Известные люди

»

Сидор Слюсарев

Сидор Слюсарев Sidor Vasilevich Sliusarev Карьера: Герой
Рождение: Россия, 14.5.1906
Герой Советского Союза (22.02.39). Награжден тремя орденами Ленина, четырьмя орденами Красного Знамени, орденами Суворова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Богдана Хмельницкого 2-й степени, Красной Звезды, медалями.

Родился в семье рабочего. Русский. С 1917 г. ученик слесаря ремесленного училища г. Тбилиси, с 1918 г. - батрак у зажиточного крестьянина в деревне Бадьяуры, с 1922 г. - кочегар паровой молотилки в деревне Бадьяуры, с 1925 г.- слесарь завода им. Орджоникидзе (бывший предприятие Арсенал).

В РККА с 1929 г. Член ВКП(б) с 1929 г. В 1930 г. окончил 1-ю военную школу летчиков им. тов. Мясникова в Каче. После окончания авиашколы был оставлен в ней инструктором. Обучил больше тридцати курсантов.

С 1933 г. - начальник корабля ВВС КБФ, а следом ВВС ЗабВО, с 1937 г. - летчик-инструктор по технике пилотирования, а далее начальник авиаэскадрильи ВВС ЗабВО.

Участвовал в национально-освободительной войне в Китае в мае - октябре 1938 г. Был командиром эскадрильи скоростных бомбардировщиков. Совершил 12 боевых вылетов.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: На центральном фронте главной магистралью, которую японская вс использовала для продвижения в глубь страны, являлась реченька Янцзы. Особо важное значимость эта магистраль приобрела в отрезок времени наступления на Ухань, захватив тот, что японские агрессоры рассчитывали сломить сопротивление китайской армии и принудить Чан Кайши к капитуляции. Китайское руководство, которое не имело средств береговой обороны и военного речного флота, ставило перед бомбардировочной авиацией задачу - задерживать продвижение противника и уничтожать его транспорты и военные корабли на Янцзы.

Для переброски войск и снабжения армии продовольствием и боеприпасами японцы использовали как свой, так и захваченный ими у китайцев речной флот, вплоть до лодок и старых барж. Караваны, составленные из всевозможных транспортных судов, объединялись в группы по 40-70 единиц и продвигались вверх по Янцзы под конвоем военных кораблей среднего и малого тоннажа, шедших на 1 км спереди, по сторонам и сзади

С прибытием советских летчиков-добровольцев интенсивность боевых действий китайской бомбардировочной авиации все время нарастала. Это вынудило японское руководство ещё увеличить свои воздушные силы... Появление на фронте нового истребителя типа И-97 заставило китайское руководство довести высоту полета до 7,5-8,5 тыс. м с использованием кислорода и прибегать к высотному бомбометанию.

К тому времени летный состав наших ВВС ещё не был подготовлен к этому, только отдельные летчики начинали тренировку, так что осваивать высотные полеты нам пришлось разом в ходе боевых действий. Тыловые технические части китайской армии не имели кислородных станций, кислород мы вынуждены были закупать в частной мастерской. По качеству он был сомнительным, с большим количеством различных примесей. Были случаи потери сознания у отдельных членов экипажа

Кислородное голодание не все переносили в равной мере. Многое зависело от физической подготовки и тренированности организма, способного устроиться меньшей дозой кислорода. Как правило, вопреки нормативам мы открывали кислородный кран наполовину, тем самым увеличивая радиус действия самолета на высотах.

Генерал-лейтенант авиации Слюсарев вспоминает: 3 июля 1938 года три самолета СБ произвели бомбометание и разведку боем аэродрома у г. Аньцин, где находилась японская база по сборке бомбардировщиков Чтобы точнее ошарашить мишень мы решили применить алгоритм прицельного одиночного сбрасывания бомб каждым самолетом независимо с высоты 7,2 тыс. м по стоянкам, аэродромным сооружениям, самолетам и судам, разгружавшимся в порту Аньцин.

