Известные люди
»Тэдзука Осаму
Рождение: Япония, 3.11.1926
Настоящее имя Тэдзуки читается так же, как и его псевдоним, но пишется в один иероглиф. Для создания псевдонима Тэдзука добавил к своему имени иероглиф "муси" - "насекомое". Это произошло еще в 1937 году, когда мальчик увлекся энтомологией и нашел в энциклопедии слово "осамуси" ("жужелица"), которое буквально переводится как "главное насекомое, большой жук". Любовь к энтомологии, биологии и природе Тэдзука сохранил на всю жизнь.
Детство Тэдзуки прошло в городе Такарадзука (периферия Хёго). Его семейство принадлежала к японской интеллигенции, и парнишка раньше времени познакомился с лучшими достижениями не только японской, но и важный культуры. Помимо европейской, важную образ в его образовании сыграла российская культура - классическая музыка, живопись Серебряного века, Достоевский.
Кроме того, папа Тэдзуки, медик по профессии, был ярым поклонником кино и более того имел дома кинопроектор - большая редкость в Японии. Мать Тэдзуки, в свою очередность, была поклонницей театра Такарадзука - уникальной театральной труппы, созданной в начале XX века и сочетающей эстетику традиционного японского театра с фееричностью и размахом бродвейских шоу. Уникальность театра Такарадзука заключалась в том, что все роли в нем исполняли молодые женщины.
Юноша унаследовал от родителей оба их хобби, добавив к ним энтомологию и тяга к рисованию. Увидев в 1945 году полнометражный анимационный кино режиссера Эдзо Мицуё "Момотаро - божественный моряк" [Momotarou: Umi no Shinpei], Тэдзука загорелся идеей сделаться аниматором. Вообще-то, эта идея приходила к нему и раньше, и юноша был страстным поклонником творчества Диснея и Макса Фляйшера. Однако в разрушенной войной стране творить анимацию было достаточно сложно, да и непрактично.
На смену дорогой токийской манге, издававшейся в годы войны в цвете и на хорошей бумаге, приходит так называемая "краснообложечная" осакская манга, издаваемая черно-белой, в больших количествах и на газетной бумаге и продающаяся практически за копейки. Гонорары мангак кроме того были невелики, но зато издатели предоставляли им невиданную прежде свободу творчества.
В 1946 году Тэдзука дебютировал как мангака, начав публиковать в газете "Mainichi" четырехрисуночную мангу "Дневник малышки Ма" [Ma-chan no Nikki] - достаточно традиционную для своего времени.
Однако уже сквозь год, в 1947 году, Тэдзука выпустил мангу, в одночасье сделавшую его знаменитостью Осаки - "Новый Остров сокровищ" [Shin Takarajima]. Сюжет этой манги придумал Сакай Ситима, и все-таки прославилась она не сюжетом, а графической техникой и приемами: Тэдзука начал активно применять в манге кинематографические ракурсы, крупные планы, "растягивание" одной сцены на немного рисунков, звуковые эффекты и подчеркивание фаз движения. На протяжении больше 200 страниц книжного издания манга рассказывала цельный сюжет, наполненный захватывающими приключениями. Вэтого было продано возле 400 тысяч ее экземпляров - невиданный тираж для разоренной страны, в которой не все могли сыскать капиталы более того на чашку риса.
В эти годы Тэдзука учился на медицинском факультете университета Осаки. Творческие и финансовые успехи не помешали ему, в конце концов, довести до конца вуз и обрести диплом доктора, на чем настаивали его родители. Правда, произошло это только в 1958 году.
После того, как Тэдзука стал знаменит, ему предложили работу крупнейшие токийские детские журналы. Он принял все эти предложения. В журнале "Manga Shounen" он начал публиковать мангу "Император джунглей" [Jungle Taitei] (1950-1954), в журнале "Shounen" - мангу "Посол Атом" [Atom Taishi], вскоре переименованную в "Могучий Атом" [Tetsuwan Atom] (1952-1958), а в журнале "Shoujo Club" - первую в истории Японии сёдзё-мангу "Рыцарь с ленточкой" [Ribbon no Kishi] (1953-1956, 1958, 1963-1966) и первую мангу с "лучистыми глазами".
Одновременно с этим Тэдзука в 1952 году переехал в Токио. Обшарпанный доходный жилище Токивасо, в котором он поселился, стал меккой для юных мангак, приезжавших туда, чтобы обучаться у молодого мастера. В Токивасо жили вкупе с Тэдзукой такие будущие знаменитости, как Исиномори Сётаро, Мотоо Абико, Фудзимото Хироси, Акацука Фудзио, Цунода Дзиро, Мидзуно Хидэко и многие другие. Кроме того, в 1970-х учеником Тэдзуки был Тэрасава Буити. Количество же молодых авторов, на которых повлияло его творчество, несложно нисчислимо. Так, своим вдохновителем прямо называли Тэдзуку Хагио Мото, Ито Симпэй, Ивааки Хитоси, Танигути Томоко, Ватанабэ Масако и многие другие.
