Известные люди
»Томас Остермайер
Рождение: Германия
Один из самых интересных режиссеров Европы, руководитель Берлинского театра Шаубюне Томас Остермайер ставит примерно по три-четыре премьеры в год и много гастролирует по Европе. В Москве он был два года назад. А осенью собирается в Омск. Свою новую премьеру Гамлет он представил на самом престижном европейском смотре Авиньонском фестивале. И в предпремьерном интервью поделился своим ощущением усталости современной Европы, уверяя, что сила движения сейчас переходит к России и Китаю.
Газеты нередко пишут о провокативном характере ваших постановок. Есть ли ингредиент провокации в вашем прочтении самой знаменитой важный пьесы шекспировского Гамлета? Что обусловило ваш отбор этой пьесы?
В ранг театрального провокатора меня произвела сми. Сам я ни при каких обстоятельствах сознательно никого не хотел шокировать. А Гамлет в списке пьес, которые я хотел бы определить, не значился достаточно долговременно. Это вовсе не то произведение, о котором я мечтал годами. Только недавно я увидел постановку Гамлета в Германии, и мне показалось, что я знаю, как определить эту пьесу. В основе Гамлета лежит сильно современная коллизия: пропасть между нашим знанием о том, что надобно совершать и нашими реальными действиями. Мы сверх меры страсть сколько размышляем и чрезмерно немного делаем. Размышления зачастую парализуют нас. Мы умеем анализировать окружающий мир, но мы ничего не делаем, чтобы противостоять насилию, жестокости, несправедливости.
Беря классические тексты, вы на практике всю дорогу опрокидываете их действо в современность Так, в Войцеке возникли окраины современного мегаполиса, а в Норе новомодный пентхаус. Действие вашего Гамлета также происходит в начале ХХI века?
Я убежден, что зрители ищут в театре ответы на свои вопросы. И глядя на сцену, они должны чувствовать, что театр говорит об их жизни, об их тайнах, об их страхах. Театр дает публике вероятность познать себя, вспомянуть о своих невысказанных вопросах. Все одинаково идет ли на сцене современная пьеса или классическая. И Гамлета, и Войцека я ощущаю героями не менее современными, чем персонажей Сары Кейн или Марка Равенхилла.
Часто Гамлета представляют романтическим героем, тот, что противостоит окружающему грязному миру, не может примириться с подлостью, с низостью, борется с ним, гибнет в этой борьбе. Мне кажется, что у Шекспира все не так однозначно. И мне захотелось вручить пинка этому театральному принцу. Ведь шибко интересен вопрос: на самом деле ли безумен шекспировский Гамлет или это только маска, которую он носит? Мне кажется, что безумие понемногу овладевает шекспировским героем, так что он воистину не может понять: истина ли то, что он слышит, что он видит? Реально ли это? Или это развлекуха его воображения?
Вместе с драматургом Мариусом фон Майенбургом мы взяли свежий перевод и адаптировали его под свои цели и задачи. В нашем Гамлете заняты всего шесть актеров. Они на практике не уходят со сцены. Поскольку свойский Гамлет, чем дальше, тем меньше различает людей кругом. По мере нарастания безумия все окружающие сливаются для него в неразличимую группу.
Несколько лет вспять в беседа вы сказали, что амплуа сильной личности в театре перешло к героине, а мужчина-герой уж очень устал, чтобы заниматься самоутверждением. И, мол, это единственный из знаков европейского кризиса мужеский идентичности...
Готов и в текущий момент воспроизвести это утверждение. Сила жизни и движения уходит из Европы. В Германии без малого не рождаются дети. Так было когда-то на закате римской цивилизации римлянки перестали рожать. Цивилизации достигали расцвета и уходили. И я в действительности ощущаю, что мир, в котором я живу, утомленный мир.
Ваше творчество разрешается отнести к театру жестокости. Нора убивает мужа, переполнен жесткими мизансценами Войцек и так дальше. Важна ли для вас была предмет жестокости у Шекспира?
Шекспир единственный из самых жестоких мировых драматургов. Его мир мир неистовых буйных страстей. Поэтому он так захватывает. Именно мощь и неистовство в выражении чувств, эмоций его героев и дает вероятность катарсиса в театре. Его пьесы начинаются с высшей эмоциональной точки. А вслед за тем развиваются по нарастающей. В Гамлете мы оказываемся в самой сердцевине противостояния человека и смерти. В ситуации предельного напряжения всех сил. И мне бы хотелось, чтобы на нашем спектакле публика встретилась со смертью.
Так же читайте биографии известных людей:
Томас Отуэй Thomas Otway
Английский драматург. Закончил Уинчестер-колледж и Крайст-Чёрч-колледж Оксфордского университета; в 1672 переехал в Лондон, где посвятил себя..
читать далее →
Томас Хейвуд Thomas Heywood
Получил образование в Кембриджском университете. Самый плодовитым драматургом своего времени. По его собственному свидетельству, он написал один или..
читать далее →
Томас Хернс Thomas Hearns
Американский семикратный Мировой чемпион по профессиональному боксу. Томас известен своей разрушающей силой удара кулаком, за что получил на ринге..
читать далее →
Томас Энквист Tomas Enqvist
Профессионал с 1991 г.
читать далее →