Известные люди
»Тамара Милашкина
Рождение: Россия» Астраханская область» Астрахань, 13.9.1934
Наследуя амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену неповторимость своей художественной индивидуальности, широко раздвинула рамки исполняемого репертуара. Ее голос может быть и лирически-задушевным, и драматически-насыщенным. В ее творчестве доминирует тема преданности и жертвенности любви, самозабвенная верность женского сердца, стойко и мужественно выдерживающего все испытания.
Родилась 13 сентября 1934 года в Астрахани. Мать - Милашкина Валентина Ивановна (1911-2002). Супруг - Атлантов Владимир Андреевич (1939 г. рожд.), выдающийся оперный певец, Народный артист СССР.
Родители Тамары Милашкиной не имели прямого отношения к искусству, но семейство по линии мамы шибко музыкальная: Валентина Ивановна играла на гитаре и мандолине, пела, а сестра и братья более того организовали домашний ансамбль. С детства Тамара полюбила русскую песню, родные волжские напевы, слышанные от мамы. Желание сделаться певицей пришло, когда она, окончив семилетку, поступила в библиотечный техникум, где начала заниматься в хоровом кружке. В 1953 году, проработав некоторое время в заводской библиотеке, Тамара поступила в Астраханское музыкальное училище. Однажды в училище приехала замечательная певица Мария Петровна Максакова - она зачастую бывала в Астрахани, своем родном городе. Послушав Тамару, она сказала: "Этой девочке необходимо ехать в Москву".
Когда в 1954 году Тамара впервой переступила порог Московской консерватории, в ее репертуаре был один малоизвестный романс Гурилева "Внутренняя музыка". Однако она исполнила его до такой степени музыкально, ее звук показался комиссии таким необычным, живым, что Милашкина была принята на подготовительное отделение консерватории за пределами плана, в числе 6 учеников из 500 прослушанных комиссией. А посредством 3 месяца способную девушку зачислили студенткой 1-го курса в класс выдающейся певицы, Народной артистки СССР профессора Е.К. Катульской.
Елена Климентьевна бережно и умело развивала в своей ученице природную одаренность. Требовательный и внимательный педагог, она не легко передала ей свой вокальный и сценический навык, она стала для Тамары Милашкиной воспитателем, старшим другом, "крестной матерью" в искусстве. Е.К. Катульская привила ей серьезное, требовательное касательство к голосу, заложила фундамент для ее последующих достижений, дала ей ту самую русскую вокальную школу, которую отличает необычайная душевно-эмоциональная выразительность исполнения.
Первое признание пришло к Тамаре Милашкиной в 1957 году. Она завоевала первую премию и золотую медаль вначале на Всесоюзном конкурсе вокалистов, после этого на международном конкурсе, проходившем в рамках VI Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Москве. Жюри этого конкурса под председательством знаменитого итальянского певца Тито Скипа (в состав жюри входили кроме того Ева Бандровска-Турска и другие) единодушно выделило Тамару Милашкину из 100 молодых вокалистов.
Через год, ещё студенткой консерватории, ее приняли в труппу Большого театра, на сцене которого она дебютировала в партии Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" П. Чайковского. Редкое по красоте тембра, широте и ровности диапазона лирико-драматическое сопрано, душевное, сильно прочувствованное пение, простота, естественность сценического поведения, органичность и эмоциональная выразительность ее исполнения и удивившее тогда (в первой роли!) тонкое художественное чутье выдвинули Тамару Милашкину в строй ведущих солистов Большого театра.
После Татьяны Лариной за год с небольшим певица подготовила и спела 2 абсолютно новые партии - Катарину в комической опере В. Шебалина "Укрощение строптивой" и Наташу Ростову в "Войне и мире" С. Прокофьева. Обе партии - и гордая шекспировская упрямица, исполненная Милашкиной с тонким юмором и неподдельным задором, и поэтически трепетная героиня Л.Н. Толстого, переполненная восторженно-нетерпеливым ожиданием счастья, принесли ей новоиспеченный фарт. Сложные "игровые" партии, оказавшиеся в репертуаре певицы в начале ее творческого пути, безотложно же выявили огромные резервы ее таланта, умение мобилизовать все силы для выполнения больших художественных задач.
В 1961 году в первый раз был организован обмен группами артистов-стажеров между Большим театром и миланским "Ла Скала", и Милашкина поехала в Италию. За неполный год пребывания в Милане она успела выучить на итальянском языке такие крупные партии, как Аида ("Аида" Верди), Леонора ("Трубадур" Верди), Тоска ("Тоска" Пуччини), а кроме того трудную ансамблевую партию Лиды - героини оперы Верди "Битва при Леньяно".
Стажировка не предполагала выступлений советских певцов в спектаклях "Ла Скала". Однако исключительный по выразительности и задушевной красоте тембра звук, артистизм, рослый профессионализм юный певицы привлекли к ней внимательность руководства театра. И как особое изъятие ей было предоставлено право не только "страховать" исполнительницу главной партии в опере Верди "Битва при Леньяно" (ни в жизнь не шедшей на русской сцене), но и обозначиться в этом спектакле. Успех превзошел все ожидания - потому что после этого Собинова Милашкина оказалась первой советской певицей, разрушившей долголетний "барьер недоверия".
А раньше Тамара выдержала ещё одно серьезное испытание: ей дали вероятность один раз одолеть путь свою партию с хором "Ла Скала" затем того, как закончила репетицию "Медеи" Керубини великая Мария Каллас. "Случилось неслыханное, - писали газеты, - все - босс, оркестранты, хористы, служащие, - захваченные и увлеченные, стоя аплодировали советской певице". Реальным признанием ее успеха стало приглашение спеть на сцене "Ла Скала" в следующем году 3 спектакля "Трубадура".
На гастроли в Милан Тамара Милашкина приехать не смогла из-за огромный занятости в театре. В это время певица готовила партии в двух операх Верди: Алисы Форд в "Фальстафе" (Большой театр, 1962) и Елизаветы Валуа в "Доне Карлосе" (Кремлевский Дворец съездов, 1963). В промежутке же (в июле 1963 года) она вошла в спектакль "Пиковая дама" П. Чайковского, впервой спев Лизу. В течение одного неполного года три настолько трудные и всевозможные партии!
Елизавета Валуа, венценосная супруга самодержца и деспота Филиппа II Испанского, златокудрая красотка со строгим профилем камеи, гордая и неприступная с виду, но душевно одинокая и несчастная посреди мрачной пышности двора, насовсем похоронившая в своем сердце влюбленность к инфанту... Изумительно по глубине лирической экспрессии, на тончайшем пиано звучала ария Елизаветы у распятия. А рядом с этим романтическим образом - живая, бойкая Алиса Форд, "заводила" в насмешливом розыгрыше старого сластолюбца Фальстафа; сложные ансамбли, подвижные комедийные мизансцены...
Но эти прекрасные спектакли вскоре ушли из репертуара Большого театра. С Лизой же Милашкина не расставалась на протяжении долгих лет. Ей удалось сотворить диковинно цельный, законченный образ своей героини - любящей, страдающей, трогательной, бытие которой приходит к трагической развязке. Лиза - Т. Милашкина и Герман - В. Атлантов: опера Чайковского давнехонько не знала такого редкого "созвучия" выдающихся голосов и артистических темпераментов.
В 1965 году Милашкина получила приглашение принять участие в концертном исполнении "Пиковой дамы" в зале "Линкольн-центра" в Нью-Йорке. Дебют юный певицы в США был триумфальным. Она дважды выступила в "Пиковой даме" в Нью-Йорке и дала немного концертов в других городах США.
Наследуя амплуа лирико-драматического сопрано, Тамара Милашкина принесла на сцену неповторимость своей художественной индивидуальности, просторно раздвинула рамки исполняемого репертуара. Ее звук может быть и лирически-задушевным, и драматически-насыщенным. В ее творчестве доминирует предмет преданности и жертвенности любви, самозабвенная верность женского сердца, стойко и мужественно выдерживающего все испытания. Помимо уже упомянутых, ее героинями были Аида в одноименной опере Верди, Мария в "Мазепе" Чайковского, Маргарита в "Фаусте" Гуно, Ярославна в "Князе Игоре" Бородина, Феврония в "Сказании о невидимом граде Китеже", Вера Шелога и Ольга в "Псковитянке" Римского-Корсакова, Тоска в "Тоске" Пуччини, Леонора в "Трубадуре" Верди, Иоланта в одноименной опере Чайковского, Волхова в "Садко" Римского-Корсакова, донна Анна в "Каменном госте" Даргомыжского, Дездемона в "Отелло" Верди, Микаэлла в "Кармен" Бизе, Сантуцца в "Сельской чести" Масканьи, Марина в "Октябре" Вано Мурадели, Любочка в опере "Семен Катко" Прокофьева. Разные эпохи, разные композиторские стили, разные, идеально не схожие по внутренней сущности человеческие характеры. Но в каждом из них огромная эмоциональная наполненность.
Милашкина в равной мере пленяет и в овеянных глубоким драматизмом ролях Лизы, Ярославны, Февронии, Аиды, Марии, Тоски, Веры Шелоги, и в лирических образах, таких как Татьяна Ларина, Иоланта, Наташа Ростова, Маргарита, и в лирико-колоратурной партии морской царевны Волховы. В лирических героинях Милашкиной вечно присутствуют нравственная стойкость, активность внутренних побуждений. В драматических трогательный, нежный лиризм, искренняя сердечность, полное отсутствие "нажима", внешних эффектов. Жизнь ее на сцене абсолютно естественна, обусловлена душевным состоянием героини. "Тамара Милашкина - актриса "внутренняя", - сказала о ней И.К. Архипова, - она как бы несет с собой душу своих героинь, показывает внутреннее движение образа". Искренность - одна из характерных чертяка творчества певицы, которая помогает ей достигать таковой впечатляющей силы в создаваемых образах.
В роли Аиды Тамара Милашкина в первый раз вышла на сцену в 1965 году. Сила драматической экспрессии, звук, вольно и обширно реющий над оркестром и хором в великолепных ансамблях оперы, ослепительный, отзывчивый темперамент делают образ эфиопской царевны живым и цельным в ее жажде свободы и любви, в ее ненависти к поработителям. Вершина спектакля - сцена у Нила: отлично исполненная ария с широким и свободным верхним "до", драматическая саммит с отцом, рандеву с Радамесом... Певица находит многоцветные краски и глубокого нежного лиризма, и бурного негодования, и торжествующего чувства победы над соперницей. Вскоре потом исполнения этой партии в Большом театре Милашкина спела Аиду уже по-итальянски в спектакле Венской государственной оперы, в ансамбле выдающихся мастеров, и сызнова покорила публику. "Прелестная Тамара" - так назвала венская критика московскую гостью, отметив ее "особенный звук типично славянского характера, прекрасную выразительность, чуткую интуицию".
Новой творческой победой певицы стала ее Леонора в опере "Трубадур" Верди, вернувшейся на сцену Большого театра в 1972 году. Только в настоящий момент певица смогла реализовать мечту, которую лелеяла со времен стажировки в "Ла Скала". Ее Леонора, крайне женственная и пластичная, поразила глубочайшим проникновением в сущность образа, новыми качествами вокального и артистического мастерства: нелегко было представить, чтобы крупное лирико-драматическое сопрано могло с этакий легкостью и красотой отдавать узорные каскады вердиевской колоратуры с ре-бемолем второй октавы, преодолевать диапазон, чтобы в голосе слышались и отрада первой любви, и боль страдающего женского сердца. Эта партия стала поистине "коронной" в репертуаре певицы 1970-х годов.
Одна из самых проникновенных ролей певицы - Тоска - драматична, как и весь строй оперы Пуччини, ее вокальный манера, острый, изобилующий верхними нотами. Не только арии или сцены, но более того одна мысль, одно словечко, вырвавшееся как бы из самого сердца актрисы, придают сценическому образу особенный, сильно трогающий экспансивный колорит. Когда "Тоска" ещё не шла в Большом театре, певица выступила с этой партией в концертном исполнении оперы в Большом зале консерватории под управлением Е. Светланова.
Особая простота и широта русского характера, искренность и сердечность в образах Милашкиной объединяются с ясной красотой и светом женской души. Ее героини всю дорогу несут в себе большой этический идеал. С особой отчетливостью это определилось в спектакле Большого театра - эпической опере Римского-Корсакова "Сказание о невидимом граде Китеже и деве Февронии". Образ Февронии, созданный Милашкиной, стал подлинным поэтическим центром спектакля, его "философским зерном". В Февронии ей удалось воссоздать правдивый вид сильной духом русской девушки, выросшей в лесной глуши; доброта и душевность ее характера лишены привкуса смирения. Милашкина великолепно справилась с труднейшей вокальной партией, продемонстрировав красоту и драматическую силу голоса и проникновенную музыкальность. В 1966 году на "Мосфильме" был снят кино "Волшебница из града Китежа", посвященный творчеству Милашкиной.
Большого успеха добилась Милашкина и в драматической партии Ярославны, стойкой в своем героизме и преданной родине жены князя Игоря, и в пушкинской Марии ("Мазепа" Чайковского). В единственный конец дня певица пела две разнохарактерные партии - боярыни Веры Шелоги в одноименной опере-прологе Римского-Корсакова и ее дочери Ольги в его же "Псковитянке". В первой преобладают драматизм, выразительная декламационность, во второй - ясный лиризм, мягкая русская распевность музыки, а внутреннее духовное обаяние героини чувствовалось практически в каждой фразе, в каждой интонации певицы.
"Иоланта" Чайковского - и музыка - тот самый восторженный гимн природе, добру, красоте, и лучезарный, трогающий безропотной покорностью судьбе образ незрячий дочери короля Рене - оказались крайне близки непосредственному, отзывчивому в каждом своем импульсе дарованию певицы. Она увлекает зрителя своей беспредельной искренностью, чутким постижением музыки, горячим воодушевлением, с которым проводит центральную сцену с Водемоном (В. Атлантовым).
Неповторим дуэт Тамары Милашкиной и Владимира Атлантова и в опере "Отелло" Верди. Партия Дездемоны как воспрещено больше соответствует артистической сущности певицы, природе ее голоса. Она создает ясный, чистый образ героини, с нетронутой совестью, детской доверчивой душой. В последнем же акте певица с огромной впечатляющей силой передает скорбную грусть, незащищенность, смутное предчувствие трагического конца.
Наряду с работой в театре Т. Милашкина навалом концертировала по стране, а гастроли за рубежом принесли ей вмемирную славу. После уже упомянутого триумфа в "Ла Скала", "Линкольн-центре" и на сцене Венской оперы большой счастливый момент сопровождал ее выступления в заглавной партии "Тоски" в парижской Гранд-опера, после этого в Хельсинки и Осло. Она независимо подготовила партию Амелии в "Бале-маскараде" Верди для весеннего фестиваля в Висбадене (ФРГ); спектакль, где помимо нее и В. Атлантова (Ричард) напевали И. Архипова и Ю. Мазурок, ещё имел здоровущий фарт у зрителей и критики. В Гамбурге певица исполнила партию сопрано в "Реквиеме" Верди; спела партию Татьяны Лариной в "Евгении Онегине" в постановке оперного театра в Висбадене. Вместе с В. Атлантовым и Ю. Мазуроком она участвовала в концертном исполнении оперы Чайковского в зале Радио в Париже. Особым триумфом русского вокального искусства стали выступления Т. Милашкиной, В. Атлантова и Ю. Мазурока в Вене в 1978 году. На концерте в зале Брамса Общества друзей музыки она исполнила романсы Чайковского и Рахманинова, арии Глюка, Верди ("Аида", "Трубадур", "Сила судьбы") и Пуччини ("Тоска"). Критика отмечала ее технику и умение обладать голосом, удивительную женственную подачу музыки, выразительность. Голос Тамары Милашкиной звучал в оперных театрах Нью-Йорка, Вашингтона, Милана, Зальцбурга, Берлина, Мюнхена, Штутгарта, Лейпцига, Дрездена, Лас-Пальмаса, Афин, Токио, Осаки, Монреаля, Торонто, городов Польши, Болгарии, Чехии, Словакии, Югославии, Венгрии, Румынии, в Копенгагенской филармонии.
Певица записала на радио уймище оперных партий ("Евгений Онегин", "Князь Игорь", "Пиковая дама", "Каменный гость", "Тоска", "Дон Карлос" и другие), романсов, народных песен, пела в оперетте "Цыганский барон" И. Штрауса. Вместе с В. Атлантовым и Ю. Мазуроком участвовала в съемках телеспектакля "Пиковая дама", сообща с В. Атлантовым - в телеспектакле "Каменный гость", сообща с В. Атлантовым и И. Архиповой - в телеспектакле "Садко". Голос Т. Милашкиной звучит в художественном фильме "Крепостная актриса".
Талант Тамары Милашкиной - ясный, жизнеутверждающий. В нем проявляется ее собственная большая и сильная влюбленность к жизни, ее собственная простота, искренность и большое женское обаяние.
При этом главное зажиточность Милашкиной как художника заключено в ее голосе. Можно смело заявить, что он уникален - по теплой красоте тембра, широте и ровности диапазона, включающего без малого две с половиной октавы, по звонкости, полетности верхнего регистра, плотности "центра" и насыщенности грудных нот, по яркости и подвижности всей звуковой линии. Не ненароком лучшие зарубежные критики сравнивают Тамару Андреевну только с крупнейшими певицами века.
Тамара Андреевна Милашкина - Народная артистка СССР (1973), лауреат Государственной премии РСФСР (1978). Она награждена орденами Ленина, Трудового Красного Знамени, другими знаками отличия.
Живет в Вене и в Москве.
Так же читайте биографии известных людей:
Тамара Быкова Tamara Bukova
Ее осунувшееся лицо, запавшие глаза жили жаждой борьбы. И наступил момент, когда грозная соперница дрогнула. Она, как и многие, думала, что у..
читать далее →
Тамара Данилова Tamara Danilova
В 1972 году Тамара Данилова приняла участие в XX Олимпийских играх, проходивших в Мюнхене, и завоевала 4-е место в метании диска.
читать далее →
Тамара Пресс Tamara Press
Они познакомились в 1955 г., случайно встретившись на одной из московских улиц. Впрочем, случайными были только время и место встречи. Рано или..
читать далее →
Тамара Тышкевич Tamara Tushkevich
В 1952 г. Тышкевич включают в состав олимпийской команды. Старт в Хельсинки, по сути дела, оказался дебютом Тамары в официальных международных..
читать далее →