В конце 1950-х студия "Toei Douga" задумала сформировать полнометражный анимационный кино "Путешествие на Запад" [Saiyuki] (1960) по мотивам манги Тэдзуки "Похождения Гоку" [Gokuu no Daibouken] (1952-1959), которая, в свою очередность, была основана на классическом китайском романе У Чэнъэня. Режиссером этого фильма был Ябусита Тайдзи, и он привлек к проекту Тэдзуку и Исиномори.
Познакомившись поближе с миром анимации, о чем он уже давнехонько мечтал, Тэдзука был разочарован тем, что аниме не пользуется в Японии таковый же популярностью, как американские мультсериалы. Особенно "провален" был резво развивающийся ТВ-рынок, тот, что американская анимация на все сто захватила. Особую популярность завоевали сериалы студии "Hanna-Barbera".
Для того чтобы в корне изменить ситуацию, Тэдзука в 1961 году создал анимационную студию "Mushi Productions". В следующем году он "для разминки" выпустил экспериментальный полнометражный кино "История одной улицы" [Aru Machikadou no Monogatari] (1962), а свежеиспеченный, 1963 год, Япония встретила с первым культовым аниме ТВ-сериалом "Могучий Атом" [Tetsuwan Atomu] (1963-1966). Сериал выпускался черно-белым.
Колоссальный счастливый момент "Могучего Атома" породил всамделишный бум ТВ-анимации, которая опиралась на уже наработанный манга-материал. Длинные сериальные комиксы идеально экранизировались в длинные ТВ-сериалы.
В 1964 году Тэдзука создает основополагающий в истории аниме полнометражный кино - продолжение ТВ-сериала: "Могучий Атом - космический герой" [Tetsuwan Atom Uchuu no Yuusha].
В 1965 году "Mushi Productions" начала выпуск своего первого цветного ТВ-сериала "Император джунглей" [Jungle Taitei] (1965-1966), режиссером которого стал Ринтаро.
Как и Токивасо в мире манги, студия "Mushi Productions" стала стартовой площадкой для целого ряда значительных аниматоров. Среди них были Ринтаро, Дэдзаки Осаму, Сугии Гисабуро, Кавадзири Ёсиаки, Хата Масами, Сугино Акио, Нунокава Юдзи и многие другие.
В 1966 году появляется новоиспеченный полнометражный экспериментальный кино Тэдзуки "Картинки с выставки" [Tenrankai no E] - изображения различных человеческих типов, положенные на музыку Мусоргского.
Во второй половине 1960-х экранизируется большая количество написанных к тому времени сериалов Тэдзуки. Однако коммерческая ценность дальнейших творческих анимационных опытов мастера оказывается невелика. Так, ТВ-сериал "Вампир" [Vampire] (1968-1969, манга - 1966-1967, 1968-1969), созданный в технике совмещения актеров с анимационными персонажами, с треском сгинул. К тому же, "диснеевский" манера Тэдзуки того времени никак не подходил для фильма ужасов.
После этого провала Тэдзука выпустил два полнометражных фильма: "Сказки 1001 ночи" [Senya Ichiya Monogatari] (1969) по мотивам арабских эротических сказок и "Клеопатра" [Cleopatra] (1971) - смелую эротическую пародию на исторические фильмы из римской жизни с множеством намеренных несообразностей и анахронизмов. Этими работами Тэдзука создал традицию "аниме для взрослых".
Однако в 1970 году Тэдзука отходит от руководства "Mushi Productions", а посредством два года фирма терпит банкротство и переходит в другие руки. Ученики Тэдзуки разошлись по различным студиям и компаниям, самая большая их группа создала студию "Madhouse".
1970-е годы для Тэдзуки - время возвращения к манге (от которой он, собственно, никуда и не уходил). Сам он всю дорогу называл мангу "женой", а аниме - "любовницей". Не в силах отделаться ещё от детской любви, в 1975 году он создал студию "Tezuka Productions".
Некоторое время "Tezuka Productions" занималась изданием манги и выпуском ТВ-сериалов. Однако со временем наметился крен интереса Тэдзуки к некоммерческой анимации. Последним коммерческим проектом студии стал полнометражный кино "Жар-птица 2772: Космозона любви" [Hi no Tori 2772: Ai no Cosmo Zone] (1980) режиссера Сугиямы Таки. Для этого фильма Тэдзука написал сценарий - завершение работы всей его жизни, манги "Жар-птица" [Hi no Tori] (1967-1971, 1976-1981).
За этим большим фильмом последовали некоммерческие "пустячки" "Прыжки" [Jumping] (1984) и "Ветхий фильм" [Onboro Film] (1985), получившие высшие призы на престижных международных фестивалях анимации в Загребе и Хиросиме сообразно. Схожих почестей удостоилась и последняя, незаконченная аниме-работа Тэдзуки, "Легенда леса" [Mori no Densetsu] (1987), положенная на музыку Чайковского.
В 1989 году Тэдзука скончался от рака желудка. Хотя за пределами Японии его кончина была без малого не замечена, в самой стране она стала национальной трагедией. Многие не верили и не хотели доверять, что Тэдзука, до самого конца остававшийся энергичным и фантастически трудолюбивым, многие годы умирал от ужасной болезни. В 1994 году в Такарадзуке был открыт посвященный ему музей, а фирма "Tezuka Productions" подготовила к изданию его полное собрание сочинений и до сих пор недурственно получает на наследии мастера. В 1997 году были выпущены марки, посвященные Тэдзуке.
Вэтого за свою бытие Тэдзука создал примерно 500 манга-произведений, суммарной длиной в 150 тысяч страниц. Вот только наиболее значительные из них (не считая уже названных выше): "Метрополис" [Metropolis] (1948-1951), "Преступление и возмездие - комикс" [Eigoban Tsumi to Batsu] (1953), "Синсэнгуми" [Shinsengumi] (1963), "Большой Икс" [Big X] (1963-1966), "Великолепная троица" [W3] (1965-1966), "Посол Магма" [Magma Taishi] (1965-1967), "Дороро" [Dororo] (1967-1968), "Морские тритоны" [Umi no Triton] (1969-1971), "Тайна Мелмо" [Fushigi na Melmo] (1970-1972), "Мария - кукла Яккэпати" [Yakkepachi no Maria] (1970), "Микроид Эс" [Microid S] (1973), "Черный Джек" [Black Jack] (1973-1983), "Будда" [Buddha] (1974-1984), "Вот идет Трехглазый!" [Mittsume ga Tooru] (1974-1978), "Юнико" [Unico] (1976-1979), "Газ МВ" [MW] (1978), "Сообщите Адольфу" [Adolf ni Tsugu] (1983-1985), "Деревья под солнцем" [Hidamari no Ki] (1983-1987), "Нео-Фауст" [Neo Faust] (1987), "Людвиг Б." [Ludwig B.] (1987), "Гринго" [Gringo] (1987-1989).
В памяти тех, кто его знал рядом, Тэдзука остался великим творцом и гуманистом, но не лишенным и некоторых "детских" слабостей. Так, Тэдзука всю бытие по-доброму завидовал своим последователям и нередко сетовал, что не может занимать первые строчки всех манга-хитпарадов для всех возрастов. А, начав лысеть, он стал носить берет, ставший его фирменным знаком. Только шибко близкие люди удостаивались чести лицезреть его лысину. ^_^
Тэдзука первым из современных мангак стал получать большие денежки на своих работах. Однако он ни при каких обстоятельствах не был рабом денег и всегда вкладывал их в свои новые, зачастую экспериментальные проекты, многие из которых оказывались финансово несостоятельными.
Великий мангака, Тэдзука был и остается величайшим мастером японских комиксов. Однако величайший его вклад в японскую и вмемирную культуру содержится не в самих его произведениях, а в том, что его творчество и его подмога вдохновили море последователей, пошедших дальше его. Работы Тэдзуки были замечательны, но при этом постоянно казалось, что их не возбраняется изготовить лучше, что "задача не закрыта", ее разрешено развивать дальше. Будучи первопроходцем и гением, Тэдзука не стал манга-деспотом и завсегда был открыт для новых идей. А его наработки в области организации создания аниме до сих пор служат индустрии - как и многие придуманные им сюжеты.
Так же читайте биографии известных людей:
Тэй Диггз Taye Diggs
Американский актер театра, кино и телевидения, более всего известный по своей работе на Бродвее в мюзикле Rent (в России Богема), телесериалу..
читать далее →
Тэйлор Таката Taylor Takata
Тэйлор Таката - американский спортсмен, дзюдоист. Родился 6 апреля 1982 года.В 2000 году Тэйлор Таката выиграл национальный чемпионат по дзюдо, в то..
читать далее →
Тэйлор Лотнер Taylor Lautner
Тэйлор Лотнер - американский актер. Родился 11 февраля 1992 года.Наибольшую известность актеру принесли роли в таких фильмах как: вампирская сага..
читать далее →
Тэйлор Масамитсу Taylor Masamitsu
Тэйлор Масамитсу - американский актер. Родился 19 октября 1992 года.Актерский дебют Тэйлора Масамитсу состоялся в 2005 году. На сегодняшний день..
читать далее →