Известные люди

»

Сергий Радонежский

Сергий Радонежский Sergy Radonezhsky Карьера: Священник
Рождение: Россия, 3.5.1314 - 25.9
Сергий Радонежский - монах Русской церкви, основатель Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра), преобразователь монашества в Северной Руси. Условно родился 3 мая 1314 года.Сергий Радонежский почитается Русской православной церковью в лике святых как преподобный и считается величайшим подвижником земли Русской.

Источник информации: "АЛФАВИТ" No.51-1, 1999-2000.

Образ святого - как на иконе, так и в общественном сознании - неизменно окружен ореолом. Многие из нас в силу разных причин этого не принимают. Мол, святые - такие, же люди, к чему становить их выше остальных?

Что касается человека, известного в истории под именем Сергия Радонежского, то он полностью согласился бы с этим мнением. Когда монахи Троицкого монастыря между собою стали звать Сергиевым ручеек, возникший вблизи самых стен обители (как говорит летописец, по молитве игумена), то Сергий запретил им это, указав на Бога как сотворителя источника. Себя он всю существование считал худшим из людей.

Уходящая ныне добродетель! Дела с такими мыслями не сделаешь, не истина ли? Но Сергий, движимый сознанием своей ничтожности и с постоянным упованием на Бога, совершал дела, насовсем оставившие его имя в истории, причем не только в истории церкви.

Решиться оставить в дикие леса в сопровождении только старшего брата, когда тебе чуть-чуть исполнилось двадцать! Это был не только незаурядно мужественный, но и идущий вразрез с тогдашними обычаями шаг. На Руси в ту пору не было пустынножителей. Монастыри строились в городах или пригородах: в лихие времена люди жались поближе дружбан к другу. А младой богомолец, которого тогда ещё звали Варфоломеем, ставит шалаш среди дикого леса...

В полном одиночестве остался он посреди природы, суровой к человеку, требующей от него труда в поте лица. Так юноша прожил возле двух лет. Молитва, богомыслие, нелегкий работа, скудная еда (он зачастую делился хлебом с приходившими к келье дикими зверями) укоренили в нем то святое расположение, к которому он стремился. Эти годы научили инока Сергия многому.

Он был совершенным работником. Совершенным в том смысле, что мог работать все, без устали и за ничтожную плату. Уже когда около его кельи выросли новые, где стали существовать другие монахи, ошеломленные и вдохновленные его примером, и когда он, кроме своей воли, был поставлен во главе монастыря, Сергий работал за двоих. Он не стыдился ни поварства, ни плотничества, шил и кроил одежду на братию, катал свечи, варил кутью, молол зернышко, копал огород, обмывал умерших... Однажды, когда у него закончилась пища, он пошел к одному из монахов своего монастыря и нанялся совершить ему пристройку к келье - за немного кусков черствого хлеба.

О его смирении говорит ещё единственный поразительный происшествие.

Когда Троицкий монастырь уже стал просторно известен, в него из Москвы пришел брат Сергия Стефан, в родное время не выдержавший лесной жизни. В столице он стал духовником многих известных персон, игуменом Богоявленского монастыря, но кинул все и решил возвратиться к пустынной жизни... В единственный субботний день Сергий служил вечерню и был в алтаре, а Стефан, как охотник и знаток церковного пения, напевал на клиросе. Мимо него шел чтец с книгой.

- Кто дал тебе эту книгу? - громко спросил Стефан.

- Игумен.

- Кто в этом месте игумен? Не я ли начальный сел на этом месте? - закричал запальчиво столичный гость. И "иная некая изрек, ихже не лепо бе", смущенно говорит летописец.

Сергий все это великолепно слышал, но ничего не сказал. После окончания службы он вышел из храма и, не заходя в келью, несложно взял и... ушел из монастыря. Прославленный старец с целью сохранения братской любви покинул взращенную его руками обитель. Проявил совсем непонятное для нас нынче отсутствие какого бы то ни было честолюбия. И вернулся только сквозь четыре года по личной просьбе митрополита Московского Алексия, успев за это время с несколькими братиями выстроить в таких же диких лесах на Киржаче новоиспеченный монастырь.

В отношениях с властями - и церковными, и светскими - Сергий проявляет себя уже как политик и государственный участник. Его прочили на митрополита Московского, но, в различие от того случая, когда по просьбе братии и по благословению епископа он все-таки согласился сделаться игуменом Троицкого монастыря, не поддался он уговорам ни своего друга митрополита Алексия, ни Димитрия Донского. Духовное возрастание он ставил выше должностного.

И духовным авторитетом Сергия верх благополучно пользовалась. Он не считал зазорным замирять враждующих князей. (К слову, игумен вечно полагал, что худой мир лучше доброй ссоры: более того перед выступлением князя Димитрия Ивановича на Мамая Сергий предложил ему попытаться примириться с ханом, и благословил на махач, только узнав о том, что князь сделал для примирения все возможное).

Когда Сергий решил вводить в Троицком монастыре совместное житие монахов (общежитие), упраздняя, говоря современным языком, "личное подсобное хозяйство" каждого члена братии, то он с целью умиротворить недовольных, подкрепил свой авторитет письмом патриарха Константинопольского, благословляющего общежитие в обители. Патриарх не знал Сергия, но знал митрополита Алексия и по его просьбе составил это сообщение.

Братия с покорностью приняла волю патриарха. Будущее показало мудрость игумена, его ученики создавали новые общежительные (а какие иные могли бы выжить на дикой земле?) монастыри в лесных чащах на не освоенных ещё светской властью территориях, кругом них оседали миряне (так же, как в родное время кругом Троицкой обители). Сергиевы ученики основали примерно 70 монастырей в самых разных краях. Так благодаря стремлению людей быть дальше от мира и ближе к Богу и были колонизированы для молодого государства новые земли.

Жизнеописатель преподобного Сергия, Епифаний Премудрый, лично и недурственно знал того, о ком писал. При составлении жития он пользовался рассказами самого Сергия, свидетельствами близких к нему людей (в том числе и Стефана, примирившегося с братом и умершего в Троицком монастыре). Епифаний свидетельствует:

"Преподобный игумен, папа свойский Сергий святый, старец чюдный, добродетелями всякими украшен, спокойный кроткий нрав имея, и смиренный и добронравный, приветливый и благоуветливый, утешительный, страннолюбный и миролюбный; стяжа паче всех смирение безмерное и влюбленность нелицемерную и всех одинаково любляше ".

Другой современник называет Сергия - ещё при жизни - святым: "Того же лета немочь быстъ тяжка преподобному игумену, Сергию святому..."

Из жития мы узнаем (со слов очевидцев и самого Сергия) об огне, ходящем по алтарю во время служения игумена, об ангеле, сослужащем Сергию, о посещении его кельи Божией Матерью с апостолами, о чудесах, совершенных по молитвам святого. Можно твердо судить о его государственном уме, великолепном знании Писания. Троицкий монастырь из нищего, голодного, в котором богослужебные книги писались на бересте, за неимением пергамента, при без малого полном отсутствии вотчинных земель превратился в процветающий, строящийся, занимающийся благотворительностью. И он возрос так нисколько не благодаря каким-то экономическим расчетам.

Сергий покорил мир исполненными заповедями Христовыми, любовью, аскезой, молитвой. Но тайны его духовной жизни, не исчерпываемой подвигами любви и непрестанной молитвы, остались скрытыми для потомков.

Преподобный Сергий скончался в 1392 году и был погребен вопреки собственной воле, но по воле митрополита Московского Киприана в церкви Троицкого монастыря (по просьбе братии). Его туловище находилось в земле примерно 30 лет и было изнесено из нее потом того, как одному благочестивому человеку в тонком сне явился Преподобный и, по летописцу, сказал ему: "Возвести игумену монастыря моего о том, что зря он столь времени оставляет мое стан покрытым землей, в которой влага утесняет его".

Гроб был поднят из земли. Торжество открытия мощей состоялось 5 июля 1422 года. Еще сквозь тридцать лет Сергий был причислен к лику всероссийских святых.

В течение без малого пятисот лет люди шли ко гробу Преподобного в Троицком соборе лавры. В монастыре вели летопись чудес, совершенных по молитвам святого. Рака с мощами усердием благочестивых граждан России была украшена золотом и серебром.

11 апреля 1919 года, в пятницу, на 6-й неделе Великого поста советскими властями в присутствии наместника лавры архимандрита Кронида и нескольких монахов было совершено вскрытие мощей Преподобного Сергия, вызвавшее большое беспокойство собравшегося на площади перед лаврой народа, тот, что не пускали за стены монастыря. Вскрытие фиксировалось на кинопленку под руководством в будущем известного советского режиссера Дзиги Вертова. Эту пленку демонстрировали попозже, по указанию Ленина, в кинотеатрах страны. Мощи были помещены в музей лавры, в стеклянный саркофаг для всеобщего обозрения. Но глава Преподобного была сохранена от таковой участи. Накануне Пасхи 1919 года священнослужитель Павел Флоренский, архимандрит Кронид и граф Олсуфьев ночью тайно отделили главу Преподобного от другой части мощей. На ее местоположение был положен череп одного из князей Трубецких. Главу взял на хранение Олсуфьев. В середине 30-х годов он передал ее на хранение молодому художнику-реставратору Павлу Голубцову. 4 ноября все храмы лавры были опечатаны, 20 апреля 1920 года вышел декрет председателя СНК за подписью Ленина о превращении лавры в музей.

Мощи сызнова оказались в лавре в 1946 году, когда в этом месте вновь появились монахи. Павел Голубцов работал в 40-х годах на восстановлении настенной живописи в лавре и намедни открытия мощей вернул главу Преподобного монастырю. Первая затем 1920 года литургия состоялась тут в темное время суток на Пасху, 21 апреля. Раку с мощами поставили покуда в Успенском соборе. Позднее мощи ещё раз оказались на своем привычном месте - у правой стены древней Троицкой церкви. Там рака находится и в эти дни.

А Павел Голубцов потом стал архиепископом Сергием Новгородским, существование свою закончил на покое в Лавре, занимаясь иконописью. Его мечтой было познать, как выглядел Преподобный Сергий на самом деле. Он молился святому об этом. И в одно прекрасное время увидел дрёма, что он стоит перед ракой Сергия и видит, как Преподобный приподнимается из нее и говорит: "Смотри и запоминай". Увиденное Владыка воплотил в своих иконах.

Так же читайте биографии известных людей:
Серго Закариадзе Sergo Zakariadze

Народный артист СССР.
читать далее

Серго Орджоникидзе Sergo Ordgonikidze

В октябре 1936 года Серго Орджоникидзе отпраздновал свой 50-летний юбилей. Торжественное празднование юбилея сопровождалось многочисленными..
читать далее

Серджиу Челибидаке Serdzhiu Chelibidake

Немецкий дирижер румынского происхождения.
читать далее

Серебряный Рубль Serebrianiuj Rubl

За годы выступлений, несмотря на изменения в составе, у группы появилось собственное звучание, своё узнаваемое музыкальное лицо.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий