Известные люди

»

Симон Горелик

Симон Горелик Simon Gorelik Карьера: Граждане
Рождение: Россия, 3.5.1920
Ветеран, участник Великой отечественной войны.Родился 3/5/1920 в городе Николаеве в семье рабочего. В 1926 году наша семья переехала в Ленинград. Отец стал работать сапожником на обувной фабрике Скороход. Жили мы в двух кварталах от Исаакиевского Собора в Новом переулке, дом 5. Я учился в школе 57 расположенной рядом с Собором, увлекался техникой, занимался в автоклубе. Нам даже Госавтоинспекция выдала права на вождение мотоцикла без экзаменов...

Родился 3/5/1920 в городе Николаеве в семье рабочего. В 1926 году наша семейство переехала в Ленинград. Отец стал трудиться сапожником на обувной фабрике Скороход. Жили мы в двух кварталах от Исаакиевского Собора в Новом переулке, здание 5. Я учился в школе 57 расположенной рядом с Собором, увлекался техникой, занимался в автоклубе. Нам более того Госавтоинспекция выдала права на вождение мотоцикла без экзаменов. В 1937 году совместно с четырьмя своими школьными товарищами участвовал в 1-м Всесоюзном мотоциклетном пробеге Ленинград Псков Луга. Окончил школу десятилетку и решил поступать в военное училище.

Почему Вы решили сделаться военным?

-Насмотрелся патриотического кино, вот и решил. Да и сам был пламенным патриотом, как вы выразились идейным комсомольцем. Все одноклассники поступили в институты, за исключением одного нашего товарища, поляка по национальности, а я решил сделаться кадровым командиром РККА. Отец, несложный рабочий дядя, не возражал. Мать волновалась, отговаривала, но я сказал ей Все одинаково, резво битва. Так хоть драться начну грамотным подготовленным бойцом. В 1939 году я поступил в Ленинградское танко техническое училище.

Если я не ошибаюсь, то в 1940 году училище было перепрофилировано в военное автомобильное ЛАУ?

-Да, из ЛТТУ, мы стали именоваться ЛАУ. На первом курсе мы занимались в танковом парке, размещенном в Манеже, напротив цирка, изучением танков Т-26, БТ-7, Т-35, Но в 1940 году училище перевели в Царское Село. Училище было двухгодичного обучения, произвольный вектор движения отдельный курсантский батальон. Когда началась Финская битва, то количество наших курсантов- старшекурсников отправили на Карельский фронт, в качестве регулировщиков. А мы усиленно осваивали автомобильную и бронетехнику. Но мы не изучали бронеавтомобили, на которых мне пришлось сражаться в дальнейшем. Это бронеавтомобили: трехосный БА-10 с экипажем их 4-х дядя и вооруженный 45 мм пушкой и пулеметом на шаровой установке, и модель БА-20 с броней 10мм, экипаж два человека, вооружение пулемет системы Дегтярева. Изучали мотоциклы ПМЗ, грузовые машины ЗИС-5, Газ 3А. Получили отличную общевойсковую подготовку. Я был помощником командира взвода три секеля в петлицах, а командовал нашим курсантским взводом лейтенант Авдеенко, кавалер ордена Трудового Красного Знамени. Авдеенко работал на оборонном заводе, и туда прибыл с проверкой Ворошилов. Увидел нашего Авдеенко и сказал Такой боевой чувак и не в армии?!.

И Авдеенко сию минуту призвали. Ротой командовал старшой лейтенант Рединственный. Запомнились прекрасные командиры свойский босс училища, полковник Савельев, его заместитель полковник Трунов.

Куда Вас распределили после этого выпуска из училища?

-Я был направлен служить на рубеж, на Западную Украину, в 10-й мотострелковый полк, входивший в состав 10-ой Танковой Дивизии. Командовал полком полковник Пшеницин, начальником штаба был майор Сучков, ПНШ- капитан Головач. Третьего мая сорок первого года я был в городе Золочев, находящегося в 70 километрах от Львова. Меня направили на место командира разведывательного взвода, в отдельную разведбронероту (РБР) полка, которой командовал капитан Хайкин. Кроме меня и Хайкина, в роте было ещё два командира: меньший лейтенант Зубреев и лейтенант Кизимов.

Рота состояла из двух взводов бронеавтомобилей БА-10, и ещё одного взвода из трех броневиков БА-20. Десятый броневик был у командира роты, а свой ротный политрук своей боевой машины не имел.

А каким был состав 10-го мотострелкового полка?

-Полк состоял из трех мотострелковых батальонов, имел свой автобат с машинами ГАЗ, которым командовал капитан Асланов, свой артиллерийский дивизион, различные подразделения тыла и обеспечения. Был целиком оснащен техникой и вооружением. Вообще, наша 10-ая Танковая Дивизия была без малого на все сто укомплектована, в танковых полках были более того машины Т-34. а в это время в других мехкорпусах, не то что, техники не было, личного состава насчитывалось с трудом половинка от штатного расписания.

