Известные люди
»Семен Гейченко
Рождение: Россия, 14.2.1903
Почти пятьдесят послевоенных лет история пушкинских мест на Псковщине была неразрывно связана с именем Семена Степановича Гейченко (1903-1993). При нем восстановлены разрушенные во время войны Михайловское и Святогорский монастырь, воссозданы усадьбы в Тригорском и Петровском, открыт музей "Водяная мельница в Бугрово". Статья Семена Степановича "Здесь все поэзия, все диво", опубликованная в журнале "Наука и жизнь" (см. 5, 1982 г.), резко увеличила число паломников в Пушкиногорье. В прошлом году исполнилось 100 лет со дня рождения легендарного хранителя заповедника.
В мае 1945 года Семен Степанович Гейченко (1903-1993), старшой академический работник Института литературы АН СССР, был назначен директором Пушкинского заповедника (сегодня - Государственный мемориальный историко-литературный и природно-ландшафтный музей-заповедник А. С. Пушкина "Михайловское"). Позже он напишет: "Бог мне ниспослал бытие интересную, хотя порой и сильно тяжкую, но уж таков свойский столетний период, перевернувший российский мир вверх дном". Пушкинский заповедник возглавил дядя, за плечами которого были служба хранителя в дворцах и парках родного Петергофа, создание мемориальных музеев-квартир А. А. Блока и Н. А. Некрасова в Ленинграде, "Пенатов" И. Е. Репина в Куоккале, дома-музея Ф. М. Достоевского в Старой Руссе. Были в его жизни и сталинские лагеря, и штрафной батальон на Волховском фронте, инвалидность на всю бытие - утрата на фронте левой руки. Новое местоположение работы, что надо знакомое Гейченко ещё с довоенных лет, предстало перед ним разоренным и искалеченным. Вместоположение пушкинских усадеб, памятных мест - пепелище. О том, как выглядело Михайловское вслед за тем освобождения, Семен Степанович рассказал в своей книге "Пушкиногорье": "По дорогам и памятным аллеям ни миновать ни промчаться. Всюду завалы, воронки, разная вражья дрянь. Вместоположение деревень - строй печных труб. На "границе владений дедовских" - вздыбленные, подорванные фашистские танки и пушки. Вдоль берега Сороти - развороченные бетонные колпаки немецких дотов. И везде, куда ни кинь, кругом - ряды колючей проволоки, кругом таблички: "Заминировано", "Осторожно", "Прохода нет".
Людей немного. Солдаты-саперы разминируют пушкинские поля, луга, рощи и нивы. Изредка раздаются гулкие взрывы.
В садах Михайловского, в бывших фашистских блиндажах и бункерах лагерем встали возвратившиеся на свои пепелища обитатели деревень. Они разбирали немецкие блиндажи и тащили к себе бревна, чтобы сооружать взамен сгоревших изб новые. На здоровущий поляне у въезда в Михайловское расположились войска, которым было поручено в ближайшие месяцы очистить пушкинскую землю от взрывчатки".
Пушкинской меморией оставался только окрестный пейзаж - нездоровый, израненный, надруганный. Предстояло возродить Михайловское, родовое гнездышко Пушкиных, с домом-музеем, барскими флигелями, парком, садом, прудами. Заново воротить этому уголку живое дыхание поэтического слова, пушкинского стиха, рожденного и ограненного красотой русской природы, ее "подвижными картинами". Вспоминая эти трудные послевоенные годы, Семен Степанович признавался, что проблема, стоявшая перед ним, была необычайно сложной: "Я мечтал о возрождении красоты!" Свою мечту исподволь, в течение полувека он претворял в бытие.
Уже к 1949 году, к 150-летней годовщине со дня рождения А. С. Пушкина, были восстановлены и открыты для посетителей господская банька ("дом няни") и дом-музей поэта в Михайловском. Параллельно восстанавливался архитектурный ансамбль Святогорского монастыря. К 1958 году пушкинское Михайловское приобрело внешний вид, надлежащий тому, что запечатлен землемером И. С. Ивановым в 1837 году и известен по литографии 1838 года. В усадьбе ещё каждую весну зацветали сады, в парке, в своих старых обжитых гнездах, галдели пушкинские зуи - серые цапли, а за околицей, на старой ганнибаловской ели, каждое лето жили аисты, оглашавшие всю округу барабанной дробью клювов.
