Известные люди
»Теодор Шанин
Свое первое интервью в Москве пятнадцать лет назад этот английский профессор дал "Известиям." Он тогда удивлял. Продолжает и сейчас. Состоящая из сплошных парадоксов его жизнь сложилась так, что он, родившись в одной стране, создавал другую, а за заслуги перед третьей получил награду от четвертой. Из его биографии можно было бы составлять загадки для каких-нибудь конкурсов знатоков. Вот, например, как получилось: отец Теодора родился в России, мать - в Германии, сам он - в Польше, но при этом все они уроженцы одного города, который теперь - столица Литвы. Жизнь не так забавна, как викторина. Вильно переходил из рук в руки. Но неизвестно при этом, что опаснее было для еврейской семьи. И случалось в их жизни, что попытка спасти оборачивалась гибелью, а репрессия - спасением...
Свое первое беседа в Москве пятнадцать лет обратно тот самый британский профессор дал "Известиям." Он тогда удивлял. Продолжает и в текущий момент. Состоящая из сплошных парадоксов его бытие сложилась так, что он, родившись в одной стране, создавал другую, а за заслуги перед третьей получил награду от четвертой.
Без четверти три, сквозь год- Меня ждут в Китае, - сказал Теодор, - но я поеду едва-едва позже, приблизительно посредством месяц. Стоит язык выучить, чтобы осмыслить, что там происходит.
- Вы что же, - не понял я, - за месяц собираетесь выучить китайский язык?
- Да, - согласился Теодор, - за месяц. Это не так нелегко. Любой язык позволительно освоить достаточно скоро. Если - системно и для дела. Во всех языках деятельный словарь не так уж велик. К тому же во что бы то ни стало есть группа слов интернациональных. Есть отраслевые термины. Есть ключевые слова. И есть логика языка, которую нужно осознать. Когда мне для работы нужен язык, я его осваиваю без проблем. В том объеме, в каком он мне необходим.
Стало ещё интереснее. И я предложил увидаться позже Китая для нового беседа. Но оказалось, что в следующий раз Шанин собирался в Москву только посредством год. Тем не менее, он был намерен в текущий момент же столковаться о точном времени встречи, вплоть до минут.
Я пожал плечами: что там будет посредством год, тут про завтрашний день не уверен.
Теодор полистал блокнот, что-то прикинул:
- Так вот, не возбраняется как раз в тот самый день. Если в четырнадцать тридцать - как вам?
- Пожалуй, удобнее - без четверти три, - сострил я, как мне показалось, тонко.
ПришелецОн тогда только появился в Москве, до этого был "невъездным". Ни одна советская газета о нем ещё не писала. И наша болтовня была первой.
Бритый наголо, весь в черном, профессор из Манчестера, с сильным акцентом, но виртуозным знанием русского, говорил о вещах ещё непривычных. Открывал нам нашего гения Чаянова. Доказывал, что прогресс не непременно лучшая будущность. Убеждал, что мир идет не от неограниченного количества разнообразия к единому монолиту, а от одного разнообразия к другому. Применял к российской практике им же созданную науку "крестьяноведение".
Абсолютно нездешний во всем, но при этом не схожий на иноземца в расхожем у нас представлении. Никакие рамки для него были не впору. Очевидно, что он не только социолог. Да и вообще не только ученый. И более того не только британец.
За ним ощущалась необычайная фатум. Так оно и оказалось.
Случайная саммитО назначенной посредством год встрече я, конечно же, забыл уже посредством пару дней.
Но надобно же такому довестись. Зачем-то листал в редакции старинный блокнот и как черт из табакерки наткнулся на эту запись. Даже содрогнулся. Именно нынче - тот что ни на есть день. Ровно год прошел! Посмотрел на часы - без двадцати три.
Тогда был таковый строй в редакции, что посетителя-иностранца приходилось обязательно встречать у проходной лично. Так что ринулся я вниз.
Ровно без четверти в дверях появился Шанин. Не удивился, увидев меня.
Он в это время, напротив, все ещё удивлялся необязательности и неточности, с которой сталкивался у нас. Сейчас уже не удивляется.
Смерть и избавлениеИз его биографии разрешено было бы собирать загадки для каких-нибудь конкурсов знатоков. Вот, к примеру, как получилось: папа Теодора родился в России, мама - в Германии, сам он - в Польше, но при этом все они уроженцы одного города, тот, что в настоящий момент - столица Литвы.
Жизнь не так забавна, как викторина. Вильно переходил из рук в руки. Но неизвестно при этом, что опаснее было для еврейской семьи. И случалось в их жизни, что попытка спасти оборачивалась гибелью, а репрессия - спасением.
Когда в 1939-м в град пришли советские, отца вскоре отправили в лагерь на Урал, а десятилетнего Теодора с четырехлетней сестренкой и матерью - в сибирскую ссылку. Но в крайний миг офицеру стало жалостно малышку. Он пошел на ломание правил предписания - сказал, что девчурка может не выдюжить крутого маршрута, пускай остается со стариками.
Они были благодарны офицеру. А ибо он, пожалев девочку, обрек ее на кончина.
Город захватили немцы. Когда уже затем войны Теодор и родители, воссоединившись позже многих мучений, лишений и приключений, вернулись домой, они нашли только общую могилу, в которой посреди 80 тысяч казненных лежали и дед с внучкой.
КоммандосПосле войны они жили в Польше, опосля во Франции.
Когда в 1948 году ООН приняла вывод о создании на территории Палестины израильского и арабского государств, Теодору было семнадцать лет, он только что окончил школу. И уже тогда, судя по всему, был таким же, как нынче. Умел метко анализироват, и смело действовать
- Мне было совсем ясно, что начнется махаловка. Я решил, что обязан в ней участвовать, - говорит Шанин. - Чтобы свершить это, пришлось снести мольбы родителей, нелегально пересечь парочку границ и дважды солгать: что я на год старше и что дома оставил сестру - единственных в семье детей в коммандос не забирали.
Именно в коммандос - израильский спецназ - вступил Теодор добровольцем. Впрочем, никакого Израиля тогда ещё не было. Шанин прибыл на местоположение за немного недель до провозглашения еврейского государства. И с оружием в руках приступил это держава созидать.
Получилось.
Действия Теодора Шанина и его товарищей, операции, в которых они участвовали, вошли в легендарную доля истории страны. Он стал героем. Получил широкие возможности для выбора новой жизни. Получил новую родину. Но ненадолго.
Не перестрелка, так перестройкаСобственные представления о том, что такое ладно и что такое скверно, для Шанина всю дорогу были выше интересов национальных, государственных и каких-либо ещё корпоративных. Затейливые маршруты его биографии диктовались как раз этим.
Когда его спрашивали пятнадцать лет обратно, зачем он приехал в Россию, отвечал для многих необычно, но для него самого логично:
-Чтобы поступать открыто, не нужно особых причин. Если бы во время вьетнамской войны был призыв, я бы пошел биться супротив Америки. Во времена Испании, будь мне уже лет восемнадцать, был бы в интербригадах. Сейчас в России перестройка - вот я тут.
Пацифист с автоматомВскоре представления о справедливости у Шанина и Израиля разошлись.
В 1956 году, во время Суэцкого конфликта он опять отправился на фронт. Но уже был супротив войны и открыто убеждал всех, что махаловка несправедлива.
-К счастью, - говорит Шанин, - длилась эта битва всего шесть дней. Но мое разочарование политикой Израиля продолжалось.
Привело оно в конце концов к тому что Теодор уехал из страны, которую создавал. А сквозь некоторое время стал знаменитым английским ученым.
Неожиданно оказалось, что британский нрав созвучен Шанину и стилистически, и морально.
О кей, Теодор, сказала БританияНедавно английская королева наградила профессора Шанина высшей наградой Британии - орденом Британской империи.
Формулировка королевского указа может кому-то показаться удивительной: "За заслуги в развитии российского высшего образования". Заслуги, выходит, перед Россией, а награждает Британия?
Шанину тот самый парадокс чертовски нравится не только оттого, что он стал кавалером ордена, а своей особой логикой.
-Для меня как социолога это необыкновенно любопытно. - говорит он. - Ведь в мире, тот, что все больше становится националистическим, а зачастую и расистским, если ты что-то сделал для моей нации - это славно, за это тебя стоит наградить, а если ты это сделал для других - нехай они и награждают. Но есть логика цивилизации. И вот подтверждение, что Англия - цивилизованная держава. Меня наградили не за то, что я сделал что-то хорошее для Англии. Нет, за то, что я, британский гражданин, сделал что-то хорошее. Показали, что я гражданин цивилизованной страны, сказав мне лично: "Хорошо работаете, Теодор".
И пошла за ним ЕвропаРабота Шанина, которую таким образом оценила королева, это Московская высшая учебное заведение социальных и экономических наук. Она действует уже седьмой год. Шанин ее придумал, создал и ею руководит.
Это был опыт. Он оказался до того удачным, что по этому пути пошла вся Европа.
- Болонский ход, тот, что в настоящее время у всех на слуху, мы начали в Москве за семь лет до Болонского процесса,- говорит Шанин. - С самого начала я был убежден, что воспрещено нетрудно "парашютировать" определенную университетскую систему, выросшую на базе определенной культуры, в страну другой культуры. Зато позволительно интегрировать лучшее в британской и российской системах образования. Тогда и получится то, что у нас получилось.
В школе у Шанина многое для нас непривычно. Здесь не так сдают экзамены, не так ставят оценки, не так построены занятия. Выпускники получают дипломы Манчестерского университета. Студенты-немосквичи получают стипендии. Есть и "взрослые студенты" - те, кто получает второе образование. Их Шанин считает самыми интересными студентами, в силу того что что они лучше знают, чего хотят.
Впрочем, представления о взрослости тут также своеобразные.
- Наш студент становится молодым ученым, а не стареющим школьником, - говорит Шанин. - Это потому что, что мы развиваем умение мыслить аналитически, а не без затей запоминать. Учим править своими знаниями.
Вообще-то я заметил, что ещё тут, у Шанина, учат существовать.
Продать душу - также выход- Мы опасались, что наши выпускники, имея таковой авторитетный диплом, будут отбывать из России, - признался Шанин. - Но это не так. Да, есть некоторые, кто достаточно благополучно работает в других странах. Но большинство действует тут. Они нужны тут и мы их к этому готовим.
Жизненные установки для этого ректор Шанин считает не менее важными, чем профессиональные. Профессия для него вообще когорта переменная.
- Своим студентам я тотчас же говорю: отличалка между моим поколением и вашим в том, что в наше время джентльмен осваивал в институте профессию, с которой оставался сорок лет, а если вы не поменяете профессию четыре раза за бытие, я буду удивлен.
А ещё он убежден в тесной связи профессионального и нравственного. Запас знаний, и умение их применять считает защитой от искушений.
- Школа должна вручить уверенность в том, что позволительно совладать с трудностями без того, чтобы сбыть душу дьяволу, - говорит он. - Потому что сбыть душу - это также единственный из способов сладить с трудностями. Так в каждом обществе, а в России современной в особенности.
Закрытый коридор-Но что же случилось? - спрашиваю я Теодора. - Ведь приезжали-то тогда вы в Москву не за этим. Чаяновские идеи, крестьянство, перспективы российского села вас занимали. Какие огромные уникальные исследования у нас провели! А в настоящее время что же? Проблемы образования отвлекли?
Шанин в разговорах, более того спорах без малого не меняется в лице и чувств своих не выдает. В этом он полностью британец. Но тут я чувствую боль, которая проступает через его логичные и лаконичные объяснения. То ли ученого, тот, что поневоле расстается с объектом своего исследования, то ли человека, которому российский крестьянин стал близок.
- Тут вот какая история, - говорит он. - Тогда для российского сельского общества возник просторный коридор, то есть вероятность разных форм развития. Мне, как ученому, это было крайне любопытно. И увлекательно в этом участвовать. Но тот самый отрезок времени прошел. Коридор закрылся, стал узким. Сельское хозяйство стремительно идет в сторону поляризации, создания жесткой структуры, когда большинство земель переходит к небольшому количеству людей, которые контролируют фабрика, где сугубо рыночное сельское хозяйство становится нормой. И это уже необратимо. На установленный отрезок времени. У меня нет сомнения, что это приведет к кризису сельского общества. Но это занятие будущего. И тогда тем, кто принимает решения, придется принимать решения. Но нынче сельская тематика для меня, как ученого, стала неинтересной
Нет решения - это вывод- Где же точка или заключение, которые повернули село в узкий коридор? - спрашиваю я крестьноведа Шанина.
- Точки нет, - объясняет он, - есть ход. А вывод... Очень зачастую в России вывод принимается тем, что нет решений. Так и тут. Не было, к примеру, никакого решения в вопросах кредитов сельскому хозяйству, которые могут угодить не только в руки крупных хозяев. Не было решений о помощи в организации кооперативных структур, которые могли бы подмогнуть фермерам выжить. Не было решений о создании системы обеспечения и обучения мелких хозяев, подобной английской экстеншен сервис. И полно чего ещё.
Он пожимает плечами и пьет чай.
Не говори "никогда"Но я не отстаю. И все-таки хочу услыхать, неужто покончил насовсем Шанин с наукой, им же созданной, и разве так беспросветно, на его воззрение, перспектива русского крестьянина?
Теодор отвечает без малого притчей:
- Давным-давно, когда я защитил докторскую, мой глава спросил, чем я намерен заниматься дальше? Я сказал, что не знаю, но могу точь-в-точь сказать: чем ни в жизнь больше не буду. Это - сельской темой, которой я так как собак нерезаных отдал. Он улыбнулся и заметил, что сделанная служба зачастую не отпускает тебя. Так и случилось.
И для крестьянина нашего у него нашелся утешительный пример:
- Вот что один раз было в Англии. Она осталась вовсе без крестьянства и без сельского хозяйства, которое к первой важный войне оказалось в такой степени неэффективно, что просто умерло. Некоторое время боялись, что умрет и Англия - к счастью, она выжила. Но уж затем этого английское руководство решило прийти на помощь близкое сельское хозяйство. Оно стало возрождаться и заново стало одним из самых эффективных в мире. Так что сельское хозяйство разрешено вознести более того из небытия, были бы условия.
Странные ответы на забытые вопросы- Все забывал спросить: а китайский-то тогда, пятнадцать лет вспять, вы выучили?
- Нет. Нашелся шибко мировой переводчик - китаец с отличным английским. Отпала надобность. А ненужную работу я действовать не люблю.
Раз уж это выяснили, надобно и другие вопросы задать, которые за пятнадцать лет знакомства как-то не удосужился. Что читает, как отдыхает, с кем дружит.
Отвечал Шанин большей частью для меня как снег на голову.
Никак я не мог, в частности, представить, что у этого непрестанно колесящего по миру человека милый угол - Камчатка. А там - Налычевский парк, по которому он проходит как владелец.
-Там потому как моя фотография, между прочим, висит, - сообщает Шанин, - как одного из создателей парка, чем я здорово горжусь.
Он завзятый театрал. В музыке больше всего любит внимать Прокофьева. А книжка, любимая у него одна. Но какая!
- Три романа я считаю одним произведением: "Игру в бисер" Гессе, "Сто лет одиночества" Маркеса и "Мастера и Маргариту" Булгакова. Такая вот странность: для меня они сливаются в одно целое. И, пожалуй, как-нибудь я мог бы убедительно объяснить: отчего.
Как уходят друзья- Среди моих друзей достаточно хоть отбавляй таких, которые живут, как я живу. - сказал Теодор. - И вследствие этого многие мои друзья погибли.
Особенно близок ему был чилиец Орландо Летельер. Он возглавлял институт, с которым Шанин сотрудничал. Они одногодки и оказались потрясающе схожи во вкусах, взглядах на бытие.
- Орландо был последним министром обороны республики Чили, - рассказывает о друге Теодор. - Его не убили во Дворце, оттого что Альенде сказал: иди отоспись, ты уже неделю в этом месте, завтра придешь - за темное время суток ничего не случится. А ночью как раз случилось. К нему следом ворвались в обитель - поломали ребра, бросили в лагерь. Но все-таки выпустили из Чили - ибо его знали все президенты, он был до этого министром иностранных дел. В эмиграции он стал центральной фигурой зарубежного фронта сопротивления.