С чего началась Ваша работа?

-Фактически, с отпуска. Прибыл в штаб полка в местечко Олеско. Посмотрели мои документы и говорят Вам положен отпуск. Вы за время учебы ни разу не использовали это право. Так что, отправляйтесь домой. И прослужив в дивизии больше двух недель, двадцать второго мая я отбыл в отпуск в Ленинград. Там, я окончательный раз увидел своего семнадцатилетнего младшего брата Михаила. Он в сорок первом ушел добровольцем на фронт, и посредством два года погиб в лейтенантском звании в боях под Ленинградом. И отцу моему также пришлось натянуть военную форму, он 1895 года рождения, но был призван в армию, и прошел войну от начала и до конца. Но кто тогда мог допустить, что ждет нашу страну, весь советских времен население, и в том числе мою семью, страшным летом сорок первого

На западной границе не чувствовалось скорое приближение войны?

-Как вам сказатьЕще в мае, все местные мужики, украинцы крестьяне, не работали, сидели в чайных в местечках Олеско и в Белом Камне, и говорили нам прямо в физиономия Скоро Гитлер придет, он вам покажет!. Но, видимо, большое руководство до конца не осознавало, что битва, вот вот, на носу. В середине мая мы получили команда, тот, что, по-другому как предательский, я наречь не могу.

Нам приказали сдать весь боекомплект на склад. Когда махаловка началась, мы кинулись к складам, а там одни осколочные снаряды. Бронебойных снарядов не было! Так что это по - вашему, как не измена?

Как складывался для Вас день 22-го июня 1941 года?

-Я вернулся в доля за два дня до начала войны. Рано утром в воскресенье в ворота кто-то постучал. Говорю Войдите, никто не заходит. Смотрю в оконный проем, по местечку бегут в разные стороны красноармейцы. Появляется посыльный из штаба Товарищ лейтенант, вас спешно вызывают в штаб!. Отвечаю Доложи в штабе, что у меня ещё единственный день отпуска Да нет, там что-то серьезное стряслось. Я оделся как пижон, и в серой коверкотовой гимнастерке, с прорезиненным плащом, наброшенным на рукавчик, являюсь в штаб. И тут все стало ясно. Над нашим расположением был сбит германский бомбардировщик, экипаж выбросился с парашютами и был взят в плен. На карте, найденной у немцев летчиков, на полях стояла надпись Окончательное уточнение объектов 18/06/1941. Была объявлена боевая напряженность, но свой начальник дивизии генерал майор Огурцов приказал вывести подразделения дивизии в районы, не указанные в секретных документах по развертыванию войск, как местоположение дислокации частей на происшествие начала войны. Тем самым, взяв на себя всю ответственность, он, нарушив все инструкции, предписания, директивы и приказы штаба округа по боевой развертыванию 10-й ТД, генерал Огурцов спас дивизию от разгрома. В то же начало дня немцы бомбили участки, на которых мы должны были находиться, но все бомбы падали на пустые места. В тот же день мне довелось претворить в жизнь близкое первое боевое поручение изготовить разведку в направлении на запад, в районе местечка Холоюв.

Какими были нравственное состояние и боевой дух красноармейцев и командиров 10-й ТД?

-Многие из нас считали, что битва продлится максимум два месяца, и все верили, что ещё летом мы войдем в Берлин. А стремление сражаться у нас было. Когда 23/6/1941 на наших глазах немцы разбомбили в щепки эшелон с семьями командного состава, и мы своими глазами увидели десятки убитых женщин и детей, то охота мести была огромной. И до начала июля люди шли в махач, свято веря, что мы одолеем врага. И мы ликовали, когда видели, как идущий в атаку свойский КВ на сто процентов вдавливает в грунт, в землю, германский бронетранспортер, как подбивает германский танк. Наша разведбронерота капитана Хайкина и 10-й отдельный дивизионный разведбат старшего лейтенанта Топоровского первыми входили в соприкосновение с противником. Мы вели бои в районе Холоюва, немного раз штурмовали немцев в районе местечка Радзехув, бились под Топорув. И когда на нас шли сию минуту сто немецких танков близ Стоянува красноармейцы не дрогнули. Но в конце июня мы были вынуждены отдаляться сквозь леса, отбиваясь от появлявшихся со всех сторон немецких моторизированных частей. В небе все время висели немецкие пикировщики, которые бомбили любую мишень. И к началу июля, этическое состояние войск стало другим. У нас кончилось горючее, боеприпасы, оставались считанные единицы боевой техники. Но и эту технику приходилось оставлять в лесах, не было возможности переправить ее сквозь реки, все мосты уже были разбомблены. Мы в полуокружении в лесах под местечком Лопатин. Организованного сопротивления и связи с войсками уже не было. Люди, в особенности призванные из запаса, психологически стали моментально ломаться. Только раздастся рев Немцы!, и начинается драп- марш, все бегут. Началось повальное бегство. Появились самострелы, которых расстреливали прямо на наших глазах.Даже у меня, в начале июля, ненадолго появились мысли, что махаловка проиграна Помню, как допрашиваем пленного немецкого солдата, он молчит. Тут заводят ещё одного пленного, офицера, так служивый вскакивает и приветствует старшего по званию. А на нас нуль внимания. Это также действовало на нервы. Кругом пошли одни разговоры, что необходимо отходить, покуда не придут войска из Сибири, мол, только тогда они на фронте наведут строй.

В первых числах июля, мы вышли к своим в районе Подволочиск, затем - отошли к Бердичеву. Мне пришлось принять под руководство нашу роту.

Я помню, как в эти летние июльские дни в завершающий раз увидел нашего комдива Огурцова. В штабе дали полуторку и приказали разыскать комдива, узнать путь для отступления полка. На одном из перекрестков мы нарвались на немецкую засаду, и немец- автоматчик попал мне пулей, по касательной, в голову. Я, весь в крови, нашел генерал майора, доложил о задании. Огурцов сказал Отходить посредством Сквиру на Казатин, и больше не произнес ни слова

Когда Вас вновь ранило?

-Пятого августа. Поехали в разведку на двух БА-10. Бронемашиной, в которой я находился, командовал сержант Клюев, а механиком водителем был Бодылевский. Едем по степи, добрались до села Буденовка, это в Сумской области. У крайней хаты спрашиваем Немцы е?. Отвечают Нема, не бачили. Заезжаем в середина, а там стоят немецкие грузовики с пехотой, танки, а из ближайшей клуни прямо на нас смотрит дуло пушки. Я скомандовал −2Огонь! и мы выстрелили приятель в друга вместе с тем. В нас прямое попадание. Механику водителю разнесло голову, и его мозги полетели в левую сторону, прямо на меня. Мне громадный осколочек попал в левую ногу. Сержант Клюев успел меня достать из горящего броневика. В БА-10 баки с горючим находятся за сиденьями, так агрегатина одним духом спалилась. Нам удалось покинуть из села на второй бронемашине. Я успел донести обстановку командиру полка, а после этого прибежали медики, разрезали бритвой хромовый сапог, перевязали, и отправили в эвакопункт. А дальше лазарет. Попал в град Артемовск Донецкой области. Рядом со мной лежал пораненый пилот с оторванными руками. Из Артемовска меня направили в лазарет под Сталинград, в этом месте я пролежал два с половиной месяца. Среди раненых не было признаков деморализации, люди говорили Все одинаково победим!, чувствовался групповой боевой патриотический настрой. А вскоре в лазарет приехал из Сталинграда агент отдела кадров военного округа, и стал организовывать мобилизацию раненых, готовящихся к выписке, на фронт, под Москву. Я пришел в отдел кадров с палочкой, ранка ещё не зажила, и согласился тронуться на защиту столицы. Меня отправили на формировку 806-го отдельного автобата, но машин не было, мы ждали технику единый месяц, да без толку. Я сызнова явился в отдел кадров и потребовал отправки на передовую. Отправили на Северо-Западный фронт. Прибыл на станцию Бологое, где находилась на формировке так называемая отдельная автомобильная рота базы центра, в задачу которой входило подвоз боеприпасов и снаряжения на передовую.

На войне и вслед за тем нее, Вам довелось кого-то повстречать из выживших бойцов и командиров 10-й Танковой Дивизии?

-Из 10-ой дивизии я никого не встречал. а насчет курсантов ЛАУ, следом войны имел информацию о некоторых. Был у нас в училище, единственный, старшина роты Ермоленко. После войны я ненароком услышал, что Ермоленко активный, и служит в ранге капитана в штабе округа. Но уж больно поганым человеком он мне по курсантским годам запомнился, и я не захотел с ним встречаться затем войны.

Как приняли в новой части?

-Я пришел в отдельную автороту уже в звании старшего лейтенанта и с медалью За Отвагу на гимнастерке, так что касательство ко мне, как к успевшему повоевать и отличиться, было хорошим. В роте было 120 отечественных грузовых машин. По гатям и лежневкам,в немыслимых условиях, мы возили к авангардный различные грузы. Неисправные или застрявшие машины с гати сбрасывались в болотные топи. Для разъезда встречных машин на лежневках были сделаны специальные карманы. Условия тяжелейшие, но водители выдерживали все.

Но поступил указание на расформировку. Я оказался Москве, в резерве. Голодно, тыловая норма питания, каждый день давали какое-то малопонятное варево, про которое мы говорили крупинка за крупинкой, гоняется с дубинкой. Просидел в этом резерве два месяца, и когда получил новое направление, то был несказанно рад.

Куда отправили?

-В Молотовскую область, на станцию Юг, где из моряков Тихоокеанского флота происходила формировка 58-ой мотострелковой бригады. По прибытию в эту доля, я попросил, чтобы меня направили в бригадную разведку, но мне сказали, что разведка уже на сто процентов укомплектована, и меня назначили командиром роты обеспечения в мотострелковый батальон.

Расскажите подробнее, что это была за бригада?

-Насколько я слышал, в тылу вместе с тем формировалось шесть или восемь таких мотострелковых бригад. Наша 58-я МСБр вошла в состав 2-го Танкового корпуса, и позднее, стала 28-ой гвардейской мотострелковой бригадой 8-го гв. ТК.

В бригаде три мотострелковых батальона, свой артиллерийский дивизион, отдельный минбат. На формировке командовал бригадой подполковник Свидра.

Я попал в 1-й батальон под командованием капитана Гулидова. Батальон на 80% состоял из моряков ТОФа. В мою роту обеспечения входило три транспортных взвода, отделение обслуги и ремонтное отделение. Все автомобили в роте были наши-ЗИС-3 и ЗИС-5, всего было −80 машин. Мне было всего 22 года, а солдаты называли меня Батя. У меня ординарец был как самое малое в два раза меня старше, по фамилии Шельменко. Он был многодетный, и я решил захватить его к себе из пехоты. Три месяца мы провели на формировке. Тогда в бригаде ещё были сильны флотские традиции. Наш кашевар, вернее кок, угощал морским чаем. Полстакана сахара, сверху доливался чай, и все время добавлялся кипяток, покуда сахарок на сто процентов не растворялся. Тогда же, в батальон прибыл свой босс боепитания, латыш Артур Андреевич Висман, ставший мне верным другом на всю бытие. Осенью нас посадили в эшелоны и отправили под Сталинград, во 2-ой ТК, прибывший на фронт затем формировки в Саратове. В состав корпуса на тот миг входили три танковых бригады, оснащенных танками Т-34. Вэтого в корпусе насчитывалось 230250 танков. 16-го декабря бригада пошла в атаку на немецкие позиции. Так опять для меня началась махаловка, Бои за Миллерово, Шахты, станицы Ильинка и Калитвенская, тяжелые схватки под Ворошиловградом. Продвинулись по донским степям на 400 километров до города Каменск. Наш остов, в особенности танковые подразделения, нес колоссальные потери, его использовали для прорыва немецкой обороны, но сам остов в прорыв в германский тыл не входил. Некому было уже ходить.

Даже на примере потерь комсостава, вы нетрудно поймете, какую цену мы заплатили за продвижение на запад в эти зимние дни. 13/2/1943 бомбой убило начальника штаба корпуса полковника Мальцева и зампотеха Кабакова. В тот самый же день погиб начальник бригады Алексей Павлович Кодинец. Кстати, дочка Кодинца была танкистом в одном из экипажей. На следующий день в Ворошиловграде погиб комбриг подполковник Моисей Исаакович Городецкий. Позже, пал смертью храбрых, заменивший убитого Городецкого, начальник 99 ой ТБр Малов.

К марту месяцу танков в корпусе не осталось. Нам подкинули 40 танков Т-70, но и их хватило на единственный наступательный мордобой. В апреле нас сняли с фронта и отправили на переформировку в Валуйки Уразово. Здесь мне приказали сформировать строевое подразделение - отдельную автороту бригады, в задачу которой входило быстрая перевозка всех трех мотострелковых батальонов бригады.

Под Ворошиловградом приходилось прямо принимать участие в боях?

-Да. В бою начальник роты обеспечения находится с комбатом на НП, и в критических ситуациях неоднократно приходилось вкупе с комбатом Жорой Ивановым ходить вперед, в первую цепочка и приподнимать пехоту в атаку.

Такое ещё немного раз происходило в сильно тяжелом продолжительном бою за село Острая Могила.

Отдельная авторота считалась строевым подразделением?

-Конечно, в соответствии с поставленными боевыми задачами, рота должна была находиться, как разрешается ближе к линии авангардный. Техническим подразделением мы не считались, у нас в роте более того не было ремонтного взвода.

В роте было свыше 100 машин и больше двухсот дядя личного состава. Три взвода, которыми командовали лейтенанты Огнев, Иван Алейников.

Помпотехом роты был старшой лейтенант, мастер Иван Григорьевич Брыжатюк. В роте был свой политрук, ладный чувак из запасников, но его от нас вскоре забрали на переподготовку политсостава на командиров танковых подразделений.

Какие потери несли автомобилисты?

-Раненых водителей постоянно было на строй больше, чем убитых.

Бомбежки, артобстрелы, подрывы на минах это шоферская фатум на войне.

И более того в затишье случалось всякое. На моих глазах, единственный из водителей, Зацепин, лег загорать на весеннем солнышке. Тихо, стрельбы нет. Прилетает шальной снаряд взрыв, и ногу парню оторвало, как бритвой срезало

Он скончался от потери крови.

Какими машинами пополняли отдельную автороту?

-Никакими. Не удивляйтесь, но нам ни в жизнь не давали автотранспорт по бригадам. Автопарк пополнялся только трофейными грузовыми машинами.

За всю войны мы не получали автотранспорта, помимо одного случая.

В 1943 году, в отдельный автобат корпуса, тот, что занимался перевозками с КОП (корпусной обменный пункт) в тылы, ещё могли вручить какую-то технику, то бригадам говорили прямо что у немцев возьмете - на том и колесить будете. Только незадолго до Курской битвы меня отправили в командировку обрести 100 автомобилей студебеккер на Центральном складе НКО в Орджоникидзе.

Я сообща с 20-ю водителями поехал на полуторке, остальные шофера, 80 дядя, добирались до Кавказа на поезде. Порядок был этакий лэнд лизовские автомобили союзники посредством Иран доставляли до пограничного города Джульфа, а прямо из самой Джульфы на Кавказ машины перегоняли женские автомобильные батальоны.

Я приехал на склад НКО. Стоят, по-видимому, тысячи машин, сколь зрачок видит, но многие автомобили были разукомплектованы. Начальник автосклада, полковник административной службы, услышав мое возмущение по поводу разобранной на запчасти техники, сказал Ладно, друг капитан, жди нового этапа!. Через два дня прибыли новые студера. И только мы получили свои 100 машин, собрались в стезя, как появляется неизвестный генерал, рослый, представительный. Начал негодовать Кто дал право ехать на фронт порожняком?! Приказываю Загрузить в каждую машину продовольствие со склада!. Я отказался. В реакция Под трибунал хочешь?!- Продовольствие не повезу. Не дай бог хоть одна агрегатина с вашей жратвой до фронта не доедет, меня и так под трибунал отдадут!. Он засмеялся Пусть будет по твоему! Грузи запчасти в ящиках!.

И все 100 машин загрузили запчастями, каждая запчасть в воске.

И после этого, мы, без поломок, проделали тысячекилометровый тракт до фронта, делая заправки сквозь каждые 250300 километров. И всюду по дороге,ушлые начальники всех рангов и мастей, пытались хоть пяток студеров отхватить от нас для себя, но мы, в буквальном смысле, прорвались без потерь в близкий остов.

Но, в корпусе, вместо того, (как мне было раньше обещано), чтобы воротить все американские машины в мою автороту, всю новую технику передали в отдельный корпусной автобат, которым командовал мой бывший сокурсник по ЛАУ, герой боев на озере Хасан, Марк Лаврентьевич Шапарь.

Ваша 58-ая МСБр, как и весь 2-ой ТК, начал сражение под Прохоровкой ещё 8-го июля 1943 года. Обычно о танковой битве под Прохоровкой, говорят как о бое 5-ой ТА 12/7/1943, но самое малое кто пишет о четырехдневных ожесточенных боях, предшествовавших вводу танкистов Ротмистрова в это сражение.

Что происходило на поле боя в эти дни?

-Вся битва под Прохоровкой происходила на моих глазах. Но я не думаю, что у нас на в эти дни хватит времени, если я детально, со всеми подробностями и нюансами, начну гутарить о происшедшем в эти дни. Да и неужели может быть передать словами, что там творилось Или поведать, как бригада сражалась на Букринском плацдарме на Днепре? Или о нашем отходе из Житомира, когда потеряв в бою танки, весь остов, как простая пехота держал оборону на Житомирском шоссе? Или как взяли Люблин, да на радостях некоторые перепились и задержались в городе, вместо того, чтобы одним рывком ворваться в Варшаву. Упустили хороший шанс завладеть польскую столицу, немцы подготовились к отражению удара и нас остановили в предместье Прага

За немного часов беседа неужели все вероятно поведать?..

Обо всех боях пожарищах

Вы правы. У меня к Вам тогда другая мольба, поведать не о боях- пожарищах, а о друзьях товарищах. Я знаю, что память у Вас уникальная. Расскажите, кто командовал подразделениями 58-ой МСБр и 2-го ТК.

Хотелось бы, чтобы прозвучали фамилии людей, которые вели танкистов корпуса в мордобой, командовали строевыми и техническими подразделениями и службами.

Вы были в корпусе начальником автомобильного отдела, и помните многих.

-58-ой МСБр командовал подполковник Свидра, после этого него полковник Болдырев, а на Украине руководство бригадой, ставшей к тому времени 28-ой гвардейской мотострелковой бригадой, принял полковник Пивнев Роман Григорьевич, отличный мужчина и великолепный начальник. Командирами батальонов были: ГСС Быков, в действительности, всамделишный герой. Капитаны и майоры Гулидов, Рыбальченко, Минкович, Георгий Иванов, Балуев.

Из них ещё жив Семен Ильич Минкович, он живет в Мытищах.

Начальником Политотдела был подполковник Иван Щукин. Начштаба бригады Михаил Иванович Секуторов, ПНШ Вернигора. Начальник артиллерии Шкуропат, начальник артдивизиона бригады Ажиппо. Разведчиками бригады командовал Сидоров, ротой автоматчиков капитан Цыпленков. Заместителем по строевой части был Гуржи, вслед за тем него Шевченко. Санвзводом бригады командовал капитан м/с Кизимов, начальником инженерной службы- Саенко. Зампотех подполковник Комарь.

Теперь по корпусу. Бессменным командиром корпуса с конца 1942 года был генерал лейтенант танковых войск Алексей Федорович Попов. Его заместителем был генерал майор Веденеев, ушедший от нас на руководство 9-м гв. ТК и ставший ГСС. Начальник штаба корпуса генерал майор Кошелев.

Начальник корпусного Политотдела - полковник Деревянкин, следом него Колосов. Нач. артиллерии 2-го ТК полковник Грецов, патрон связи полковник Ананьев, корпусной инженер подполковник Почуев, нач. медслужбы подполковник Нестеров. Начальник тыла корпуса полковник Мишнев. Заместитель командира корпуса по технической части полковник Кузнецов Валерьян Федорович. Подразделениями корпуса командовали: 58-ая гв. ТБр. полковник Пискарев, зампотех майор Бутов, 59-ая гв. ТБр. начальник подполковник Туренков, которого сменил в конце войны подполковник Бейзеров. 60-ая гв.ТБр. начальник полковник Давиденко, вслед за тем него полковник Степанов, зампотех Николай Васильевич Овчаренко. Корпусным 94-м гв. тяжелым танковым полком долгое время командовал подполковник Котт, минометным полком подполковник Шадрухин. Отдельным корпусным ИПТАПом командовал полковник Ионис, погибший во время взятия польского города Люблина. Начальником оперативного отдела, а после этого - разведотдела корпуса, был подполковник Евгений Филлипович Ивановский, ставший потом войны командующим МВО, и Сухопутными Войсками страны.

Когда Ивановский перешел на командную пост, то разведотдел принял подполковник Михаил Наумов.

Что за джентльмен был генерал лейтенант Попов?

-Алексей Федорович был из донских казаков, в Гражданскую войну командовал кавалерийским взводом у Буденного.

Очень заботливый начальник был, любил простых служивый и старался их хранить. Когда речь шла о танковых боях, то на глазах у Попова выступали слезы, он что надо знал, какую страшную кровавую цену платят танкисты в таких схватках.

Попов люто ненавидел комиссаров и особистов, считая, что аккурат они сгубили его карьеру в 1941 году, когда он командовал танковой дивизией под Тихвином.

Он ни в жизнь не допускал смершевцев или трибунальцев на свой НП, и упоминал о них и о политработниках зачастую в матерной форме.

Его влюбленность к простому солдату была безмерной, он бился за каждого рядового, попавшего в СМЕРШ или под трибунал. Вот вам образец. Помню, на Нареве, шел нелегкий махач, пламень этакий, что головы не приподнять. Попов звонит моему комбригу Пивневу Товарищ полковник, возьмите с собой начальника политотдела и командира роты автоматчиков, и немедля прибудьте ко мне в штаб!. Пивнев поручает руководство боем начальнику штаба, и под огнем добирается до Попова. И видит, что рядом с генералом стоит рядовой из роты автоматчиков, отданный намедни в трибунал за дезертирство с авангардный. Попов Почему у тебя боец в бригаде полгода воюет и ни разу не награжден?!. Пивнев генералу -Так тот самый боец дезертировал в последнем бою! Его судить нужно, а не медалями награждать. Попов Но ибо он до этого у тебя шесть месяцев воевал! А в настоящий момент слушай мой инструкция. Наградить его орденом Красной Звезды, возвратить бойца в роту, и донести мне об исполнении!.

В конце войны Попов собрал всех командиров бригад и сказал Наградите всех своих боец. Не должно быть обиженных и обойденных.

Эти примеры недурственно характеризуют персона командира корпуса.

Порядочный был мужчина. Очень азбучный в общении. Даже, если в сложной обстановке Попов давал волю рукам и нервам, и пускал в ход свою палку, то постоянно бил ей только офицеров в звании от майора и выше.

Рядовых боец ни при каких обстоятельствах не трогал.

Я помню, как весной сорок четвертого года Попов вернулся следом встречи со Сталиным в Москве, и рассказывал, как это было. Нас тогда должны были передать на усиление в Войско Польское, к генералу Берлингу, и в Москву было вызвано все управление корпуса. В темное время суток перед 1-м мая, адъютант Попова капитан Костенко. бывший боевой танкист, весь в орденах, говорит Товарищ генерал лейтенант, давайте выпьем, завтра Первомай, товарищу Сталину точь-в-точь в текущее время не до вас. Сели они глубокой ночью за столик, выпили, и тут звонок от командующего БТ и МВ маршала Федоренко - Срочно в Кремль! Сталин вызывает!. Генерал лейтенант Попов появляется в кабинете Сталина, и вслед за тем его доклада о прибытия, Верховный ему задает вопросительный мотив Попов? Это вы в 1941 году на Северо- Западном Фронте утопили в болотах, целую танковую дивизию?!. Попов нам рассказывал, что у него безотлагательно ноги ватными стали. Но Сталин беседовал с ним шибко доброжелательно. При прощании, спросил Какие у вас будут просьбы?. Попов попросил усилить остов ещё одним ИПТАПом. Не успел генерал возвратиться на машине в Дарницу, где мы стояли в резерве, как на станции уже разгружался переданный нам истребительно противотанковый полк.

Когда Вы стали начальником автомобильного отдела корпуса?

-В 1944 году. Тогда в штабе корпуса был организован свой автоотдел. Мы стояли на переформировке, и зампотех корпуса полковник Кузнецов назначил меня председателем комиссии по проверке технического состояния машин в корпусе.

И когда я принес ему акт комиссии, он меня спросил Горелик, а ты меня по Ленинграду не помнишь? Я был у вас в училище старшим техником, начальником танковой мастерской училища. А акт ты толковый составил, все грамотно и точь-в-точь. Давай, принимай автоотдел, ты справишься, и неважно, что тебе всего 23 года. Автоотдел, кроме обычных автомобильных забот, занимался ещё организацией ремонтных СПАМов и так дальше. У меня было два помощника, оба хорошие люди, призванные из запаса: инженер майор Немцев и капитан Форминов.

Вот Вы говорите, что новая автомобильная техника в остов не поступала. А где забирали запчасти, чтобы ремонтировать сломанные старые лэнд лизовские машины? Трофейные автомобили также потоком в наши руки не шли.

-Я нимало не утрирую, когда говорю по поводу поставок автотехники в свой танковый остов. Это была установка Танки с заводов дадим, а автомашины у немцев заберете!. Как-то собралось в Польше, в Минск Мазовецком, все руководство корпуса. Сначала сделал рапорт зампотех по танкам. Потом настала моя очередность рапортовать. Я начал Товарищи генералы, если мы получим автотранспорт, то машины по бригадам разрешено распределить следующим образом. Попов меня сию минуту остановил и говорит начальнику ПО Колосов, напиши крупно на стенке, чтобы все видели Ничего мы не получим!.

Встает зампотех корпуса Кузнецов и предлагает- Все бригады в корпусе смешанные, из Т-34 и шерманов. Давайте сделаем одну бригаду только из танков шерман. Это облегчит работу ремонтникам, и так дальше.

Попов согласился, и решил совершить шермановской бригаду Туренкова.

Издали соответственный указание. Но Туренкову это не понравилось.

В танках шерман только пушка была отличной, а прочее, по мнению наших танкистов, оставляло жаждать лучшего. Туренков приказал своему повару пожарить курицу, и пошел с этой курицей выпивать с Поповым.

И в итоге, убедил комкора отменить прежнее приказание. В бригадах появилась присказка Жареная курочка остов спасла.

А по поводу запчастей, приходилось доставать любыми путями, более того в Москву, в командировку, на поиски запасных частей колесить. И добывали эти запчасти в лучшем стиле советских снабженцев застойных лет.

И как проходили такие командировки?

-Получил командировку. Комкор Попов написал личное послание с просьбой о помощи к своему товарищу маршалу бронетанковых войск Федоренко. В письме он просил связать меня с начальником автотракторного управления генералом Тягуновым и посодействовать в получении запчастей к американским машинам. Командир 28-ой гвардейской бригады полковник Пивнев, ко мне шибко ладно относился. Он знал, что в санвзводе бригады служит моя любимая леди, военврач Галина Малофеева, знал, что мы хотим пожениться. Он вызвал Галю и сказал Горелик едет на студере в Москву. Хочешь с ним поехать? Правда, там бочки с горючим в кузове. И как только мы прибыли в столицу, то тотчас пошли в Коминтерновский ЗАГС, и там расписались. Жена поехала на квартиру к родным, а я по своим делам. Получили талоны на питание, сухие пайки.

Со мной из корпуса в Москву прибыли подполковник Очеретяный и подполковник Николай Овчаренко. Пошли в кабачок. Их пускают, а мне говорят Вход по талонам только для старших офицеров. А вы, приятель капитан, идите в столовую для младшего офицерского состава.. Подождал, покуда мои товарищи поедят, они вышли из ресторана и вынесли мне апельсин Вы не представляете, как меня это поразило, что когда куда ни кинь только сожженная и разоренная наша почва, а где-то ещё растут апельсины Пошел в приемную маршала Федоренко.

Его адъютант принял послание, и сказал придти на следующий день, обрести в канцелярии сообщение к Тягунову. На следующий день, получив у адъютанта сообщение Федоренко, я отправился к начальнику автотракторного управления генералу Тягунову. До войны он был советским военным атташе в Литве, и я с его дочкой Зоей учился вкупе в одном классе в ленинградской школе. Он меня конечно не узнал. Огромный офис. Тягунов просмотрел послание и другие документы, и, не поднимая око, заявил Мы отдельные корпуса не снабжаем. Обеспечиваем только армии и фронта. Я уже хотел было откозырять, но решился запоздать и узнать про его детей, с которыми был дружен в школе -Товарищ генерал, разрешите свой вопросительный мотив? Разрешаю -Как там Зоя и Володя? Живы? Откуда ты их знаешь, капитан?. И когда он услышал, что с его детьми я знаком со школы, то на официальном бланке написал Полковник Сыч. Сработать все возможное!. И когда Сыч увидел такую резолюцию начальника автотракторного управления, нам был дан зеленый свет. Пришел отметиться в комендатуру, внезапно меня задерживают двое и препровождают в СМЕРШ. Появился какой-то старшой лейтенант Кто таковый? Капитан Горелик, 8-ой гвардейский танковый остов. Прибыл в Москву к маршалу Федоренко по личному распоряжению комкора. Вот мои документы и командировочные предписания. Особист позвонил в отдел регистрации посетителей Бронетанкового управления. Оттуда отвечают Такой не зарегистрирован.

Я объясняю старшему лейтенанту, что прошел без пропуска, с адъютантом.

Он реагирует следующим образом Врешь!. Продержал меня четыре часа, все время, повторяя одни и те же вопросы, упрямо примеряя меня на образ немецкого агента, и, поди, уже, внутренне, делая себе на кителе дырку для ордена. Я и на фронте эту публику не особенно уважал, но тут стали сдавать нервы. Снова говорю ему Товарищ старшой лейтенант, звоните в автотракторное управление к генералу Тягунову. Он подтвердит мою личность. Особист нежданно-негаданно сказал Покажи свой партбилет. Он повертел партийный квиток в руках, и приказал меня освободить. Мне вслед за тем корпусные смершевцы объяснили, что наши партбилеты со следами ржавчины от скрепок, а на документах немецких агентов, заброшенных к нам в тыл скрепки никелированные.

Вернулся к своим товарищам, рассказал, что Тягунов помог с запчастями. Мы бегали по различным базам и управлениям, в итоге выбили большое число запчастей. А как познать, где в текущее время находится свойский остов? Слышим сводку Информбюро, и там сообщают об объявлении благодарности танкистам генерал лейтенанта Попова. Из этого сообщения мы поняли, что 8-ой гв. ТК развернулся на Пруссию, и ведет там бои. Овчаренко договорился с железной дорогой, нам выделили немного вагонов до Бреста. А в Бресте мы едва вырвали свои богатства у других танковых частей, положивших глаз на наши вагоны.

К смершевцам зачем так негативно относитесь? Есть личные причины?

-Слишком страсть сколько хороших людей они погубили, и на войне, и затем нее.

Лес рубят, щепки летят, только этими щепками были судьбы и жизни людей. После войны к нам в полк прибыл выпускник Академии, инженер капитан Крапивин, младой, мировой офицер. Он только и успел проговорить, что пушка у танка Шерман лучше, чем на Т-34. На следующий день Крапивин был арестован за восхваление вражеской техники и, как нам сказали, вскоре осужден трибуналом как америкосский шпион.

А по поводу личных причин. Маленький образец, из послевоенных.

Когда закончилась битва, то свойский остов вывели в Брестскую область, где остов был переформирован в дивизию, а бригады стали полками. Я перешел служить на место заместителя командира мотострелкового полка по технической части, и прослужил зампотехом полка 15 лет, до 1960 года. Был самым старым полковым зампотехом в округе, продвижение вперед по служебной лестнице мне не светило, инвалидная пятая графа в БВО тогда решала все.

В1956 году получаю команда прийти в округ с тревожным чемоданчиком.

Так же читайте биографии известных людей:
Симон Санлис Simon Sanlis

Англонормандский барон, граф Нортгемптон.
читать далее

Симон Стевин Simon Stevin

Симон Стевин стал известен прежде всего своей книгой Десятая (De Thiende), изданной на фламандском и французском языках в 1585 г. Именно после неё в..
читать далее

Симон Шноль Simon Shnol

Физик, историк советской и российской науки.
читать далее

Симон Боливар Simon Bolivar

Боливар мечтал о создании на территории Венесуэлы, Колумбии, Эквадора, Боливии и Перу одного федеративного государства по образцу США.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий