его долю, помогли ему получить глубокую веру и возлюбить Бога. Он немало и истово молился всякий день. "Я читал до сотни молитв в день и без малого столь же ночью...Я становился на молитву до рассвета и в снег, и в холод, и в дождь"

И в одно прекрасное время во сне он услышал голос: "Ты резво отправишься на родину". И посредством немного дней опять: "Твой судно уже готов". Ему было указано, куда ходить и где разыскивать тот судно, тот, что доставит его домой. Направляемый Богом он прошагал 200 миль и увидел, что судно уже отплывает. Капитан категорически отказался схватить его на борт. Разочарованному Патрику не оставалось ничего, как развернуться и сходить восвояси. Хотя, нет ! Ему ещё оставалось читать молитву, что он и делал, уходя. И не успел он дочитать молитву до конца, как услышал за спиной звук кого-то из команды: "Поднимайся, только побыстрее!" Через три дня они достигли берега, но оказались в пустынной местности, где им в течение многих дней не встречались ни люди, ни еда. Его спутники-язычники, страдая от голода, предложили ему помолиться, если его Бог так силен, как он утверждает, и Патрик им взял обязательство, что, если они откровенно и всем сердцем обратяться к Богу, то Господь их не оставит и насытит. И они увидели табун диких свиней, а позже нашли мед. И следующие десять дней, в то время как они не встретили людей, у них не было недостатка ни в еде, ни в питье.

После возвращения домой Патрику был сон: ему явился мужчина по имени Викторик (Victoricus), пришедший из Ирландии с бесчисленными посланиями, и одно из них он подал Патрику и тот успел прочесть первые слова "Голос ирландцев...", а читая, он услышал голоса, которые умоляли его возвратиться и опять миновать посреди них....

Св.Патрик не был Патриком.

При рождении он получил имя Мэйвин Суккат (Maewyn Succat, Magonus Sucatus). Имя Патриций (Patricius), означающее на глаз "папа своим людям", он принял вкупе с саном гараздо позже, уже в Галлии. Там он жил в монастыре Св.Мартина Турского, его наставником был Св. Герман Оксеррский (St.Germanus of Auxerre). Кстати, Св.Патрика жутко почитают на берегах Луары в районе Тура, где началось его служение. Рассказывают, что как-то раз он рыбачил в этих местах, и его улов был до того велик, что ему пришлось спасаться бегством от рассерженных местных рыбаков. Он заночевал на противоположном берегу под кустом терна. А на следующее начало дня весь куст покрылся цветами... Не столь необычны цветы на терне, склько время, когда они появились: это было Рождество ! С тех пор диво повторялось из года в год. Свидетелей этому феномену было уймище, в том числе официальные лица, оттого что куст просуществовал до Первой Мировой ! А Св.Патрик помимо всего прочего стал покровителем луарских рыбаков.

Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто принес христианство Ирландии, как он не был ПЕРВЫМ епскопом Ирландии.

Когда и каким образом в Ирландии появились первые христиане не известно. Но точь-в-точь известно (об этом сообщает Проспер Аквитанский, современник описываемых событий), что в 421 году Папа Целестин I (Celestine) отправил епископом в Ирландию Св.Палладия (St.Palladius), задачей которого было не только воззвание язычников, но и духовное руководство уже обращенными. То есть к этому моменту в Ирландии было уже столь христиан, что им требовался свой епископ. Миссия Св. Палладия особого успеха не имела. Через десять лет он был направлен в Шотландию, где вскорости и умер (в 431 или в 432 году н.э.). Примерно в это же время в Галлии Св.Патрик был рукоположен в епископы. Он прибыл в Ирландию на смену Св.Палладию где-то между 431 и 435 гг.

Первоначально Патрик и его спутники высадились в устье Vantry River (Co. Wicklow), и были сию минуту встречены враждебно настроенными друидами. Такая первая саммит его не шибко обескуражила, он нетрудно решил откопать больше гостеприимный берег для начала своей миссии, и отправился в Далриада, где в родное время он познал жестокость, и куда с христианским смирением он хотел доставить влюбленность. Следующую свою остановку он сделал в устье Бойна (River Boyne). Вышедшие ему на встречу местные обитатели с удивлением и радостью услышали весть об Искуплении на своем родном языке. Здесь же он совершил родное первое диковинка на ирландской земле: некто Диху (Dichu) выхватил свой клинок и хотел сразить святого, но его десница застыла на полпути, потеряв способность передвигаться. Так он и стоял не в силах пошевелить ею, в то время как не стал больше дружелюбным. Пораженный Дилху подарил Патрику огромный амбар, где стали проходить службы. Это было первое святилище, созданное Патриком в Ирландии. Позже в этом месте выстроили церковь и монастырь, а местоположение так с тех пор и называется Саул (Sabhall - "амбар" или "сарай" по-гаэльски). А крепость своего бывшего хозяина Патрик застал охваченной огнем. Слава опередила Патрика, Милху в порыве безумия собрал все близкое добро в жилище, поджег его и сам кинулся в пламя: гордыня не позволила ему очутиться побежденным собственным рабом.

Вернувшись в Саул, Патрик узнал от Дилху, что в Таре Логайре, верховный король Ирландии (Leoghaire, Ard-Righ), собирает всех королей на торжество. Такую вероятность запрещено было упускать ! И Патрик отправился на торжество Тары, чтобы обозначиться перед всеми правителями сию минуту. В тот год торжество Тары совпал с Пасхой (26 марта 433 г.н.э). По традиции намедни Праздника по всей стране гасили огни и запалить заново их не возбраняется было только позже того, как вспыхнет главное полымя во дворце короля. Патрик поднялся на бугор Slane (как раз напротив Тары) и зажег свой Пасхальный пламень. Увидев пламень на вершине холма друиды обратились к верховному королю со словами:"тот самый пламень, зажженный в ломание правил королевского указа, не погаснет на нашей земле ни в жизнь, если его не погасить прямо в текущее время !" Но замечательный пламень погасить не удалось и сам Патрик, защищенный Проведением избежал расправы, а на следующий день - на Пасху - он сам явился в Тару в полном епископском облачении во главе процесси, поющей праздничные гимны и сразился с друидами и могущественными волшебниками, противопоставив их чарам свои молитвы. Этот день начал новую эпоху в истории Ирландии. Время язычества и друидов закончилось... 4

И хоть Патрик не был ни первым христианином, ни первым епископом, его называют Апостолом Ирландии, потому что как раз он стал первым настоящим организатором Ирландской Церкви. Он нес благую весть, обращал рабов и королей, устраивал новые епархии, строил церкви и монастыри, которые становились центрами образования, обучал и рукополагал священников из местного населения... 5 Вот тут ему и пригодились знание языка и знакомство с обычаями. Годы, проведенные в рабстве, прошли не даром. А помимо того, свою образ сыграло и его красноречие, мастерство оратора, умение без затей и доходчиво толковать невежественным язычникам сложнейшие церковные догматы: к примеру, суть Святой Троицы открыть с помощью листика клевера, сорванного тут же (три листочка - Бог-Отец, Бог-Сын и Бог-Дух Святой, а черенок - цельный Бог, ипостасями которого они являются)... 6. Но...

Св.Патрик не был ПЕРВЫМ, кто избрал трилистник символом триединства.

В всякий сакральной традиции числа играют важную образ. Число 3 считается самым магическим и священным во многих культурах, в том числе и кельтской. В кельтской традиции тройка символизировала полноту, завершенность, совершенство: прошлое, настоящее, будущее; небосклон, почва, находящийся под землей (потусторонний) мир... Умноженная сама на себя тройка давала в результате девять - знак высшего достоинства.

Концепция троицы, тройственных божеств ещё универсальна и встречается на практике во всех индо-европейских мифологических системах. Особенно немало триад встречается в кельсткой мифологии. 7 Так, в ирландской традиции Бриг (Бригита) из Племен богини Дану, дочка Дагда, имела три ипостаси: в виде юной девы она почиталась как покровительница поэтов и ученых, дарящая вдохновение, в виде зрелой женщины - как целительница, вспомогательница при родах, а в виде древней старухи - как покровительница кузнецов и ювелиров (и изображалась в виде трех птиц, сидящих на спине быка). Сами Племена зачастую называли "людьми трех богов", имея в виду ещё одну триаду - трех богов ремесла. Имена этих богов были Бриан, Иухар и Иухарба или Гойбниу, Лухтар и Кредне. Известно три богини-эпонима Ирландии: Банба, Фотла и Эриу.

Морриган (Mo'r Ri'gan, Mo'rri'gan, Великая Королева) - другое ирландское тройственное божество, богиня войны и разрушения, объединявшая в себе Ниман (Neman, "Безумие", "Ярость"), Маху (Macha, "Ворона") и Бадб (Badb,"Ворона"). Иногда они назывались "три Морриган". Эта триединая богиня могла принимать образ прекрасной женщины с огненно-рыжими волосами, ниспадавшими девятью прядями, в красных с золотом одеждах, а ещё - черной кошки, вороны, волчицы, уродливой старухи. Ее супругом был Трефуйлнгид Треохайр (Trefuilngid Tre-eochair, "тройственный носитель тройного ключа", "причина восхода и захода солнца" 8) И самое главное: символом Морриган и ее супруга был ТРИЛИСТНИК.

При той смысловой мистической нагрузке, которую несло цифра три, друиды несложно не могли не применять трилистник в своих ритуалах. Можно проронить он был ниспослан им свыше, и так и просился сделаться символом троичности окружающего мира. Кроме того, что он использовался друидами как зримый образ божественных триад, трилистник стал синонимом изобилия, жизненных сил природы, способности к возрождению: его пепелок рассеивали над полями на праздниках весны для обеспечения плодородия и защиты от злых сил.

Так что Св. Патрик, тот, что провел в Ирландии шесть лет, не мог не ведать о символизме трилистника. Фактически он побил друидов их же оружием... 9

С прочий стороны нет никаких исторических или документально обоснованных свидетельств того, что Св.Патрик когда-либо использовал трилистник в своих проповедях. (В своей "Исповеди" он также об этом не упоминает). Впервые эта история была зафиксирована в книге о дикорастущих цветах Ирландии, написанной в 1726 году англичанином (протестантским священником !) Кэйлебом Трелкелдом (dr.Caleb Threlkeld) и гласила следующее:

Это флора (белый клевер) люди носят на своих шляпах любой год в 17 день марта (тот, что называется днем Св.Патрика).

Так же читайте биографии известных людей:
Святополк Владимирович Svyatopolk I

За братоубийство Святополк получил прозвище Окаянный. Святополк фактически правил в Киеве всего один год.
читать далее

Святополк II Svyapolk II

Особенно удачен для князей оказался поход 1111 года, когда войска Святополка и Владимира Мономаха наголову разбили половцев на берегах Сала,..
читать далее

Святослав Бэлза Svjatoslav Belza

От отца унаследовал страсть библиофильства. Музыка и связанная с ней просветительская деятельность стала второй профессией.
читать далее

Святослав Логинов Svjatoslav Loginov

Лауреат премий: Аэлита (2008), Странник (2003), Интерпресскон (1995, 1998, 1999, 2006), Беляевской премии (1995), Великое кольцо (1983).
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий