Известные люди

»

Тенцзин Гьяцо

Тенцзин Гьяцо Tentszin Giatso Карьера: Священник
Рождение: 6.6.1935
С XV века далай-ламы являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии и всего Гималайского района. Далай-лама был главой Тибета в те периоды, когда он получал независимость. По буддистскому учению об инкарнациях душа умершего далай-ламы переселяется в ребенка, который становится следующим далай-ламой.

С XV века далай-ламы являлись главными религиозными лидерами Центральной Азии и всего Гималайского района. Далай-лама был главой Тибета в те периоды, когда он получал независимость. По буддистскому учению об инкарнациях суть человеческая умершего далай-ламы переселяется в ребенка, тот, что становится следующим далай-ламой. Поэтому все далай-ламы носят фамилию Гьяцо. Далай-лама XIV Тенцзин Гьяцо (при рождении его звали Лхамо Тхондуп, что означает "Богиня, исполняющая желания") появился на свет 6 июля 1935 года в семье тибетских крестьян сквозь два года затем смерти предыдущего правителя. Только в 1937 году специальная поисковая группа, которая испытала уже уймище кандидатов, нашла маленького Лхамо. Ни о чем не подозревая, парнишка опознал вещи покойного далай-ламы. Вскоре он был провозглашен главой буддистского теократического государства, которое с 1911 года затем крушения Цинской империи сызнова по всем международным нормам было независимым.

В программу обучения далай-ламы входили "пять больших" (логика, тибетское искусство, санскрит, врачебная наука, буддистская философия) и "пять малых" (поэзия, музыка, драматическое искусство, астрология и риторика) наук. В 24 года Его Святейшество сдавал экзамены в монастыре, тот, что был основан в 641 году. Экзамены принимали 30 ученых в присутствии 20 тысяч монахов. Особенно сложным считался философский диспут с 15 теологами. Далай-лама блестяще сдал экзамены и получил звание доктора богословия.

В 1949 году войска коммунистического Китая заняли страну с 6-миллионным населением, объявив Тибет исторической частью КНР. Далай-лама был назначен на символический пост вице-президента постоянного комитета, при всем при том во всем подчинялся китайскому главе администрации области. В 1959 году в столице Лхасе вспыхнуло восстание. Людей расстреляли танки и артиллерия, а далай-лама вынужден был хлопотать убежища в Индии. За ним горными тропами последовали 130 тысяч тибетцев. Поток беженцев не иссякает до сих пор, в Тибете погибло 1,2 млн дядя, разрушенными оказалось 6 тысяч древних монастырей.

В 1961 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой признала право тибетского народа на самоопределение и призвала КНР кончить ломание правил фундаментальных свобод и прав человека. В 1965 году Генеральная Ассамблея ООН подтвердила это заключение. В 1992 году Международный трибунал в Страсбурге постановил, что наличие китайской администрации в Тибете следует анализировать как его оккупацию. Но все эти призывы, как и многие личные инициативы далай-ламы по решению проблемы Тибета, Китай оставляет без внимания.

В городе Дхармсала на севере Индии основано руководство Тибета в изгнании. Духовный вождь буддистов провозгласил политику "ненасильственного сопротивления". Эта тактика принесла ему широкую известность и популярность на Западе, способствовала распространению буддизма. Режиссер Бернардо Бертолуччи снял про детские годы далай-ламы кино "Маленький Будда", получивший "Оскара", а в 1990 году далай-лама был удостоен Нобелевской премии мира. В КНР же он был объявлен государственным преступником. Только за хранение его изображения монахи в Тибете получают три года тюремного заключения.

Недавно в Дели Его Святейшество далай-лама XIV дал аудиенцию корреспонденту "Известий" Сергею ЛЕСКОВУ и ответил на вопросы нашей газеты.

- Прошло уже больше полувека позже того, как Китай овладел Тибетом. Вы не признаете насилия ни в каком виде. Но позволительно ли одной только мирной борьбой достигнуть независимости? Часть тибетской оппозиции, в особенности из числа молодежи, которая не хочет поджидать ещё 50 лет, может схватить в руки оружие.

- Я категорически супротив этого. Решение тибетской проблемы, в этом я убежден, лежит в области морали, мирных методов без пролития крови. Когда Тибет оставался в полной изоляции, о нем в мире знали крайне немного - только то, что это самая высокогорная держава. До сих пор правдивой информации о Тибете мало. Китайская администрация распространяет только политически мотивированную, некорректную информацию. Но ибо и Россия недавно также была изолирована от мира. А сегодня заинтересованность к тибетской духовной культуре, к истории, к природе растет во всем мире. И во всем мире, в том числе в России, создаются группы поддержки независимости Тибета. Меняется касательство к проблеме Тибета и у китайской интеллигенции. Если бы мы убивали людей, поддержки бы не было.

- В последние годы напряженность в мире растет. Некоторые политологи считают, что мир вступил в новую вмемирную войну. Как оцениваете эти изменения вы, лауреат Нобелевской премии мира?

- Прежде всего, мир становится меньше. Если что-то случилось в одной части планеты, обвал в экономике, экологическая трагедия, масштабная эпидемия как бы СПИДа или атипичной пневмонии, угроза угрожает каждому. Мир стал един, мир стал теснее, всякий должен осознавать это. Понимание другого человека, почтение к его мнению в современном мире приобретают все большее важность.

Принцип соблюдения прав человека становится универсальным. И право на сохранение культуры имеют более того отсталые племена. Культура может быть не в особенности продвинутой, но их права от этого меньше не становятся. Несмотря на некоторые недостатки, демократия - это лучшая организация устройства общества.

Если среда стремится к сохранению демократии, оно обязано снабдить свободу информации. Но журналисты порой стремятся являть только негативные вещи, забывая о сострадании. А потому как когда случаются трагедии в Дели, Нью-Йорке, Мадриде или в Москве, многие проявляют искреннюю заботу о попавших в беду. Надо произносить всю правду о плохом, но надобно являть выход из плохого к хорошему. У людей должна быть уверенность в будущем. Но люди, исходя из газет и телевидения, где видят только насилие, думают, что мир становится хуже. Но это обманчивое ощущение. Я чувствую, я знаю, что мир становится лучше и добрее. Если бы мир становился хуже, нам не стоило бы больше тревожиться о человечестве. Но ибо это не так. Честное словечко!

- Ваше Святейшество, вы сами смотрите телевизор, пользуетесь интернетом?

- Думаю, что интернет - весьма хорошая вещь. Он не признает никаких границ и в то время как свободен более того в тех странах, где власти налагают ограничения на другие средства информации. Но я лично не пользуюсь интернетом. По телевизору смотрю новости и люблю программы о природе и животных. Это весьма полезно. Именно у природы мы можем научиться многим полезным вещам.

- Жестокость и насилие становятся слегка ли не новой важный религией. В то же время буддизм остается чуть ли не единственным учением, которое в принципе отрицает насилие и декларирует сострадание и всепрощение. Может быть, буддизм безнадежно устарел? Или, напротив, аккурат буддизм спасет мир?

- Есть простое правило: что бы мы ни делали, нужно неизменно держать в памяти о той боли, которую могут доставить наши действия другому человеку. Я придерживаюсь трех обязательств, трех убеждений. Первое: я - человеческое созданье на планете Земля. Человек - наиболее развитое животное на планете. Мы обладаем разумом, и мы создаем правила для этой планеты. Но на человеческую суть влияют негативные эмоции, и мы должны мочь править ими посредством разума, предлагать позитивные решения. Поэтому одной из базисных норм является опека о другом человеке и сострадание к нему. Ведь более того некоторые животные выживают только вследствие того что, что заботятся дружбан о друге. Хотя черепаха, к примеру, отложив яйца, навечно забывает о своих детях. Если юная черепашка встретит свою мамаша, не думаю, что у них пробудятся какие-то особенные чувства. А за ребенком надобно гулять немного лет - значительно дольше, чем за детенышем любого другого вида. Человеку нужна опека больше, чем любому живому существу. Люди испытывают приятель к другу привязанность и по-другому выжить не могут. Это одно из ключевых понятий гуманизма независимо от того, какой на дворе столетний период. И это мое первое убеждение.

Второе: я буддист. И как верующий дядя, на моем уровне ответственности я в ответе за распространение той гармонии, которую несет буддизм.

И третье: я тибетец. Более того, я далай-лама. Тибетцы внутри страны и за пределами ее надеются на меня, вследствие этого я в ответе за них и должен служить им, сколь хватит моих сил. Скоро я начну мало-помалу отдаляться от дел. Мне полно лет, и пора подготавливаться к следующему путешествию.

- Перевоплощение случится во что бы то ни стало в Тибете? Возможно ли ваше перерождение в других странах, к примеру, в России?

- До тех пор, в то время как Тибет находится под китайской оккупацией, перевоплощение далай-ламы на моей родине нереально. Оно во что бы то ни стало произойдет в какой-нибудь буддистской семье. Может быть, и в России. В прежние века далай-ламы рождались и в Монголии, и в Индии. Не исключено, что инкарнация далай-ламы произойдет в женщине.

- В таком случае я хотел бы задать вопросительный мотив о российских детях. В нашей стране популярностью пользуется поп-группа "Тату". Недавно было организовано телешоу "Тату в "Поднебесной", то есть по сути дела у вас в гостях. Две девочки-подростка поют о гомосексуальной любви. Молодежь в восторге, а люди старшего поколения уверены, что такие песни попирают нравственные устои. Каково ваше касательство к этой проблеме?

- Как верующий дядя, я считаю, что необходимо сторониться связи мужчины с мужчиной, женщины с женщиной. Но для неверующих нетрадиционная сексуальная ориентация не является таковой уж острой проблемой, которая важна для безопасности семьи или общества. Люди, вовлеченные в гомосексуальную связь, говорили мне, что они чувствуют дискриминацию в обществе, их могут избить, выдворить из семьи. Это чересчур жестоко. Насилие недопустимо. Но современная музыка и кино сверх меры страсть сколько обращаются к сексу, охватывая гомосексуализм. Это неправильно и выглядит как рекламка насилия. Немного секса, чуть-чуть насилия - без этого ныне бытие кажется пресной, не так ли? Молодежь впитывает эти идеи, и вследствие того что в школьных классах так зачастую звучат выстрелы. Если юный мужчина увидел на экране ружьецо, то оно может пальнуть в реальной жизни.

Насилие создает хоть отбавляй проблем. Отказ от насилия - это продолжительный тракт, требующий внутренней дисциплины, сострадания, терпения. Пусть я затворник, но я понимаю, что секс - это доля человеческой жизни. Но крайности вечно приводят к плохим последствиям. В каждой области должно ощущаться наличие любви и святости. Это касается всех областей человеческой деятельности. Наука, если забывает о последствиях исследований, также оборачивается бедой. Проблемой становится и страстное тяготение к деньгам. Некоторые компании думают только о прибыли, погрязают в итоге в коррупции, в скандалах. В жизни все взаимосвязано, а люди порой проявляют ограниченность, смотрят на проблему только с одной стороны.

- Но как же без насилия? Всякое действо - в какой-то мере насилие. Научно-технический прогресс, к примеру, означает насилие над природой.

- Я думаю, что наука и технологии, покуда не выходят за рамки разумных границ, не приводят к насилию. Нарушение границ происходит все из-за того же одностороннего подхода. Нельзя, к примеру, вырабатывать эксперименты над человеком - это экстремальные проявления науки. Я слышал, в Северной Корее проводят такие опыты. Делали их японцы во время войны, делал Гитлер. Опыты с зародышем или с биологическим оружием недопустимы. О разумных границах изредка забывают и в экономике, используя современные технологии для сведения лесов в Южной Америке или на Тибете. Нельзя размышлять только о прибыли, забывая о последствиях.

- Над человеком опыты недопустимы. А над животными? Если их воспретить, то врачебная наука рскручиваться перестанет.

- Относительно животных моя точка зрения основывается на том, что я буддист. Жизнь животного до того же ценна, как бытие человека. Я был в Шотландии в университете в Эдинбурге, где делали опыты по клонированию животных. Похожие работы я видел в Америке, в Джорджии. И я сказал ученым: если имеется острая надобность в опытах над животными - изъятие может быть, но все должно быть сведено до минимума. Например, разрешено экспериментировать над морскими свинками. Но у животных есть права, и я выступаю за соблюдение этих прав. Мы говорим о правах человека, как чисто мужчина на Земле - какое-то исключительное тварь божья только из-за того, что он наделен умственными способностями. Это, без сомнения, важное различие. Именно потому мы должны относиться с уважением ко всем животным, всем живым существам, всем деревьям и цветам.

- Современный мир нельзя представить без военных конфликтов. Это печальная явь. Как быть с правами человека, с состраданием и всепрощением, о которых вы говорите? И неужели не бывает случаев, когда только с оружием в руках не возбраняется отстоять верность?

- Насилие вероятно только как альтернатива больше жестокому насилию. Бывают ситуации, когда ответное насилие - один схема, чтобы стопануть насилие. Вторая мировая махаловка спасла западную цивилизацию и демократию. Война в Корее спасла Южную Корею - сравните ее порядок экономики, образования, демократии с Северной Кореей. Если бы не разразилась махаловка, миллионы людей пострадали бы немаловажно сильнее. Но битва во Вьетнаме обернулась глобальной трагедией. Относительно войны в Ираке покуда тяжко проронить, справедлива она или нет. Будущее покажет, как будет рскручиваться иракское среда и принесла ли махаловка ему пользу. Бывают неприятности, которые оказываются благодетельными. Благоприятный итог, как бы мы ни сожалели сначала, оправдывает жесткие меры. В истории полно тому примеров.

Но теперешний мир изменился - и я выступаю супротив насилия в всякий форме. Настоящая задача насилия в его непредсказуемости. Оно несложно выходит из-под контроля и переступает все законы. И я надеюсь, что в будущем войн не будет. Взаимозависимый мир становится меньше, мы должны чтить все экономические и политические системы, чужое соображение, интересы. Через диалог, только сквозь диалог - к взаимопониманию. Это один дорога! От Австралии до Америки миллионы людей выражают протест супротив военных действий в Ираке. А раньше, когда одна держава объявляла войну прочий, всеобщую мобилизацию встречали с ликованием, люди с гордостью шли на войну.

В 1996 году у меня был разговорчик с королевой-матерью в Великобритании. Я спросил: видит ли она изменения в мире за весь столетний период, становится мир лучше или хуже? Без колебаний королева-мать ответила: мир стал лучше, чем когда она была младой, в Англии никто не говорил о правах человека, о праве нации на самоопределение, а сегодня эти понятия стали общепризнанными. И я согласен с этим мнением.

- Если мир становится меньше, то может ли сотвориться так, что посредством какое-то время мы получим одно руководство, одну универсальную религию?

- Думаю, что в будущем мир будут населять немаловажно больше умудренные люди, которые осознают родное единство независимо от происхождения или цвета кожи. В понимании гуманизма - да, это будет единственный народонаселение. Что-то подобное было, мне кажется, в СССР. Но я думаю, что если бы сохранились политические и культурные различия народов, от этого была бы только полезность. Все-таки разные культуры, разные религии, разные расы вечно создают проблемы - тяжело объединить весь мир в одно страна.

У каждой страны свои особенности, но предстоящее у всех одно. Думаю, что образ ООН будет возрастать, хотя в то время как ООН законсервировалась. Самое важное, что ООН - единое корпус всех мировых правительств, а не собрание отдельных людей. Среди ученых и политиков становится все больше людей, и я их знаю, которые понимают гуманизм как высшую мишень для всего человечества, а не для одного развитого государства. Европейский союз - мировой образец такого объединения. И я надеюсь, что Россия станет важным членом ЕС. Экономически и географически Россия и Европа узко связаны.

Что касается религии, думаю, будет лучше, если каждая нация будет питать доверие в своего Бога, в которого она верила всю дорогу. В конце концов, все главные мировые религии говорят об одних ценностях. Разница только в языке, тот, что ближе одному или другому народу.

- Вы упомянули СССР. Но оттого что эта держава бесславно распалась...

- Я не эксперт, но мне кажется, что ваш распад был нисколько не обязателен. В тот миг какая-то конфедерация для народов СССР была полностью возможна.

- Ваше Святейшество, исследование буддистского духовного опыта становится модным. У нас в стране огласить, что умеешь медитировать, - завоевать почтение. И на Западе - та же картина. Ричард Гир, несмотря на все свои богатства, стал буддистом. Совместима ли суетная популярность с основным принципом учения Будды - конечным познанием истины?

- Если мужчина живет богато, никто не говорит, что он должен раздать собственность и покинуть в монастырь. Но аскетизм для познания истины подходит лучше. У меня критический точка зрения на суету около буддизма. Мы не знаем, каким было истинное послание Будды. И каков сущий дорога трансформации наших эмоций и чувств. Наш душевный навык ограничен, и многие новообращенные буддисты бессмысленно повторяют мантры на санскрите, стоя утром перед статуей. Это не настоящий тракт к просветлению. Я заметил, что у таких людей многие молитвы (оm mani padme hum), если их говорить все быстрее, звучат как money, money... Не думаю, что таковый душевный навык хоть сколько-нибудь полезен для познания истины.

Если у человека нет искренней нужды в религии, то и не необходимо к ней привязываться. Лучше быть нетрудно хорошим человеком. Однажды я говорил с известным чилийским физиком, и он выложил замечательную мысля, что, как ученый, он не должен быть чересчур поглощен наукой. Это необычайно точное и глубокое утверждение. Точно так и с религией. Если ты чрезмерно погружен, привязан к своей религиозной традиции, то рискуешь обернуться в религиозного фанатика. Фундаменталисты, а они встречаются не только посреди мусульман, но и в других религиях, считают, что любят Бога больше, чем другие люди. И это - так я думаю - несложно разновидность религиозного саморазрушения.

Надо сберегать почтение ко всем религиям. Но надобно осуществить свой долг: то, во что вы верите, должно быть во что бы то ни стало вами выполнено в течение жизни. Ваша миссия на Земле должна быть частью вашей жизни. Иного пути к счастью не бывает.

- Последний вопросительный мотив. Вы бывали в нашей стране. И к вам в Индию приезжали наши соотечественники. Что бы вы могли произнести русскому человеку?

- Мне кажется, вам надобно почаще радоваться. Вот вы со мной продолжительно разговаривали и ни разу не улыбнулись. А я уже стареющий дядя, но умею ликовать жизни. Русские почему-то крайне серьезные. Если бы у вас на лицах чаще была улыбка, то и бытие стала бы легче.

Моя религиозная вера проста - доброта

Чтобы быть счастливым, нужно существовать как разрешается проще. Иметь как разрешено меньше желаний и довольствоваться тем, что есть, - вот главное. Люди нередко прилагают огромные усилия, чтобы удерживать под контролем вещи внешнего мира. Приведу этакий образец - надзор над вооружением. Но если мы не в состоянии контролировать свой внутренний мир, то как же мы можем контролировать вооружение, которое относится к внешнему миру? Настоящий надзор за вооружением означает умение удерживать под контролем свой гнев.

В данный миг я говорю без затей как мужчина, а не как буддист. Я думаю, гутарить от имени человека - это самое важное, вследствие того что что идеология и религиозная вера существуют для людей, а не напротив. Идеология и религиозная вера вторичны. Мы должны разуметь, что главное - мировое сообщество.

Моя религиозная вера проста - доброта.

Люди прилагают огромные усилия для освоения внешнего мира, к примеру, для космических полетов. Однако по-прежнему существуют огромные пространства внутреннего мира, которые необходимо исследовать. И это обойдется значительно дешевле!

Люди принимают терпимость за проявление слабости. Мне представляется, что это не так. Гнев имеет источником ужас, а боязнь возникает от слабости. Таким образом, если вы сильны, то в вас будет больше мужества. И как раз в этом месте возникает терпимость.

В глубине души мы должны быть по-настоящему привязаны товарищ к другу, должны осознавать нашу общую человеческую природу. В то же время мы должны принимать все идеологии и системы как снадобье для решения всех проблем человечества.

Далай-лама, из книги "Доброта, духовная аккуратность и понимание"

Яды и драгоценности

Будда учил, что для человека существуют три главные драгоценности и три главных яда.

Три драгоценности:

Не действовать зла.

Творить добро.

Очищать мозг.

Три яда:

Страстное стремление.

Ненависть.

Невежество.

Так же читайте биографии известных людей:
Тео Уолкотт Teo Walcott

Английский талантливый футболист, не раз проявлявший себя на футбольном поле в момент различных - чрезвычайно престижных состязаний. Играет в..
читать далее

Теодор Банвиль Teodor de Banvil

Теодор Банвиль - французский поэт, драматург, критик, журналист и писатель. Родился 14 марта 1823 года.Издания Теодора Банвиля на русском..
читать далее

Теодор Драйзер Theodore Dreiser

Американский писатель и издатель родился 27 августа 1871 в Терре-Хоте (шт. Индиана); был двенадцатым ребенком в семье.
читать далее

Теодор Шторм Theodo Storm

Закончив латинскую школу в родном городе и гимназию в Любеке, изучал право в Кильском и Берлинском университетах. В 18431853 имел юридическую..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий