Известные люди
»Тамара Миансарова
Рождение: Россия, 5.3.1931
Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена также орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.
Родилась 5 апреля 1931 года в городе Кировограде Украинской ССР. Отец - Ремнев Григорий Матвеевич, был артистом Одесского музыкального театра драмы и комедии, после этого художником. Мать - Алексеева Анастасия Федоровна, певица, работала в Минском оперном театре. Супруг - Фельдман Марк Михайлович, скрипач, босс концертных групп. Сын - Миансаров Андрей Эдуардович, пианист, композитор. Дочь - Хлебникова Екатерина Игоревна, поэтэсса. Внуки: Миансаров Андрей, заканчивает музыкальную школу; Тамара, художник; Анна, учится на экономическом факультете.
Интерес к музыке у Тамары Миансаровой наследственный. Ее папа и мамаша, две тетушки распевали в церковном хоре. Позже родители хватали ее с собой на репетиции самодеятельного хора. Таким образом, песня прочно поселилась в семье, и маленькая Тамара ни за что не хотела отставать от старших. Она дебютировала в 4-летнем возрасте, продемонстрировав на сцене Кировоградского Дома культуры сию минуту пение, танец, художественное читка. А в местной газете на следующий день появилась первая "серьезная" рецензия.
Затем семейство переехала в Минск, где ее и застала битва. Тамара помнит, как в толпе беженцев они с матерью отходили на восток, как попали в окружение, как горестно брели назад, в сторонний ныне уже град. Тяжелые годы оккупации, облавы гестапо, дым пожаров, ранение матери... Но Тамара более того в то трудное время не порывала с музыкой.
В 1951 году она окончила музыкальную школу-десятилетку при Минской консерватории и поступила на фортепьянное отделение Московской консерватории, в класс профессора Оборина. Самозабвенно играла Бетховена, Баха, Листа, Шопена... Со 2-го курса обладательница красивого лирического сопрано Тамара Миансарова стала факультативно заниматься и на вокальном отделении, где ее педагогом была профессор Дора Борисовна Белявская. В 1957 году вслед за тем окончания консерватории Тамара по распределению попала в ГИТИС концертмейстером. Однако служба эта удовлетворения ей не принесла, и посредством три месяца она ушла в эстраду.
В репертуаре начинающей певицы было всего три песенки, и с ними она рискнула принять участие во Всесоюзном конкурсе артистов эстрады. Миансарова покорила жюри блестящим исполнением вальса Штрауса под свой аккомпанемент на рояле и была удостоена третьей премии. Известный педагог Е. Кангар сказал ей: "Девочка, ты великолепно чувствуешь малую форму, тебе надобно распевать песни" - и стал с ней заниматься. К консерваторской вокальной школе прибавилось освоение эстрадной специфики - поиски лаконичности, точности средств выразительности, разнообразия тембровой окраски звука.
В тот отрезок времени перед Миансаровой остро встал вопрос: чем же все-таки заниматься - пением на эстраде или игрой на фортепиано? Вопрос тот самый решился сам собой. А способствовало этому молниеносное и победное восхождение на "эстрадный Олимп": Миансарова с большим успехом провела первые гастроли, некоторое время выступала со своей программой в оркестре знаменитого Лаци Олаха, а в 1960 году уже выступала в Московском мюзик-холле в спектакле "Когда зажигаются звезды" наряду с такими артистами, как Марк Бернес, Кира Смирнова, Лев Миров и Марк Новицкий, Капитолина Лазаренко. Эстрада в конце концов победила, и с ней юная артистка уже не смогла разлучиться.
Больше всего Тамаре Григорьевне запомнилась виктория на VIII Всемирном фестивале молодежи и студентов в Хельсинки в 1962 году. Правда, ее выступление не планировалось, и для нее это был натуральный экспромт. Миансарова находилась в Финляндии с здоровый творческой группой сообща с Муслимом Магомаевым, Маргаритой Суворовой, Александрой Стрельченко и другими советскими исполнителями. И как черт из табакерки оказалось, что занедужил единственный из артистов и ему нужно было незамедлительно разыскивать замену. Выбор пал на Тамару. Она выступала с ансамблем Игоря Гранова и исполнила веселую песенку Л. Лядовой на вирши Б. Брянского "Ай люли". К удивлению многих да и самой Миансаровой, эта песенка стала крайне популярной, и ее стали распевать все участники фестиваля, а сама исполнительница была удостоена первой премии и золотой медали.
В следующем году Миансарова становится лауреатом престижного песенного фестиваля в Сопоте за осуществление песни А. Островского на вирши Л. Ошанина "Солнечный круг" ("Пусть вечно будет солнце"). Перед отъездом на фестиваль руководство без энтузиазма восприняло вывод Миансаровой распевать аккурат эту песню: считали, что необходимо напевать что-нибудь посерьезнее. Не одобрял выбора певицы и начальник ансамбля Игорь Гранов и более того не хотел с ней репетировать. Однако Тамара настояла на своем и оказалась права.
Успех был практически ошеломляющим, обвальным. В песенный фестиваль, основанный на танцевальных ритмах, ворвалась песня-диалог, песня-призыв, песня-утверждение. Польский журнал "Край рад" писал: "Большой зал Гданьской верфи истекает сентиментальностью и посредством минуту, кажется, поплывет на приливной волне меланхолии... Но, к счастью, ситуацию спасает обаятельная представительница Советского Союза...".
Тамара пела эту песню на все лады: сдержанная, мужественная в начале интонация сменяется в припеве - чистом и ясном, подобно как звук пионерского горна, - идеально таковый же детской, звенящей, удивленной нотой, а слова "нехай завсегда будет мама" воспринимаются как самое потаенное, которым дитятко может поделиться только вот сегодня, а вслед за тем уже никто не будет этого располагать информацией. Потому что ребятенок вырастет... И тут же трогательное в своей наивности самоутверждение: нехай завсегда буду я! - прямым, чистым, освобожденным звуком.
Неожиданное заключение первого и последнего куплетов, исполненных мальчишеским дискантом, пришло к певице не случайно: она сама пережила ужасы оккупации в детстве и оттого смотрела на эту песню не так, как все, а глазами ребенка, пережившего войну.
После выступления в Гданьске 6,5 тысяч зрителей стоя аплодировали советской солистке. На улице ее узнавали, нимало незнакомые люди жали руки, обнимали. В газетах ее называли "соловей Москвы", а на одной из местных парфюмерных фабрик вышел свежеиспеченный сорт духов, названный в честь певицы - "Тамара". После Сопота певица стала включать "Солнечный круг" во все свои концерты, и на многие годы вперед эта песня стала визитной карточкой Миансаровой.
Самым урожайным стал, пожалуй, для певицы 1966 год. Он принес ей новую, невиданную доселе удачу. В столицах 6 стран (СССР, ГДР, Чехословакии, Польши, Болгарии, Венгрии) проходил конкурс эстрадной песни "Дружба", где всякий участник должен был сделать и песню той страны, где проходил тур. Миансарова завоевала сию минуту 4 первые премии, опередив свою основную конкурентку, болгарскую певицу Лили Иванову.
Обаятельная на сцене, веселая, живая и отзывчивая в жизни, Тамара Миансарова в крайне недлинный срок завоевала громадную популярность у зрителей. Она непочатый край ездила на гастроли по стране и за предел, и где бы ни выступала, залы всю дорогу были переполнены. Зрителей привлекала исполнительская повадка певицы, ее умение артистически "распоряжаться" своим от природы высоким голосом.
Каждая песня в ее исполнении - это законченные и ювелирно отделанные вокальные произведения, на глазах у зрителей превращающиеся в маленькую повесть или новеллу со своей режиссурой, мизансценами, пластикой. Интонационными штрихами, неуловимыми нюансами актриса придает произведению порой безупречно необычное, но в то же время весьма сильное по эмоциональному воздействию звучание.
Театральным актерам неплохо известно, как изредка тяжко затем нескольких месяцев работы над одной ролью "входить" в другую образ. Тамара Миансарова "входила в образ" практически в течение нескольких минут, причем появление на свет образа происходило на глазах у зрителя.
Вот на сцене парнишка с трубой в руке - герой "Песни о маленьком трубаче" О. Крылова и С. Никитина. Вэтого за три минуты зритель проходит с артисткой по полю сражения, вкупе с ней до боли в пальцах сжимает воображаемую трубу... Минутная передышка - и в зал полились задорные слова "Молодежной песни" И. Дунаевского и Лебедева-Кумача. Певица вкладывает в эту песню столь своего темперамента, энергии, жизнерадостности, что старая песня обретает новое звучание. В результате музыка в буквальном смысле заполняет зал, а по нему идет юная счастливая девица и поет задорную песню радости. Но вот уже нет этой радостной девушки, а есть героиня песни Ю. Соболева "Баллада о цыганке Мариуле", бесстрашной разведчице, более того перед лицом смерти не склонившей гордой головы. Заканчивается лирическая песня "Для тебя" - и уже перед микрофоном стоит девчурка и детским, малость резковатым голоском поет песню "Зачем?"...
Жанровый диапазон певицы необыкновенно широк - от героических музыкальных баллад и драматических вокальных новелл до шуточной и детской песни. И для каждой из них певица находит свои краски, свои выразительные средства. Гневные и задумчивые, веселые и шуточные песни в ее исполнении никого не оставляют равнодушным.
Вэтого в репертуаре Тамары Миансаровой больше 140 песен, многие из которых стали что называется "шлягерами": "Московские улицы", "Мелодия любви", "Глаза на песке", "Для тебя", "Город спит", "Летка Енка", "Первые шаги" ("Топ-топ, топает малыш"), "Кенгуру", "Мамин праздник", "Рыжик" ("Руды-рыдз"), "Давай ни в жизнь не ссориться", "Черный кот", "Бабушка, научи меня танцевать чарльстон", "Иван да Марья", "Береза", "Руки" и многие, многие другие.
Громкую популярность певицы не смогла пригасить более того непонятная обстановка, когда в начале 1970-х годов около нее образовался какой-то вакуум. Певица внезапно стала невыездной, ее записи исчезли с экрана телевидения, а записи на радио оказались размагничены. Снятый о Миансаровой фильм-концерт "Солнечная баллада" положили на полку. Разнесся слух, подобно тому как певица уехала в Израиль. Столичные концертные залы оказались для нее закрытыми.
Тем временем Миансарова продолжала немало колесить по стране уже от Донецкой филармонии. Начинала с выступлений в шахтерских городках и поселках, в клубах горняков и более того в конторах шахт, и больше благодарной и отзывчивой публики, по ее словам, не встречала. Поэтому в особенности дорог ей нагрудный знак "Шахтерская слава", которым она была отмечена в Донбассе. Потом вернулась в Москву, но трудиться ей все одинаково не давали под разными предлогами. И это продолжалось до 1988 года.
Спустя 30 с лишним лет Тамара Миансарова, имевшая до этого звание Заслуженной артистки Украины (1972) и будучи кавалером ордена "Знак Почета", становится Народной артисткой России (1996). Она награждена ещё орденом Дипломата Камбоджи и лаосским орденом Трех Слонов.
Тамара Григорьевна ещё раз популярна, а ее творчество востребовано. Артистка проводит бесчисленные встречи со зрителями, готовит новые песенные программы ("Нам до срока существовать воспоминаниями" А. Мажукова на вирши В. Меньшикова, "Я - акация" А. Билаша на вирши Л. Татарченко, "Моя глубинка" Я. Френкеля на вирши И. Гофф, "Кони привередливые" В. Высоцкого, памяти В. Шукшина "Калина черная" Б. Киселева на вирши А. Жигулина). Недавно вышел компакт-диск старых популярных песен Миансаровой в новой аранжировке музыканта и композитора, ее сына Андрея Миансарова. Ее приглашают на всевозможные музыкальные конкурсы как члена жюри, на протяжении двух лет она возглавляла жюри международного фестиваля "Золотой шлягер", была почетным гостем и членом жюри Сопотского фестиваля, ездила на гастроли в Америку.
С 1988 по 1996 год Т.Г. Миансарова преподавала вокал в ГИТИСе. Ее учениками были Юлиан, Алика Смехова, Лада Марис, Максим Сытник. Ныне она преподает в доме творчества молодежи "На Таганке".
В свободное время увлекается вязанием, шитьем, профессионально занимается выделкой меха, любит живописать.
Живет и работает в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Тамара Синявская Tamara Sinyavskaya
Её именем 4981 Sinyavskaya названа одна из малых планет Солнечной системы, известная астрономам под кодом 1974 VS.
читать далее →
Тамара Смыслова Tamara Smislova
В 1979 году была удостоена II премии и звания Лауреата за исполнение народных песен на II Всероссийском конкурсе исполнителей на народных..
читать далее →
Тамара Яценко Tamara Yatsenko
Закончила театральную студию при Киевском Украинском академическом драматическом театре им. И. Франко (1975, мастерская П.Нятко и..
читать далее →
Тамаш Дарньи Tamash Darnii
Венгерский пловец, специалист в комплексном плавании. Четырёхкратный Олимпийский чемпион, многократный чемпион мира и Европы, один из наиболее..
читать далее →