Известные люди
»Станислав Глинка-Янчевский
Рождение: Россия
Русский предприниматель, публицист и общественный деятель. Член Русского Собрания (с 1902) и Союза Русского народа (с 1910), редактор газеты Земщина (1914 17). Убит еврейскими большевиками.
Учился в Царскосельском корпусе, далее в Новгородском гр. А. А.Аракчеева кадетском корпусе. В 1858 ввиду выдающихся способностей в возрасте 14 лет принят в Николаевское инженерное училище. В 1862 произведен в подпоручики и зачислен в Инженерную академию. В 1863 во время польского мятежа арестован по обвинению в революционной пропаганде, 2 года и 8 мес. провел в заключении. Там написал свою первую статью о значении нарезного оружия для расположения крепостей, за которую по предложению начальника инженерного ведомства генерала Э. И. Тотлебена Глинке-Янчевскому была присуждена премия.
По освобождении в 1866 ему были возвращены все права, и он был зачислен в формировавшуюся тогда саперную роту в Ташкент. Здесь построил кирпичный предприятие и разбогател на успешном выполнении казенных заказов. В 1876 приехал в С.-Петербург, где женился и 4 года работал управляющим винным заводом, а потом директором правления пивоваренного завода Вена. Из-за болезни жены (чахотка) вынужден был отбыть из Петербурга на юг, в Ташкент, где в первую очередь организовал кредитное товарищество, а потом занялся садоводством. В 1883 поехал в Петербург для издания брошюры Основные положения социально-экономических преобразований. Брошюру издал, но запоздал в столице в связи с возникшей полемикой о строительстве крепостей. В 1886 издал сочинение Основные положения долговременной фортификации. Крепости-лагери, которое вызвало живейший заинтересованность. Возникла бурная полемика, в Академии Генерального штаба были устроены публичные прения, длившиеся больше месяца. Эффект был таков, что Глинка-Янчевский был более того представлен вел. кн. Владимиру Александровичу, по поручению которого изложил свои взгляды на оборону крепостей офицерам гвардии и Петербургского округа, которыми командовал вел. кн. Вернувшись в Ташкент, он нашел жену при смерти, а дела свои вконец расстроенными. Похоронив жену, остался в Ташкенте, продолжая заниматься садоводством до 1896, когда резкое сокращение государственных кредитов сельским хозяевам вынудило его прикрыть близкое занятие. Помимо занятий садоводством он организовал в Ташкенте железнодорожное коммерческое агентство для доставки и страхования в пути хлопка, что создало ему авторитет в кругах железнодорожников.
В к. 90-х вернулся в Петербург, в 1899 издал брошюру Пагубные заблуждения. По поводу сочинения К.Ф.Харлутари Право суда и помилования, как прерогативы российской державности, а в 1900 брошюру Во имя идеи, в которых обличал неправильную постановку судебного дела. После публикации брошюр был приглашен сотрудником в газету Россия, откель резво перешел в Новое время. В 1903 совершил поездку на Д.Восток, куда был приглашен правлением Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД) для организации в порту Дальнем коммерческого агентства. Пришел к выводу, что КВЖД обслуживает не Россию, а иностранные государства, что Порт-Артур никуда не годен как крепость и не выдержит осаду. Вернувшись в Петербург, начал на страницах Нового времени кампанию за оставление Россией Южной Маньчжурии. Результата никакого эта кампания не имела, но Глинка-Янчевский вынужден был уволиться из числа работников КВЖД. Кроме того, он нажил себе серьезного врага в лице главного вдохновителя экспансии в Китай С.Ю.Витте.
С 1902 действительный член Русского Собрания (PC). С началом Русско-японской войны, когда возник мощный патриотический взлет, подал записку министру внутренних дел В. К. Плеве, в которой советовал, воспользовавшись общим настроением, созвать Земский Собор. Необходимость этой меры он обосновывал тем, что после этого неизбежного поражения России в войне поднимет голову революция, которая не преминет употребить угнетенным состоянием народа. Плеве идею отверг, опасаясь, что Земский Собор неизбежно станет рассадником либерализма. С началом революции ушел из умеренного Нового времени редактировать больше боевые правые газеты: поначалу Слово, после этого Русскую землю в Москве. С 3 июня 1909 стал редактором Земщины, которую превратил в ведущий орган право-монархического движения. Как фиксировалось в юбилейной брошюре, главное его чуткость [было] обращено на борьбу с засильем иудеев и на разоблачение масонства, поставившего себе целью разрушение алтарей и престолов. При этом он выступал сторонником экономических преобразований и противником политических, видя в них тракт к ограничению Самодержавия и к господству Израиля. В должности редактора прислал приветствие Московскому съезду (Съезд Русских Людей в Москве 27 сент. 4 окт. 1909).
В февр. 1910 получил сведения о переводе из Финляндии от адвоката Захарии Кастрена 250 тыс. руб. в адрес кадетской газеты Речь. По этому поводу поместил в Земщине две статьи, в которых обвинил лидеров кадетской партии в том, что они финансируются финляндскими сепаратистами, из-за чего являются противниками законопроектов об уравнивании в правах финских и русских граждан на территории Финляндии и выступают за отделение Финляндии от России. Разразился дебош, кадеты подали в суд за клевету. Слушание дела длительно откладывалось и состоялось 18 апр. 1914. Суд оправдал Глинку-Янчевского, доказав обоснованность его обвинений, его защищал присяжный поверенный А. С. Шмаков.
В н. окт. 1911 Глинка-Янчевский написал статью Долой войну! да здравствуют убийцы!, которая имела крупный резонанс в правых кругах. Статья была посвящена актуальнейшему после этого убийства П. А. Столыпина вопросу: как стопануть террор супротив видных государственных деятелей Империи, ведущий к параличу эффективного государственного управления. Автор обратил внимательность на эдакий парадокс: либералы и революционеры являются активными противниками внешних войн, пацифистами, но вместе с тем выступают сторонниками войн внутренних, гражданских междоусобиц и снисходительно относятся к террору. Он объяснял тот самый парадокс тем, что революционным движением в России руководят евреи. В глазах русских людей, сохранивших хоть каплю любви к родине, нет ничего ужаснее, как взаимное истребление, напротив, междоусобицы это жидовская стихия. Евреи-революционеры выступают супротив войн, потому что они к ним не способны по низости своей души и беспредельной трусости, а междоусобица требует нимало других качеств, и как раз тех, коими в наибольшей степени обладают иудеи, подлости, предательства, нападения исподтишка, подкупа убийц. Публицист констатировал: Внешние войны способствовали возвышению и сплочению народа. В нем пробуждались лучшие человеческие свойства, тогда как внутреннее взаимное истребление поселяет завидущая жаба, ожесточенную злобу между отдельными классами и развивает в населении самые низменные инстинкты. Продолжительные междоусобицы неминуемо расшатывают все устои государства, и оно должно рухнуть. Глинка-Янчевский пророчил: Если мы лишимся Царя, нас будут раздирать на части все соседи, и от всего нашего государства останется, в лучшем случае, Московское царство шестнадцатого столетия. Однако он выражал надежду, что русское занятие ещё не погибло. По его мнению, положить финал смуте и стопануть террор быть может только тогда, когда руководство коренным образом изменит свои отношения к воинственному иудейству. Привычными методами с террором сладить не удается, убийцы остаются безнаказанными, а среда, видя беспомощность правительства, впадает в уныние. Выход из этой ситуации Глинка-Янчевский видел в установлении круговой ответственности головой и имуществом. Суть своей идеи борьбы с террором он разъяснял следующим образом: Если за каждого убитого сановника известное цифра интеллигентных иудеев по жребию, т. е. по указанию Божьего Перста, будет расстреляно, и собственность кагала в определенном размере будет конфисковано, террор сам собой прекратится. На неизбежные обвинения в негуманности таковой меры он заявлял, что крови будет пролито несравненно меньше, потому что интеллигентные иудеи, которые разводят у нас революцию, будут трястись за свои собственные головы. И с пафосом заканчивал статью: И если в нас сохранилась ещё жизненная энергия, мы придем к тому, что заставим иудеев нести круговую ответственность за всякое политическое смертоубийство. Ибо это единственное снадобье к спасению государства, к спасению самого существования России.
В 1912 Глинка-Янчевский был избран членом Устроительного Совета Всероссийских Съездов. В 1914 монархисты Петербурга обширно фиксировали 50-летие его литературной и общественной деятельности. 18 февр. 1914 Главный Совет СРН, членом которого Глинка-Янчевский состоял с 1910, принял специальное заключение об участии в чествовании старейшего публициста-патриота. 23 февр. в PC состоялся праздничный обед, на котором выступали многие видные правые деятели. Самым выразительным было выступление В. М. Пуришкевича, тот, что в своем стихотворном тосте пожелал 70-летнему юбиляру: Живи, буди сердца запасом русских сил, // Господь в душе твоей огня не погасил, // Служи России православной!. А Русский Народный Союз им. Михаила Архангела, в деятельности которого Глинка-Янчевский принимал активное участие, издал в связи с этим событием брошюру, посвященную 50-летию его литературной и общественной деятельности.
Глинке-Янчевскому принадлежит популярная посреди правых идея, высказанная в начале Первой важный войны на страницах Земщины, что не Германия затеяла войну, а жиды, которые выбрали Германию орудием своих планов, потому что как раз им нужно было натравить одну на другую две державы, где монархический принцип наиболее силен, чтобы ослабить их обоих в ожесточенной взаимной борьбе. Он был противником сближения с Великобританией, опасаясь не только ее экономического влияния, но и давления в пользу предоставления равноправия евреям. На страницах Земщины он высказывался и по польскому вопросу. Глинка-Янчевский был не супротив воссоздания Польского Королевства, но без войны. По его мнению, Польша для России только обуза. Она высасывает ежегодно сотни миллионов русских денег, а мятежами своими вызвала громадные расходы. Польская интеллигентская часть общества пробиралась во все учреждения и влияла разлагающе на русскую интеллигенцию. В целях предотвращения здоровущий беды летом 1915 он призывал не уповать на общественные силы, а делать в стране с помощью железной диктатуры. Его дочка П. С. Глинка-Янчевская во время войны была сестрой милосердия, награждена золотой медалью за службу в передвижном лазарете на передовых позициях 8-й армии.
После февральского переворота газета Земщина была закрыта. На квартире у Глинки-Янчевского был произведен обыск, а сам он 20 марта 1917 был арестован Временным правительством. Ему было 73 года. Арестован был кроме того и его сынуля, работник Земщины, М.С.Глинка-Янчевский, его, истина, в конце марта отпустили. В н. авг. был выпущен из тюрьмы и его папа вкупе с Н. Н. Жеденовым и Л. Т. Злотниковым. Но ненадолго. Уже в конце авг. он был выслан из Петрограда как злостный контрреволюционер вкупе с А. А.Вырубовой, доктором Бадмаевым, Манасевичем-Мануйловым и др. На территории Финляндии группа была арестована революционными матросами. До конца сент. они находились в заточении в Свеаборге. У Глинки-Янчевского совершенно не было денег, оттого секьюрити относилась к нему с презрением. По свидетельству Вырубовой, он спал на голых досках, покрываясь старым пальто, и уверял, что он ни при каких обстоятельствах так что надо не ел, как в крепости.
После захвата власти большевиками он заново был арестован и уже не вышел из тюрьмы. В 1919 его встретил в Бутырке В. Ф. Клементьев. В своих воспоминаниях он рассказал историю о посещении Каменевым камеры тюрьмы, где сидели высочайший министр А. А.Макаров (позднее расстрелянный), полуслепой и полунормальный Глинка-Янчевский и др. Большевистскому бонзе, конечно, хотелось посмотреть на Макарова, почуять себя хозяином судьбы бывшего министра внутренних дел и юстиции. Макаров не пожелал ни о чем хлопотать Каменева, но тут к нему подошел прямо юродствовавший Глинка-Янчевский и обратился с просьбой позволить ему опять новости свою газету Земщина. Каменева перекосило, и он выскочил из камеры. Обстоятельства и точная дата кончины Глинки-Янчевского не известны, он либо умер в тюрьме, либо был расстрелян.
Так же читайте биографии известных людей:
Станислав Ершов Stanislav Ershov
Все самые заметные отечественные фильмы последних лет - "12" Никиты Михалкова, "Ирония судьбы. Продолжение" Тимура Бекмамбетова, "Самый лучший..
читать далее →
Станислав Куняев Stanislav Kunyaev
Куняев Станислав Юрьевич (р. 27.11.1932), поэт, публицист и общественный деятель, гл. редактор журнала Наш современник.
читать далее →
Станислав Гросс Stanislav Gross
Окончил транспортный техникум и проработал электромехаником-помощником машиниста в локомотивном депо Прага-Высочани вплоть до призыва в 1988 году на..
читать далее →
Станислав Куницкий Stanislav Kunitskiy
Куницкий, Станислав Чеславович (1861-1886). Будучи студентам института путей сообщения, входил в 1881 г. в организованный Дегаевым (тогда тоже..
читать далее →