Известные люди

»

Сергей Бабаян

Сергей Бабаян Sergey Babayan Карьера: Музыкант
Рождение: Россия
На его концертах в зале стоит трепетная тишина, кажется, слушатели боятся ее нарушить громким вздохом. Обычно он не смотрит на клавиатуру, часто глаза его вообще закрыты, на лице - выражение отрешенности, погруженности в себя, одухотворенности. Он играет технически сложные произведения, но в зале всегда чувствуется удивительная ясность.

Я продолжительно жила под впечатлением его музыки и перед беседа с ним подумала: какой довольный дядя! Он блистательно воплотил родное дарование, и весь мир открыт его таланту! Ведь это и есть фортуна. Поэтому мой начальный вопросительный мотив к Сергею Бабаяну был, чувствует ли он себя счастливым человеком.

- Вы говорите о фортуна профессиональном или общечеловеческом?

- Профессиональное - оно у вас на лице в каждом концерте. А в жизни?

- Я думаю - нет людей, которые все время счастливы. Наверное, есть какие-то минуты, когда ты чувствуешь себя счастливым Какой-то момент, когда ты осознаешь это особое состояние. Даже не умом осознаешь, а интуитивно. Может быть, от общения с музыкой или с природой. Или с шибко близким тебе человеком.

- Говорят, Антон Павлович Чехов в Ялте при встрече с Львом Николаевичем Толстым спросил его, что такое фортуна. Толстой словно бы ответил ему: фортуна - это зарницы, короткие-короткие мгновения. В каждом возрасте они разные...

Мне кажется, откопать родное призвание, воплотить свои дарования - это и есть фортуна в философском смысле. Все другое - влюбленность, слава, самочувствие - преходяще.

- Счастливым, вероятно, было мое малолетство в Армении, начальный преподаватель, профессор Сараджев, детская музыкальная учебное заведение им. Саят Нова (армянский поэт) - это, надо думать, были самые счастливые мои дни и часы. Вообще, у меня особое касательство к детским музыкальным школам. Эти школы сохранили удивительную атмосферу. Не помню, чтобы на меня давили, обижали. Я, когда был в Армении, зашел в свою ДМШ, там такие же чудесные люди, и от школы идёт эдакий же чистый "ток".

- Продолжая разговорчик о фортуна, Вы, тем не менее, всё же смогли реализовать свои способности.

- Это все сравнительно. Мне хотелось бы заниматься не только музыкой, хотелось бы свершить что-то ещё больше важное.

- Например?

- Есть такие люди, как Швейцер 1... Если вчитаться в его книги, ясно, что он всю существование также искал. Он, скорее всего, и был счастлив.

- Давайте вернёмся к вашему музыкальному образованию. Находите ли Вы Ваш тракт довольно гладким? Вас вели прекрасные учителя, Вы окончили аспиран туру при московской консерватории.

- Нет, на первых порах тракт был окончательно не гладким. Особенно в те годы, когда я учился в московской консерватории. Да, учителя были замечательные, но сама Вера Васильевна Горностаева была в опале, и ее ученикам было нелегко. А у меня армянская фамилия, это тогда крайне вредило, крайне. Потом, у меня не было московской прописки... Я в текущее время вспоминаю Москву как время трудное и малоблагополучное. Там, в Москве, умели сформировать гнетущую атмосферу, чтобы люди ощущали себя на все сто задавлен ными. Я не чувствовал себя человеком, тот, что может располагать мишень и достичь до неё. У меня и ныне нет желания ретироваться в Москву, более того игрывать концерт. Меня звали, я отказался. Вот в Питер я поеду игрывать более того без всяких гонораров. Я там уже играл на фестивале "Белые ночи". Россию помню и люблю более того провинцию, к примеру, Свердловск, то есть в настоящее время Екатеринбург, там была прекрасная, сильно чуткая публика.

- А в Америку Вы как попали?

- В Америку я приехал как путешественник. Мои друзья привезли мои документы и кассету на конкурс, в 1989 году. Кассета понравилась, и меня пригласили. Я не решился огласить в Москве, что еду на конкурс, поехал как бы туристом. У меня была мишень победить хоть какой-то приз, чтобы были денежки на задний квиток. А выиграл я первую премию. Американцы приняли меня шибко душевно. Я подружился с одним из спонсоров конкурса. Когда эта дама, преподаватель музыки захворала, она попросила меня сменить её. Я взял 2-3 учеников. У меня были конкурсы, необходимо было подготавливаться, было тяжело. Ещё у меня был занимавшийся со мной в Москве ученик, Алик Слободяник, я дружил с его отцом, вследствие этого занимался с этим шибко одаренным мальчиком. Когда глава фортепианного факультета Кливлендского института искусств пригласил меня на свой фестиваль в Лонг-Айленд, он попросил выказать ему мальчика, и тот шибко понравился. Меня пригласили преподавать - сначала на почасовой основе. Я и не думал тогда, что это обернется позицией артистин-резиденс, которая даст мне вероятность хоть отбавляй игрывать и сформировать студию из отборных студентов.

- Говорят, Вы обожаете своих учеников и отдаете им непочатый край сил и времени.

- Я истинно их обожаю. Мы работаем не как обычная учебная студия. Работа идет на безупречно другом уровне. Я заметил: когда учишь людей неразвитых, то и преподаешь больше прохладно, в силу того что что необходимо произносить вещи, которые не требуют духовных затрат. Но в настоящее время ко мне попадают довольно талантливые студенты. К сожалению, многие из них не так подготовлены, как русские студенты. Не стоит обобщать, но в советских детских музыкальных школах организация музыкальной подготовки была замечательная. Способные дети приходят к тебе истинно добро технически подготовленными. Если у них есть ещё и индивидуальность, то действовать с ними существенно перспективнее. Был эпизод, когда ко мне попал парнишка из Канады - весьма одаренный. Но его начали обучать чересчур поздненько, лет в 12. А в России, если у ребенка есть способности, их замечают и начинают развивать до срока, такая была организация. Дети у меня в классе занимаются 3-4 года. За это время тяжело исправить все пробелы в их музыкальном воспитании. Интересно вкалывать с теми, кто ещё не испорчен провинциальными педагогами. К несчастью, нередко становятся преподавателями музыки не по призванию, а потому что, что из них не получилось пианистов, и они решили, что преподаванием разрешается получить на существование. А педагогика - ещё больше исключительный дар, чем исполнительство. Надо появиться педагогом. Педагог - это джентльмен, тот, что отдает тебе свои умения и знания. Человек, тот, что отдает. Как режиссер кино. Он видит, что в актере заложены качества, о которых артист может и не подозревать. Режиссер должен их из него выудить.

- Что самое главное в педагогике? Что педагог должен воспитать в ученике?

- Я думаю - честность.

- То есть, в основном речь идет о нравственных качествах?

- Если мы говорим о высоком уровне, взращивать надобно разум. Почему ты этим занимаешься. Будешь ли ты этим заниматься, если станешь всего ничего получать. Так ли ты любишь это. Говорить о необходимых качествах для музыканта не возбраняется без конца. Но инициировать нужно с того, какой ты мужчина. Главное - развивать индивидуальность. А после этого - шлифовать дарование. Если дядя по природе своей может что надо игрывать Бетховена, эту его природную сторону надобно развивать, но если его слабая край - Шопен, также ее надобно развивать. Развивая слабую сторону, сильная край ещё больше оттачивается.

- Кстати, критики пишут, что Ваша самая сильная край - Бетховен. Верно ли это?

- Нет, я бы не сказал, что больше всего ценю Бетховена. Он, конечно, для меня крайне важен, но если избирать одного композитора, я бы остановился на Бахе. А позже сильно рядом стоит Рахманинов... и следом - Бетховен. Я с охотой играю Шуберта, Шумана и Чайковского. Это разные композиторы, разное мышление. Но близость их содержится в том, что это музыка - шибко духовная. Она исцеляет мне душу. Рахманинов дает надежду. Есть композиторы - прекрасные мастера, философы, но их музыка возбуждает. Когда я в упадке, сбалансировать духовные силы могут Бах и Рахманинов.

- Вы по природе - оптимист?

- Нет, как разрешено быть оптимистом в наши дни, когда кругом так хоть отбавляй трагедий. Но когда я слышу музыку Баха или Моцарта или Рахманинова, я верю в то, что есть божественная мощь. Я знаю, что эта музыка или поэзия Пушкина не могут быть нетрудно результатом большого таланта или высокого профессионализма. Нет, за этим кроется какая-то мощь... Я бы не стал изрекать о себе как о приверженце какой-то религии. Мы до того ограничены в своем сознании... нам кажется, что мы способны смыслить какие-то явления, но на самом деле за этим стоит мощь, которая необъяснима. Может быть, на каких-то последующих этапах нашего развития мы сможем подступить к пониманию этих явлений.

- Какое местоположение в Вашей жизни занимают друзья?

- Огромное! У меня есть друзья детства, которые остались на всю существование. Когда мы не видимся продолжительно, после этого встречаемся, кажется, подобно тому как виделись вчера. Друзья - это единственный из самых прекрасных подарков жизни. У меня есть и новые, американские друзья.

С возрастом все меньше хочется лишаться время и контачить нетрудно так, со случайными людьми.

- Вы объездили без малого полмира. Дают ли Вам гастроли страсть сколько новых впечатлений?

- Знаете, есть точка зрения, подобно тому как артист видит и способен объять массу новых впечатлений. Но это не окончательно так. Приезжаешь - и нужно навалом трудиться, репетировать и хоть негусто передохнуть перед концертом. А впечатления скорее не от города, а от публики. В России крайне чуткая публика, она так чутко тебя слушает. И ты начинаешь игрывать лучше и лучше, вследствие того что что сознаешь - боятся кашлянуть! В Америке нет этакий чуткой публики, только в Европе. Играешь еле слышно - они слушают, замерев, ты ещё тише - они вслушиваются, боятся преступить тишину. В Америке не прививается почтение к искусству, благоговейного отношения нет. Но люди в этом месте по своей природе внутренне свободны, все одинаково игрывать для них - блаженство. Особенно в больших городах - прекрасная публика - там же страсть сколько еврейской и русской публики с нашими традициями. Но должен повиниться, с возрастом публика для меня перестает обладать такое большое роль.

- Да-а? Вы как будто сами себе противоречите!

- Музыка и цели, связанные с исполнением, меняют свою образ. Считается, что музыкант выходит на сцену, чтобы делиться своими переживаниям. Это не постоянно так. Случается, уже не значимо, кто в зале... играешь для того, кого ты любишь, а они вдалеке. Иногда играю и думаю о своем учителе и подобных ему замечательных людях - как бы моих единомышленниках. Если в зале есть такие люди, я буду счастлив. Если их там нет, то это меня не расстроит. Ты играешь для тех, кто в твоей душе. Каждый раз ты хочешь свершить лучшее, на что ты способен. Но не каждый раз это удается.

- Я все думаю о ваших словах про публику. Как Вы относитесь к славе?

- Слава... это уже не так существенно. С возрастом это перестает быть ценностью. Конечно, славно бывает, но это только минутное состояние. Слава не может соорудить человека счастливым. Я знаю замечательных артистов и дирижеров, которых узнают на улице и пристают с просьбами вручить автограф. В конце концов, это надоедает. Я думаю, что счастливым человека разрешено мнить, когда его понимают и когда есть семейство, супруга, дети, внуки.

- Это завтра?

- Этого может и не довестись, но я все одинаково буду уверен, что это - самое большое фортуна.

* * *

Вот эдакий вышел разговорчик. Начиная его, я думала, что речь пойдет о профессии, а болтовня получилась в сущности о душе. Педагог чувствует груз ответственности за свою образ в духовном развитии учеников, которых он готовит к жизни в искусстве. Он готовит не только профессионалов, но личности, формируя их внутренний мир - чувства, нравственную позицию, человеческое достоинство. Для Сергея Бабаяна гуманизм возводится в ранг религии, что достойно самого глубокого уважения. И мироощущение замечательного музыканта, совершенно быть может, неосознанно для него самого, передается слушателям. Вот отчего залы, более того в случае неискушенной публики, преобража ются, облагороженные его искусством. Я знаю многих великолепных исполнителей. Слушать их - удовольствие. Концерты же Бабаяна - событие.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Беликов Sergey Belikov

О человеке говорят его дела. О певце - песни. Почти все песни Сергея Беликова становились хитами. Отличный голос, врожденный артистизм плюс..
читать далее

Сергей Беринский Sergey Berinskiy

Сергей Самуилович Беринский (14 апреля 1946 - 12 марта 1998).
читать далее

Сергей Бобунец Sergey Bobynec

Одной из самых успешных песен группы Смысловые галлюцинации хиту Вечно молодой исполняется 10 лет! Отметить это событие музыканты приедут в..
читать далее

Сергей Боханов Николаевич Sergei Bohanzev Nikolaevich

Лауреат и дипломант многих фестивалей конца 80-х годов, в том числе Всесоюзного в г.Таллин в 1988 году.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий