Известные люди
»Томас Мюнцер
Рождение: Германия, 27.5.1525
Радикальный проповедник времен Реформации, духовный лидер социального движения, проповедовавшего всеобщее равенство на основе евангельских идеалов и террор против традиционной церкви и дворянства. С движением Мюнцера было связано мощное выступление германских крестьян против феодалов (немецкая крестьянская война XVI века).
Учение
Родился в Гарце в 1490 г., учился в Виттенберге и сделался священником. Подобно Лютеру, Мюнцер увлекся мистиками, но, захваченный социально-религиозным брожением в народе, пришел к апокалиптическим представлениям и коммунистическим мечтам.
Он стал отвергать внешнее откровение: только тот, кто истерзан сердцем, кто в душевных бурях познал Бога настоящий Его избранник. Писание только убивает, но не оживляет. Божьим избранникам должны служить государи; народы, не подчиняющиеся им, должны пропасть. В 1520 г. Мюнцер, в качестве проповедника в Цвиккау (в Саксонии), выступает как пламенный демагог, как самый-самый ослепительный выразитель настроения, охватившего ремесленные слои города; его грубая речь, ветхозаветные аллегории как раз отвечали простонародным представлениям (см. Цвиккауские пророки).
Отставленный магистратом, Мюнцер едет в Прагу, где громит попов и обезьян. Затем Мюнцер появляется в г. Альштедте (в Тюрингии), собирает прежних своих сторонников и проповедует установление на земле царства святых: Израиль (избранники) должен истребить безбожных ханаанитов.
Руководимые Мюнцером энтузиасты разрушают иконы и жгут церкви, как пещеры дьявола. Мюнцер развивает в этом месте и общественный идеал: повсюду должно водвориться равенство и братство, правители должны сравняться с последним христианином. В своих посланиях к властям и городам Мюнцер заявляет, что призван Богом к истреблению тиранов; право меча у общин, а не у князей.
Памфлеты его были подписаны: Мюнцер с молотом, Мюнцер с мечом Гедеона. Один из памфлетов был посвящен светлейшему, высокорожденному владыке и всемогущему Господу Иисусу Христу. Лютеру и умеренной, чисто церковной реорганизации был объявлен совершенный разрыв. Лютер называл Мюнцера альштедтским сатаной, а Мюнцер Лютера виттенбергским папой, архиязычником, льстецом князей, освободившим совесть только от папы, но держащим ее в плотском плену.
Теократический коммунизм Мюнцера. Восстание крестьян
После новых странствований по южной Германии, где Мюнцер завязал сношения с революционерами и вождями подготовлявшегося крестьянского восстания, он утверждается в конце 1524 г. еще раз в средней Германии, в имперском городе Мюльгаузене.
Здесь он становится, сообща с бывшим монахом Пфейфером, во главе простого народа и заставляет капитулировать зажиточных бюргеров и магистрат. Избирается новоиспеченный непреходящий, христианский магистрат, из бедных и земледельцев. В городе проводится общность имуществ; Мюнцер отбирает монастырские владения, в соседних землях захватывает дворянские замки и монастыри.
В новом строе Мюнцер не занимал определенной должности, а держал себя как пророк и вдохновитель; отпустив длинную бороду, как отцы-патриархи, в богатой одежде, он возвышенно появлялся в народе и творил суд на основании закона Моисеева; перед ним носили алый крест и обнаженный клинок. Его проповеди гремели супротив роскоши, золота, идолов в домах и сундуках; главной его темой было кровавое истребление всех врагов Христа.
Скоро к городскому радикализму примкнули крестьяне. Восстание крестьян вспыхивает в Тюрингии в то же время с южно-германским, но отмечено в этом месте отличительной чертой, которую аккурат выражал, главным образом, Мюнцер: оно носит теократический нрав, в духе чешского таборитства, с обращением к ветхозаветным образам.
Поражение и казнь
В то время, как князья средней Германии собрали военные силы для обуздания тюрингенских крестьян и подвигались к центру влияния Мюнцера, он ждал появления из-за гор франконских крестьян и пересылался с югом. Наконец, он решился вылезти навстречу княжескому войску при Франкенгаузене, во главе 8000 крестьян, большей частью худо вооруженных и без конницы. На заявочное пожелание выдать Мюнцера крестьяне ответили отказом; он обратился к ним ещё раз с горячим воззванием, уверяя, что Бог отклонит от них выстрелы. Во время битвы, кончившейся полным разгромом крестьян, Мюнцер потерялся и скрылся в городе; но его нашли, пытали и обезглавили.
Литература
О М., кроме сочинений, относящихся к истории крестьянского восстания, см. Strobel, Leben, Sch ьiften u. Lehren Th. Mьntzers(1795); Seidemann, Th. Mьnzer (1842); Merx, Th. Munzer u. Pfeiffer (1889).
Важнейшая марксистская служба о Мюнцере Крестьянская махаловка в Германии Ф. Энгельса. Энгельс трактовал Мюнцера как борца за социальное равенство, использовавшего библейский язык как единственно ясный тогдашним крестьянам. Критики этой точки зрения заявляют, что важнейшими в учении Мюнцера были религиозные и апокалиптические мотивы, а виктория классовой справедливости сама по себе интересовала его чуть-чуть.
В XX веке полно литературы о Мюнцере создано в ГДР, где Мюнцер считался национальным героем, а его портрет изображался на банкнотах.
При написании этой статьи использовался материал из Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона (18901907).
Так же читайте биографии известных людей:
Томас Дьюи Tomas Dewey
51-й губернатор штата Нью-Йорк (19431955) и проигравший кандидат от республиканцев в президенты США.
читать далее →
Томас Дэшл Thomas Andrew Daschle
Американский сенатор от штата Южная Дакота с 1987 по 2005 год, лидер демократов в Сенате, член Палаты представителей с 1978 по 1987 год, советник..
читать далее →
Томас Уолси Thomas Wolsey
Канцлер Английского королевства в 1515-29; архиепископ Йоркский с 1514; кардинал с 1515. До 1529 г. считался самым могущественным человеком в Англии..
читать далее →
Томас Баттон Thomas Batton
Для победы английской короны он сделал достаточно, чтобы заработать благодарность ее величества и пенсию в размере шести шиллингов и восьми пенсов.
читать далее →