Известные люди
»Степан Данилов
Рождение: Россия, 15.12.1909
Командиp 56-го истребительного авиационного полка Майоp С. П. Данилов совеpшил 60 боевых вылетов, в воздушных боях лично сбил 6 истpебителей и 2 бомбаpдиpовщика врага. Под его командованием полк успешно выполнял все боевые задания и уничтожил 80 самолётов противника. 17 Hоябpя 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
Родился 15 Декабря 1909 года в деревне Коротово, нынче Череповецкого района Вологодской области, в семье крестьянина. В 1930 году окончил Шухободскую профтехшколу, работал на Ярославском паровозоремонтном заводе токарем по металлу и техником по ремонту паровозных котлов. В Июне 1931 года поступил в 7-ю военную школу лётчиков, которую окончил в 1933 году. Затем служил младшим лётчиком и командиром звена. С Января по Сентябрь 1937 года в качестве добровольца участвовал в национально - революционной войне испанского народа. По возвращении из Испании окончил Липецкую высшую лётно - тактическую школу и был назначен командиром 44-го истребительного авиаполка. В 1938 году окончил курсы усовершенствования командного состава.
С 17 Июля по 16 Сентября 1939 года участвовал в боях с японскими милитаристами на Халхин - Голе. Командиp 56-го истребительного авиационного полка Майоp С. П. Данилов совеpшил 60 боевых вылетов, в воздушных боях лично сшиб 6 истpебителей и 2 бомбаpдиpовщика врага. Под его командованием полк благополучно выполнял все боевые задания и уничтожил 80 самолётов противника. 17 Hоябpя 1939 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза.
В качестве командира истребительной авиагруппы принимал участие в Советско - Финляндской войне 1939 - 1940 годов. Затем учился на курсах усовершенствования при Академии Генерального штаба РККА, позже командовал 42-й авиационной бригадой и 3-й авиационной дивизией.
В годы Великой Отечественной войны командовал 7-м авиационным корпусом ПВО, 5-й смешанной, 287-й авиационными дивизиями и 14-м авиационным корпусом на Северо - Западном, Ленинградском, Брянском и 2-м Прибалтийском фронтах. В воздушных боях уничтожил 3 самолёта противника. С 1943 года Генеpал - Майоp авиации. Hагpаждён оpденами Ленина, Кpасного Знамени, Сувоpова 2-й степени, Кутузова 2-й степени, Отечественной войны 1-й степени, медалями, а кроме того монгольским орденом Боевого Красного Знамени.
24 Мая 1945 года погиб при исполнении служебных обязанностей. Похоронен в Москве на Hоводевичьем кладбище.
* * *
...Лето 1939 года. На подготовку полка к боям было дано 3 дня. В эскадрильях провели ознакомительные полёты. Техники и инженеры скрупулезно готовили матчасть, проверяли приборы, оружие. В полку было страсть сколько новичков. За них начальник полка беспокоился больше всего.
- Каждый из вас должен держать в памяти азбучные истины, - наставлял он молодых лётчиков. - Прежде всего осмотрительность. Зазеваешься - превратишься в летающую мишень и будешь сбит. Значит, нужно вертеть головой. Второе - это маневр. Опоздаешь с маневром - успеха не добьёшься. Опередил - значит победил. Третье обстоятельство - пламень. Будешь палить с большого расстояния или худо прицелишься, поспешишь - досада себе и напрасная трата патронов. Бить нужно с короткого расстояния и точно...
Беседы с молодыми лётчиками Данилов проводил всякий конец дня, и послушать бывалого лётчика приходил весь полк.
Свой начальный боевой вылет полк провёл 21 Июля. В тот самый день японцы подняли в воздух больше 100 своих истребителей и немного десятков бомбардировщиков. С утра до полудня шёл яростный воздушный мордобой, в ходе которого каждая из сторон стремилась к победе. Полк вступил в мордобой организованно. Вёл эскадрильи Данилов. Заняв выгодное положение для атаки, он первым спикировал на ведущего японской колонны. Белые, яркие, как молнии, трассы потянулись к вражескому истребителю. Пулемётная очередность пришлась по кабине. И-97 задымил и, оставляя за собой чёрный след, пошёл к земле...
Данилов вывел свою машину из пикирования, взмыл вверх и осмотрелся. Строй эскадрилий распался. Всё перемешалось. Всюду носились самолёты, отмеченные то звездой, то повсеместно. Только левый ведомый Лейтенант Александр Мошин надёжно прикрывал командира. Это был что ни на есть младой в полку лётчик, и Данилов ценил его за ощущение товарищеской взаимовыручки и высокое лётное мастерство.
Внизу, на земле, Данилов заметил немного дымных костров. Это горели сбитые самолёты. И японские, и наши.
Внезапно из - за кучевого облака вывалилась шестёрка японских истребителей. Один из них безотложно же зашёл в хвостище самолёту Александра Мошина. Тот не заметил опасности. Но японец поспешил раскрыть пламень, и пули прошли мимо. Однако угроза не миновала. Данилов развернул свою машину и, увеличив прыть до предела, устремился в лобовую атаку. То же сделал и Мошин. Японцы не выдержали дерзкого маневра советских лётчиков и, взмыв вверх, скрылись в облаках.
Через 40 минут эскадрильи полка возвратились на свои посадочные площадки. Начальник штаба доложил результаты боя: сбито 8 японских самолётов, столь же не вернулось наших.
Вечером Данилов провёл тщательный разбор боя, указал на ошибки и просчёты. Действия каждого лётчика получили оценку в эскадрильях. Много раз в полк приезжали Герои Советского Союза Александр Гусев и Иван Лакеев. Их полезные советы лётчики выслушивали о большим вниманием. В заключение А. Гусев и И. Лакеев провели немного показательных воздушных боёв и проверили способности каждого лётчика. Это дало неплохие результаты. В последующих боях полк Данилова удачно выполнял все боевые задания с минимальными потерями. За 25 дней боёв лётчики 56-го полка уничтожили примерно 80 самолётов противника. Лично Данилов за это время совершил 60 боевых вылетов, в том числе 20 - на штурмовку наземных целей. В воздушных схватках с врагом он сшиб 6 истребителей и 2 бомбардировщика.
В Мае 1940 года Полковник С. П. Данилов по пути из Москвы к новому месту службы заехал к своим землякам. 6 Мая его празднично встречали в Череповце, а днём позже - в родном Коротове. Покидая родные края, Степан Павлович сквозь череповецкую газету "Коммунист" поблагодарил земляков за радушный приём. Он писал: "Сейчас я готов с удесятерённой энергией биться за укрепление оборонной мощи Советского Союза... Командование доверило мне взращивать и готовить для защиты Родины сотни советских лётчиков. Я даю словечко землякам, что буду пытаться произвести свою количество непобедимой и лучшей в нашей армии".
Началась Великая Отечественная махаловка. 7-й истребительный авиационный остов под командованием Полковника С. П. Данилова прикрывал Ленинград от налётов вражеской авиации. Днём и ночью лётчики вели борьбу с противником в воздухе, а зачастую и на земле, ибо в первые месяцы войны бомбардировочной авиации было негусто. Так, 25 Августа лётчики 7-го корпуса ПВО и 8-й истребительной авиационной дивизии нанесли массированный потрясение по аэродрому противника Спасская Полисть, на котором находилось до 100 истребителей и бомбардировщиков. В результате этого удара противник потерял на земле и в воздухе возле 60 самолётов. Наши потери составили 8 самолётов.
Накануне 24-й годовщины Великого Октября немецкое руководство сосредоточило на аэродромах под Ленинградом большое численность самолётов. Вражеские лётчики разбросали листовки, в которых угрожали подвергнуть град 6 и 7 Ноября мощной бомбардировке. Коварный проект врага был сорван. Лётчики Ленинградского фронта, в том числе питомцы Полковника С. П. Данилова, 6 Ноября на аэродромах Сиверская и Красногвардейск ( Гатчина ) уничтожили и повредили 53 самолёта.
В 1944 году С. П. Данилову был вручён именной самолёт, подаренный колхозниками. А вскоре отважный лётчик и мужественный авиационный начальник был награжден орденом Кутузова 2-й степени.
Высокая награда Родины вдохновила С. П. Данилова на новые подвиги. За время боёв на 2-м Прибалтийском фронте остов, которым командовал С. П. Данилов, произвёл 6475 боевых вылетов, сшиб в воздушных боях 196 вражеских самолётов, уничтожил на земле большое численность боевой техники и активный силы противника.
Лично С. П. Данилов до конца войны летал на боевых самолётах, показывал образец подчинённым. Нередко его видели в воздухе в качестве ведущего группы. Он летал в равной мере мастерски как днём, так и ночью. Вэтого за время войны С. П. Данилов сделал 112 боевых вылетов, провёл 23 воздушных боя, в ходе которых сшиб лично 3 вражеских самолёта.
Вот что пишет в своих воспоминаниях именитый лётчик - истребитель, дважды Герой Советсккого Союза Иван Никифорович Степаненко:
"В моей памяти навечно запечатлелся образ командира нашего авиационного корпуса Генерал - Майора авиации Степана Павловича Данилова, авиационного начальника - лучшего из лучших, героя воздушных боев в небе Испании и Халхин - Гола, ещё до Великой Отечественной войны удостоенного высокой награды - Золотой Звезды Героя Советского Союза. Сколько часов провёл он в воздухе, вымолвить тяжко. Но летал он как собак нерезаных и обладал огромным опытом, которым щедро делился со всеми, кто в этом нуждался. От нас начальник неукоснительно требовал раздумывать, анализировать свои действия. Нередко созывал конференции, семинары, на которых лучшие лётчики обменивались новыми, эффективными способами ведения боя. Вместе с нами, младшими и средними командирами, обсуждал предстоящие задачи, вникал во все мелочи, считая своим высшим долгом заботу о росте мастерства подчинённых. В этом он видел залог победы и гарантию сохранения жизни каждого пилота.
Характерной чертой С. П. Данилова была душевная близость с нами, рядовыми авиаторами, знание психологии людей. Непосредственное общение его с лётчиками давало вероятность многое заимствовать у него и у больше опытных товарищей, а ему быть в курсе настроений и чаяний своих подчинённых, чётко лицезреть порядок их подготовки, безошибочно предуготовлять подходы к решению задач больше широкого масштаба. Принято так считывать, что чем выше поднимается военачальник по служебной лестнице, тем больше отдаляется он от рядового солдата. Рядовой боец в авиации - это лётчик. К чести Генерала Данилова надобно вымолвить, что он, будучи командиром дивизии, а потом и корпуса, с успехом преодолевал тот самый "рабочий барьер", завсегда был прост и доступен, подобно как стоял с нами на одной ступени, хотя на его плечах к тому времени лежало управление большим авиационным соединением.
Генерал Данилов знал каждого лётчика лично, как говорят, "в лицо". Неустанно следил за всеми - опытными асами и молодёжью. Не терпел зазнайства, халатности, безответственности в любом деле. За нас переживал и волновался, как папа. Не раз напоминал о необходимости быть осмотрительным в бою. Не любил одаривать наставлений, а свою тревогу заурядно скрывал за шуткой. Думается, об этом я могу проговорить с полным правом, так как не раз чувствовал на себе товарищеское участливость командира корпуса, видел его душевную заботу о рядовом составе авиаторов".
День Победы Генерал - Майор авиации С. П. Данилов встретил в Прибалтике. А вскоре его не стало. Он погиб во время подготовки своего корпуса к военным действиям супротив империалистической Японии.
Так же читайте биографии известных людей:
Степан Иванов Stepan Ivanov
Гвардии Майор С. Г. Иванов совершил 325 боевых вылетов, в 42 воздушных боях сбил лично 12 самолётов противника и 9 в составе группы. 0 года за..
читать далее →
Степан Камсюк Stepan Kamsyk
Награждён орденами Ленина, Красного Знамени ( трижды ), Красной Звезды ( дважды ), Отечественной войны 1-й степени, многими медалями. Военный лётчик..
читать далее →
Степан Карнач Stepan Karnach
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" Степану Андреевичу Карначу присвоено 4 февраля 1944 года за 270..
читать далее →
Степан Колесниченко Stepan Kolesnichenko
Лейтенант С. К. Колесниченко совершил 114 боевых вылетов, в 24 воздушных боях лично сбил 16 и в составе группы 4 самолёта противника.Награждён..
читать далее →