Известные люди
»Семен Лебедев
Рождение: Россия, 5.12.1919
Майор С. А. Лебедев совершил 169 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сбил 19 и в составе группы 2 самолёта противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Родился 5 Декабря 1919 года в селе Плаховское ( в настоящий момент - Захаровка ), Нуринского райна Карагандинской области, в семье крестьянина. Окончил 9 классов и школу фабрично - заводского ученичества. Работал столяром на заводе в городе Керчь. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу пилотов. Служил на Дальнем Востоке в части, вооружённой самолетами И-15 бис.
Участник Великой Отечественной войны с 1943 года. После переучивания и переформирования в Новосибирске на Як-1 принимал участие в сражении на Кубани. Воевал на Северо - Кавказском, Южном, 4-м Украинском, 1-м и 3-м Белорусских фронтах.
На 3-м Белорусском фронте его эскадрилья совершила 276 боевых вылетов, провела 13 групповых боёв, сшибла 17 самолётов противника. 7 Июля 1944 года 6 истребителей под командованием Семёна Лебедева вступив в мордобой с 18 истребителями и 10 бомбардировщиками противника, сшибли 6 самолётов.
К Августу 1944 года начальник эскадрильи 43-го истребительного авиационного полка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 3-й истребительный авиационный остов, 1-я Воздушная вс, 3-й Белорусский фронт ) Майор С. А. Лебедев совершил 169 боевых вылетов, в 37 воздушных боях лично сшиб 19 и в составе группы 2 самолёта противника. 23 Февраля 1945 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
Вэтого произвёл 220 успешных боевых вылетов на Як-7, Як-9 и Як-3, в воздушных боях сшиб лично 22 и в группе с товарищами 2 самолёта противника. Среди лично сбитых им машин 13 бомбардировщиков - Ju-87, Ju-88, Hе-111... В самом конце войны на аэродроме столкнулся с другим истребителем, получил тяжелые травмы и был отстранён от лётной работы.
После войны продолжал служить в ВВС. В 1952 году окончил Военно - Воздушную академию. Кандидат военных наук, доцент. С 1975 года Полковник С. А. Лебедев - в запасе. Работал в Военно - Воздушной академии. Жил в посёлке Монино Московской области. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, "За службу Родине в Вооружённых Силах СССР" 3-й степени, медалями. Умер в 1996 году.
* * *
Каждое начало дня сквозь КПП входит на территорию Военно - Воздушной академии имени Ю. А. Гагарина Герой Советского Союза Полковник в отставке Семён Андрианович Лебедев. Не расстаётся с авиацией ветеран. Он давнехонько уже не летает, но по - прежнему отдаёт ей все свои силы, навык, знания и тепло души.
22 года Семён Андрианович обучал в академии лётчиков тактическому мастерству. Более 40 научных трудов по тактике вышло из - под его пера. Защитил кандидатскую диссертацию. К шести боевым орденам прибавилось ещё два - уже в послевоенные годы. Так Родина отметила боевой и рабочий стезя своего верного сына.
Нет - нет да и вспомнит ветеран свою юность...
С раннего детства Семён был влюблён в море, на берегу которого в городе Керчь проходили его ребячество и молодость. Любовался голубым небом, в котором над морем кружили птицы. Однажды увидел он в небе необычную птицу, которой управлял джентльмен. Больно и весело защемило сердце. С тех пор влюбленность к небу стала ещё сильнее. Он читал всё о самолётах, что мог сыскать в книгах, газетах, журналах. Хотелось летать, и мысли о полётах завладели им навечно.
Успешно закончив школу, он поступил вкалывать на бочарный предприятие, где вкалывал его папа. Вступил в комсомол и пошёл обучаться в Керченский аэроклуб. Уставший за день, но безмерно довольный он возвращался домой, лелея заветную мечту о поступлении в лётное училище.
И вот он курсант Качинского лётного училища. Учился с желанием и настойчивостью. Полёты доставляли ему отрада. В 1939 году, благополучно окончив училище, был направлен служить на Дальний Восток. Здесь он вскоре стал опытным лётчиком, за что награждён знаком "Отличник РККА" и назначен командиром звена.
В Ноябре 1942 года Старший лейтенант Лебедев стал командиром эскадрильи. Было ему тогда только 24 года. Такую ответственную пост доверяли не каждому. На его кандидатуре остановились в силу того что, что Лебедев обладал высоким лётным мастерством, хорошими организаторскими способностями. Ещё рядовым лётчиком он в полном объёме выполнял задания днём и ночью. Будучи командиром звена, одним духом вывел свой коллектив в цифра передовых. В основу обучения подчинённых Лебедев положил лётно - тактическую подготовку и сам провёл с лётчиками примерно 100 учебных воздушных боёв.
Понятно, что с вступлением в пост командира эскадрильи забот у него прибавилось. Учил комэск подчинённых не только лётному и тактическому мастерству. Не меньше внимания уделял и воспитанию мужества, упорства и морально - психологической стойкости. И вот получен директива о переводе в боевой полк.
Семён Андрианович Лебедев, начальник 2-й эскадрильи 43-го авиаполка, пользовался большим авторитетом. Он был примером в небе и на земле. Аккуратный, рассудительный, требовательный к себе и подчинённым, он казался весьма строгим. В реальности это был шибко добрый, чуткий дядя, но требовал от подчинённых дисциплины и порядка. Не только навык лётной работы, но и хорошие организаторские способности помогли ему во фронтовой обстановке, когда он командовал эскадрильей.
В то время шли жаркие воздушные бои над Кубанью. 15 Апреля над аэродромом на высоте на глаз 2000 метров появился Ме-110. Лейтенант А. В. Кочетов в один момент поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует тертый лётчик, Ме-110 увеличил прыть и скрылся.
Следующим дежурил начальник 2-й эскадрильи С. А. Лебедев. Уже вечерело, когда на большом удалении от аэродрома появился двухкилевой самолёт. "Очевидно, это тот Ме-110, которого отогнал Кочетов", - подумал Лебедев. Да и по радио руководитель связи полка его наводил на "противника". Старший лейтенант Лебедев был хорошим стрелком, произвёл атаку и... подбил свою "Пешку", возвращавшуюся из разведки. Хорошо, что лётчик Пе-2 сумел, к счастью, усадить повреждённую машину. Экипаж был невредим.
Все понимали, что эта невезуха итог отсутствия боевого опыта. Очень резво тот самый навык пришёл.
На рассвете 17 Апреля 1943 года немецкие войска перешли в атакование супротив нашей группировки, закрепившейся на плацдарме в районе Мысхако. Она нуждалась в надёжном прикрытии с воздуха.
Во второй половине дня полк получил задачу на прикрытие войск в этом районе. В числе первых на боевое поручение повёл шестёрку "Яков" Семён Лебедев. Вскоре лётчики увидели 6 вражеских истребителей и вступили с ними в мордобой. Получилось так, что схватка расчленилась на отдельные очаги и вёлась попарно. Командир с ведомым Николаем Бородиным атаковал головные самолёты врага.
Воздушный махач неизменно таит в себе полно неизвестного, а начальный - в особенности. Поначалу обоим лётчикам стало не по себе. Фюзеляж ведущего Ме-109 обвивала нарисованная тёмно - серая с жёлтым брюхом змея. Шутка ли, внезапно попасть перед матёрым немецким асом ! Надо было пересилить неприятное ощущение, сберечь наличие духа, мобилизовать свою волю и мастерство. Лебедев приказал ведомому: "Спокойно, атакуем !"
Наши истребители ринулись в сторону "Мессеров". В круговерти боя машины из горизонтальных маневров переходили в вертикальные и напротив. С плоскостей срывались дымчато - сизые жгуты, что говорило о высоких перегрузках при маневрировании. Но противнику не удавалось в то время как занять выгодное положение для атаки. "Яки" потихоньку ближе подбирались к "Мессерам" с задней полусферы и могли вот - вот завладеть инициативу. Немцы не стали искушать судьбу и вышли из боя. Ничейным результатом закончилась схватка и других пар.
Хотя это была и не полная, но виктория, в свое время всего в моральном отношении. Первое опробование на прочность духа было выдержано. Так начальник эскадрильи оценил тот самый мордобой на разборе. Так его восприняли и все лётчики. Однако комэск предостерёг их от самоуспокоенности, нацелил на нелёгкие бои. Их длительно дожидаться не пришлось.
На прочий день снова произошла саммит с Ме-109. На тот самый раз лётчики действовали тактически больше грамотно, добились лучшего взаимодействия в группах и сшибли 2 вражеских самолёта. Один из них - на счету командира эскадрильи. Своих потерь не было.
Интенсивность боевой работы с каждым днём нарастала. 20 Апреля на земле шло ожесточённое сражение в районе плацдарма. Противник изготовился для решающей атаки. Одну за иной бросал он сюда группы бомбардировщиков под прикрытием истребителей.
Семён Лебедев снова повёл звено на прикрытие войск. С пункта управления в районе плацдарма, где в это время находились Командующий ВВС Северо - Кавказского фронта Генерал К. Вершинин и начальник корпуса Генерал Е. Савицкий, поступила инфа о приближении нескольких групп бомбардировщиков Ju-88. На одну из них и устремилось звено Лебедева.
С первого захода наши лётчики уничтожили два "Юнкерса". Враг был ошеломлён. Строй бомбардировщиков рассыпался. Истребители прикрытия не успели среагировать на действия четвёрки "Яков". Воспользовавшись замешательством врага, звено повторило одновременную атаку с разных направлений и сбило ещё 2 "Юнкерса". В том бою всякий лётчик уничтожил по одному вражескому самолёту.
Командующий приказал наградить лётчиков. На груди Семёна Лебедева засверкал орден Отечественной войны 1-й степени. Через немного дней комэск сшиб ещё единственный "Юнкерс".
Лебедев на задания летал весьма нередко. 11 Мая над станицей Крымская он сшиб Ме-109, а 26-го - ещё одного.
В результате воздушного сражения в небе над Кубанью весной 1943 года немецкая авиация понесла крупные потери. Моральный дух лётного состава противника упал. Немецкое руководство перебросило количество истребительной авиации с других участков фронта. Во главе групп были поставлены командиры, имевшие немалый навык воздушных боёв в небе Кубани. В тактике истребителей появились новые элементы: они небольшими группами скрытно выходили в районы базирования нашей авиации и завязывали мордобой с возвращающимися на аэропорт самолётами, когда в баках без малого не оставалось горючего и боеприпасы были израсходованы. Часто враг атаковал наши истребители на взлёте, когда те были ещё лишены маневра. Цель преследовалась одна - любыми путями воссоздать былое господство в воздухе.
В первое время неприятель добился некоторого успеха. Но не повсеместно. Однажды Лебедев и Бородин вылетели по тревоге. Они получили задачу придерживаться на деблокирование аэродрома, где базировался сопредельный полк. Над аэродромом при наборе высоты их вдруг атаковало звено Ме-109. С земли не смогли своевременно предварить лётчиков. В результате истребитель Бородина был подбит и пошёл на вынужденную посадку.
Комэск остался единственный. Атакованный в наборе высоты, он не имел необходимого запаса скорости для боя. Немцы взяли его в клещи, из которых выскочить, казалось, было нельзя. И куда бы Семён ни развернул свой самолёт, он попадал под атаку то одного, то другого "Мессера".
Лебедев мобилизовал всю свою волю. Энергично маневрируя, он трижды срывал атаки врага. И любой раз зловещие силуэты Ме-109 проскакивали в непосредственной близости от его самолёта. Мелькнула мысль: а воспрещено ли их подловить ? Тем временем развернулся в атаку и четвёртый "Мессер". Когда он приблизился и вот - вот должен был вскрыть пламень, Семён грубо увеличил перегрузку на развороте. Немец проскочил с внешней стороны. Лебедев тут же переложил свой "Як" в противоположную сторону, и противник оказался в прицеле. Прошитый меткой очередью, Ме-109 упал неподалёку от аэродрома. Окрылённый победой, Семён ныне уже сам атаковал ближний к нему самолёт. Такой дерзости враги не ожидали и с позором покинули зону боя.
На следующий день немецкие пилоты явились уже двумя звеньями. Командир эскадрильи на тот самый раз возглавлял боем с земли. Заранее поднятые в воздух наши истребители практически за 10 минут сшибли 4 самолёта врага. Двух лётчиков, спасшихся на парашютах, допрашивал комкор Генерал Е. Савицкий.
Несколько раз Сем`н Лебедев летал в разведку в район Керчи. С высоты увидел руины родного города и голубую бухту, в которой стояли вражеские корабли. Сердце сжималось от боли. Росла ненависть к врагу и решительность сражаться, сбивать их, выгонять с близкий земли.
За 2,5 месяца боёв над Кубанью Семён Лебедев совершил 52 боевых вылета, провёл 16 воздушных боёв, сшиб 6 самолётов противника. В его характеристике записано: "В боях проявляет исключительную храбрость и умение править подчинёнными. Личным примером увлекает других". Эти качества были присущи Семёну Лебедеву в течение всего периода войны.
Он считал шибко ценным навык, приобретённый при полётах ведомым у командира корпуса Евгения Яковлевича Савицкого, тот, что хватал в напарники чаще всего наиболее подготовленных командиров эскадрилий, обучал их на личном примере и в то же время проверял в бою. Почётно было летать с этим бесстрашным и решительным Генералом. Но на ведомого возлагалась особая ответственность. В случае необходимости он должен был без колебаний каждый ценой закрыть вудущего. Уприсматривать за действиями Савицкого и надёжно закрыть его было достаточно сложно. Вместе с тем комкор тонко понимал тактику и умело применял её в воздушных боях, в особенности с истребителями.
В Сентябре 1943 года в районе Большого Такмака, что севернее Мелитополя, неприятель удерживал оборону по правому берегу реки Молочной. Этот оборонительный предел прикрывал низовья Днепра и подступы к Крыму с севера. Перед нашими войсками стояла проблема прорвать оборону противника и завершить отбояривание Левобережной Украины.
Обычно при встрече со смешанными группами противника комэск Лебедев доля своих лётчиков направлял на ударные самолёты, а доля - для связывания боем истребителей прикрытия. Главная проблема - не предположить прицельного бомбометания !
Как - то Лебедеву с ведомым Иваном Косенко пришлось увидаться с 15 немецкими самолётами. Положение не из лёгких. Но получен приказ: не вручить врагу скинуть бомбы. В данной ситуации нужно было разыскивать необычное вывод. И Лебедев нашёл его.
Используя превышение, "Яки" на огромный скорости прорвались сквозь заслон истребителей и ринулись на строй бомбардировщиков. Дерзкая и ошеломляющая штурмовая вылазка. Противник вынужден был скинуть бомбы, не доходя до цели. Нарушив боевой строй врага, а кроме того взаимодействие немецких истребителей с бомбардировщиками, комэск с ходу сшиб "Хейнкель-111". Воспользовавшись замешательством врага, ведомый Косенко поджёг ещё единственный самолёт. Остальные развернулись и со снижением ушли на запад.
Как - то доля самолётов эскадрильи Лебедева была включена в группу прикрытия для штурмовки вражеского аэродрома. Ударную группу из 18 машин Як-9 возглавил начальник эскадрильи соседнего полка Капитан В. Климов. Лебедев вёл восьмёрку и находился выше и позади. На аэровокзал вышли вдруг для врага. Группа Климова в соответствии с разработанным планом с ходу нанесла потрясение по зенитным средствам и самолётам противника на земле. Вспыхнуло 3 очага пожара. Но тут произошёл непредвиденный эпизод.
Лебедев обнаружил три девятки "Юнкерсов". Они подходили к аэродрому, видимо, для встречи со своими истребителями прикрытия и никак не ожидали тут, в своём тылу, советских истребителей. В задачу комэска не входило входить в мордобой с бомбардировщиками. Но искушение было настолько велико, что выдержать от атаки он не мог. Ведь было ясно, что "Юнкерсы" несут бомбовой груз для наших войск.
Оставив звено для обеспечения группы Климова, Лебедев четвёркой ринулся на бомбардировщики. Снайперскими ударами безотложно же были сбиты три Ju-88. Противник был ошеломлён. "Юнкерсы" рассыпались, стали пикировать, сбрасывая бомбы рядом с рубежом аэродрома. Пожары и дым на аэродроме и около представляли захватывающее представление.
Не понимая, в чём занятие, Капитан Климов внутренне возмущался тем, что в то же время с ним для удара по аэродрому, не предупредив его, направили ещё и бомбардировщики. Не ровен час, разрешено попасть под их бомбы или взрывы от них. Лишь потом посадки он понял необычность такого "непланового" бомбометания. Наши самолёты возвратились без потерь. Боевой листик в заметке "Здравая инициатива" рассказал о грамотных действиях командира группы прикрытия...
Каждый полёт неповторим и не похож единственный на иной, и в этом разнообразии ситуаций, непредвиденных и шибко опасных моментов, проявляется мастерство и гений истребителя. Наши лётчики, накопив боевой навык и проявляя мужество, выходили победителями в боях с немецкими асами.
2 Октября 1943 года 8 самолётов под командой Капитана С. А. Лебедева прикрывая наши войска, вели мордобой с 8 бомбардировщиками Не-111 в районе Ворошиловка. Ударная четвёрка Лебедева атаковала противника в лоб. Враги в панике сбросили бомбы. С дистанции 100 метров Капитан открыл жар, у "Хейнкеля" разрушилась правая плоскость и он стал валиться. Его ведомый Черненков зажег второго. Третьего сшиб Косенко.
Лейтенант Андрющенко, сковывавший своей группой противника, стал преследовать пару Ме-109. Те, не приняв боя, ушли на свою территорию. Этот махач, будучи на радиостанции наведения, наблюдал генерал Е. Я. Савицкий. За личную храбрость он представил к награде С. А. Лебедева орденом Красного Знамени, а И. Т. Косенко орденом Отечественной войны I-й степени.
В конце дня 2 Октября Капитан С. А. Лебедев и его ведомый Лейтенант И. Т. Косенко патрулировали над нашими войсками в районе Большого Токмака. Заметили 9 Не-111 под прикрытием 4 Ме-109. С земли радиостанция наведения передала команда командующего 8-й Воздушной армией:
- "Грачи", бейте бомбёров !
По приказу Лебедева Иван Косенко атаковал ведомого "Хейнкеля", а Лебедев ринулся на ведущего. Выйдя из атаки, они увидели 2 падающих, окутанных дымом бомбардировщика.
- Молодцы, "Грачи" ! Объявляю вам признательность ! - передал по радио наблюдавший за боем командующий 8-й Воздушной армией Генерал - полковник Т. Т. Хрюкин.
В начале Января 1944 года за рекой Ингулец, в районе Снегирёвки, разведка обнаружила вражеский аэропорт. 9 Января на штурмовку этого аэродрома полетели две восьмёрки истребителей. Одна под командой С. А. Лебедева, другую вёл начальник 274-го полка Майор Климов. В этом вылете они уничтожили рядом двух десятков вражеских самолётов.
8 Февраля 1944 года был взят град Никополь. За большие заслуги в ликвидации Никопольского плацдарма 3-му истребительному авиакорпусу было присвоено почётное наименование - "НИКОПОЛЬСКИЙ".
После взятия Никополя началось сражение за отбояривание правобережной Украины и велась подготовка к боям за отбояривание Крыма. Ставка Верховного Главнокомандования и руководство 8-й Воздушной армии поставили перед командованием корпуса и двух входящих в него дивизий задачу не предположить разрушения переправ посредством Сиваш. Для этого был составлен проект блокировки аэродромов противника в ночное время. Этот проект был одобрен командующим 8-й Воздушной армии Генерал - полковником Т. Т. Хрюкиным.
Необходимо было сломать вражеские аэродромы, на которых садились самолёты, базировавшихся в Румынии, для заправки горючим и за бомбовой нагрузкой. Эти аэродромы размещались на мысе Херсонес и примерно села Весёлое.
В одну из тёмных ночей на самолётах Як-7Б взлетел Генерал Е. Я. Савицкий с двумя ведомыми - командирами эскадрилий Капитанами С. Маковским и С. Лебедевым. Барражируя в отдалении в стороне от аэродрома, заприметили на взлётной полосе движущиеся огни. Сбросили бомбы на взлетную полосу, бьют из пушек и пулемётов. Заработали зенитки, но снаряды "эрликонов" летели в сторону и вреда нашим самолётам не причинили. 40 вылетов сделали в ту темное время суток истребители корпуса.
В следующую темное время суток Савицкий с той же группой лётчиков заново штурмовал тот же аэропорт. Штурмовка прошла благополучно. Лебедев сшиб "Юнкерса" на взлёте и тот взорвался прямо над взлётной полосой и осветил весь аэропорт.
Тогда немцы установили на всех своих ночных бомбардировщиках специальные пламегасители. Разгадав это, наши лётчики стали сбрасывать бомбы на взлётные полосы и разрушали их. Число наших вылетов возросло за темное время суток до 50 - 60. Восстановить на все сто взлётные полосы немцам не удалось. Ни одна наша переправа на Сиваше не была разрушена.
11 Апреля 1944 года наши войска освободили городок Керчь. 12 Апреля на разгром вражеского аэродрома близ посёлка Ички ( в настоящий момент Советский ) было поднято 24 истребителя с бомбами под плоскостями. Группы по 12 машин вели опытные командиры эскадрилий - Капитаны А. В. Кочетов и С. А. Лебедев.
Удар был внезапным, полёт проходил над западной частью Азовского моря. Над целью на высоте 600 - 700 метров увидели 4 "Фоккера". В мгновенной атаке Кочетов и Лебедев сшибли 2 FW-190. Сброшенные на стоянки самолётов бомбы нанесли врагу крупный урон.
7 Июля 1944 года начальник эскадрильи С. А. Лебедев возглавил группу из 6 самолётов. В заданном районе встретили 10 бомбардировщиков и охранявших их 18 истребителей. Своими действиями наши лётчики не допустили прицельного бомбометания. В завязавшемся бою сшибли 6 вражеских самолётов. Вернулись на базу без потерь.
Дороги войны привели Лебедева в небеса Белоруссии, а следом Прибалтики. Памятен ему воздушный махач в районе Вильнюса. Нужно было надёжно закрыть пригодную для тяжёлой техники дорогу в городок. Майор Лебедев возглавил группу из 12 истребителей. Вскоре обнаружили 24 вражеских самолёта FW-190, летевших на штурмовку наших войск. Численное превосходство врага не смутило наших лётчиков. Умело распределив силы, начальник применил стремительный потрясение, чёткое взаимодействие в группе, чередование атак звеньями. В результате было уничтожено 8 вражеских машин, сорван потрясение по нашей танковой колонне.
Орден Александра Невского прибавился к боевым наградам комэска. День 23 Февраля 1945 года стал для Семёна Лебедева двойным праздником. Ему было присвоено звание Героя Советского Союза.
После освобождения Польши Семён Андрианович сражался с врагом над Берлином. Окончательный результат своим ратным делам он подвёл над Одером: в паре с замполитом полка С. Гулиным сшибли по одному FW-190. Тепло отзывается Лебедев о боевом комиссаре, тот, что не только воодушевлял лётчиков пламенным словом, но и увлекал их личным примером.
Вэтого Майор С. А. Лебедев выполнил 220 успешных боевых вылетов, провёл 50 воздушных боёв, уничтожил 22 неприятельских самолёта лично и 2 в группе с товарищами, 3 аэростата - корректировщика. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил документальные подтверждения на 19 личных и 5 групповых побед. Разница в числе личных побед может быть вызвана наличием 3-х уничтоженных аэростатов. Возможно другой раз их приплюсовывают к сбитым самолётам: 19 + 3 ) Немалый урон активный силе и боевой технике врага нанёс начальник эскадрильи во время штурмовок на поле боя.
За годы войны Лебедев не потерял ни одного ведомого. Двое из его воспитанников - ведомый Николай Бородин и начальник звена Алексей Кочетов были удостоены звания Героя Советского Союза.
После окончания войны Семён Андрианович Лебедев продолжал службу в авиации. Выйдя в отставку, он не расставался с ней. Ветеран нередко встречался с молодым поколением авиаторов. Рассказывал им о славных делах своих боевых друзей, с кем бесстрашно и умело громил ненавистного врага...
Так же читайте биографии известных людей:
Семен Львов Semen Lvov
Гвардии Капитан С. И. Львов совершил 280 боевых вылетов, в 98 воздушных боях сбил лично 6 и в группе с товаришами 22 самолёта противника. 0 года за..
читать далее →
Семен Сибирин Semen Sibirin
Гвардии Капитан С. А. Сибирин совершил 246 боевых вылетов, в 36 воздушных боях лично сбил 14 и в группе 1 самолет противника. 0 года за мужество и..
читать далее →
Семен Федорец Semen Fedorec
Семён Федорец закончил Днепропетровский аэроклуб в 1941 году и в Мае стал курсантом Военной авиационной школы в Одессе. Вскоре началась война, и..
читать далее →
Семен Харламов Semen Haritonov
Гвардии старший лейтенант С. И. Xарламов совершил 574 боевых вылета. В 85 воздушных боях сбил лично 4 и в группе 2 самолёта противника. 23 Февраля..
читать далее →