Известные люди
»Томас Грей
Рождение: Великобритания, 26.12.1716
Томас Грей - один из ранних предшественников романтизма в английской поэзии. Получил образование в колледже в Итоне и в Кембриджском Университете. Путешествовал по Франции и Италии. По возвращеннии в Англию выдержал экзамен на ученую степень по юридическим наукам и остался при университете, где в 1768 году получил звание профессора новой истории. Поэтическая деятельность Г. началась в 1747 году, опубликованием "Оды, написанной при виде Итонского колледжа", за которой последовали "Пиндарические оды" (1750 - 1757), из этих последних выделяются оды "Прогресс поэзии" и "Бард". В 1751 году была напечатана "Эллегия, написанная на сельском кладбище", наиболее значительное лирическое произведение Г., положившее начало "кладбищенской поэзии". Затем Г. обратился к изучению древней исландской и ирландской поэзии.
Предромантизм прежде всего заявляет о себе как раз в английской литературе 18 в. Здесь в стране, уже пережившей в 18 в промышленную революцию и во второй половине 18 в вступившей в новую полосу социальной ломки, связанной с аграрным и промышленным переворотом, прежде чем в других государствах Европы, обнаружились противоречия буржуазного общества, поставивишие под колебание позиции Просвещения. Устои просветительского оптимизма рассматривались жизнью. Чувство неуверенности и смятения перед подспудными, ещё не познанными силами природы подрывало доверие к универсальному Разуму просветителей и заставляло обращаться к прошлому, чтобы сопоставить с ним настоящее. Английская предромантическая литература 60 - 90 хх гг 18 в неоднородна по своим социальным и идейным предпосылкам. Многообразно протекает в эту пору и пересмотр просветительской эстетики. Возрождается заинтересованность к давнехонько забытым Спенсеру и Чоссеру; у Шекспира и Мильтона выделяются как самое значительное их фантастические, грандиозные или меланхолические образы. Берк отстаивает в противоположность просветительской триаде Истины, Добра и Красоты эстетическую ценность Возвышенного: ужасные, таинственные, отталкивающие картины могут поражать вообржение, более того если в них нет Истины, Добра и Красоты. Если для Шефтсебери понятия "рыцарство" и "средневековье" звучат как синонимы варварства и неразумия, то Херд объявлят рыцарское средневековье драгоценным источником вдохновения для поэтов. Возрос заинтересованность к народному творчеству. Это подало предлог к подражаниям, подделкам и мистификациям, к примеру "Песни Оссиана" Макферсона. Вместоположение античной мифологии, упорядоченной и гармонизированной классицистами, М. ввел читателей в туманный и загадочный мир героических преданий Севера. Таинственность, смутность очертаний, меланхолическая резиньяция, составляющие основные настроения этих поэм, сближали их отчасти с сетиментальной поэзией Юнга, Грэя и т.п.
***
В "Эллегии, написанной на сельском кладбище", которой Грэй обязан своей общеевропейской известностью, нет места смятенным порывам отчаяния и скорби, которые придают трагическую окраску в частности поэме Юнга "Ночные думы". Иначе настроен сам автор, по иному представляются ему и мир. Эллегия освещена не зловещим ночным мраком, а последними отблесками заката, на смену которым неприметно приходят тихие полумраки.
Эллегия начинается описанием спускающегося на землю ночного сумрака.
В туманном сумраке окрестность исчезает :
Повсюду спокойствие, всюду безжизненный сон;
Now fades the glimm'ring landscape on the sight,
And all the air a solemn stillness holds:
Поэт бродит по ночному кладбищу, всматривается в надписи на могилах.
Здесь праотцы села в гробах уединенных
Навеки затворясь, сном непробудным спят:
Each in his narrow cell for ever laid,
The rude forefathers of the hamlet sleep:
Спокойны и тихи раздумья поэта. Среди могил стихотворец слышит звуки, напоминающие о жизни: шаги усталого пахаря, мычание коров, возвращающихся с пастбища, и позвякивание их колокольчиков. Смерть в этом месте предстает как естественное завершение жизни, не обрывающее уз любви и дружбы (умершие по-прежнему живут в памяти односельчан).
Поэт задумывается над судьбами тех, кто нашел непреходящий спокойствие на этом
заброшенном деревенском погосте.
Быть может, пылью этот покрыт Гемпден надменный,
Защитник сограждан, тиранства храбрый враг;
Иль кровию граждан Кромвель необагренный,
Или Мильтон немой, без славы тайный в прах.
Some village Hampden, that with dauntless breast
The little tyrant of his fields withstood,
Some mute inglorious Milton here may rest,
Some Cromwell guiltless of his country's blood.
Примирительная нотка, звучащая в этом месте, шибко характерна для Грэя. Он не
сетует на несправедливость общества, в котором угасли способности людей, призванных, быть может, на великие дела. Если они и не смогли показать себя в добре, по крайней мере они избежали и зла; судьбина провела их через существование тихой тропинкой, "вдалеке от шумной толпы".
В Эллегии, написанной на сельском кладбище тенденции кладбищенской лирики, размышления о бренности всего земного сочетаются с прославлением крестьянского труда и патриархально-идиллической крестьянской жизни. Говоря об умерших поселянах, Г. прославляет в восторженных и патетических нотах скромный, незаметный работа, совершенно понимая его важность.
Как зачастую их серпа златую ниву жали,
И плуг их побеждал упорные поля!
Как нередко их секир дубравы трепетали,
И затем их лица кропилася почва!
Oft did the harvest to their sickle yield;
Their furrow oft the stubborn glebe has broke;
How jocund did they drive their teams afield!
How bow'd the woods beneath their sturdy stroke!
Однако эллегия дальше утрачивает свой демократический толк, превращаясь в прославление патриархальной крестьянской забитости и тупости. Безрадостная существование, протекающая в условиях нужды, невежества и лишений, объявляется Г. идеалом человеческого существования. Он говорит о поселянах
Скрываясь от мирских погибельных смятений,
Без страха и надежд, в долине жизни этот,
Не зная горести, не зная наслаждений,
Они беспечно шли тропинкою своей.
Far from he madding crow'd ignoble strife,
Their sober wishes never learn'd to stray;
Along the cool sequester'd vale of life
They kept the noiseless tenor of their way.
Общим фоном эллегии остаются меланхолические рассуждения о смерти, в равной мере неизбежной для нищих и королей. Именно с этой точки зрения бытие бедняка пользуется предпочтением поэта. Эта бытие так непривлекательна, что не вызывает в миг смерти особых сожалений.
Г. предпочитает мирную существование в сельском уединении пустой, хоть и блестящей жизни света. Он выбирает сельскую идиллию, которая позволяет миновать злободневный дорога без волнений и тревог, в тихих радостях единения с природой.
И тут постепенно спят под сенью гробовою -
И скромный монумент в приюте сосн густых,
С непышной надписью и резьбою простою,
Прохожего зовет перевести дух над прахом их.
Yet ev'n these bones from insult to protect,
Some frail memorial still erected nigh,
With uncouth rhymes and shapeless sculpture deck'd,
Implores the passing tribute of a sigh.
Одна картина природы сменяется прочий. Все они по-разному воспринимаются героем. И каждая оставляет свой след. Красота природы проецируется на его чувства, вызывая симпатии к людям, возвышенные мысли о величии окружающего, тяготение слиться с природой. Так в эллегии создается гармония между человеком и Вселенной. Она возникает в результате его отказа от бесплодной погони за призрачным счастьем и внешне привлекательными миражами.
Мерное течение рифмованного стиха, которым написана Эллегия, плавные переходы от одного описания к другому, обилие типично сентименталистских сравнений создают смирный тон, наводящий на раздумья о себе и своем времени.
В Эллегии создан лирический образ поэта; Г. запечатлен в нем свойственные сентименталистам представления о поэтической натуре. Поэт изображается как мужчина, 'чувствительный душою и кроткий сердцем', любящий уединение на лоне природы.
Прискорбный, сумрачный, с главою наклоненной,
Он зачастую уходил в дубраву слезы лить,
Как странник, родины, друзей, всего лишенный,
Которому ничем души не усладить.
Him have we seen the greenwood side along,
While o'er the heath we hied, our labour done,
Now drooping, woeful-wan, like one forlorn,
Or craz'd with care, or cross'd in hopeless love
"Эллегия" - единственный из классических памятников поэзии английского
сентиментализма - пережила близкое время. К ней не раз обращались
поэты-романтики.
***
Сентиментализм как ориентация возник в Англии в 50 - 60е гг 18 в и
распространился следом по Франции. Он получил наименование от слова sentiment - "чувство", наименование, которое установилось ко времени выхода в свет "Сентиментальных путешествий " Стерна ( 1768) и обозначало в первую очередность культ чувства, специфический для сентименталистов. Социлаьные предпосылки и самый-самый нрав сентименализма отличались здоровый сложностью. С одной стороны углубление социальных пртиворечий в Англии вызвало у сентименталистов обострение социальной критики не только по адресу дворянства, но и по адресу самой буржуазии. Представители интеллегенции с горечью подмечали пауперизаию крестьянства, замену одних способов эксплуатации другими.
Однако эта критика буржуазных отношений носит у сентименталитов противоречивый нрав. Писатели - сентименталисты 18-19 вв отказываются разобраться, что капитализм является неизбежным историческим
этапом. Они писали в эпоху промышленного переворота, тот, что падает в
основном на 60-90 гг 18 в. Изобретение и внедрение машин, увеличение фабрик и
городов, быстрое превращение Англии из страны с маленькими городами и значительным земледельческим населением в индустриальную капиталистическую страну - вся эта "промышленная революция" привела сентименталистов в страх. Они не понимали ее неизбежности, не хотели лицезреть ее прогрессивных сторон, и, справедливо критикуя жестокость буржуазных отношений, вздыхали об "Эдеме патриархальной тупости".Противоречивость мировоззрения сентименталистов сказывалось и в их отношении к человеческому разуму и его возможностям. Буржуазное среда воспринималось ими как среда, основанное на принципах разума. Однако оно оказалось во власти вопиющих противоречий: мировое сообщество снова обрекалось на неслыханные страдания. Все эти наблюдения приводили многих писателей конца 18 в к разочарованиям в возможностях разума, в дальнейшей судьбе человечества. Пессимизм, влечение противопоставить прежнему культу разума культ чувства, поиски какого-то иррационального выхода становятся типичными для английских писателей-сентименталистов. Философской основой сентиментализма является субъективный идеализм
Беркли и Юнга. Беркли в своем "Трактате о принципах человеческого познания"(1710), отрицая самое наличие материи, доказывал, что все предметы внешнего мира представляют собой только "комбинации ощущений", что дядя знает только свои собственные ощущения. Т.о. используя сенсуализм Локка, его учение об ощущениях, как о единственном источнике наших знаний о мире, Беркли развивает его в идеалистическом направлении. Ощущения, которые соответственно материалистической теории, дают нам верную картину внешнего мира, оказываются у Беркли чем-то самодавлеющим. Субъективный сенсуализм Беркли был в дальнейшем подхвачен немецкими философами конца 18 в - Фихте и Шеллингом, а в Англии - Юнгом. Вслед за Б. он рассматривает реальность только как совокупность идей и впечатлений: по его мнению, все педставления человека о мире могут быть ошибочными, а различные законы реальности (в частности, причины и следствия) на самом деле не существуют, а только по привычке навязываются ей человеком. Все размышления Юнга пронизаны тем же отрицанием материальности мира, что и у Б. Английские сентименталисты по своим взглядам во многом близки Б. и Ю. Для них характерны разочарование в возможностях человеческого разума, сомнения в познаваемости мира, субъективизм.
В английской сентименталистской поэзии соединяются искренний заинтересованность к жизни и труду народа и консервативная идеализация патриархального
крестьянского быта. Особенностью сентиментализма являются свойственные ему в некоторй степени пессимистические и религиозные теденции.Сюда же мы отнесем ориентация "кладбищеской поэзии", которое свидетельствует о тех настроениях безысходностии тоски, которое охватывает мелкобуржуазные слои населения в Англии 18 в. Герои "кладбищенских" эллегий и поэм блуждают средь могил, спускаются в склепы, рассматривают кости и черепа, рассуждают о смысле жизни, о смерти, которая уравнивает нищих и королей. Самая задача равенства, к которой любят обращаться идеологи буржуазии в своей борьбе с дворянством, приобретает у английских сентименталистов церковный нюанс. Это только равенство в смерти, равенство перед Богом (практическая схватка с дворянством их уже не интересует).
Так же читайте биографии известных людей:
Томас Мальдонадо Thomas Maldonado
Томас Мальдонадо - итальянский дизайнер, живописец, педагог. Родился 25 мая 1922 года.С 1957 года Томас Мальдонадо возглавлял Ульмскую школу..
читать далее →
Томас Бьюик Thomas Bewick
Известность Бьюику принесли иллюстрации к работам по естествознанию Общая история четвероногих (1790) и два тома Истории птиц Британии Наземные..
читать далее →
Томас Гейнсборо Thomas Gainsborough
Портретная живопись Гейнсборо оказала удивительно слабое влияние на искусство других художников, главным образом из-за того, что созданный им стиль..
читать далее →
Томас Икинс Thomas Eakins
Американский художник, фотограф, педагог, основоположник американской реалистической живописи.
читать далее →