Известные люди
»Спартак Маковский
Рождение: Казахстан, 27.11.1920
Старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сбил лично 18 ( в том числе 1 - тараном ) и в группе 1 самолёт противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 27 Ноября 1920 года в городе Павлодар ( Казахстан ), в семье рабочего. Окончил 7 классов в городе Запорожье. Работал на заводе "Запорожсталь", учился в аэроклубе. С 1937 года в Красной Армии. В 1939 году окончил Качинскую военную авиационную школу лётчиков.
С Апреля 1943 года - на фронтах Великой Отечественной войны. 8 Мая 1943 года вблизи станицы Крымская Краснодарского края начальник зена 43-го истребительного авиаполка Старший лейтенант С. И. Маковский таранным ударом на встречном курсе сшиб истребитель врага.
К Январю 1944 года начальник эскадрильи 43-го истребительного авиаполка ( 278-я истребительная авиационная дивизия, 8-я Воздушная вооруженные силы, 4-й Украинский фронт ) Старший лейтенант С. И. Маковский совершил 92 боевых вылета, в 49 воздушных боях сшиб лично 18 ( в том числе 1 - тараном ) и в группе 1 самолёт противника. 13 Апреля 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
После войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава. С 1958 года Подполковник С. И. Маковский - в запасе. Жил в Свердловске. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Александра Невского, Отечественной войны 1-й степени ( дважды ), Красной Звезды, медалями. Умер 27 Марта 2000 года.
* * *
"Как мы всё - таки погано знаем своих героев ! Тот же Спартак Маковский 215 боевых вылетов сделал, провёл 76 воздушных боёв, сшиб 30 вражеских самолётов лично и 7 в группе. А что о нём написано ? Часто ли вспоминается его имя ?"
Такими вот строчками начинается расклад о лётчике - истребителе С. И. Маковском в одной из книг, изданных ещё в 1960-х годах уже прошлого, то есть 20-го, века. Ну что же, попробуем восполнить тот самый пробел в истории отечественной авиации и поведать всё, что нам известно об этом человеке...
некоторую информацию о фронтовой деятельности С. Маковского позволительно сыскать в книге А. Е. Чернаткиной "От Кавказа до Берлина" ( боевой дорога 43-го ИАП в годы Великой Отечественной войны ). Вот что она пишет:
"18 Февраля 1943 года полк выехал на фронт. Расстыкованные самолёты закрепили на платформах, а собственный состав ехал в вагонах - теплушках. В конце состава прицепили вагон с замороженными пельменями - дар сибиряков.
3 Марта состав прибыл в подмосковные Люберцы, где самолёты собрали и облетали. А 9 Апреля начали перебазировку техники и личного состава на аэропорт Кленовец близ Старого Оскола. Аэродром был худо оборудован, что затрудняло посадку наших самолётов. Почти не было капониров и выкопанных в земле щелей на эпизод вражеских бомбардировок. Несколько дней ушло на подготовку к боевой работе.
Командир полка Капитан А. А. Дорошенков тотчас организовал службу ВНОС, установил два пункта наблюдения с телефонами. На старте дежурил самолёт на происшествие внезапного нападения вражеских самолётов.
15 Апреля 1943 над аэродромом на высоте эдак 2000 метров появился Ме-110. Лётчик А. В. Кочетов моментально поднялся в воздух и погнался за "Мессером". Поняв, что его преследует тертый пилот, враг увеличил прыть и скрылся.
Но обнаружив аэровокзал, немцы уже не оставляли его в покое. Вскоре послышался шум вражеских самолетов и на фоне облачности показалась девятка Ме-110, а за ней ещё... Посыпались бомбы на стоянки.
В следующие мгновения потом разрывов первых бомб взлетели Капитан Шепель, Лейтенанты Маковский, Осадчиев и другие лётчики. Благодаря их мужеству и решительным действиям враги не сумели причинить большого вреда. Во время атаки неприятельских самолётов Маковский одного сбил".
Через 3 недели позже прибытия на фронт - 8 Мая 1943 года, он таранил вражеский истребитель и на весьма повреждённой машине сумел произвести посадку.
В тот день 6 истребителей 43-го полка вели воздушный махач. Находясь сверху, Маковский наблюдал за боем и следил за небом. Вприятель со стороны солнца показался ещё единственный Ме-109. Маковский набрал высоту, бросился навстречу врагу. Самолёты сближались с огромной скоростью.
...700, 500, 300 метров... С бешеной скоростью пожирали оставшееся между ними пространство германский "Мессер" и советских времен "Як". Что испытывает лётчик в эти последние мгновения, какие мысли проносятся в мозгу перед лобовым тараном ? Не будем гадать и создавать предположения. Предоставим словечко оставшемуся в живых пилоту того самого "Яка" - Лейтенанту Спартаку Маковскому:
"Думал ли я в тот миг о своей жизни, понимал ли, что столкновение может быть гибельным ? Нет, не думал. Я знал, что внизу бъются мои друзья, что им тяжко, и если противник прорвётся туда, им станет ещё тяжелее. Значит, нужно истребить его любым способом. И если я вообще о чём - нибудь думал в эти секунды, когда дистанция между нами сокращалась, то только об одном: не вручить врагу подступить к месту воздушного боя".
В последнем мгновении "Мессер" мало отклонился налево, но удара избежать не удалось. Оба самолёта перевернулись и полетели вниз.
Вражеская агрегатина начала разваливаться на лету, но и перевернувшийся от столкновения "Як" свалился в штопор. Первая попытка спасти самолёт окончилась ничем. Выбрасываться с парашютом также было нельзя: махач разыгрался в районе станицы Крымская, где ещё хозяйничали оккупанты.
После нескольких попыток, в 800 метрах от земли, Маковскому всё же удалось вытянуть машину в горизонтальный полёт. Растерзана она была до неузнаваемости: в плоскостях зияли рваные дыры от пулемётных очередей, половинка правого крыла отсутствовала.
Маковский взял вектор движения на свой аэровокзал и увидел приближавшийся вражеский истребитель. Под угрозой потери управления и нового штопора Спартак был лишён всякий возможности маневрировать и представлял собой идеальную мишень для упражнения в стрельбе. Подумалось без малого обречённо: "Сейчас меня будут добивать..."
Он казался им лёгкой добычей. Но сработала заповедь фронтового братства. Его напарник Лукьян Каширин, неотступно следивший за командиром, был начеку. Ведовый вырвался на перехват и проломил очередью движок Ме-109. Дорога на близкий аэропорт была свободна.
На своих полутора крыльях Спартак кое - как дотянул до посадочной полосы. Нормально произвести посадку он не мог, отказал движок. На огромный скорости сел на фюзеляж прямо в поле. Сильный потрясение вдребезги развалил кабину, а самолёт, к счастью, не загорелся.
Подоспели товарищи, хотели отвезти в лазарет, но Спартак отказался, остался в полку. Он пролежал в санчасти 10 дней. Удар не прошёл бесследно... Он более того на немного дней лишился речи. Молодой тело и страстное охота опять летать, ударять врага победили.
Упорство и настойчивость в достижении цели были ему вечно присущи. Так было ещё тогда, когда он решил сделаться лётчиком. Это было его заветной мечтой. Медицинская комиссия обнаружила у него цветовую аномалию - дальтонизм и по этой причине ему отказали в приёме в аэроклуб. Спартак настойчиво просил своего отца пособить, сходить хлопотать, доказывал, что выводы комиссии безосновательны, что у него хорошее зрение. Отец понимал тяготение сына и решил его пособить. Пошёл к руководству аэроклуба, в результате новое тщательное обследование установило, что он может быть допущен к учёбе.
После учёбы в Запорожском аэроклубе Спартак поступил в знаменитую Качинскую Краснознамённую лётную школу, которую окончил в 1939 году. Весь выпуск Качинской школы был направлен на Дальний Восток.
Перед отъездом папа Спартака Иосиф Иванович передал сыну написанную им свою короткую биографию, которую тот носил с собой всю войну. Она была для него напутствием на всю существование. Отец был для него примером честности, справедливости и беззаветного служения Родине.
...Совсем не ненароком мальчик, родившийся в 1920 году в захолустном городе Павлодаре, что в Казахстане, был наречён Спартаком, по имени вождя восставших рабов. Так решил папа, Иосиф Иванович Маковский, джентльмен незаурядной и героической судьбы. Он храбро сражался в рядах Красной Гвардии, был комиссаром отряда особого назначения, партизанил, боролся с контрреволюцией в Сибири и Казахстане.
В семейном архиве Маковских хранится протокол, особенный более того по названию: "История болезни, причинённой белым террором".
В Августе 1918 года Иосиф Иванович являлся начальником штаба рабоче - крестьянского повстанческого движения, захлестнувшего Павлодарский и Славгородский уезды. Белогвардейские каратели жестоко подавили восстание, а Маковский затем двухмесячного преследования был схвачен и брошен в уездную тюрьму 7 Ноября 1918 года - в день первой годовщины Октябрьской революции. В тюрьме он пробыл 13 месяцев. Вынужденные отойти, колчаковцы 27 Ноября 1919 года зверски расправились с 35 заключёнными. Среди них был исколотый штыками начальство штаба повстанцев.
Дальнейшее в такой степени невероятно, что лучше будет дословно процитировать упомянутый документ:
"Тов. Маковский пролежал в трупах до прихода советских войск. 29 Ноября 1919 года был извлечён из трупов солдатами 26-й советской дивизии 5-й армии и перевезён из тюрьмы в павлодарскую уездную больницу со следующими штыковыми ронениями: 5 ран в грудь, из которых 4 с поражением лёгких ( выход воздуха ), 1 в брюхо, 6 в спину и бока, не считая ранений в ноги и руки. Приведён был в рассудок... Температура повысилась до 39 градусов. Пролежал в больнице до 28 Декабря 1919 года. Благодаря здоровой натуре, выздоровел..."
Год через, в Декабре 1920 года, Иосиф Иванович уже делегат VII Всеросийского съезда Советов, где был принят известный проект электрофикации России - ГОЭЛРО.
Можно заявить, что Маковскому - младшему досталось от отца богатейшее наследство - вся его огромная держава, которую предстояло благоустраивать и оберегать от всяческих посягательств. Пример отца и собственное гордое имя никак не позволяли Спартаку плестись в хвосте. Он превосходно учился в школе, в особенности налегая на любимые предметы - физику и математику. Потом выбрал самую престижную для своего времени профессию лётчика, удачно занимался в Свердловском аэроклубе и на "отлично" закончил школу военных лётчиков. После чего был зачислен в 43-й истребительный авиаполк 278-й авиадивизии.
Маковский попал на фронт только в Апреле 1943 года. Сама фатум закалила этого мужественного человека, разом бросив его в пламень самого жестокого воздушного сражения - в битву на Кубани. За 2 года своей фронтовой жизни он совершил, как самое меньшее, 3 высочайших геройского поступка, любой из которых достоин высшей награды.
Перед войной папа вручил ему как напутствие автобиографию с короткой припиской: "Дорогой отпрыск мой, Спартак ! Даю тебе свою краткую биографию, которая будет тебе заветом на всю существование для преданности своей Родине".
Напутствие отца Спартак достойно пронёс посредством всю войну и намного преумножил славу семьи Маковских. За свои боевые подвиги удостоен звания Героя Советского Союза, награждён многими орденами и медалями...
Но здорово обманывается тот, кто полагает, что бытие героев проходит безоблачно и ликующе, под бравурные марши духовых оркестров. Вот и для Спартака отрада Победы была омрачена личным горем. В Сентябре 1945 года он получил краткосрочный отпуск и приехал на родину отца, в град Запорожье. Туда же вот - вот должен был возвратиться Иосиф Иванович, тот, что по поручению обкома партии находился в районах области и помогал в проведении уборки. Но сыну не довелось заключить в объятия отца - его злодейски убили бандиты, бывшие пособники оккупантов...
Помимо наград, наследник принёс с войны ранение и пошатнувшееся самочувствие. Уволившись в припас, Подполковник С. И. Маковский поселился в Свердловске и возглавил тот самый-самый аэроклуб, тот, что дал ему когда - то путёвку в небосвод. Среди свердловчан, в особенности посреди школьников и молодёжи, он прослыл горячим, искренним пропарандистом боевых традиций нашей авиации. О смертельных схватках и геройских поступках он рассказывал не понаслышке.
...В Январе 1944 года держава услышала в сводке Совинформбюро это гордое имя - Спартак.
3 Января 1944 года начальник 1-й эскадрильи Лейтенант Спартак Маковский повёл группу на штурмовку вражеского аэродрома в районе Апостолово. В своей книге "Полвека с небом" Маршал авиации Е. Я. Савицкий писал, что специалистами по штурмовке считались 812-й и 43-й авиаполки. Именно им чаще всего поручали наносить внезапные удары по вражеским аэродромам.
В воздушном бою над аэродромом Апостолово было сбито 4 и на земле во время штурмовки уничтожено 3 самолёта противника.
Потом штурмовали переправу на Днепре. Зенитки открыли дюжий жар. За самолётом ведомого командира, Младшего лейтенанта Виктора Кузнецова потянулся шлейф дыма. Подбитая агрегатина падала на территорию, занятую противником. Кузнецов пошёл на посадку и с трудом посадил самолёт в развилке двух дорог. По этим двум дорогам, эдак в 1,5 - 2 км от места посадки самолёта на своих двоих двигались немецкие войска. Они побежали к самолёту и более того не стреляли - добыча была очевидной. С высоты Маковский видел, как Кузнецов выбрался из самолёта. Времени на раздумья не оставалось. Он понимал, что рискует жизнью, но по иному поступить не мог.
"Сам погибай, а товарища выручай !" - вроде приказал Спартаку властный внутренний звук. Он сделал круг на малой высоте, ударил по бегущим немцам из пулемётов и заставил их залечь. Зашёл на посадку, чтобы приземлиться рядом с Виктором, но как черт из табакерки увидел, что поле пересекает черта связи. Быстро сориентировался, пошёл на второй круг и совершил посадку рядом с Кузнецовым. Крикнул:
- Садись быстрее ! Левую ногу - в кабину, голову - под казырёк. Да крепче держись руками за поручни прицела. Быстрее, Витя, иду на взлёт !
В тесной одноместной кабине поместилась только одна нижняя конечность Виктора. Его башка закрыла Маковскому приборную доску. Вражеские войска приблизились и открыли по ним автоматный пламень. До самолёта оставалось не больше 100 метров. Надрывно гудя, перегружённый самолёт с трудом оторвался от земли и взлетел над головами немцев, унося двоих пилотов на свой аэровокзал.
Оставшиеся 6 самолётов эскадрильи совершили посадку без командира и его ведомого. Люди на аэродроме в тревоге всматривались в небосвод. Потом послышался шум и показался самолёт. Когда Маковский заходил на посадку, тяжко было осознать что с самолётом. Высказывали предположение, что в воздухе сорвало капот. После посадки всё стало ясно.
Самолёт ещё не успел подрулить к стоянке, как был окружён слегка ли не всем личным составом полка. Боевых друзей вынесли из кабины на руках. Виктора, получившего ушиб ноги, отправили в санчасть, а Спартака бросились заключать в объятья и длительно качали.
Вскоре на аэропорт прилетели начальник корпуса Генерал Е. Я. Савицкий и начальник дивизии Полковник В. Т. Лисин. Построили полк. Генерал с восхищением говорил о совершенном геройском поступке. Затем, вызвав Маковского из строя и накрепко обняв, Евгений Яковлевич сказал:
- Ваш геройский поступок не забудется. Преклоняюсь перед вашей храбростью и представляю вас к высшей правительственной награде - званию Героя Советского Союза.
Президиум Верховного Совета СССР утвердил 13 Апреля 1944 года представление фронтового командования. 14 Апреля 1944 года в полк приехал начальник дивизии Полковник В. Т. Лисин. Перед строем личного состава был зачитан Указ о присвоении С. И. Маковскому звания Героев Советского Союза.
Евгений Яковлевич Савицкий, уже будучи Маршалом авиации и дважды Героем Советского Союза, нередко вспоминал добрым словом о Спартаке Маковском:
"Это был даровитый лётчик. И не без затей лётчик, а начальник, организатор боя. Ему поручались наиболее ответственные и сложные задания. Нередко бывало, что я возглавлял общую авиагруппу, а он вёл одну из подгрупп. Неоднократно бывал моим ведомым. Около 3 - 4 вражеских самолётов я сшиб аккурат тогда, когда вылетал в паре с Маковским".
В Апреле 1944 года наши войска вошли в Джанкой, потом в Биюк - Онлар ( теперь Октябрьское ). Сутки лётчики 43-го полка находились близ Симферополя и подошли к совхозу "Табачный" под Севастополем, где базировались до полного освобождения Крыма.
Однажды посредством совхоз "Табачный" проходила группа раненых, шедших с севастопольских позиций. Среди них был брат Спартака Маковского - Пётр. Им суждено было повстречаться, чтобы до конца войны не расставаться. Артиллерист старшой лейтенант Пётр Иосифович Маковский имел немного ранений. На тот самый раз был ранен в руку. По ходатайству командования Петра зачислили в полк на место адъютанта 1-й эскадрильи. Он добросовестно выполнял свои обязанности. Старший брат с здоровущий заботой относился к Спартаку.
Свои последние победы Спартак Маковский одержал в Апреле 1945 года, сбив над Берлином немного вражеских самолётов. Вот что позволительно выискать о событиях тех дней в известной книге "Шестнадцатая воздушная...":
"Бои в воздухе 19 Апреля не прекращались до позднего вечера. Наши лётчики в 156 схватках уничтожили 112 немецких самолётов, показав при этом образцы боевого мастерства. Снова отличились лётчики 3-го ИАК. Ведя бойкий розыск противника в воздухе, они провели 89 воздушных боёв и сшибли 68 фашистских самолётов. При этом по 2 победы одержали Майор С. И. Маковский, Старший лейтенант Д. А. Шувалов, Лейтенант Ф. П. Савицкий и Младший лейтенант В. И. Самодед...
За 29 Апреля истребители 16-й Воздушной армии провели 67 воздушных боёв и уничтожили 46 вражеских самолётов, потеряв при этом 2 своих. Наибольшее число побед в воздухе в тот самый день одержали лётчики 3-го ИАК... За день они провели 39 воздушных боёв и сшибли 33 самолёта противника. По 2 победы в воздухе одержали Майор С. И. Маковский, Лейтенанты В. И. Александрюк и И. Д. Радчиков..."
А. Е. Чернаткина в книге "От Кавказа до Берлина" ( её разрешено почитать на страницах сайта "Авиаторы Второй Мировой..." ) указывая на победы Маковского, приведённые выше, дополняет их ещё и эдакий информацией:
"27 и 28 Апреля стали переломными днями. Гитлеровцы теряли не только самолёты, но и аэродромы. Спартак Маковский сшиб 2 самолёта".
И дальше, подводя корпоративный результат его боевой деятельности, она пишет:
"В отрезок времени войны С. И. Маковский совершил 216 боевых вылетов, провёл 70 воздушных боёв, сшиб лично 30 и 7 в группе самолётов противника. Его считали не только отважным воином, но и хорошим организатором в бою и в руководстве эскадрильей".
В заключении нашего рассказа хочется возвратиться к его началу и подметить, что цифры, приведённые в той самой книге, ещё советских времён, ( а так же, и А. Е. Чернаткиной - 30 лично и 7 в группе ), не совершенно соответствуют реальности. По имеющимся на нынешний день сведениям, за годы войны С. Маковский реально совершил по различным источникам от 215 до 218 боевых вылетов и провёл 79 воздушных боёв. Сбитых же самолётов, в соответствии официальным документам, обнаруженным в архивах М. Ю. Быковым, на его счету числится 28 лично и 3 в группе. При этом, первая виктория Маковского, датированная А. Е. Чернаткиной серединой Апреля 1943 года, в список побед приведённый М. Ю. Быковым не попала. Даже если предположить, что А. Е. Чернаткина обманывается, приписывая Маковскому ещё 2 победы за отрезок времени 27 - 28 Апреля 1945 года ( так же не нашедших отражения в списке побед М. Ю. Быкова ), цифра лично сбитых им самолётов впритирку приближается к 30.
Теперь, что касается 7 групповых побед... В одном из изданий, в качестве итога боевой деятельности Маковского указывается на 23 самолёта сбитых лично, 2 - в группе с товарищами и 5 - уничтоженных на земле штурмовыми ударами. Не заостряя внимания на личных победах, следует пометить что сумма самолётов сбитых в группе и уничтоженных на земле равна, как раз, 7. То есть, в цифра 7 групповых побед ( указываемых А. Е. Чернаткиной и другими авторами ), скорее всего, были включены и самолёты сожжёные на земле...
После войны Спартак Иосифович Маковский окончил Высшие лётно - тактические курсы офицерского состава. Летал на современных типах боевых самолетов до самой демобилизации в звании Подполковника в 1958 году. Уйдя в отставку, не порвал связь с авиацией, стал действовать начальником аэроклуба в городе Свердловске, обучал молодёжь и воспитывал их. Переехав в близкий град Запорожье, нередко бывал у тружеников электроаппаратного завода, интересовался их успехами, вникал в их заботы. Но самым ценным для них было - внимать рассказы Героя о его боевых делах, о геройских поступках в небе.
27 Марта 2000 года ушёл из жизни мужчина необыкновенной храбрости и добрый чуткий приятель.
Так же читайте биографии известных людей:
Спартак Сумченко Spartak Sumchenko
Родился 16 мая 1973 года. Окончил педагогический колледж по специальности Учитель начальных классов, академию физкультуры, Театральное училище им...
читать далее →
Спенсер Лок Spencer Locke
Спенсер Локк - американская актриса. Родилась 20 сентября 1991 года.Спенсер Локк начала сниматься в кино в 2002 году. Первой ролью актрисы стала..
читать далее →
Спенсер Трит Кларк Spencer Treat Clark
Спенсер Трит Кларк - американский актер, родился 24 сентября 1987 года.Актерский дебют Спенсера Трита Кларка состоялся в 1995 году со съемок в..
читать далее →
Спенсер Трэйси Spencer Tracy
Спенсер Трейси был гражданским мужем Кэтрин Хепберн без малого 30 лет! Однако они так и не поженились, т.к. у Спенсера была законная супруга Луиза..
читать далее →