Известные люди
»Сергей Каплан
Рождение: Россия» Санкт-Петербург, 24.4.1954 - 22.1
Сергей Каплан - израильско-бразильский бард, поэт и литератор. Родился 24 апреля 1954 года.Первый альбом Сергея Каплана вышел в свет в 1990 году под названием "В гуще скрипов и басов". Помимо этого Каплан выпустил такие альбомы как: "До свиданья, 42", "Покуда я жив", "Непутёвый поход", "Русским тоже тяжело", "Осень над проседью", "Наши в Израиле", "Останется дом на высокой горе", "Волшебник с бородой" и др.
Обычно я на неурочные звонки не реагирую, но тут другое занятие. Приходится все кидать и ехать на иной финал города, к черту на кулички, потому что что Каплан это вам не грач какой-нибудь, не скворец, он птица редкая.
Сергей Каплан, бард, стихотворец, обитает в Ашдоде, в наши края прилетает на пять-шесть месяцев. За это время он успевает объездить с концертами Кольский полуостров, остров Крым, Харьков, Питер, Самару и только немного кратких дней посвящает Москве. А ещё он является единственным народным артистом поселка Слюда Мурманской области. Больше этого звания никто не удостоился и уже не удостоится немного лет вспять мини северный поселок прекратил родное наличие и исчез с карты.
Кроме того, у Каплана безупречно уникальное отчество Делеорович; как будто памятка, метка ушедшей в небытие эпохи. Делеор значит Десять Лет Октябрьской Революции.
Не берусь утверждать, что имя (совершенно обычное, среднерусское) определило судьбу моего друга, но уж отчество, мелодичное, как наименование звезды, точно, в особенности вкупе с еврейской фамилией. В общем, творческий порыв был неизбежен, но с чего все началось?
Долгая песня, смеется Каплан, читатели устанут. Вначале, как водится, было слово: первые вирши лет с 14-ти. После школы я поступил на филфак Тверского госуниверситета, на кафедру теории романтизма. Потом режиссерские курсы, руководство первым на Кольском полуострове дискотеатром, а дальше уж пошло-поехало...
Мы сидим в подвале (вернее, трюме) Желтой субмарины уютного ресторана на Маяковке. Вообще-то кабачок вверху, там белоснежные скатерти, учтивые официанты и, говорят, отличная еврейская кухня, а тут бар, аналогичный на внутренность сказочной избы. В окна заглядывают нарисованные скоморохи, огромное дерево подпирает невысокий свод. Посадочных мест за деревянными столами хватит на небольшую компанию, как будто нашей. Два десятка старых приятелей обычный кворум для квартирника; Каплан, отыгравший непременный концерт в престижном Гнезде глухаря, ныне поет для друзей.
Пусть не скромничает, встревают в разговорчик с другого конца стола, он же, считай, единственный из первых бард-продюсеров! Знаешь, как тогда гастроли организовывались? Звонит Каплан в райком комсомола: У меня тут есть мировой исполнитель... Потом необходимо достигнуть соглашения с самим исполнителем: где, когда, за сколь. Работа хлопотная, нервная, а главное, для здоровья вредная...
В восьмидесятые годы, когда держава дорвалась до гласности, КСП, вкупе с рокерами вышедший из подполья, стал безумно популярным. Как раз тогда Грушинка поставила свой именитый рекорд, сравнимый неужели что с концертами Роллинг Стоунз, 200 тысяч зрителей. Бардов более того раскручивать не пришлось в Москве не было кухни, где вдогонку за русскими народными не распевали бы Виноградную косточку Булата Окуджавы хором и а капелла. Единственное, чего не хватало жанру, родившемуся в палатке, настоящих подмостков, словно бы Политеха времен оттепели. И за этим занятие не стало. Фестиваль в Горбушке, концерты в ДК, гастроли, битком набитые залы года два все шло, как по маслу, а вслед за тем начался спад. Злоба дня, немного лет державшая аудиторию, приелась; исчерпала себя и романтика шестидесятых визитная карточка жанра. Попытки воскресить ее на коммерческой основе породили только мрачные слухи о смерти КСП посреди самих КСПшников. Русский рок к тому моменту удачно преставился, утратив самых ярких исполнителей; авторская песня, казалось, также вот-вот отдаст концы. Изо всех динамиков неслась сплошная попса, навязчивая, как марш Мендельсона. Но у гибнущего КСП на руках оказался заветный козырь мастерские, созданные бардами Первого круга. Люди приходили туда не столь попеть и пообщаться, сколь помыслить и побеседовать о теории жанра, его проблемах и путях развития. Это была творческая учебное заведение, лаборатория и сцена вкупе. Тогда-то и появился Второй канал Грушинского фестиваля, созданный Ланцбергом, возник луферовский театр Перекресток, а Каплан придумал Кольский бугорок. Малые площадки сыграли образ спасительного резервуара со свежей кровью. Движение ожило и обновилось, вырвавшись от любительства к профессионализму. Нынче от барда требуется серьезное исполнительское мастерство, а не только искренность хотя она по-прежнему остается альфой и омегой.
Как удается из простых, в сущности, вещей соткать целое действо? Я смотрю на сцену и ничего не понимаю. Передо мной сорокалетний еврей с гитарой, подобный на Пана. Тот, говорят, мог заворожить всех одной незатейливой дудочкой, тот самый сочетанием самых обычных слов и звуков. Подобрать его песни под силу более того новичку, рифмы в них без малого тривиальные, но предельно точный образ, возникающий в итоге, держит тебя цепко и крепко-накрепко. Два-три дня позже концерта ходишь, думаешь и дышишь в ритме его песен, с их особой, танцевальной мелодикой. Самба, румба, танго, вальс чего там только нет. И все это развлекуха, легкая и совместно с тем серьезная. Философская лирика привычной жизни моей и вашей.
...Концерт уже закончился, но никто не спешит отправляться. Наверно, мы бы так и просидели до утра, но бар вот-вот закроется, да и метро также. В суматохе прощания (спешный обмен электронными адресами и номерами мобильников) чуть удается выкроить кусок времени, чтобы довести до конца разговорчик.
Сереж, а не устал ты вот так мотаться за четыре моря от Белого до Мертвого?
Это мой темп. Я живу им и абсолютно не представляю, как разрешено по-другому. Мне все эти моря нужны в равной мере, так же, как и Кольский, и Ашдод.
Что тебя побудило съехать в Израиль? На сиониста ты как-то не похож...
Конечно, сионизмом и не пахло. Просто я крайне длительно и тяжко болел, с 1985 года. Меня удачно пользовал превосходный питерский ортопед Эдуард Иванович Яковенко, но в 1997 году стало ясно, что необходимы самые радикальные меры. Нужны были две операции, крайне сложные и дорогие, с длительной реабилитацией. Весной я съездил в Израиль к родственникам и попутно проконсультировался. Оказалось, что если репатриироваться, то операции не будут стоить ничего. Израильские доктора обещали определить меня на ноги. 30 октября 1997 года я приземлился в Бен-Гурионе, в феврале 98-го и 99-го годов все было сделано. И с тех пор все, кто знал меня в болезни, видят идеально другого Каплана: бегающего, прыгающего, танцующего умеренно, но все же... Кроме того, Израиль привязал меня к себе. Здесь мои бодрые, неунывающие, хотя уже пожилые родители, тут обе мои дочки, приехавшие ещё раньше меня, тут, начиная с первой же весны, я выступаю на израильских фестивалях авторской песни и более того помогаю придумывать для них сценарии. Частенько выступаю и как ведущий концертных программ, а ещё мастерских, семинаров. Но главное тут живут люди, принимающие мою дружбу. Они скучают, если мы продолжительно не видимся, хотя понимают, какие тесные у меня связи под славянским небом.
И все-таки в твоих песнях одиночество вроде сквозняк, пронизывающий каждую строчку. Неужели ты окончательно его не боишься?
Мы с ним нечасто встречаемся. Я не пользуюсь состоянием одиночества совсем не умею передыхать, расслабляться, вытягивать ноги, взирать телевизор. Оно настигает меня только в дороге, когда я окружен людьми, и тогда мне пишется на коленке так, как дома, за столом, и не приснится. Ничто не мешает более того если начнут приставать. А само по себе одиночество я не люблю.
А что ты любишь?
Ездить в трамвае с любимой женщиной. А ещё лучше в разных трамваях: она первая, а я следом, минут посредством пятнадцать.
Когда-то ты говорил, что на свете нет ничего, помимо любви. Теперь к картине мира добавилась битва. Война внутри, в душе, и та, что на улице, одна и та же?
Война это то, что мешает любви. Можно окрестить войной все что хочешь: злую тещу или глупых соседей. Если двое любят дружбан друга, но боятся, что их наследник попадет в автобус с террористами, это мешает любви. Если мужчина хочет взмыть, а благоверная ему говорит: Посмотри на себя ты потому как в пальтецо и спортивных тапочках! Кто же летает в таком виде?! это также мешает. Война, со взрывами или с кривыми улыбками, к сожалению, все-таки есть, вкупе с шахидами, сварливыми супругами, непонимающими детьми.
Что же совершать?
Отстаивать влюбленность, более того если для нее придется драться.
У тебя имеется какая-то заветная греза, давнее охота, что ни на есть заманчивый пирожок на полочке?
Страшно сообщать о таком вслух, потому что что звучит жутко, пошло и банально, и трактовать это разрешается как попало. Но я крайне хочу, чтобы все были счастливы.
Из досьеРодился 24 апреля 1954 года в Ленинграде. Окончил школу в 1971 году в г. Мончегорске (Кольский полуостров). Выпускник Калининского (Тверского) госуниверситета (филологический факультет, кафедра теории романтизма, академический начальник И.В. Фоменко, 1981 год). Поэт, прозаик, автор песен. Автор книг стихов Счастливы ли вы? и Покуда я жив.... Проживает в Ашдоде (Израиль).
Худрук Всеизраильских фестивалей.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Крутиков Sergey Krutikov
Сергей Крутиков - российский музыкант, автор и исполнитель. Родился 11 декабря 1970 года на Украине.Сергей Крутиков известен под сценическим..
читать далее →
Сергей Крылов Анатольевич Sergei Krylov Anatolievich
На стихи С. Крылова писали музыку С. Никитин, Л. Белостоцкая, В. Мулявин, А. Лебедев, однако в большинстве своих песен (а их более ста) он автор и..
читать далее →
Сергей Курехин Sergey Kurehin
Сергей Анатольевич Курехин родился 16 июня 1954 года в городе Мурманске в семье военного. Музыкой стал заниматься с четырех лет. Детство и школьные..
читать далее →
Сергей Лазарев Sergey Lazarev
Сергей Лазарев - популярный российский певец и актер. Родился 1 апреля 1983 года.С 2001 по 2004 год Сергей Лазарев являлся участником группы..
читать далее →