Последний раз они встречались в Лондоне. Орландо рассказал другу, что перевез своих двух сыновей из Италии в Восточную Германию.
- Я удивился, - вспоминает Шанин, -зачем? Там потому что серо и тоскливо! Он сказал: это так, но в Италии недавно убили двоих наших, а там пацаны будут в безопасности. Тогда я спросил: а как насчет тебя? Он засмеялся: кому-то и трудиться нужно. Через неделю под его машиной в Вашингтоне взорвалась взрывчатка.
Что же из этого следует?Мы ни при каких обстоятельствах раньше не говорили с Теодором о вере. Что вообще ясно - занятие это сильно личное, интимное. Но почему-то мне казалось, что Шанин должен быть религиозным человеком.
И я ошибся.
- Я - атеист, - сказал Теодор. - С двенадцати лет. До этого меня воспитывали в религиозном духе, в особенности дедушка. Но как-то раз я решил, что религиозная вера несовместима с наукой. И сказал об этом маме. Она спросила: что же из этого следует? Я сказал, что больше не буду читать молитву. С тех пор так и живу.
- Так - это как? - спрашиваю я.
Две заповедиШанин рассказал, что лет сорок вспять он определил для себя фундаментальные принципы в отношении к миру. А недавно пересматривал их и понял, что ему нечего ни прибавить, ни изменить.
- Тогда я поставил себе вопрос: есть ли вещи, которые являются для меня абсолютными ценностями? Продумывая это, я начал с десяти заповедей. И пришел к тому, что, собственно говоря, ни одна из них не безусловная ценность для меня. Они являются ценностями, но не абсолютными. Скажем, "не укради". Я был замешан в воровстве в детстве, когда в ссылке помогал ребятам сбывать краденый хлеб, чтобы прокормить семью. И мне не стыдно. Так что я держусь этой заповеди: мне питают доверие, и не напрасно, огромные суммы. Я не отступаю и от других заповедей, но они не абсолютны для меня. Что же тогда? И так я нашел две абсолютные ценности, которые остаются для меня таковыми и по этот день.
Одна из них, вторая: быть добрым другом друзьям. Дружба как безусловная, а не переменная ценность. А первая... Ее точь-в-точь описывают слова из книги про Маккавеев, которую я читал в детстве: "И ты не согнешь колен перед человеком и перед Богом, оттого что рабами мы были в земле Египетской." Очень глубокие слова, если вдуматься. Их говорят люди, бесконечно преданные Богу, но получается: одно занятие - безусловная преданность, а другое - не согнуть колена. Это необыкновенно драматический точка зрения на реальность. И я его принимаю. Для меня немаловажно, что я в жизни не согнул колен перед человеком или Богом. И надеюсь таким оставить в мир другой.
- А что, Теодор, - спрашиваю я, - когда вы, атеист, говорите "реализовать душу дьяволу", "покинуть в мир иной", это как - метафора?
Шанин молчит, после этого отвечает без всякой интонации:
- Это - метафора.
Так же читайте биографии известных людей:
Теодор Курентзис Theodor Curentzis
Дирижер Теодор КУРЕНТЗИС родился 24 февраля в 1972 года в Афинах.
читать далее →
Теодор Бордерс Theodore Borders
Теодор Бордерс - американский актер, родился 25 августа 1982 года.Теодор Бордерс известен по таким фильмам как: Наш друг Мартин 1999 год, Ворон 1994..
читать далее →
Теодорос Папалукас Theodoros Papalukas
В минувшее воскресенье московский ЦСКА одержал поистине великую победу, выиграв самый престижный турнир европейского клубного баскетбола Евролигу..
читать далее →
Теодорос Загоракис Teodoros Zagorakis
В составе национальной сборной дебютировал в 1994 году. Загоракис, кстати, рекордсмен по количеству матчей, проведенных за сборную: бело-голубую..
читать далее →