Наше длительное нахождение над целью дало вероятность японской зенитной артиллерии пристреляться: при последнем выходе на мишень осколком от разорвавшегося вблизи снаряда на ведущем самолете был поврежден наддув правого мотора. В это время в воздухе появились истребители противника Так как единственный из моторов работал не на полную мощность, мы шли на меньшей скорости, но плотным строем Стрелок доложил, что с правой стороны приближаются два самолета противника Кроме того было замечено ещё восемнадцать самолетов И-96, приближающихся двумя девятками с левой стороны, а позади - группа из семи самолетов И-95.

Японские истребители стремились штурмовать наши самолеты с разных направлений. Мы стали отправляться с набором высоты и пологим разворотом вправо Истребители не имели возможности штурмовать сверху. Я маневрировал скоростью: то снижал, то увеличивал ее. Одновременно по сигналу радиста делал отвороты в ту или иную сторону. Один авиалайнер И-96, по всей вероятности ведущий группы, пристроился ко мне с правой стороны и шел все время в 10 м сбоку или в 5 м позади, так что я видел лик человеческий пилота. Японские летчики следом заградительного огня переходили на правую сторону и штурмовали по одному, стремясь угодить в мертвый конус и подлезть под стабилизатор какого-либо бомбардировщика.

Хорошая организация наблюдения, стремительный переход стрелков от верхних, турельных пулеметов к люковым, организованное взаимодействие стрелков-радистов (по принципу защиты соседнего самолета) помешали японским истребителям достичь успеха. Те истребители, которые осмеливались приближаться на близкую дистанцию, были сбиты метким огнем наших стрелков. После атаки истребители спускались вниз, заново набирали высоту и готовились к повторным атакам. В этом бою, тот, что продолжался больше 50 минут, были сбиты и сгорели четыре японских истребителя. Я все время не терял из виду своего преследователя, он так и шел рядом со мной на одной высоте.

Сигналом конца воздушного боя послужила его последняя штурмовая вылазка. Он задрал нос своего самолета, поднялся выше ещё на 50-70 м и оказался сзади меня метров на 30-40 и, на некоторое время потеряв меня из виду, стал переводить свой авиалайнер в пикирование для атаки. Я следил за ним и в миг его перехода в пикирование отвернул свой авиалайнер налево с сильным заносом хвоста. Правый авиалайнер летчика Котова оказался выше меня, а левый (Анисимова) - ниже. В миг атаки японец был под нашим звеном и попал в зону выгоднейшего обстрела из люковых пулеметов. Он был сбит стрелками У нас потерь не было, только единственный стрелок-радист был ранен в ноги, но продолжал мордобой. Потом на каждом самолете насчитали от 20 до 70 пробоин, но все дошли удачно и сели

Были тяжелые дни и у нас. В одном из воздушных боев японцам удалось сшибить группу из пяти самолетов СБ. Из 15 членов экипажей спаслись на парашютах только 6 джентльмен (они совершили затяжные прыжки) Несмотря на горький для нас результат воздушного боя 12 августа, когда было потеряно пять самолетов СБ (истина и пять истребителей противника были сбиты), мы вынуждены были продолжать боевые действия без прикрытия истребительной авиацией.

Вспоминает полковник медицинской службы Белолипецкий: Боевые действия группы наших бомбардировщиков возглавлял Сидор Васильевич Слюсарев - сухощавый блондин высокого роста, отличной физкультурной выправки. Он был немногословен, требователен к себе и подчиненным. За немного месяцев под командованием Слюсарева эскадрильи наших скоростных бомбардировщиков с советскими и китайскими экипажами произвели страсть сколько смелых ударов по важным объектам японских. интервентов на оккупированной ими территории Южного Китая.

Одинокий сарайчик под односкатной бамбуковой крышей в юго-западной части аэродрома был местом, где собирались и обсуждали боевые действия. Мне запомнились слова С.В. Слюсарева, сказанные на одном из разборов: Скорость японского истребителя следом переделки И-96 на И-97 увеличилась... Теперь нашей катюше стало труднее покидать от него. Воевать стало сложнее. Но при соблюдении надлежащей плотности строя в полете, самом внимательном наблюдении за воздухом и умелом применении оружия драться разрешено благополучно, несмотря на численное превосходство противника.

