Известные люди
»Стив Гэдд
Рождение: США, 9.4.1945
Знать Гэдда - значит любить его. Эти слова знаменитого Чика Кориа уже давно разделяют миллионы барабанщиков и просто любителей музыки по всему миру. Стив Гэдд перевернул представления об игре на барабанах еще в семидесятые годы.
Стив Гэдд - единственный из немногих, чье мастерство уже проверено временем. Он сформировал представление целого поколения об игре на барабанах. Он за пределами конкуренции потому что, что он - живая классика.
"Стив - единственный из создателей этого стиля и отличный художник на своем инструменте. Ему удалось внедрить свой уникальный манера в то, что считается коммерческой идиомой". Дэнни Готлиб (Danny Gottlieb) - Mahavishnu Orchestra, Гил Эванс (Gil Evans), Пэт Матини (Pat Metheny).
"Стив - это явление. Он делает так, что все, что он играет, имеет толк. Это все оттого, что он играет самого себя. Он, видимо, начальный парнишка, тот, что обладает настоящим чувством рок и поп музыки, обладая при этом техническим арсеналом и ощущением джаза. Он уникален, он - поэзия в движении". Энди Ньюмарк (Andy Newmark) - бывший барабанщик Джона Леннона, Дэвида Боуи, Roxy Music и др.
Стив Гэдд стал "своим" куда ни кинь. Он с одинаковым успехом записывает джаз, фьюжн, поп музыку, латиноамериканские произведения и т.д. Действительно, его джазовые корни дают ему вероятность быть партнером выдающихся звезд джаза. Среди них - Чик Кориа, Майкл Бреккер, виброфонист Майк Маниери (Mike Mainieri), контрабасист Эдди Гомез (Eddie Gomez). В то же время он играет с Эриком Клэптоном, Элом Джэрро (Al Jarreau), Полом Саймоном и многими другими. Откуда такая многостаночность? Сам Гэдд, вспоминая свои молодые годы, говорит о том, что его дядя, будучи барабанщиком, приобщал его к самой разной музыке.
Стив больше всего любил внимать марши. По воскресеньям вся большая семейство Гэддов отправлялась на джем сешн в единственный из джаз клубов Рочестера. И только представьте себе, с какими звездами довелось игрывать маленькому Стиву - Стэн Гетц (Stan Getz), Кармен МакРэй (Carmen MacRae). А в одиннадцать (одиннадцать!) лет Стив Гэдд играл джем сешн с самим Диззи Гиллеспи! В до того же нежном возрасте Стив начал действовать в клубах родного Рочестера. Это были в основном органные трио, исполнявшие музыку, ориентированную на ритм-энд-блюз. В этих музыкальных коллективах Стив Гэдд познавал искусство второй и четвертой доли.
Стив Гэдд родился 9 апреля 1945 года. Соответственно, годы становления его музыкального таланта пришлись на финал пятидесятых - начало шестидесятых. Это время рок-н-ролла, что, конечно же, повлияло на создание привычки игры молодого музыканта. Как и любому барабанщику, в начале карьеры Гэдду приходилось игрывать самую разную музыку - от еврейских свадеб, до джаза и того, что в Америке называется Top 40 gigs. Именно отседова и идет универсальность Стива. Причем, что увлекательно, Стив в действительности создал свой свой манера игры, тот, что на практике без изменений употребляется им в самых разных жанрах. Сравните его соло на концерте памяти Бадди Рича 1989 года и соло в концерте Гровера Вашингтона (Grover Washington). Вы не найдете принципиальных отличий. А потому что первое сыграно в свинговой пьесе с большим джазовым оркестром, а второе - с фьюжн командой. Стив Гэдд делает ставку на убедительность исполнения и на аутентичность повадки. Иными словами все это - его изобретение, и он играет это всюду, где пожелает. Это его trademark.
И в то время, как все барабанщики мира сходят с ума от новой стилистики, джазмены резонно замечают, что "тот самый парнишка не наш". А ибо истина, несмотря на то, что джазовый арсенал Гэдда зиждется в основном на триольной игре Элвина Джонса, с точки зрения рафинированного джазмена это звучит не по джазовому. Но аккурат розыск нового звучания привлекает участливость таких музыкантов, как Чик Кориа, к личности Стива Гэдда. И Гэдд создает весь строй впрямь шедевральных записей.
Окончательно манера Стива Гэдда формируется к середине семидесятых годов. А до этого, потом окончания Eastman School Of Music он играет в ансамбле с Чиком Кориа, Чаком Манджони, Джо Романо (Joe Romano) и Фрэнком Поларо (Frank Polaro). Они играют в Рочестере шесть раз в неделю. Это колоссальный навык для молодого музыканта. К этому времени Чик уже достаточно известная фигура в мире джаза. Он периодически работает в Нью-Йорке. И вот Чик-то и стал тем человеком, тот, что изменил представления Стива о джазовом драмминге. Кориа был не совершенно удовлетворен своими партнерами по ансамблю. Джо Романо был чересчур увлечен Чарли Паркером, не мог кинуть взор на музыку шире, а свойский герой был чересчур ориентированным-на-грув барабанщиком. В единственный отличный день Чик сел за барабаны (а он может!) и показал Стиву, как бы он хотел, чтобы тот играл. Это перевернуло все. Стив перестал все время игрывать вторую и четвертую доли хэтом, освободил конечности для больше фривольной игры, и занятие пошло. Более того, после этого этого Чик уехал на некоторое время в Нью-Йорк, а когда приехал, у Гэдда уже были не огромные барабаны, а свежий, значительно больше компактный и пригодный для подобного рода музыки сет. Кстати, Вы можете послушать, что вытворяет на барабанах Чик Кориа на бонус трэках CD-версии эпохального альбома "Three Quartets".
В начале семидесятых Стив сообща со своим другом Тони Левином (Tony Levin) формирует трио и едет покорять Нью-Йорк. Они играют достаточно жесткую музыку, но в Нью-Йорке коллектив не выживает. Все-таки в то время Гэдд ещё не эдакий здоровый барабанщик. Об этом свидетельствует и тот факт, что он пытался угодить к братьям Бреккер, но, как сказал Рэнди Бреккер, Стив был обычным джазовым барабанщиком, а они искали замену Билли Кобэму. О полностью традиционной манере игры Стива Гэдда того времени говорят и его записи, сделанные в 1973-74 годах с Полом Дэзмондом (Paul Desmond) из квартета Дэйва Брубека (Dave Brubeck). Думаю, что более того шибко информированный джентльмен нынче ни за что не узнает короля барабанов двадцатого века на этой записи.
Остается только условиться с утверждением коллеги Гэдда Дэна Готлиба о том, что Гэдду удалось внедрить свой манера в то, что является неким стандартом барабанной игры. Таким образом, сама привычка Гэдда стала этим самым стандартом. Это по плечу единицам.
Взглянем на некоторые грани творчества этого великого музыканта, грани, которые освещают высказывания его именитых коллег.
Техника.Стив Гэдд обладает отменной рудиментарной техникой. Это плод не только двухлетнего обучения в Manhattan School Of Music и в Eastman School Of Music в его родном Рочестере, но и развлекуха в drum corps (маршевые ансамбли барабанщиков - искусство на практике отсутствующее у нас и ослепительно представленное в США и Европе). Сам Стив говорит о том, что решающую образ в становлении его техники сыграл тот факт, что ему в детстве приходилось игрывать безупречно разную музыку, разными приемами и более того разными палками. Днем он репетировал в drum corps тяжелыми палками, а вечером играл в клубе грувы типа shuffle тонкими палками и идеально другими приемами. Гэдд прошел настоящую классическую школу игры на малом барабане. В числе любимых инструментов Стива - парные оркестровые тарелки, на которых он добивается серьезных успехов. Гэдд затронул и другие оркестровые инструменты, но фортуна не сопутствовала ему в обучении игре на ксилофоне, литаврах и т.д. Видимо не было тяги. В числе любимых рудиментов Стива Гэдда - ratamaque, flam paradiddle, изобретенная им самим six stroke roll. Он с успехом использует их в игре на установке. Сегодня его незатейливый аппликатурный комплект известен всему миру, но тогда Тогда все это было в новинку. Тогда это было новое словечко в технике. На смену "горизонтальному" мышлению его предшественника на барабанном Олимпе Билли Кобэма, пришло "вертикальное". Стив Гэдд не играет "пробежек" по бесчисленным том томам сверху вниз. Его заполнения больше изысканны тембрально за счет применения бочки, больше рваные и рельефные. Это касается и его сольной игры. Стив нечасто меняет что-либо в своей фразировке. Она неизменна. Принцип детского конструктора кочует из пластинки в пластинку. Все знают, что если заводится "мотоцикл" - это Гэдд играет триоли сквозь бочку. Значит, после этого будет ratamaque, разбросанный по томам и т.д. Но все эти конструкции, напоминающие детские считалочки, работают безотказно. Причина проста - это узнаваемо, эффектно и безукоризненно исполнено.
В семидесятые большинство барабанщиков, отдавая дань моде, перешли на симметричную постановку. Однако Гэдд остался верен себе. Он и в эти дни в большинстве случаев играет в классической барабанной постановке. Отдельного внимания заслуживает его правая нижняя конечность. Дело в том, что брат Стива профессионально танцевал тэп дэнс (то, что у нас называется стэп, чечетка) и молодой Гэдд также приобщился к этому традиционному американскому искусству. Именно отседова происходит его уникальная техника игры на басовом барабане. Это не "пятка на педали" и не "пятка на весу". Стопа весьма плавно и, я бы сказал, сноровисто "перекатывается" с носка на пятку и вспять. Это имеет установленный толк. Нога находится в постоянном движении. А движение в нашем деле дает нужное расслабление, если хотите свободу. Таким приемом Стив Гэдд достаточно гладко может игрывать цепочки восьмых в относительно быстром темпе. Им же он играет свои коронные самбы.
Скорее всего, Стив Гэдд был первым, кто стал применять левую руку при игре на хай хэте. Это касается и ритмов, и сольной игры с использованием рваных парадидлов. Сегодня этим никого не удивишь, но он был первым.
Студия."Я был поражен. Никто ничего подобного раньше не делал. Я не мог в это поверить".
Дональд Фэйган (Donald Fagan) из Steely Dan следом того, как Стив Гэдд со второго дубля записал барабанную партию (охватывая соло) пьесы "Aja".
Да, Стив может и такое. Но в этом месте Фэйган забывает о том, что Гэдд принадлежит к элите мировых студийных музыкантов. Эти люди стоят дорого, но, обладая высочайшим классом, способны вписать на практике любую музыку с одного, максимум с двух дублей. И то, второй дубль делается не по причине сделанных ошибок, а для корректировки партий. А это экономит огромные монеты, которые платятся за всякий час студийного времени. Сегодня позиции Стива в значительной степени потеснили больше молодые музыканты, но в 70-х и 80-х годах он был за пределами конкуренции. Стандартный день Стива Гэдда тех времен начинался приблизительно так: утром он подъезжал на своей машине к студии звукозаписи и, завтракая, просматривал принесенные ему ноты произведений, которые предстояло вписать. Здесь есть толк поведать о том, как Стив Гэдд работает над нотным материалом, каковы его принципы и приоритеты в студийной работе. Сначала Стив смотрит на партию, как на дорожную карту - ищет знаки повторения, сеньо и фонари, ферматы и замедления, коду. Иными словами все, что может сгодиться в процессе чтения партии. Затем, когда архитектура пьесы ясна, позволительно больше в деталях застопориться на стиле музыки.
Здесь встает следующая задача. Большинство авторов и аранжировщиков в наши дни пишут не подробную партию барабанов, а схему. То есть, указана стилистика, темп и все оркестровые моменты, которые должен выделить барабанщик (в частности, фигура духовых в конце периода, которая нетрудно выписывается в барабанной партии ритмически). Естественно, что таковый подход требует определенного уровня подготовки от исполнителя. Предполагается, что он знает, что совершать, если в начале партии написано funk или rock ballad. Но зачастую студийному музыканту приходится сталкиваться с в деталях выписанной партией барабанов. Конечно, есть отдельные авторы, которые впрямь знают, что делают, и их партии требуют точнейшего исполнения, но в большинстве случаев это написано непрофессионально, и существует настоящий риск угодить погребенным под толщей завала из нот. Стив говорит, что когда он сталкивается с подобного рода дилетантизмом, когда оркестровая партия напоминает страницу из учебника Stick Control, лучше бросить взгляд на распоряжение темпа и попробовать узнать манера произведения.
Само собой разумеется, что таковый мастер, как Стив Гэдд не нуждается в детально выписанном фанковом груве. Он сам знает, что совершать. Да и в любом случае, если Вы не Стив Гэдд, но Ваш наигранный рисунок немного чем отличается от написанного, сделайте все, чтобы игрывать как раз его - будете чувствовать себя твердо, и это тут же отразится на музыке. Теперь, когда ясно, что игрывать и куда передвигаться по партии, Гэдд советует направить внимательность на внутреннее устройство музыки - периоды, фразы. Это даст уже больше детальное представление о пьесе. Обычно в конце периодов барабанщик играет fills (заполнения) или общие ритмические фигуры. Подобные места надобно кинуть взор особо, заранее прикинув, что в них не возбраняется будет сыграть.
Любопытно то, что Стив говорит о работе с продюсером. Для начала Гэдд предлагает что ни на есть несложный грув и самые простые заполнения. И только если продюсер попросит что-нибудь больше сложное, изысканное, Стив предложит иной вариант, малость больше всевозможный. Вообще, все его касательство к институту продюсерства проникнуто настоящим уважением. На вопросительный мотив о том, что бы он сделал, если бы его точка зрения на партию барабанов не совпала с точкой зрения продюсера, Стив, поразмыслив, говорит, что он сделал бы то, что предложил бы продюсер. Ведь только он имеет представление о конечном результате. Причем не только в плане музыки, но и в плане коммерческого успеха, будущих продаж. Таковы грани цивилизованного коммерциала.
Студийная карьера Стива Гэдда поистине безгранична. Он записывался с тысячами самых разных исполнителей в диапазоне от Чета Бэйкера (Chat Baker) до Пола Саймона (Paul Simon), от Эла ДиМеолы (Al DiMeola) до Ариты Фрэнклин (Aretha Franklin). И завсегда на сессиях царит непринужденная атмосфера, если в студии Стив. Всем известна история о том, как Гэдд поочередно шуршал целлофаном от сигарет примерно разных микрофонов, заставив изрядно попотеть звукорежиссера, пытавшегося устранить сложную техническую проблему. Вообще, барабанная карьера Стива Гэдда началась как раз со студии. В начале семидесятых, когда младой Стив приехал в Нью-Йорк в поисках работы и, по его же словам, появлялся повсюду, где только не возбраняется, со своими барабанами, первое серьезное предложение, которое он получил, касалось как раз студийной работы. И аккурат в этом направлении развивалась его карьера на начальном этапе.
Обладая огромным опытом студийной работы и колоссальными навыками в области читки с листа, Стив Гэдд ни чуточки не бравирует этим. Он всего только говорит, что, конечно, умение впитывать текст ноты шибко помогает, но если Вы можете хотя бы как-то доиграть пьесу по нотам до конца, не потерявшись, это уже недурственно.
Звук.Вполне без сомнения, что музыкант такого масштаба разработал и собственную звуковую концепцию. Несмотря на то, что Стив на практике полжизни провел на студии, он, по его же словам, ничего не знает о процессе записи барабанов, а кроме того об их озвучивании на концертах. У него один и крайне утилитарный критерий - микрофоны не должны мешать игре. Стив Гэдд полностью полагается на свой свой звук, тот, что должны качественно, максимально приближенно к естественному звучанию снять звукорежиссеры.
Вот уже не единственный десяток лет Стив Гэдд и барабаны Yamaha неразлучны. Давайте вкратце остановимся на том, как он их настраивает. В разное время он использовал два вида пластиков - это pin stripe и простой пластик без напыления. В обоих случаях барабаны настроены достаточно невысоко, что дает (в сочетании с мощным туше) специфический звук "стреляющих коробок" на том томах.
Это невероятно популярно посреди молодых музыкантов бывшего СССР, малый барабан неизменно засурдинен с помощью некоего подобия пластыря и на практике не издает высоких обертонов, бочка звучит достаточно кругло, но также основательно заглушена. Такой попсовый звук на записях Чика Кориа привлек к джазу больше широкую аудиторию. Да и развлекуха "джазового" Гэдда здорово отличалась от классических образцов джазового драмминга.
Грув."Да он легко демон! У Стива есть такое чувство расслабленности, идеально неописуемое. Он без затей "сидит" на ритме. He's a bad, bad young man." Грэди Тэйт (Grady Tate) - немалый джазовый барабанщик
Конечно! Ведь это, быть может, самое главное! Именно этим Стив Гэдд заставляет джазовую аудиторию прищелкивать пальцами на вторую и четвертую доли и танцевать поклонников Эрика Клэптона. Грув Гэдда по-настоящему велик! Он (и Стив, и грув) невероятно расслаблен. Но при этом устремлен вперед. Я думаю, что аккурат это парадоксальное сочетание релаксации с неотвратимым драйвом создает удивительное чувство. Стив говорит о том, что постоянно был нацелен на темп. Интересны его советы по этому поводу. Стив берет что ни на есть элементарный рисунок - бочка играет на первую и третью доли, а малый барабан на вторую и четвертую. Затем он играет шестнадцатые ноты на хай хэте. Потом меняет их на восьмые, и дальше на четверти. Затем - в обратном порядке. Дело в том, что когда Вы играете шестнадцатые ноты, они служат как бы ориентиром, точкой отсчета. Между шестнадцатыми крайне маленькое пространство, пространство. Чем больше это пространство, тем сложнее в аккурат угодить в следующую ноту. Поэтому, уменьшая длительность, Вы лишаете себя определенного ориентира, усложняете задачу. Конечная мишень - достигнуть стопроцентного постоянства бочки и малого. Это, казалось бы, простое упражнение воспитывает сильно значимый навык - навык правильного понимания соотношения длительностей. О том же самом Стив говорит, рассуждая об увеличении темпа в два раза (переход в дубль в какой-то части пьесы). "Вы будете удивлены тем, сколь очень вам придется удерживать себя, чтобы выдержать в ритме.
В любом случае приходится подстраиваться под метроном или клик трэк. Вопрос в том, сколь комфортно Вы себя чувствуете во время адаптации. Вы будете удивлены, обнаружив, что вторая доля появляется не так стремительно, как первая. И Вы должны ведать об этом! Иначе Вам будет не без затей!" Стив говорит о естественных биологических "аритмичностях" нашего организма. Психологически двукратное повышение темпа воспринимается как ускорение, что обыкновенно и происходит с начинающими - темп убыстряется, а ибо по сути он остается неизменным. Просто вместо четвертей Вы играете восьмые, вместо восьмых - шестнадцатые и т.д.
Я думаю, что как раз такое серьезное касательство к ритму подвигнули Стива Гэдда и его друзей Ричарда Ти (Richard Tee), Корнелла Дюпри (Cornell Dupree), Эрика Гейла (Eric Gale) сформировать в середине семидесятых команду Stuff. Многие критики именуют ее классическим образцом фьюжн. Но, на мой точка зрения, эта музыка значительно больше похожа на R&B с некоторым фанковым уклоном. Впрочем, как бы она не называлась, центровой упор в ней сделан на натуральный, я бы более того сказал, сермяжный грув. Здесь нет заумных импровизаций. Все сильно ясно и нетрудно. Эта команда функционировала с разной интенсивностью, но с одинаковым успехом в конце семидесятых - начале восьмидесятых. Затем тот самый план в 1987 году получил второе появление на свет уже в виде группы Gadd Gang, которая благополучно гастролировала и записывалась в течение нескольких лет.
Мышление.Каждый барабанщик хочет игрывать как Гэдд, потому что что он играет идеально Он привнес в барабанную игру оркестровое композиционное мышление. В то же время у него потрясающее фантазерство и превосходный свинг". Чик Кориа
Невозможно не достичь согласия с многолетним партнером Стива великим Чиком Кориа. Все без исключения сыгранное Стивом Гэддом стопудово безупречно по форме. Его партии безукоризненно выстроены композиционно. Играя любую песню, Гэдд использует простейший принцип - он понемногу добавляет выразительные средства, будь то свежий инструмент, или больше мелкие длительности. Это сродни оркестровой палитре. Краски добавляются понемногу, по мере надобности. Но это работает неизменно! Что касается сольной игры, ещё большой Джо Завинул (Joe Zawinul) сказал, что импровизация - это сиюминутное сочинение музыки, композиция. Это высказывание в полной мере относится к Стиву Гэдду. Но любое соло Гэдда - записано ли оно на пластинку или сыграно на концерте - эталон композиционной логики. Латиноамериканские и джазовые соло, излюбленные вариации на маршевый темп (отголосок детских пристрастий), которые могут являться в любом музыкальном контексте, своим построением и убедительностью исполнения выводят мистера Гэдда без всякого сомнения в цифра великих барабанных солистов.
Искусство драмминга."Я люблю барабанщиков, но они же меня и разочаровывают тем, что не развивают искусство игры на барабанах. Я думаю, что один парнишка, тот, что на самом деле привнес многое в барабаны - это Стив Гэдд. Из тех барабанщиков, кого я слышал, Гэдд обладает наивысшим классом". Бадди Рич (Buddy Rich)
Я безусловно уверен, что ныне в мире найдется много барабанщиков, обладающих подобным арсеналом достоинств. Но Стив Гэдд единственный. Он реальный новатор. Именно это, плюс большой дар исполнителя, отличают его от большинства. Стив Гэдд уже давнехонько вписал близкое имя в историю барабанного искусства золотыми буквами.
Так же читайте биографии известных людей:
Стив Уинвуд Steve Winwood
20 июня 1977-го фирма грампластинок ls1and Records выпустила его первый диск (Steve Winwood), который достиг 22-го места в национальном хит-параде..
читать далее →
Стив Харрис Styve Harris
Английский бас-гитарист, основатель и автор большинства песен (как музыки, так и текстов) группы Iron Maiden.
читать далее →
Стив Хау Steve Howe
Репутация Хау как классика в 1988-м подтвердилась приглашением его в проект "Guitar Speak" с участием коллег по цеху: Робби Кригера, Элвина Ли,..
читать далее →
Стив Хэккетт Stive Hackett
Один из самых признанных гитаристов ХХ века, Стив Хэккет многим известен исключительно из-за своего яркого участия в одной из ведущих арт-роковых..
читать далее →