Известные люди

»

Сергей Никитин

Сергей Никитин Sergey Nikitin Карьера: Музыкант
Рождение: Россия» Москва, 8.3.1944
Сергей Никитин - Заслуженный деятель искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994). В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии".

Родился 8 марта 1944 года в Москве. Отец - Никитин Яков Григорьевич (1908 - 1956). Мать - Никитина Вера Сергеевна (1913 г. рожд.). Супруга - Никитина Татьяна Хашимовна (1945 г. рожд.). Сын - Никитин Александр Сергеевич (1971 г. рожд.).

На вопросительный мотив, как он стал бардом и с чего у него все началось в песне, Сергей Никитин заурядно отвечает: "Очень захотелось самому распевать Булата Окуджаву". Начало, в общем, по тому времени (самый-самый финал 1950-х) достаточно обычное. А изредка на тот самый же вопросительный мотив он отвечает немного по-другому: "У меня все пошло от гитары". И с гитарой также вначале все было так же "обычно": нашелся знакомый, тот, что показал, как на ней берутся пресловутые "три аккорда", - шибко многие начинают осваивать основы аккомпанемента как раз с этого, добавляя со временем к первым трем ещё пять, двадцать пять, сто двадцать пять и так дальше - в зависимости от индивидуальных запросов, настойчивости, ну и, безусловно, способностей.

Необычность же никитинского случая содержится совсем не в том, что он стремительно освоил "сильно много" разных аккордов, и тем больше не в том, что строй его гитары оказался (в общем, случайно) нестандартным - семиструнка, но с пониженной на полтона второй и повышенной пятой струнами. Просто на практике сию минуту, как только Никитин взял в руки гитару (а он тогда был ещё школьником), стало очевидным, что это отличный и совсем неповторимый музыкант - что называется, "от Бога". Собственно, виртуозом в точном значении этого слова он сделался позднее (да и не такое уж это редкое явление - гитарист-виртуоз), но уже на самых ранних магнитофонных записях его гитара звучит так же профессионально, как и в настоящее время, - и настолько же безошибочно узнаваема, потому что легко нереально не познать тот самый специфический, фирменный "никитинский" звук, - нечто из разряда "явлений", то, чему, надо полагать, в принципе нереально научиться, более того освоив все нужные аккорды с самой правильной аппликатурой. Тем не менее воспроизвести его игру пытаются многие - некоторые энтузиасты более того сознательно для этого выучивают заковыристый никитинский строй (истина, сам-то он с легкостью переходит с него и на стандартную "семерку", и на "шестерку"; может на домре, на балалайке, банджо, да хоть на гуслях, не говоря уже об обычном фортепьяно). Казалось бы, чисто технически для любого довольно "продвинутого" гитариста в никитинском аккомпанементе нет ничего сверхъестественно сложного. Ан нет, ещё ни у кого так не получилось. Подражателей хватает, а Никитин все одинаково единственный.

Несмотря на ослепительно выраженные музыкальные способности, следом окончания школы он пошел обучаться в МГУ, на физфак (1962 - 1968). Физика в те годы вообще была "в почете", и талантливая молодая поросль устремлялась аккурат туда, на авангардный край научных завоеваний. На этой волне Сергей и выбрал себе профессию физика - и ни при каких обстоятельствах об этом не жалел. Хотя, скорее всего, пройди он в родное время сквозь нормальную детскую музыкальную школу, других вариантов, помимо как продолжать обучаться на профессионального музыканта, уже и не возникло бы. Но так не случилось. Хорошо это или скверно, в настоящий момент анализировать бессмысленно, но все-таки не возбраняется допустить, что аккурат естественнонаучное университетское образование и многолетняя служба в академических институтах - Институте органической химии (1971-1980, лаборатория химии белка) и Институте биологической физики (1980-1987, лаборатория физической биохимии), в среде научно-технической интеллигенции (причем в основном интеллигенции "шестидесятнического" замеса) сыграли крайне важную образ в формировании не без затей Никитина-композитора, - им-то он, являясь музыкантом от рождения, стал бы, по-видимому, в любом случае, - а композитора-барда, работающего с высокой поэзией на глубочайшем уровне взаимодействия, взаимопроникновения двух стихий: музыки и слова, - когда музыка не без затей достойна стихов и адекватна им, но способна раскрывать в них новые грани, обогащать новыми или скрытыми до поры смыслами. Профессиональных композиторов, удачно работавших на этом "поле", вообще всю дорогу было не так непочатый край - позволительно окрестить Георгия Свиридова, Микаэла Таривердиева, Владимира Дашкевича, создавших прекрасные вокальные циклы на вирши поэтов-классиков; но пожалуй, за исключением некоторых, ставших крайне популярными, романсов и песен из кинофильмов, эти их произведения остаются достоянием узкого круга ценителей вокальной камерной музыки (нисколько не во что бы то ни стало при этом являющихся и ценителями самой поэзии).

Никитин же, от первых исполненных им когда-то песен Окуджавы и Городницкого до собственных больших концертных программ под названием "Мы поем стихи" - агент другой традиции напевать и внимать поэзию, традиции, укорененной аккурат в среде университетской и научно-технической интеллигенции и получившей широкое распространение под названием "авторской песни". Здесь поэзия давнехонько завоевала привилегированное положение главной, ведущей составляющей, по сути являясь основой и конечным смыслом всего творческого процесса. Причем барды-композиторы, пишущие музыку не на свои вирши, сделали для такого положения вещей ни чуточки не меньше, нежели "полные" авторы, поющие собственную поэзию. И в этом месте вклад Сергея Никитина, вскоре ставшего лидером всего композиторского направления авторской песни, тяжело переоценить. Достаточно припомнить только некоторые из его песен (всего за годы творческой деятельности их написано возле 400), ставшие, как это в особенности ясно ныне, по прошествии времени, вехами в развитии жанра: "Диалог у новогодней елки" и "Сон об уходящем поезде" (вирши Ю. Левитанского), шекспировские "Сонеты" (в переводе С. Маршака), цикл "исторических" песен о царе Иване и "Певец разлук" (вирши Д. Самойлова), "Снег идет" (вирши Б. Пастернака), "Времена не выбирают" (вирши А. Кушнера), "Переведи меня посредством майдан" (вирши В. Коротича в переводе Ю. Мориц), "На стоянке" и "Когда мы были молодые" (вирши Ю. Мориц), "Брич-Мулла" (вирши Д. Сухарева), цикл песен на вирши Г. Шпаликова, "Илья" и "Зычный гудок" (вирши О. Чухонцева), "Кузнечики" и "Отнятая у меня" (вирши А. Тарковского), "Напрасно" (вирши А. Фета)...

Кроме написания собственных песен Никитин, будучи сам замечательным исполнителем, ещё во время учебы в университете организовал и следом возглавил известные исполнительские коллективы, много сделавшие для пропаганды и популяризации лучших произведений жанра. Первый из них (1963-1967) - мужеский квартет в составе С. Никитина, С. Смирнова, Б. Геллера и А. Монахова (позднее В. Хаита) возник на базе физфаковской агитбригады, участником которой Никитин стал на 1-м же курсе университета. В репертуаре квартета кроме студенческого фольклора и песен факультетских авторов ("визитной карточкой" квартета была написанная физиком Сергеем Крыловым "Зимняя сказка", вскоре разошедшаяся по стране на правах безымянной "народной" песни), входили кроме того песни Юлия Кима, Александра Городницкого и Александра Дулова. Созданный позднее квинтет, просуществовавший до 1977 года и ещё состоявший из студентов-физиков: Сергея и Татьяны Никитиных, К. Сантакреу, В. Улина, Н. Туркина, - напевал без малого только классику жанра и более того в известном смысле "делал ее" своим великолепным исполнением, вводя эти песни в общекультурный обиход. Несколько поколений студентов, а далее и прочее народонаселение страны аккурат с голоса никитинского квинтета впервой узнало и разом полюбило "Сентиментальный марш" (Б. Окуджава), "Я вас люблю, мои дожди" (В. Егоров), "Когда я пришел на эту землю" (Н. Гильен - Г. Христофоров), а кроме того "Амазонку" (вирши Р. Киплинга), "Лошади в океане" (вирши Б. Слуцкого), "Контрабандисты" (вирши Э. Багрицкого) и другие песни Виктора Берковского, тот, что в те годы не выступал сам со сцены. В 1972 году квинтет стал лауреатом 3-го Международного фестиваля политической песни в Берлине. За всеми успехами коллектива некогда всего стояли гений аранжировщика и работа его руководителя - Сергея Никитина, получившего в 1978 году премию Московского комсомола в области литературы и искусства "за создание и воплощение в жизнь песен".

В "квинтетские" годы сложился и исполнительский дуэт Татьяны и Сергея Никитиных, наличествующий и поныне. Творческий союз единомышленников, людей, близких по духу, оказался крайне успешным и плодотворным, причем Татьяна постоянно играла в нем важную образ не нетрудно партнера по сцене - она является главным советчиком, самым первым слушателем и "судьей" (а порой бывает и прямым соавтором) написанного. В исполнении дуэта Татьяны и Сергея Никитиных записано больше полутора десятков пластинок и компакт-дисков как с песнями самого С. Никитина (в том числе "Под музыку Вивальди", 1994; "Избранное", 1994; "Большой секрет для маленькой компании", 1995; "Золотая Брич-Мулла", 1996; "Поле чудес", 1998; "Времена не выбирают", 1999 и др.), так и с песнями других авторов ("Часовые любви", 1997 - песни Булата Окуджавы; "Наш разговор", 1999 - песни Александра Дулова; "Со мною вот что происходит", 1999 - песни на вирши Е. Евтушенко и строй других).

Долгое время Никитины совмещали активное концертирование с научной работой ученых-биофизиков (оба закончили аспирантуру; потом - кандидаты физико-математических наук). В 1990 году, оставив науку, Татьяна стала заведующей отделом культуры Октябрьского райисполкома Москвы, позже - заместителем префекта Центрального округа, а с 1992 по 1994 год работала заместителем министра культуры России (министром тогда был Евгений Сидоров). В конце концов, порядком устав от сражений на административном фронте за отечественную культуру с, мягко говоря, равнодушным к этой культуре чиновничеством, она ушла трудиться в итальянскую фирму, занимающуюся арт-бизнесом. Ее "зарубежная" занятие во многом по-прежнему связана с отечественной культурой; в частности, она устраивает выставки и организует всевозможную рекламу для наших художников на Западе.

В 1987 году, за немного лет до Татьяны Никитиной, расстался с физикой и Сергей, на сто процентов переключившись на творческую дело. Некоторое время он состоял в штате Театра-студии Олега Табакова, заведуя в нем музыкальной частью, занимался музыкальным оформлением спектаклей, написал музыку к целому ряду постановок, в том числе к "Двенадцатой ночи", "Кастручче" (1988), "Я хочу сниматься в кино" (1990) и др. С 1995 года он - независимый художник и занимается реализацией собственных проектов. Вышел в свет сборник песен Сергея Никитина "Времена не выбирают" (составитель В. Романова).

Но вообще-то композиторская служба Никитина в кино и театре началась задолго до того, как он формально приобрел статус профессионального музыканта. Впервые это произошло в 1967 году, когда его, студента-пятикурсника, тогдашний режиссер Театра-студии МГУ Петр Фоменко пригласил накарябать музыку для спектакля "Человек, аналогичный на самого себя, или Вечер Михаила Светлова". Сам Никитин вспоминает об этом как об крайне важном для себя событии, - не говоря уже об общении с интереснейшими людьми, приходившими на спектакли и посещавшими репетиции студии Фоменко (посреди них были, в частности, Юлий Ким и Петр Якир, Лиля Брик, Константин Симонов и Леонид Утесов), эта служба стала для него первым опытом осознанного творческого погружения в мир поэзии и личности поэта, на вирши которого писалась музыка (позднее подобное "погружение" происходило со стихами Юнны Мориц, Давида Самойлова, Геннадия Шпаликова, Дмитрия Сухарева...). Результатом стал цикл песен на вирши Светлова, но главное - как раз с этого времени у Никитина началось серьезное увлечение поэзией, касательство к ней не нетрудно как к источнику текстов для песен, а, выражаясь словами Юнны Мориц, "рыцарское служение" ей.

Первая служба Никитина в кино - телефильм "Морские ворота" (1974), для которого в соавторстве с Виктором Берковским и Юрием Визбором (которому принадлежат стихи) было написано нескольких песен. Всех участников этой работы связывала тесная приятельство, естественным образом продолженная в творческой сфере: они и вслед за тем неоднократно соавторствовали в написании музыки и песен к различным теле- и кинофильмам, спектаклям и радиопостановкам. Совместно с В. Берковским, в частности, была написана музыка к спектаклям "Мэри Поппинс" (Театр имени Ермоловой, 1976) и "Коньки" (ЦДТ, 1977), к музыкальному спектаклю "Али-Баба и 40 песен персидского базара" (сценарий В. Смехова, первая постановка в 1979 году), "Большая докторская сказка" (радиоспектакль по сказке К. Чапека, 1977), а песни Никитина на вирши Ю. Визбора вошли в единый строй документальных телефильмов студии "Экран" ("Мурманск-198", "На полюс", "Земля, улетаем надолго" и др.). Помимо этого С. Никитин является композитором (и автором прозвучавших там песен) ещё целого ряда теле- и кинофильмов: "Почти смешная история" ("Экран", 1977), "Москва слезам не верит" ("Мосфильм", 1979), "Старый Новый год" ("Экран", 1980), "Поездки на старом автомобиле" ("Мосфильм", 1987), нескольких мультфильмов ("Сказка о потерянном времени", "Большой секрет для маленькой компании", "Мальчик шел, сова летела" и "Волчья шкура") и спектакля "Полоумный Журден" (Центральный театр кукол, 1983).

Несколько музыкальных произведений для театра Никитин написал совместно с поэтом Дмитрием Сухаревым, своим близким другом и постоянным соавтором, тот, что выступил автором либретто. Два из них были поставлены различными театрами как в нашей стране, так и за рубежом. Премьера оперы-водевиля по рассказу А.П. Чехова "Предложение" состоялась в 1989 году в театре "Третье направление"; после этого в 1990 году он был поставлен в театре "Школа современной пьесы" под названием "А чой-то ты во фраке?" (и продолжает удачно шагать там уже больше 10 лет); спектакль шел кроме того в Тверском областном театре и Theater del Altmark города Штендаль (Германия). Вторая пьеса - водевиль "Актеры между собой" - поставлена в Театре наций в 1996 году.

Продолжается и сотрудничество с телевидением: в 1999 году канал "Культура" осуществил запись большого цикла тематических концертов Сергея Никитина, проходивших в Доме-музее Булата Окуджавы в Переделкине; серия передач с этими выступлениями уже немного раз была показана на экране.

Еще одна "приоритетная" сфера деятельности, на что Никитин ни в жизнь не жалел сил и времени, - это то, что позволительно бы тоскливо обозвать "работой с детьми", но что в никитинском исполнении неизменно превращается в что ни на есть действительный торжество. В его жизни это нечто наподобие "общественной нагрузки" - потому как ни в каком педагогическом штате он ни в жизнь не состоял, так что педагогического стажа не приобрел. Зато у песенки про пони, написанной на вирши Юнны Мориц ещё в 1965 году, когда автор был студентом, и по-прежнему продолжающей оставаться "в ходу" у детей и их родителей, - стаж целиком заметный. И у других песен Никитина для детей - а он пишет их всю бытие - настолько же счастливая судьба: они нравятся детям, и те с удовольствием их слушают и поют сами (хотя вообще-то, и "бывшие дети" также!). Многие из самых знаменитых никитинских детских песен (начиная от тех самых "Пони", которые "девочек катают" - до "Любимого пони", одной из последних) написаны на вирши Юнны Мориц: "Ванечка-пастух", "Слониха, слоненок и слон", "Большой секрет для маленькой компании", "Собака бывает кусачей", - ну и, конечно, "Резиновый ежик" - хит всех времен и народов "от двух до пяти". "Окучивание" детей не ограничивается чисто композиторской работой: Никитин постоянно устраивает для них большие концерты-праздники, куда приглашает "хороших и разных" поэтов и музыкантов, где звучат не только бардовские песни, но и классика, и джаз, и фольклор, выступают юные музыканты и актеры. Вот уже больше 10 лет во Дворце творчества детей и юношества на Воробьевых горах ежемесячно проходят так называемые "Никитинские встречи" - клуб, где собирается детвора (начиная с 3 лет) со своими мамами и папами, чтобы послушать хорошую музыку, подпеть гостям на сцене (а то и подплясать, что в особенности с радостью проделывают самые маленькие).

За эти годы картина барда Сергея Никитина, окруженного малышами, с энтузиазмом, хоть и не сильно стройно, подтягивающими бессмертного "ежика", стал уже привычным ("Чем хороша детская аудитория, - шутит он, - каждые пять лет подрастает новое поколение - и еще раз требует "про ежика""), - но с некоторых пор он все чаще стал являться на сцене кроме того и в окружении молодых профессионалов. Студенты и выпускники "гнесинки" и консерватории, флейтисты (сегодняшний лауреат Всероссийских и международных конкурсов флейтистка Татьяна Ларина когда-то также участвовала в "Никитинских встречах" в качестве "юного дарования"), виолончелисты, пианисты, струнный "Москва квартет" - всем этим молодым музыкантам любопытно вкалывать с Никитиным, исполнять его музыку и легко выступать вкупе в концертах "Классического проекта", которым он увлечен в последнее время. Возможно, весьма быстро звучание классических инструментов в произведениях авторской песни, до сих пор преимущественно "гитарной", станет обычным делом - жанр развивается, и неустанный творческий розыск барда и композитора Сергея Никитина, продолжающего вкалывать, разыскивать, творить, увлекая за собой всё новые молодые силы, - надежное обеспечение этого процесса.

Сергей Никитин - Заслуженный участник искусств России (1995), член Союза театральных деятелей РФ (1992), член Всероссийского музыкального общества (1994). В 1997 году Татьяна и Сергей Никитины стали лауреатами Царскосельской художественной премии - с замечательной формулировкой "За многолетнюю преданность русской поэзии". Но, пожалуй, награда, которой Никитин больше всего дорожит, - стихотворение Булата Окуджавы, написанное к его 50-летию и посвященное Сергею Никитину:

Знаком он по песенке старой,

И все-таки он не артист.

Он всем нам привычен с гитарой,

И все же он не гитарист.

Немало нам песен пропевший,

Споющий ещё не одну,

Он физик, к стиху прикипевший,

Ученый, влюбленный в струну.

Как впору ему тот самый свитер!

Как точен аккомпанемент!..

Он раньше всего - композитор,

Но главное - интеллигент.

1994

Живет и работает в Москве.

Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Островой Sergey Ostrovoy

Особенно широко Островой известен как автор многих популярных песен ("Дрозды", "Жди солдата", "Сердечная песенка", "Песня остается с человеком" и..
читать далее

Сергей Пенкин Sergey Penkin

Сергей Пенкин, он же "золотой голос России" - человек скромный, о своих заслугах и наградах говорить не любит. Однако доподлинно известно, что он..
читать далее

Сергей Прокофьев Sergey Prokofiev

Сергей Прокофьев - выдающийся русский и советский композитор, пианист и дирижер. Родился 23 апреля 1891 года.Сергей Прокофьев является одним из..
читать далее

Сергей Рахманинов Sergey Rahmaninov

Среди наивысших творческих достижений Рахманинова 4 концерта для фортепиано с оркестром; рапсодия на тему Паганини для фортепиано с оркестром; 3..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий