Известные люди
»Султан Амет-Хан
Рождение: Россия, 20.10.1920
Амет-Хан Султан капитан - командир эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка (6-я гвардейская истребительная авиационная дивизия, 8-я воздушная армия, Южный фронт).
Родился 20 октября 1920 года в городе Алупке сегодня Ялтинского горсовета республики Крым в семье рабочего. Отец лакец (родом из аула Цовкра Дагестан), мамаша - крымская татарка. Член КПСС с 1942 года. В 1937 году С.Амет-Хан окончил 7 классов и поступил в железнодорожное ФЗУ в Симферополе. После окончания учебы работал слесарем в железнодорожном депо в Симферополе. Одновременно учился в аэроклубе тот, что благополучно окончил в 1938 году.
В РККА с февраля 1939 года. В 1940 году по окончании 1-й Качинской Краснознаменной военной авиационной школы имени А.Ф.Мясникова в звании меньшой лейтенант кратковременно служит в Бобруйске а с лета 1940 года направлен в 4-й истребительный авиационный полк (Одесский боевой округ), дислоцировавшийся под Кишиневом. Летает на самолетах И-15 и И-153. В Молдавии встретил войну.
Уже 22 июня 1941года меньший пилот 4-го истребительного авиационного полка Султан Амет-Хан выполнил немного боевых вылетов на истребителе И-153 на разведку и штурмовку наступающего врага. После этого боевой стезя прославленного летчика пролег сквозь небосклон юга Украины. Осенью 1941 года С.Амет-Хан прикрывает небосвод Ростова-на-Дону. Зимой 1942 года полк переучивается на 'Харрикейны'.
С марта 1942 года 4-й истребительный авиационный полк - в составе ПВО города Ярославля. Здесь, в небе над старинным русским городом, Султан Амет-Хан одержал свою первую воздушную победу. 31 мая 1942 года, израсходовав в атаках весь боезапас, он таранил вражеский бомбардировщик 'Юнкерс-88', ударив его левым крылом снизу. При ударе 'Харрикейн' С.Амет-Хана увязнул в загоревшем 'Юнкерсе'. К счастью, летчику удалось выкарабкаться из кабины своего самолета и выпрыгнуть из падающих обломковна парашюте. За тот самый геройский поступок Султан Амет-Хан был награжден именными часамии избран 'Почетным гражданином города Ярославля'.
Летом 1942 года С.Амет-Хан воюет под Воронежем на самолете Як-1, а с августа 1942года на самолете Як-7Б участвует в Сталинградской битве. Здесь, в огненном небе Сталинграда, он зарекомендовал себя как признанный ас и был включен в состав специальной группы, созданной для противодействия немецким асам. В состав этой группы, помимо С.Амет-Хана, вошли признанные асы: будущие дважды Герои Советского Союза В.Д.Лавриненков, А.К.Рязанов, И.Н.Степаненко и будущие Герои Советского Союза И.Г.Борисов и Б.Н.Еремин. Под Сталинградом С.Амет-Хан был сбит и второй раз спасся с помощью парашюта.
В октябре 1942 года Султан Амет-Ханстановится командиром 3-й авиаэскадрильи 9-го гвардейского истребительногоавиационного полка, в составе которого он воевал до конца войны.
После переучивания на 'Аэрокобру', он участвует в освобождении Ростова-на-Дону, в ожесточенных воздушных бояхна Кубани, в освобождении Таганрога, Мелитополя, Крыма. В январе 1944 года впаре со своим ведомым, Героем Советского Союза Иваном Борисовым, С.Амет-Хан принудил к посадке на свой аэровокзал германский связной авиалайнер 'Физлер-Шторх'. После краткого знакомства с кабиной незнакомого для него самолета, он совершил на нем независимый полет. После отдыха летом 1944 года иперехода на новоиспеченный истребитель Ла-7, С.Амет-Хан воюет в Восточной Пруссии, участвует во взятии Берлина.
Последний свой воздушный мордобой помощник командира полка по воздушно-стрелковой службе гвардии майор СултанАмет-Хан провел 29 апреля 1945 года над аэродромом Темпельхоф, сбив 'Фокке-Вульф-190'.
Вэтого за время войны онсовершил 603 боевых вылета (из них 70 - наштурмовку активный силы и техники противника), провел 150 воздушных боев, в которых сшиб лично 30 и в составе группы 19 самолетов противника.
Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая Звезда" командиру эскадрильи 9-го Одесского Краснознаменного гвардейского истребительного авиационного полка капитану Амет-Хан Султану присвоено 24 августа 1943 года.
Второй медали "Золотая Звезда" помощник командира по воздушно-стрелковой службе того же полка (1-я воздушная армия) гвардии майор Амет-Хан Салтан награжден 26 июля 1945 года.
После окончания войны по распоряжению Верховного Главнокомандующего все летчики-асы были направлены на учебу в академии. С августа 1945 года С.Амет-Хан - слушатель Военно-воздушной академии в Монино. Учеба шла крайне тяжко, давал быть в курсе о себе недочет образования. И в начале 1946 года пилот подает рапорт, в котором открыто пишет: 'Трезво взвешивая порядок своих знаний, не вижу возможности дальнейшейучебы. Поэтому прошу отчислить меня, так как не уверен, что выдержу пять лет учебы в академии'. Его рапорт был удовлетворен, и в апреле 1946 года подполковник Султан Амет-Хан был уволен в припас.
Однако пилот не мог существовать без неба и оттого всеми силами стремился возвратиться к летной профессии. Долгое времяэто ему не удавалось. Вдругой всему была его национальность (он постоянно в анкетах ориентировал, что он - татарин), так как в то время крымские татары были выселены из родных мест и обвинены в пособничестве гитлеровцам. Но благодаря поддержке и помощи боевых друзей в феврале 1947 года С.Амет-Хан становится летчиком-испытателем Летно-исследовательского института.
За недлинный срок он выдвинулся в цифра лучших испытателей. В 1949 году ему присвоен третий класс летчика-испытателя, в январе 1950 года -второй класс, а уже в сентябре 1952 году Султан Амет-Хан становится летчиком-испытателем 1-го класса. Он с успехом выполняет самые различные испытания.
В 1947-1949 годах совместно с С.Н.Анохиным и Н.С.Рыбко С.Амет-Хан проводит испытания летающих лабораторий ЛЛ-1 (с прямым крылом) и ЛЛ-2 (с крылом обратной стреловидности в 30) конструкции П.В.Цыбина. Летающие лаборатории буксировались на высоту, а затем расцепки переводились в пикирование (угол- 45) с включением порохового двигателя (на 15 секунд). Взлет планеров выполнялся на специальной тележке, сбрасываемой затем взлета, а посадка -на посадочную лыжу. В ходе испытаний на ЛЛ-2 была достигнута прыть,равная М=0,87 (М - цифра Маха). В этих полетах на околозвуковых скоростяхбыл получен большой экспериментальный материал по измерению аэродинамических характеристик,распределению давления по крылу и оперению. В полетах кроме того проводилось изучение перемещения скачков уплотнения по крылу.
22 июля 1948 года на ЛЛ-1 следом взлета не отделилась тележка. Возникла критическая ситуация: пилот не мог изготовить посадку на тележку, так как она не была снабжена тормозами, и летающая лаборатория выкатилась бы за пределы взлетно-посадочной полосы. Однако С.Амет-Хан, проявив мужество и хладнокровие, выполнил успешную посадку. Он приземлил планер в самом начале полосы и продолжил попытки сброса тележки. Уже в самом конце полосы это ему удалось. Тележка укатилась дальше, а планер остался на бетонке.
В 1949 году С.Амет-Хан совместно с А.П.Якимовым проводит отработку системы автоматической дозаправки самолетов методом 'с крыла на крыло', которую разработали сотрудники ЛИИ В.С.Васянин и И.И.Шелест. В июне 1949 года совместно с И.И.Шелестом С.Амет-Хан на самолете Ту-2 проводит первую в стране на все сто автоматическую дозаправку в воздухе.
В конце 1949 года Я.И.Верников и С.Амет-Хан выполняют начальный полет на опытном всепогодном двухместном истребителе-перехватчике ОКБ А.И.Микояна И-320 ('Р-2') и в 1949-1950 годах проводят его заводские испытания.
В 1951-1953 годах С.Амет-Ханом совместно с С.Н.Анохиным, Ф.И.Бурцевым и В.Г.Павловым были проведены полные испытания пилотируемого аналога самолета-снаряда КС ('Комета-3'). Самолет-аналог (его называли К) был предназначен для отработки самолета-снаряда КС типа'воздух-корабль' в пилотируемом режиме. Аналог подвешивался под авиалайнер Ту-4КС, самолет-носитель набирал 3000 метров, следом чего отцеплял самолет-аналог. Уже в свободном падении автоматика включала мотор, исамолет-снаряд летел на мишень. В ходе испытаний по этой теме С.Амет-Хан выполнил первостепеннный полет К с земли (4 января 1951 года), основополагающий старт с самолета-носителя (в мае 1951года) и большое численность полетов с отцепкой от самолета-носителя. После одной отцепки мотор самолета-снаряда безотлагательно не запустился и только благодаря выдержке С.Амет-Хана, не покинувшего машину, а продолжавшего попытки запуска двигателя (которые увенчались успехом только у самой земли), опытная агрегатина была спасена. За проведение этих испытаний Султану Амет-Хану была присуждена Сталинская премия 2-й степени (т.е.Государственная премия СССР).
В 1957-1958 годах С.Амет-Ханом совместно с В.Г.Павловым и В.П.Трофимовым была проведена аналогичная служба на самолете-имитаторе СМ-20, предназначенном для испытаний аппаратуры крылатых ракет системы К-20. Во время испытаний СМ-20 подвешивался к самолету Ту-95К.
В 1953 году С.Амет-Ханом были проведены полеты для исследования устойчивости управляемости самолета на сверхзвуковых скоростях полета. Эти полеты выполнялись на самолете СИ-10 с управляемыми предкрылками и поворотным стабилизатором, созданном на базе истребителя МиГ-17.
Множество полетов были выполнены С.Амет-Ханом для отработки систем катапультирования из различных самолетов. 12 ноября 1958 года, во время испытаний катапультного кресла для самолетов Су-7 и Су-9 парашютистом-испытателем В.И.Головиным, на самолете МиГ-15УТИ произошел взрыв порохового патрона стреляющего механизма катапульты. Был пробит топливный бак самолета, обе кабины были залиты горючим, возникла опасность пожара. В.И.Головин не мог оставить авиалайнер из-за деформации катапультного кресла. Поэтому С.Амет-Хан принял мужественное заключение сажать авиалайнер. Посадка была выполнена безукоризненно и бытие товарища была спасена.
7 апреля 1959 года Султан Амет-Хан выполнил начальный полет наэ кспериментальном самолете конструкции П.В.Цыбина НМ-1,а следом в 1959-1960 годах совместно с Р.Ф.Захаровым провел его испытания.
Большое местоположение в испытательнойдеятельности С.Амет-Хана занимали испытания авиадвигателей на различных летающих лабораториях.
23 сентября 1961 года С.Амет-Хану было присвоено звание 'Заслуженный летчик-испытатель СССР' ( знака - 38). За времялетной работы он освоил примерно 100 типов летательных аппаратов, его налет составил 4237 часов.
Жил прославленный пилот в городе Жуковский Московской области. 1 февраля 1971 года Султан Амет-Хан погиб при выполнении испытательного полета на летающей лаборатории Ту-16, предназначенной для испытания нового реактивного двигателя. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.
Дважды Герой Советского Союза СултанАмет-Хан был награжден 3 орденами Ленина, 4 орденами Красного Знамени, орденом Александра Невского, орденом Отечественной войны 1-й степени, орденом Красной Звезды, орденом 'Знак Почета' и 6 медалями.
Его именем названы улицы в Алупке, Волгограде, Жуковском, Махачкале, горный пик в Дагестане. Бронзовый бюст прославленного летчика установлен в его родном городе Алупке, а кроме того в Махачкале.
Так же читайте биографии известных людей:
Султанбек Абаев Sultanbek Abaev
Выдающийся скрипач, первый балкарский профессиональный музыкант, просветитель, общественный деятель.
читать далее →
Султанна Французова Sultanna Frantsuzova
Изящные платья, романтические блузы и оригинальные жакеты Sultanna Frantsuzova свели с ума московских модников.
читать далее →
Суми Йо Sumi Jo
Россия, конечно же, запомнит слияние сопрано Суми Йо и баритона Дмитрия Хворостовского в Государственном Кремлевском Дворце.
читать далее →
Сун Лянь Sun Lyan
Китайский литератор и неоконфуцианский учёный эпохи поздней династии Юань и ранней Мин. Составитель Юань-ши. Советник императора и крупный..
читать далее →