Известные люди
»Сергей Никоненко
Рождение: Россия» Москва, 16.4.1941
Сергей Никоненко - популярный советский и российский актер театра и кино, режиссер, Народный артист РСФСР. Родился 16 апреля 1941 года.Сергей Никоненко является одним из самых востребованных актеров советской и российской киноиндустрии. На сегодняшний день Сергей Никоненко снялся в более чем 190 фильмах и серилах. В 1974 году состоялся дебют Сергея Никоненко в качестве кинорежиссера и сценариста.
Родился 16 апреля 1941 года в Москве. Отец - Никоненко Петр Никанорович (1898 - 1979). Мать Никоненко Нина Михайловна (1913 - 1991). Супруга - Воронина-Никоненко Екатерина Алексеевна, актриса кино. Сын - Никоненко Никанор Сергеевич (1973г.рожд.).
Сергей Никоненко вырос не в артистической семье, но свой тракт определил для самого себя до срока, жестко и насовсем. Это произошло, когда Сереже было 13 лет, и с этого момента для него существовала только одна специальность - специальность актера, на овладение которой он кинул все свои юные силы: записался немедленно в два кружка - драматический в московском Дворце пионеров и студию художественного слова. В кружках он нашел не только выход своей клокотавшей внутри энергии, не только блаженство жгучего желания игрывать, но раньше всего прекрасных педагогов, заложивших в нрав подростка то, без чего он не состоялся бы ни как дядя, ни как артист. Это был мир настоящей литературы, немалый поэзии, мир искусства, где нравственности не учили, а несложно были живым ее воплощением. Именно живым воплощением идеалов были Пушкин, Есенин и Маяковский, вирши которых Сережа заучивал наизусть. С.Никоненко окончил вечернюю школу и раньше времени начал рабочий тракт. Он работал кондуктором автобуса, следом почтальоном и мечтал поступить во ВГИК.
Видимо, что-то шибко человечное, кроме таланта, сумел рассмотреть в щуплом пареньке С.А.Герасимов, отбирая из сотен претендентов нескольких счастливчиков в свою вгиковскую мастерскую. Сегодня тот самый вектор движения назвали бы курсом "звезд". Ж.Болотова, Н.Губенко, С.Никоненко, Ж.Прохоренко, Г.Польских, Л.Федосеева, Е.Жариков - такого "созвездия" знаменитостей на курсе С.Герасимова и Т.Макаровой не было, по их признанию, со времен "молодогвардейцев" - И.Макаровой, Н.Мордюковой, В.Тихонова.
В институте Сергей Никоненко переиграл без малого весь строгий репертуар, охватывая Гамлета. А для дипломного спектакля С.Герасимов предложил студентам "Карьеру Артуро Уи". Этот спектакль стал тогда явлением не только институтской хроники, но всей культурной жизни столицы благодаря раньше всего игре двух актеров - Николая Губенко и Сергея Никоненко.
Как сложившийся киноактер С.Никоненко в первый раз обратил на себя внимательность в картине А.Азарова "Это случилось в милиции". Роль у него была хотя и маленькая, но, что называется, заметная. И эта ранняя служба стала, в сущности, началом его актерской биографии. Вся дальнейшая служба актера Никоненко подтвердила, что как раз жизненность, достоверность есть его актерское кредо. И лучшим доказательством этого тезиса стала служба в картине С.Герасимова "Люди и звери". Здесь юный артист сумел передать напряженную внутреннюю работу ума и души своего героя, смог донести без малого физиологическую надобность в правде, гармонии и естественности окружающего мира.
В своем творчестве С.Никоненко удалось избежать опасности "заштамповаться" и обрести амплуа очень плакатного героя. Он доказал, что истинная характерность киноактера - во внутренней многотипажности, в здоровущий амплитуде колебаний актерского обаяния - от "плюса" к "минусу".
Когда Никоненко попал на съемки к А.Митте в фильме "Звонят, откройте ворота!", он был уже признанным профессионалом. Однако не случись в его актерской судьбе роли пионервожатого Пети, то многого, поди, не хватило бы в его творческой копилке, и, может быть, не доверил бы ему такую важную для режиссерской мысли образ редактора Реутова С.Герасимов в своем "Журналисте"? Предназначая образ Реутова нарочно для Никоненко, Герасимов уже в сценарии придал этому герою некоторые черты, привычки, повадки самого Сергея. Никоненко сыграл действительность. Реальность старой русской периферии, ее проблем. В них и с них все начинается. На таких вот городках все и держится. Точность актерского поведения породила потрясающий плод - образ подлинного российского интеллигента.
Сергей Никоненко показал себя как артист уникальной органичности. Он обладает даром естественности в каждый ситуации, в любом жанровом и стилевом решении фильма. Своим присутствием на экране артист каждый раз создает у зрителей ощущение: он рожден для своей роли. В фильме Сергея Урусевского "Пой песню, поэт" Никоненко сыграл образ Есенина, одного из своих литературных кумиров. И не вина актера, что кино был признан критиками неудачным и по сути дела сгинул в прокате. Актер работал над ролью великого поэта увлеченно, с удесятеренной энергией. "Этот год жизни не прошел для меня даром, - вспоминал попозже он. - Я работал не только как артист, но и как искусствовед, литературовед... я весь год стремился только к тому, чтобы овладеть по мере сил внутренним миром героя, протянуть его бытие, пускай мысленно".
С.П.Никоненко сыграл 130 ролей в кино, в том числе в фильмах "Люди и звери" (1962), "Война и мир" (1965-1967), "Крылья" (1966), "Звонят, откройте дверь" (1966), "Странные люди" (1969), "Красная площадь" (1970), "Освобождение" (1968-1971), "Белый взрыв" (1969), "Пой песню, поэт" (1971), "За облаками небо" (1973), "Земляки" (1974), "Трын-трава" (1976), "Неоконченная пьеса для механического пианино" (1976), " Расколотое небо" (1979), "Волны Черного моря" (1976), "Цыганское счастье" (1981), "Шестой" (1981), "Инспектор ГАИ" (1982), "Парад планет" (1984), "Если можешь, прости..." (1984), "Зимний закат дня в Гаграх" (1985), "Завтра была война" (1987), "Елки-палки" (1988), "Красное винцо победы" (1990), "Семьянин" (1991), "Брюнетка за 30 коп." (1991), "Хочу в Америку" (1992), "Хлеб - имя существительное", "Не хочу жениться" (1992), "Время танцора" (1996), "Дети понедельника" (1997), "Грешная любовь" (1997), "Китайский сервиз" (1999), "Классик" (1998), "Каменская" (2000).
Сыгранные Сергеем Никоненко роли, поставленные фильмы - это подтверждение его гражданской позиции. Это постоянно не только интересные характеры, но и персонажи, ослепительно и внятно социально окрашенные. Иногда они только оттеняют главных героев, но без них тот самый герой не станет самим собой, не оживет.
Волею судеб Сергей Никоненко принадлежит к тому поколению людей, которых нынче зовут "шестидесятниками", и он поделил со своими ровесниками все надежды и разочарования своего времени. Времена менялись, и на рубеже 60-70-х годов на смену взлету творческих возможностей в литературе и кино пришел застой. Не потому ли наиболее деятельные из поколения Никоненко сменили профессии, оставляя технические вузы, идя на эстраду, в литературу, кино? А актеры - в режиссуру. Именно в неустанном поиске вечного дела и состоит источник той внутренней энергии, которая заставляет Никоненко все время разыскивать для себя новые пути. Когда не было хороших ролей, он немало работал на эстраде, читал Пушкина, Есенина, Зощенко, Маяковского. Когда накопилось немало собственных идей и окрепло заключение, он вернулся во ВГИК, но уже на режиссерский факультет. Сегодня в режиссуре на его счету больше десятка картин. "Птицы над городом", "Трын-трава", "Целуются зори", "Цыганское счастье", "Люблю. Жду. Лена.", "Корабль пришельцев", "Елки-палки", "Семьянин", "Брюнетка за 30 коп.", "Хочу вашего мужа", "Хочу в Америку", "Не хочу жениться".
Не все фильмы были благожелательно встречены критикой, не все удались, но некоторые режиссерские работы Никоненко вызвали заинтересованность и завоевали признание.
Говорят, если дядя талантлив, то он талантлив во всем. Сергей Никоненко - немалый охотник живописи. В его богатой домашней библиотеке целое собрание книг по изобразительному искусству. При этом он не только наслаждается живописью созерцательно, но и сам пытается творить. И, судя по отзывам, у него это недурственно получается. Тот, кто видел портрет жены актера, написанный им по памяти в киноэкспедиции под Саратовом, не скрывает своего восхищения сочностью красок, яркостью созданного им образа.
С.Никоненко ни в жизнь не бывает в творческом простое. Если нет сценария, способного увлечь его как режиссера, он как собак нерезаных и с охотой снимается, не пренебрегая маленькими ролями. С особым чувством вгиковского братства снимается у будущих режиссеров в их дипломных работах.
С.Никоненко - Народный артист России (1991), лауреат премии Ленинского комсомола (1976), кавалер ордена Почета (1971), медали А.П.Довженко (1987), обладатель приза кинофестиваля "Созвездие" в Твери (1999) за лучшую главную мужскую образ в фильме "Классик", обладатель главного приза фестиваля в Оберхаузене (Германия) за лучшую дипломную режиссерскую работу - кино "Петрухина фамилия". Является членом Союза кинематографистов с 1968 года. В 1994 году совместно со своей супругой Е.А.Ворониной создал Есенинский цивилизованный середина.
Музыкальные пристрастия: С.В.Рахманинов, квартет "Битлз", классическая оперная музыка. Любимые литературные авторы: Л.Толстой, А.Пушкин, С.Есенин, В.Шукшин, В.Астафьев, Н.Рубцов. Любимые актеры: Н.Гриценко, Б.Бабочкин, М.Романов.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Сергей Проханов Sergey Prohanov
Сергей Проханов - популярный советский и российский актер театра и кино, режиссер, народный артист РФ. Родился 29 декабря 1952 года.Сергей Проханов..
читать далее →
Сергей Степанченко Sergey Stepanchenko
Сергей Степанченко - популярный советский и российский актер, Народный артист России. Родился 18 июня 1959 года.Сергей Степанченко известен по ролям..
читать далее →
Сергей Столяров Sergey Stolyarov
В 1934 году молодого актера заметил режиссер Александр Довженко и пригласил на эпизодическую роль летчика в своем фильме "Аэроград". Так состоялся..
читать далее →
Сергей Тарамаев Sergey Taramaev
Один из самых заметных и одарённых актёров современного театра и кино. Исполнитель роли Ардальона Передонова в фильме и отца Михаила в .
читать далее →