Известные люди
»Тимур Кибиров (Запоев)
Рождение: Россия
Мне всегда хочется писать ровно те стихи, которых мне, как читателю, не хватает. Есть очень хорошие поэты, но никто из них не пишет того, что отвечает моим потребностям - душевным, эстетическим, нравственным.
После двухлетнего перерыва вышел сборник стихотворений одного из самых популярных современных поэтов - Тимура Кибирова. С Тимуром Кибировым встретилась свойский корреспондент.
- Предыдущий ваш итоговый сборник "Кто куда - а я в Россию..." вышел в 2001 году в том же издательстве "Время". Эти книги символизируют для вас какой-то период, предел?
- С одной стороны, получается, что это какой-то результат. Но с прочий стороны, выход и предыдущей книги и этой не зависел от меня. Поскольку тот сборник оказался распродан, издательство предложило мне переиздать его, но с дополнением - подключить туда ранние вирши и те, что за это время были написаны. В результате эта книга вбирает все, чего я не стыжусь.
- У нового сборника достаточно нестандартная композиция - он поделен на две части. Сначала в хронологическом порядке идут вирши последних 15 лет, позже те, что написаны раньше. Зачем такое деление на "старого" и "нового" Кибирова?
- Это сделано для удобства читателя. Ранние вирши мне нравятся не меньше, я их не стыжусь, если б стыдился - не опубликовал, но мне кажется, что современному читателю они малоинтересны. Поэма "Жизнь К.У. Черненко" - ну что это может для вас означать? Может быть, тот самый контент единственный из наиболее совершенных по технике, по уровню стилизации, но там стилизовано, что уже никому не ведомо, помимо людей моего поколения. И то не всех, в силу того что что большинство совершенно справедливо скоро забыло ту культуру, как нехороший дрёма. Очень большая количество моих текстов, к сожалению, была до такой степени увязана с контекстом того времени - политическим, эстетическим, нравственным, а то время было до такой степени уникально, что в текущий момент это может быть любопытно только тем, кто сознательно занимается историей культуры.
- В 1999-2000 годах у вас выходит единственный сборник за другим: "Улица Островитянова", "Нотации", "Amour, exil...", за ним "Юбилей лирического героя". А затем только в 2002 году выходит "Шалтай-Болтай" - и перерыв. С чем она связана?
- Мне не хочется повторяться. Мне постоянно хочется сочинять гладко те вирши, которых мне, как читателю, не хватает. Есть шибко хорошие поэты, но никто из них не пишет того, что отвечает моим потребностям - душевным, эстетическим, нравственным. Сейчас я приблизительно знаю на уровне содержания, чего мне не хватает, но я не могу нащупать, как это должно раздаваться.
- Возможна ли в текущее время новация в поэзии?
- Новация в значении "изобретение приемов", на мой точка зрения, уже полвека как невозможна. Блистательное изъятие - Лев Рубинштейн, ему посчастливилось изобрести практически новую форму организации поэтического текста. И это не свидетельствует об исчерпанности. Изобретение приемов - это как раз ребяческий, подготовительный порядок. Конечно, наиболее впечатляюще, когда джентльмен изобретает новую букву. Но есть новизна другого уровня - когда кто-то из этих букв составляет новые слова, рождает новые смыслы.
- За последнее время статус поэта очень изменился. Если ещё в 80-е Евтушенко и Вознесенский были властителями умов, то в настоящий момент поэзия стала больше камерной. Как вы к этому относитесь?
- Как гражданину этой страны, мне это скорее нравится. Это подтверждение нормализации наших культурных нравов. Я думаю, что это было не нимало здорово и не полезно ни для читателя, ни для поэта, когда он в буквальном смысле играл образ пророка и публициста. С иной стороны, это весьма неприятно, в силу того что что мое поколение начинало строчить, на бессознательном уровне воспринимая аккурат эту фигуру поэта, окруженного безусловным благоговением. Это досадно. (Смеется.) На что же я существование положил? Где те юноши и девушки, что должны выстраиваться мне вдогонку?
Лирический герой подводит итогиЧерный том в твердом переплете со строгим и скромным названием "Стихи" на обложке, с внушительным предисловием Андрея Немзера. По существу "Собрание сочинений", "Весь Кибиров", по существу. Если не результат, то по крайней мере промежуточный финиш.
Кибиров, кажется, нисколько не невзначай ведет, по его собственному признанию, свою поэтическую родословную (или свой поэтический генезис) от Александра Блока. Его том стихов кроме того следует понимать, аналогично блоковскому собранию стихотворений, как роман, как единое повествование о лирическом герое (термин, уместно сказать изречь, впервой употребленный Тыняновым применительно к блоковской лирике). Наверное, не возбраняется было бы в данном случае употребить и больше моднячее словечко - "проект". "Лирический проект" Кибирова. Мешает неужто что временная протяженность проекта и недостаточная (не явная) отстраненность автора от лирического героя. Как тут раскумекать, где план, а где существование, которая с поэзией одно? Трудно постигнуть.
Но вот что любопытно. По видимости легкий, "благозвучно струящийся" Кибиров в эти дни в этом полном виде, в этом романном собрании своих стихотворных сборников читается нисколько не без труда. Почти, прошу прощения за кощунство, как Державин и Батюшков вкупе с князем Шаликовым, как Баратынский с Языковым, как все тот же Блок. Может быть, вследствие того что, что сама лирическая напевность, сама балладно-романсная, элегически-идиллическая просодия русской классической поэтической школы требует усилия. Кибиров и пытался весь строй лирического девятнадцатого столетия приспособить к повседневности, языком золотого (и серебряного) века произносить о собственном опыте. Его откровенная цитатность, его самоирония, его любовно-ласковое воззвание с самим собой, его демонстративная трогательность, его шутливое самоуничижение - только метод, только снадобье отстоять вирши "на старинный лад", осилить тоскливое безвременье, освятить свой быт символами и знаками иного бытия, давнехонько ушедшей классической эпохи. Поэтому он тешит себя усадебной иллюзией ("Усадьба"), рядит в романтические герои советского дембеля ("Баллада о деве Белого Плеса"), обращается в стихотворных посланиях к друзьям-поэтам (Гандлевскому, Айзенбергу, Рубинштейну), как подобно как возрождая пушкинское поэтическое братство. И кибировская "современность", отзывчивость на каждое моднячее, на каждое актуальное явление (от рекламы до филологических веяний - "Мы говорим не дискурс, а дискурс"), на каждое колебание в политической или культурной сфере, все того же, пушкинского порядка.
Так было до определенного момента. Так проходили восьмидесятые и начало девяностых. А потом: "В общем, жили мы нехило, но закончилась пора, начался прочий эон...". Апокалипсиса не произошло. А вот лирический герой изменился. Лирическая стройность распалась, рассыпалась на куски. Как Шалтай-Болтай. Песня превратилась в ворчание и брюзжание. "Гармоническая ясность" - в невнятицу, поэтическая размерность - в прозу. Что дальше, заявить нелегко. Потому что в то время как это "дальше" - вышедший том "Стихов".
Можно ли изречь, что "лирический проект" Кибирова "потерпел поражение", "завершился", зашел в тупик? Что время "откровенных поэтов" кончилось, что в действительности "начался прочий эон"? Не знаю. Да и кто же это может быть в курсе. Остается только воспроизвести слова Пушкина о судьбе из письма Петру Вяземскому 1826 года: "Представь себе ее огромной обезьяной, которой дана полная свобода. Кто посадит ее на цепочка? Не ты, не я, никто. Делать нечего, так и гутарить нечего".
Так же читайте биографии известных людей:
Тимур Новиков Timur Novikov
Российский художник, основатель петербургской Новой Академии Изящных Искусств.
читать далее →
Тимур Бекмамбетов Timur Bekmambetov
Тимур Бекмамбетов - известный режиссер, продюсер, сценарист и клипмейкер родом из Казахстана. Родился 25 июня 1961 года.Известность получил как..
читать далее →
Тимур Родригез Timur Rodrigez
Едва закончив съемки первого сезона Танцев без правил, Тимур Родригез вместе с командой канала ТНТ-УРАЛ отправился по России проводить кастинги и..
читать далее →
Тимур Дибиров Timur Dibirov
На данный момент Тимур Дибиров входит в состав спортивного клуба московской области Чеховские медведи и тренируется у Максимова В.С.. В игре он..
читать далее →