Только мир Пушкина не ограничивался только Михайловским. Были ещё и "обитель Лариных" в Тригорском, городища Воронич и Савкино, вотчина прадеда поэта А. П. Ганнибала - Петровское. Все эти "объекты" подлежали обязательному восстановлению, причем в ближайшие десятилетия. А изготовить это было не легко. Прежде всего, необходимо было уговорить официальные инстанции в непреходящей ценности, духовном богатстве старых дворянских усадеб, в том, что в них не только процветало "барство дикое", но в них же воспитывали Пушкина, Языкова, Баратынского, Блока... На поддержка себе Семен Степанович неизменно призывал общественное точка зрения, подключая к своему голосу ещё хоровой коллектив голосов из числа известных писателей, поэтов, архитекторов, скульпторов, художников, пушкинистов. Гейченко был убежден, что для полного раскрытия и понимания творчества Пушкина михайловского периода необходимо по возможности на сто процентов воссоздать все, виденное тут поэтом.
Практически с первых послевоенных лет в Пушкинском заповеднике сложилась добрая традиция - раскрывать новые музейные объекты в памятные пушкинские дни. В году их было три: дни рождения и смерти поэта, а кроме того 9 (21) августа - наезд Пушкина в ссылку. Так, в августе 1962 года состоялось открытие дома-музея в усадьбе друзей поэта Осиповых-Вульф в Тригорском, в 1977 году - дома-музея предков поэта Ганнибалов в Петровском. В 1979 году открыта экспозиция в господской баньке тригорского парка, расссказывающая о счастливом времени, проведенном Пушкиным в обществе друзей - поэта Н. М. Языкова и А. Н. Вульфа. В июне 1986 года состоялось открытие музея-усадьбы мельника и водяной мельницы в деревне Бугрово. Каждый из музейных объектов имел свою индивидуальную экспозицию, но все сообща они были объединены одной здоровый темой - "Пушкин в Михайловском".
"Михайловское! - писал С. С. Гейченко. - Это обитель Пушкина, его крепость, его угол земли, где все говорит нам о его жизни, думах, чаяниях, надеждах. Все, все, все: и цветы, и деревья, и травы, и камни, и тропинки, и лужайки. И все они рассказывают сказки и песни о своем роде-племени Когда люди уходят, остаются вещи. Безмолвные свидетели радостей и горестей своих бывших хозяев, они продолжают существовать особой, таинственной жизнью. Нет неодушевленных вещей, есть неодушевленные люди". И это был единственный из основополагающих принципов в работе С. С. Гейченко. У всего сущего есть "личность и чувство", это надобно разбираться, чувствовать и дорожить. Такого же отношения ко всему сущему он требовал от каждого работающего в музее и от приходящего паломника. Слово "паломник" ему нравилось больше, чем путешественник или экскурсант. Оно четче передавало думка, что к Пушкину надобно прибывать на поклонение, прикасаться к его поэзии как к святому источнику, очищающему человеческие сердца и души. Характерной чертой всех музеев Пушкинского заповедника, которую фиксировали тысячи посетителей, было чувство присутствия поэта, самого хозяина, как бы ненадолго оставившего свой офис.
Как хранитель заповедника, С. С. Гейченко обладал даром чутко внимать дыхание этого места, чувствовать изнутри, чем оно живет. Поэтому он жил в усадьбе в старом деревенском доме, отказавшись от больше комфортабельных условий. Для него это было жизненной необходимостью, по иному "я безотложно же стану глух, нем, слеп, немощен". Директор просыпался сообща с усадьбой, видел ее пробуждающейся, бодрствующей, отходящей ко сну. Перед его глазами одни краски дня сменялись другими, одни звуки поглощались или, напротив, усиливались другими. День начинался со звонкой побудки петуха, с пения иволги. Вечерняя тишь нарушалась кряканьем возвращающихся с пруда уток, пением соловья в густых зарослях жасмина и сирени. Было время, когда ночной сторож в усадьбе звонил в колокол, отбивая вечернюю и утреннюю зорю. Звон вырывался за околицу, стлался над рекой Соротью, озерами и затухал в михайловских рощах. Все это и ещё многое другое было тем, из чего складывалась бытие пушкинской усадьбы.
Говоря о работе музейщика, С. С. Гейченко подчеркивал: "Наш святой задолженность - сберечь и передать нашим потомкам память не только о том, что создано и завоевано нами, но и о том, что происходило задолго до нашего рождения. Память о великих преобразованиях и страшных войнах, о людях, что принесли Отчизне славу, и о поэтах, эту славу воспевших. В том бессмертном поэтическом созвучии пушкинская нота - самая чистая и звонкая. В ней - личность народа, в ней "российский дух", в ней "животворящая святыня" памяти". Сам Семен Степанович был неутомимым пропагандистом духовного содержания музея-заповедника, творчества А. С. Пушкина. Среди посетителей Пушкинского заповедника не было человека, тот, что не знал бы имени Гейченко, ставшего активный легендой для многих поколений. В книгах впечатлений, находящихся в музее, сохранились десятки тысяч добрых, благодарных пожеланий в адрес Семена Степановича, признаний его личного таланта. Сам он получал тысячи писем от разных людей - знакомых и незнакомых. Они открывали перед ним свои больные души, просили советов, признавались в любви, задавали вопросы о творчестве и биографии Пушкина. Для каждого С. С. Гейченко находил время ответствовать, растолковать, прийти на помощь хотя бы несколькими строчками; завсегда находились нужное словечко, нужная интонация и частица добросердечия души. Характеру Гейченко была категорически чужда такая черта, как душевное равнодушие. О чем бы ни говорил Семен Степанович - о творчестве поэта, о белках, живущих на ганнибаловских елях, о людях, о вещах, - он не несложно вел расклад. Он заповедовал, наставлял, заклинал, умолял, воспитывал, убеждал, настаивал. Многие из тех, кому посчастливилось встречаться и толковать с С. С. Гейченко, становились насовсем друзьями Пушкинского заповедника, его "ревнителями и печальниками", заступниками и доброхотами.
Разговор с сотрудниками музея-заповедника Семен Степанович нередко начинал обращением: "Дети мои!" И оно свидетельствовало о том, что музей-заповедник был для него одним большим домом, все мы - сотрудники - единой музейной семьей, которой предстояло продолжить занятие его жизни, воплотить в явь многие мечты и замыслы. Семен Степанович думал о расширении территориальных границ музея-заповедника. Восстановленные усадьбы - Михайловское, Тригорское, Петровское, Святогорский монастырь, городища Воронич и Савкино - неблизко не совершенный перечень мест, где довелось посетить Пушкину в свою михайловскую ссылку. Многое ещё необходимо было произвести.
О планах на предстоящее поведала его записка, хранящаяся в музейном архиве. Сегодня замыслы С. С. Гейченко становятся реальностью. Выстроен в поселке Пушкинские Горы научно-культурный середина, о строительстве которого начинал хлопотать ещё он сам. Расширилась территория Пушкинского заповедника, включившая в себя усадьбу Воскресенское, принадлежавшую двоюродному деду поэта Исааку Ганнибалу; усадьбу Голубово, куда уехала, выйдя замуж, Евпраксия Николаевна Вульф; старинное псковское село и городище Велье; озерко Белогуль с его островом Буяном. Во время подготовки к 200-летию со дня рождения А. С. Пушкина в заповеднике проведены большие реставрационно-восстановительные работы, в основу которых легли планы развития музея, намеченные С. С. Гейченко.
Заслуги главного хранителя Пушкиногорья были оценены по достоинству. Ему первому посреди музейных работников присвоено звание Героя Социалистического Труда. Он дважды лауреат Государственной премии: в 1988 году - за книгу "Завет внуку" и в 2001 году (посмертно) - за вклад в формирование лучших музейных традиций.
Сегодня в музее-заповеднике наряду с пушкинскими датами фиксируют дни памяти Семена Степановича: день рождения - 14 февраля, день именин - 15 февраля. Ежегодно 2 августа на городище Воронич, близ Тригорского, на месте его упокоения служат панихиду. В 2003 году на торжества в связи со 100-летием со дня его рождения в заповедник съехалось хоть отбавляй гостей - музейные работники, близкие друзья, помощники заповедника, музыканты, артисты. В научно-культурном центре установили мраморный бюст С. С. Гейченко (скульптор А. А. Кубасов), открыли выставку "Пушкинский заповедник и его Хранитель" из фондов музея-заповедника и частной коллекции Т. С. Гейченко. Выставки, посвященные юбилею Хранителя Пушкинского заповедника, в течение года прошли в Москве, Санкт-Петербурге, Минске.
Рассказывая о творчестве Пушкина, С. С. Гейченко сравнивал его поэзию со "святой обителью, храмом". Поэт обращался к душе человека с призывом "творить добро повсеместно!" И сам Семен Степанович о себе в одно прекрасное время сказал: "Тому завету Пушкина я следую всю свою жизнь".
Так же читайте биографии известных людей:
Семен Глазштейн Semen Hlazshtein
Многоточия и точки, запятых не проминуть.Буквы, строчки, строфы, впрочем,Мы напишем как-нибудь...
читать далее →
Семен Гудзенко Semen Gudzenko
Семен Гудзенко - советский поэт-фронтовик. Родился 5 марта 1922 года.Произведения Семена Гудзенко:Однополчане (1944)Стихи и баллады (1945)После..
читать далее →
Семен Кирсанов Semen Kirsanov
Семен Кирсанов - русский и советский поэт. Родился 18 сентября 1906 года. Настоящая фамилия - Кортчик.На стихи Семена Кирсанова написаны песни, в..
читать далее →
Семен Липкин Semen Lipkin
Семён Израилевич Липкин был человеком сверхъестественного терпения. Это привлекало едва ли не сильней, чем его стихи. Он терпел советскую власть в..
читать далее →