18.08.38 г. в ходе высотного полета позже выполнения боевого задания капитан Слюсарев потерял разум. Когда горючее кончилось, двигатели остановились, авиалайнер стал снижаться, и Слюсарев пришел в себя. Ориентировку воссоздать было уже нельзя, но он все-таки сумел сделать вынужденную посадку.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: Совершив противозенитный маневр, группа начала вылезать из зоны обстрела и направилась к своему аэродрому. Через 5-10 минут я стал испытывать нехватку кислорода, появилось безразличие, ослабло участливость, тяжело стало присматривать за своими ведомыми, а кроме того за работой моторов и показаниями приборов.

В моем сознании зафиксировалось одно6 не лишаться высоты и удерживать курс Иногда мне казалось, что нас атакуют Я машинально делал резкие маневрыот воображаемых истребителей Мои непонятные маневры спутали весь строй наших самолетов. Экипажи ведомых звеньев поняли, что с ведущим произошло что-то неладное, и независимо отошли на свою территорию. Так продолжалось примерно часа. Когда горючее подошло к концу, авиалайнер исподволь стал снижаться Ко мне стала ворочаться ясность сознания Стараясь как разрешается дальше покинуть от линии фронта на свою территорию, я держал самую выгодную для планирования прыть. На высоте возле 2-1,5 тыс. м открыл крышку фонаря и стал анализировать местность. Она была гористая, отдельные горы возвышались на 2-3 тыс. м.

Пролетая долиной между гор, я подыскивал площадку для посадки. Впереди по курсу появилась гора, а высота к тому времени была уже возле 600 м. Чтобы избежать лобового удара, я грубо развернул авиалайнер налево на 180, в результате такого сильного маневра он потерял прыть и чуток не сорвался в штопор. Отдавая штурвал от себя, я снизил авиалайнер без малого до самой земли, а далее грубо рванул штурвал к себе. В результате авиалайнер заново взмыл вверх и стал парашютировать. Коснувшись земли, он прополз метров 50-70 и остановился на краю оврага. Я шибко ударился лицом о штурвал и на миг потерял сознание Экипаж остался невредимым Выйти из кабины я смог только с помощью товарищей.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: К декабрю 1938 г. наши отношения с высшим китайским командованием стали ухудшаться К этому времени бомбардировщики нашей группы выработали свои моторесурсы. Но, чтобы не вручить поводов к обострению отношений с китайским командованием, мы перебазировались на тыловые аэродромы в районе Ланьчжоу и получили команда начать к обучению китайских специалистов. Закончив обучение китайского летно-технического состава, весной 1939 г. мы отправились из Ланьчжоу автотранспортом в Алма-Ату.

Вэтого за время боев, с мая по октябрь 1938 г., летчики эскадрильи Слюсарева потопили больше 70 военных кораблей и транспортных судов, уничтожили до 30 самолетов на аэродромах, сшибли в воздушных боях 15 истребителей. Из шестидесяти мужчина группы на Родину вернулись только шестнадцать.

22.02.39 г. за образцовое выполнение специальных заданий Правительства по укреплению оборонной мощи Советского Союза и за проявленное геройство, капитан Слюсарев Сидор Васильевич был удостоен звания Герой Советского Союза. Ему была вручена медаль Золотая звезда 125.

В 1939 г. он был назначен заместителем командующего 2-й авиационной армией особого назначения.

Участвовал в советско-финской войне. Был заместителем командующего ВВС 8-й армии.

В 1940 г. полковник Слюсарев был назначен заместителем командующего ВВС Ленинградского военного округа, а в 1941 г. - заместителем командующего ВВС Киевского особого военного округа по боевой подготовке.

Участвовал в Великой Отечественной войне. Был командующим ВВС Юго-Западного фронта, а потом ВВС 25-й армии.

6.10.41 г. он был назначен командиром 142-й истребительной авиадивизии ВВС Московского военного округа (423-й и 722-й иап ПВО), которая предназначалась для защиты индустриальных районов г. Горький.

В соответствии с приказом НКО СССР от 22.01.42 г. 142-я иад была передана из ВВС Московского военного округа в войска ПВО

10.11.42 г. полковнику Слюсареву было присвоено воинское звание генерал-майор авиации.

С марта 1943 г. он командовал 5-м смешанным авиакорпусом. Позднее был заместителем командующего 4-й, а далее 2-й ВА.

С 27.08.44 по 11.05.45 гг. (с перерывом с 12 по 22.10.44 г.) генерал-майор авиации Слюсарев командовал 1-м гвардейским смешанным Владимир-Волынским авиационным корпусом (11-я гиад, 5-я и 6-я гшад).

С июля 1944 г. остов действовал в составе 2-й ВА на 1-м Украинском фронте.

Приказом НКО СССР 0044 от 28.09.44 г. остов был переименован во 2-й гвардейский штурмовой авиакорпус.

Под командованием генерал-майора авиации Слюсарева 2-й гвардейский штурмовой Владимир-Волынский Краснознаменный орденов Суворова и Кутузова авиационный остов принимал участие в Львовской, Сандомирской, Берлинской и Пражской операциях.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Слюсарев: В боях за Родину свой состав показал образцы мужества, отваги, героизма, высокой боевой выучки, дисциплины и организованности... Все три дивизии и шесть полков корпуса награждены орденами Союза ССР, а 11-я гвардейская истребительная авиационная дивизия удостоена орденов Красного Знамени и Богдана Хмельницкого II степени. Корпус, дивизии и все полки получили собственные почетные наименования. За героизм, отвагу и образцовое выполнение боевых заданий 2657 джентльмен награждены орденами и медалями СССР

Особенно мне запомнились боевые действия в Берлинской операции, в ходе которой остов совершил 3929 боевых вылетов. Наши летчики помогли сухопутным войскам форсировать реку Нейсе, прорвать оборону противника, овладеть его узлами сопротивления Форст и Коттбус. Дивизии корпуса содействовали танковым соединениям в развитии успеха и овладении юго-западным районом Берлина.

Важную образ остов сыграл ещё в разгроме окруженной коттбусской группировки противника юго-восточнее Берлина. В ходе операции частями корпуса было уничтожено как собак нерезаных танков, орудий, автомашин и активный силы врага. Истребители корпуса провели 26 воздушных боев, в которых сшибли 28 самолетов противника, в том числе реактивный истребитель Ме-262. На земле уничтожено три немецких самолета.

За отличные боевые действия в Берлинской операции личному составу корпуса трижды объявлялась признательность в приказах Верховного Главнокомандующего. Высоко оценили действия паших летчиков командующие войсками 1-го Украинского фронта, 3-й гвардейской, 13-й и 61-й общевойсковых и 3-й гвардейской танковой армий

В различие от предыдущих операций на тот самый раз части корпуса на подготовку к боевым действиям имели относительно негусто времени всего 15 дней. Летчики и штурманы изучали район предстоящих боевых действий, наземную и.воздушную обстановку, нрав обороны противника. Были составлены планы взаимодействия корпуса с общевойсковыми и танковыми армиями.

Успешной подготовке в чрезвычайно сжатые сроки способствовал немалый навык командования и летного состава корпуса. Это ощущалось в умелом и быстром выполнении всех подготовительных мероприятий.

В ходе боевой подготовки уделялось серьезное участливость сколачиванию экипажей, подразделений и частей, дальнейшему совершенствованию тактических приемов по уничтожению танков, отдельных орудий и колонн противника. Особенно скрупулезно отрабатывалось взаимодействие авиации с танковыми армиями при стремительном развитии ими наступления, а кроме того управление самолетами в различных условиях обстановки.

Важное роль имел выезд командира корпуса с офицерами штаба в 3-ю гвардейскую танковую армию и командиров авиационных дивизий в общевойсковые армии. Это позволило нам детально согласовать все вопросы совместных боевых действий и разработать необходимые документы (схемы целей, таблицы радиосигналов, кодированные карты и др.), без которых был бы немыслим фарт. Взаимодействие в силу этого было довольно тесным и целеустремленным.

Заслуживает внимания оперативная развлекуха, которая проводилась под руководством командующего фронтом на фоне конкретной обстановки предстоящей операции. На этой игре, кроме других важных вопросов, скрупулезно отрабатывалось авиационное обеспечение танковых армий при вводе в прорыв, действиях в глубине обороны противника и в боях за Берлин. Причем боевые действия согласовывались не только по картам, но и на макетах местности по рубежам, времени и целям. Командование и офицеры штаба корпуса принимали ещё участие в командно-штабных учениях, которые проводились в 3-й гвардейской общевойсковой и 3-й гвардейской танковой армиях. Ценную образ сыграл выезд руководящего состава штабов танковых, общевойсковых и воздушной армий, а ещё авиационных корпусов на передний край обороны.

1.03.46 г. генерал-майору авиации Слюсареву было присвоено воинское звание генерал-лейтенант авиации.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Семенов: С.В. Слюсарев выдавался посреди других своей широкой эрудицией и разносторонней летной выучкой, завсегда и со всеми бывал только остроумен, и, может быть, аккурат оттого совместная служба с ним казалась легкой и приятной.

В 1947-49 гг. он командовал 7-м бомбардировочным авиакорпусом Приморского военного округа.

За двадцать лет с 1929 по 1949 годы на самолетах У-1, У-2, Зибель, Як-6, Ут-1, Ут-2, Р-1, Р-5, Р-6, И-1, И-3, И-4, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3, Як-5, Як-6, Аэрокобра, Ла-5, И-15, И-16, Ил-2, ДБ-1, ДБ-3, СБ, Ил-4, Бостон, МиГ-1, МиГ-3 По-2, Пе-2, Ту-2, Як-7У, Ил-2У, Нт-2, Си-47, Ил-10У, ЛИ-2, Су-2 генерал-лейтенант авиации Слюсарев совершил 5980 вылетов, проведя в небе 4480 часов.

После разгрома Японии гражданская махаловка в Китае перешла в решительную фазу. К декабрю 1949 г. вооруженная схватка между Народно-освободительной армией Китая, руководимой Коммунистической партией Китая, и войсками Гоминьдана завершилась их поражением и эвакуацией на о. Тайвань. Однако ВВС Гоминьдана, при поддержке США, стали делать налеты на города и объекты НОАК на континенте. Наиболее интенсивным бомбардировкам подвергались электростанции, железнодорожные узлы и аэродромы. Своих ВВС для борьбы с авиацией противника НОАК не имела.

14.02.50 г. в Москве был подписан контракт между СССР и Китайской Народной Республикой, в соответствии с которым Советский Союз хватал на себя обязательство оказывать поддержка Китаю всеми имеющимися у него средствами, охватывая военные.

В тот же день Постановлением Совета Министров СССР 582-227сс для организации противовоздушной обороны Шанхая была создана группа советских войск истребительная авиационная дивизия, зенитно-артиллерийская дивизия и другие части.

Ей противостояла группировка Тайваньских ВВС в составе четырех истребительных, двух бомбардировочных и двух транспортных авиаполков, разведывательной авиационной эскадрильи и отряда особого назначения.

В феврале-октябре 1950 г. генерал-лейтенант авиации Слюсарев был заместителем командующего группой войск ПВО в Шанхае по авиации.

13.03.50 г. произошел первостепеннный воздушный махач. Патрульное звено Ла-11 из 351-го истребительного авиаполка перехватило одиночный бомбардировщик Б-25. Подбитый авиалайнер противника упал в горах северо-западнее Нанкина.

25.06.50 г. началась битва в Корее.

Вэтого с 24 февраля по 20 октября 1950 г. ВВС Тайваня совершили 379 боевых вылетов (в т.ч. 19 ночных) на разведку и бомбардировку объектов на территории КНР.

З тот самый же отрезок времени советские летчики совершили 238 самолето-вылетов на прикрытие аэродромов и объектов Шанхая и на перехват самолетов противника. В шести воздушных боях они сшибли 6 самолетов противника, не потеряв ни одного своего. Кроме того, китайские зенитчики сшибли единственный В-24. Не боевые потери группы составили 2 самолета (МиГ-15 и Ла-11), а безвозвратные потери личного состава - 3 человека.

В конце октября 1950 г. организация ПВО Шанхая была передана НОАК. Советские части были передислоцированы в Северо-Восточный Китай и вошли в состав 64-го истребительного авиакорпуса, предназначенного для противовоздушной обороны КНДР.

Указом ВС СССР от 15.12.50 г. (без публикации в печати) за отличное выполнение служебного долга генерал-лейтенант авиации Слюсарев был награжден орденом Красного Знамени. Правительство КНР наградило его медалью Дружба.

В 1950 г. он поступил в Военную академию Генштаба, которую окончил в 1952 г.

Участвовал в войне в Корее с 28.08.52 по 27.07.53 гг. Командовал 64-м истребительным авиационным корпусом.

Основная проблема корпуса состояла в том, чтобы закрыть от налетов авиации противника стратегические мосты посредством реку Ялуцзян, Супхунскую ГЭС на той же реке, систему ирригационных плотин, коммуникации и аэродромы на территории КНДР в радиусе 75 км от китайско-корейской границы.

Корпус насчитывал больше 26 тыс. дядя и имел в своем составе истребительные авиационные, зенитно-артиллерийские и авиатехнические дивизии, а кроме того зенитно-прожекторные полки.

С июля 1952 г. в Корее воевали 32-я истребительная авиационная Краснознаменная дивизия (224-й, 535-й и 913-й иап), 133-я иад (147-й гвардейский, 415-й, 578-й и 726-й иап) и 216-я истребительная авиационная Гомельская ордена Суворова дивизия (676-й, 781-й и 878-й иап). Основные аэродромы базирования находились на территории КНР в Мукдене, Аньшане и Аньдуне.

Из-за режима секретности советские истребители МиГ-15 имели китайские опознавательные знаки, им ещё запрещалось делать над Желтым морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян, Вонсан.

Управление полками и дивизиями было жестко централизованным. Это диктовалось необходимостью быстрого сосредоточения максимально возможных сил советских истребителей для отражения массированных налетов авиации противника, имевшего значительное численное превосходство, боевую и оперативную инициативу, довольно невпроворот времени для подготовки и организации воздушных налетов.

КП корпуса располагал немаловажно большей информацией о противнике, чем КП соединений, и имел на территории КНДР два вспомогательных пункта управления. Они были оборудованы локаторами и радиостанциями, на которых работали опытные офицеры, способные наводить МиГ-15 на визуально наблюдаемого противника. КП корпуса располагался вблизи Аньдуна, а ВПУ - у Ансю и Пхеньяна.

Значительная доля истребителей находилась в состоянии повышенной боеготовности: летчики дежурили в кабинах самолетов с включенными радиостанциями. Приказ на вылет передавался по радио прямо командирам дежурных групп, а остальные силы занимали повышенную подготовленность или взлетали вдогон за дежурными подразделениями. Боевые задачи ставились, когда истребители уже находились в воздухе. Они уточнялись или изменялись по мере прояснения общей воздушной остановки.

Осенью 1952 г. остов имел 25 РЛС раннего обнаружения и 11 станций наведения. Наведение с земли позволяло МиГам осуществлять перехват в радиусе до 120-130 км от Аньдуна.

Горный рельеф местности грубо ограничивал возможности РЛС по обнаружению самолетов и слежению за ними. В связи с этим огромную образ в принятии правильных решений играли навык, а кроме того оперативная и тактическая подготовка командиров. В целях принятия решения использовался разбор данных воздушной обстановки, оценка характера и объектов воздушной разведки, которая велась противником намедни, собственная разведка работы бортовых панорамных прицелов противника, радиопереговоры, другие косвенные данные.

Днем с командного пункта боевыми действиями возглавлял начальник авиакорпуса, а в темное время суток единственный из его заместителей.

Вспоминает генерал-лейтенант авиации Лобов: Как известно, боеспособность воинского контингента определяется не числом боевых единиц, а их составом

Пополнение же корпуса осуществлялось путем полной замены отвоевавших дивизий. Наше военно-политическое руководство, видимо, считало, что эдакий строй освежения существенно повысит боевые возможности 64-го иак. Однако это приводило к тому, что ещё прибывшие части и соединения теряли необстрелянный состав. Пополнение имело смутное представление и о тактике действий, и о практике боевых полетов в Корее. К тому же все, что касалось участия советских ВВС в этой войне, было секретным. Опыт 64-го иак не только не изучался и не осваивался в войсках, но и находился под строжайшим запретом.

Кроме того, аккурат в то время во многих авиачастях приоритет боевой выучки стал ниже, чем у безопасности полетов. Авиационные командиры всех рангов были вынуждены топать на послабления и упрощения в подготовке. Например, учебные полеты выполнялись в плотных боевых порядках и, как правило, с подвесными баками, что ограничивало маневренность. Свободные воздушные бои на максимальных скоростях заменялись так называемыми типовыми атаками и фотострельбами по по сути дела не маневрирующим и не оказывающим никакого противодействия целям. Такую практику необходимо было изменить при подготовке летного состава к командировке. Но, увы, новичками приходилось заниматься нам самим в процессе боевых действий.

По поводу несовершенства системы замены и подготовки направляемого в Корею летного состава мы не раз обращались а высокие инстанции. Но все оставалось по-прежнему. Полагаю, что причиной тому служило откровенное противодействие руководства ВВС и Войск ПВО. Ведь куда проще росчерком пера перемещать дивизии, чем готовить к предстоящим боям любой полк, каждого летчика...

Советские авиачасти вводились в бои последовательно. Количество истребителей увеличивалось по мере усложнения воздушной обстановки. Однако оно ни в жизнь не приближалось к тем фантастическим цифрам, которые приводятся американцами. Общее цифра действовавших наших самолетов не превышало состава 4-го и 51-го истребительных авиакрыльев 5-й воздушной армии. Если же забирать в расчет все истребители, истребители-бомбардировщики и бомбардировщики США, с которыми пришлось биться, то мы уступали им по численности в восемь - десять раз.

Обстановка, замечу ещё раз, оставалась сильно сложной. Нам предстояло одним известия боевые действия супротив многочисленной авиации интервентов, имевших инициативу как нападавшая край. Она была представлена всеми родами ВВС, имела большое численность самолетов-постановщиков помех, а ещё всепогодные истребители F-94 с бортовыми локаторами, использовала обширно разветвленную и добро оборудованную аэродромную сеть.

Положение оборонявшейся стороны обязывало советских летчиков длительное время дежурить в кабинах истребителей в ожидании вылета. В условиях влажного и жаркого климата это была настоящая пытка. Американцы действовали по загодя разработанным планам и не испытывали таких трудностей. Кроме того, они располагали большим резервом летного состава, которого не имели мы. Летчики-истребители ВВС США в воздушных боях легче переносили перегрузки, применяя специальные костюмы. В то время у нас их не было.

Немалые сложности возникали и в связи с запретом делать над морем и преследовать самолеты противника южнее линии Пхеньян-Вонсан. Это положение американцы использовали умело. Воздушные бои велись ими в основном вблизи морского побережья. Попав в невыгодную для себя ситуацию, они скоро уходили а сторону моря и оттуда, выбрав подходящий миг и заняв необходимую высоту, сызнова могли входить в мордобой или без помех ретироваться. Наши аэродромы, несмотря на специальное заключение ООН, запрещавшее пересекать рубеж КНР, стабильно находились под воздействием истребителей противника...

Горный рельеф местности грубо ограничивал возможности радиолокационных станций по обнаружению самолетов и слежению за ними. Поэтому командованию советской истребительной авиации приходилось принимать решения в сложной обстановке в предельно сжатые сроки. В связи с этим не вечно удавалось своевременно, в оптимальном боевом порядке и на наивыгоднейшей высоте вылезать на перехват цели. Кроме того, наша авиация в авангардный линии испытывала острый недочет аэродромов Скученность немаловажно снижала оперативность применения советских истребителей Приходилось вылетать неожиданно и приподнимать крупные силы истребителей с небольшого количества аэродромов, что совершить скоро было крайне сложно, а порой и невозможно.

Давая обзор деятельности истребителей МиГ-15 за годы войны, начальник 64-го иак Слюсарев сообщил в штаб ВВС, что наиболее тяжелые, но результативные боевые действия корпуса относятся к 1950-51 гг., когда в воздушных боях было сбито 564 самолета противника. Собственные потери составили: летчиков 34, самолетов 71. Общее соотношение потерь 4:1, а временами 7,9:1 в пользу 64-го корпуса.

В 1952 г. эффективность действий корпуса снизилась. Было сбито 394 самолета противника. Собственные потери 51 пилот и 172 самолета. Общее соотношение сбитых самолетов 2,2:1. За 7 месяцев 1953 г. в воздушных боях было уничтожено 139 американских самолетов, а потеряно 25 летчиков и 76 истребителей МиГ-15бис, что составляло 1,9:1 в пользу 64-го корпуса.

В воздушных боях капитан Михин сшиб 9 самолетов противника, капитан Бойцов] - 6, а майор Карелин ночью сшиб 6 стратегических бомбардировщиков В-29.

В ходе конфликта все стороны понесли ужасающие потери:

Войска ООН - 71 тыс. убитых, в т.ч. 54 тыс. американцев.

Южная Корея (военнослужащие) - 147 тыс. убитых, 130 тыс. пропавших без новости, 709 тыс. раненых.

Южная Корея (гражданское население) - 245 тыс. убитых, не считая раненых и пропавших без известия.

Северная Корея (военнослужащие и гражданское население) - 1131 тыс. убитых и пропавших без новости.

В 1952 г. командующий войсками ООН генерал Кларк заявил, что в ходе военных операций в Корее, чтобы принудить руководство Севера к миру, предполагается стереть с лица земли 78 северокорейских городов. В результате осуществления этого миротворческого плана, кроме столицы КНДР Пхеньяна, в котором не уцелело ни одного здания, были на сто процентов разрушены такие крупные города, как Вонсан, Хыннам, Нампхо, Чхонджин, Синыйджу, Канге и многие другие.

Вэтого по американским данным в 1950-53 гг. ВВС войск ООН совершили 836877 самолетовылетов, израсходовали 448 тыс. тонн авиабомб, 500 тыс. реактивных снарядов и 36 млн. литров напалма, уничтожили 82920 автомобилей, 1331 танк, 18324 артиллерийских орудия, 10489 вагонов, 963 паровоза, 1210 мостов, сшибли 792 МиГ-15.

Войска ООН в 1950-53 гг. потеряли 327 самолетов: 104 реактивных истребителя F-86 (в т.ч. 26 пропало без вести), 34 стратегических бомбардировщика В-29, 54 поршневых истребителя F-51, 64 реактивных истребителя-бомбардировщика F-84, 68 реактивных истребителей-бомбардировщиков F-80С, 3 ночных истребителя F-94.

Летчики 64-го иак за тот же отрезок времени совершили 63229 боевых вылетов на перехват (в т.ч. 2779 - ночью) и провели 1790 воздушных боев. Согласно советским официальным данным было сбито 1309 самолетов войск ООН (1097 сшибли истребители, 212 зенитчики).

По уточненным данным Генштаба Вооруженных Сил СССР, советские авиационные соединения в Корее потеряли 120 летчиков и 335 самолетов. Общие потери советских военнослужащих 299 дядя.

За успешное выполнение правительственного задания 3504 военнослужащих 64-го иак были награждены орденами и медалями, а 22 летчика удостоены звания Герой Советского Союза.

С 1955 г. гвардии генерал-лейтенант авиации Слюсарев командовал Уральской армией ПВО.

С 1957 г. - в распоряжении Главкома ПВО и Главкома ВВС, но вскоре был назначен начальником командного факультета Военно-воздушной инженерной академии. Кандидат военных наук.

С 1964 г. - в запасе. Жил в Москве.

Похоронен в г. Монино Московской области.

Так же читайте биографии известных людей:
Сиенна Миллер Sienna Miller

Сиенна Миллер - американская актриса и фотомодель, родилась 28 декабря 1981 года.Сиенна Миллер дебютировала в кино в 2001 году, снявшись в фильме..
читать далее

Сизар Флорес Cesar Flores

Сизар Флорес - канадский актер, родился 23 августа 1996 года.Сизар Флорес дебютировал в кино в 2000 году, снявшись в известном американском..
читать далее

Силеши Сихине Sileshi Sihine

В 2008 году Сихине принял участие в Олимпийских играх в Пекине. Он выступил на дистанции 10000 метров. Спортсмен не смог победить своего давнего..
читать далее

Силина Джонсон Syleena Johnson

Syleena Johnson в свободное от музыки время работает моделью, помимо этого она является членом женского клуба Zeta Phi Beta занимающегося..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий