Известные люди

»

Тюити Нагумо

Тюити Нагумо Карьера: Адмирал
Рождение: Япония, 25.3.1887
С именем Нагумо связаны наиболее яркие успехи японского флота в первый период Второй мировой войны на Тихом океане.

Нагумо родился в 1887 году. Он был экспертом по торпедам, но со временем ему возложили руководство авианосным ударным соединением, которое 8 декабря атаковало Пёрл-Харбор. Флагман располагал 6 авианосцами: Акаги, Кага (1-я дивизия), Сорю, Хирю (2-я дивизия), Секаку и Дзюйкаку (5-я дивизия). Их прикрывали линейные корабли Кирисима и Хиэй, тяжелые крейсера Тонэ, Тикума и другие корабли. 22 ноября Нагумо собрал близкое соединение в бухте Хитокаппу на острове Эторофу южной части Курильского архипелага. На совещании с командирами кораблей он познакомил их с планом атаки. 26 ноября в обстановке особой секретности корабли выступили и расположились севернее Гавайских островов, откель в случае, если бы переговоры с США окончились неудачей, должны были штурмовать Пёрл-Харбор. 2 декабря Нагумо получил указание Ямамото о начале войны 8 декабря. Приказав увеличить прыть, к утру вице-адмирал вывел соединение в район севернее острова Оаху на 200 миль. В 1 час 30 минут по токийскому времени самолеты ударной группы капитана 2-го ранга М. Футиды поднялись, а сквозь 2 часа начали внезапную атаку. Пикирующие бомбардировщики бомбили авиабазы Уилер, Хикэм и аэропорт на острове Форд, истребив без малого все самолеты, стоявшие на земле. Тем временем горизонтальные бомбардировщики и торпедоносцы штурмовали корабли. Через 1 час 15 минут атаку произвела вторая ударная группа. Если первой группе пытались противодействовать немного американских истребителей, второй сопротивления в воздухе не было оказано вообще.

Атакующие потеряли всего 29 самолетов. Несмотря на то что из 353 атаковавших самолетов только 154 были предназначены для удара по кораблям, фарт корабельной авиации оказался значительно больше, чем предполагали до войны теоретики. Получили повреждения или были потоплены все линейные корабли Тихоокеанского флота. Однако не пострадали авианосцы, находившиеся в море. Нагумо ввиду успеха двух ударов решил не отсылать самолеты в третий раз, чтобы не дерзать.

Пока соединение Нагумо возвращалось в Японию, японцы 11 декабря безуспешно пытались завладеть атолл Уэйк. Береговая артиллерия и 4 самолета Уайлдкэт нанесли японским кораблям значительные потери. По приказу Ямамото Нагумо послал 15 декабря к Уэйку 2-ю дивизию авианосцев Т. Ямагути. Сорю и Хирю с эскортом направились к Уэйку и штурмовали атолл; при их поддержке десант овладел Уэйком.

Остальные силы Нагумо 23 декабря прибыли в Хиросиму. Вице-адмирал получил свежий инструкция. Пополнив запасы, соединение 5 января вышло на юг. Японские вооруженные силы при поддержке авианосцев к концу января взяли Рабаул (Новая Британия) и Кавиенг (Новая Ирландия), совершали налеты на Лаэ и Саламауа на берегах Новой Гвинеи.

После успешного завершения десантных операций Нагумо отправил 5-ю дивизию Хара (Секаку, Дзюйкаку) в Японию; ее сменили корабли 2-й дивизии Ямагути. 15 февраля вице-адмирал направился из Палау к порту Дарвин на северо-западном берегу Австралии. 19 февраля 190 японских самолетов штурмовали тот самый опорный пункт противника. После выполнения задачи соединение встало на якоре в бухте Старинг на юго-восточном берегу Целебеса. В начале марта 1942 года соединение Нагумо отправилось в море южнее Явы и атаковало Чилачап - финальный дорога отхода союзников с Явы. Японцы потопили два эсминца, немало мелких судов и вернулись в бухту Старинг из-за отсутствия целей. Отправив в Японию на ремонтик Кагу, после этого присоединения 5-й дивизии авианосцев вице-адмирал имел 5 авианосцев. 26 марта он направился в Бенгальский залив.

Нагумо знал, что в заливе сосредотачиваются значительные силы британского флота: 2 авианосца, 2 линкора, несметные крейсеры и эсминцы; ему могли противодействовать до 300 самолетов на Цейлоне и берегах залива. Получив распоряжение истребить неприятеля, он направился к Коломбо. По пути соединение было замечено британской летающей лодкой. Нагумо, ожидая, что недруг успеет приготовиться к отпору, направил в атаку тотчас 36 истребителей, 36 пикирующих и 53 горизонтальных бомбардировщика. Благодаря хорошим качествам японских истребителей Зеро половинка из противодействующих им 40 британских перехватчиков была сбита, а остальные не допустили к бомбардировщикам. В Коломбо штурмующие повредили портовые сооружения, потопили эсминец, громадный транспорт и немало малых судов.

Пока проходила штурмовая вылазка, Нагумо получил извещение о том, что в море обнаружены 2 эсминца. Он сразу же поднял все оставшиеся 80 пикирующих бомбардировщиков, чтобы потопить корабли. Вскоре уточненные данные разведки сообщили, что это не эсминцы, а крейсера. В результате атаки, продолжавшейся 19 минут, тяжелые крейсера Дорсетшир и Корнуолл были засыпаны бомбами и потоплены. После этого соединение Нагумо отошло на восток.

При вторичном приближении к Цейлону соединение сызнова было обнаружено Каталиной, и для атаки Тринкомали утром 9 апреля Нагумо выслал 125 самолетов. Над портом им противодействовали 23 истребителя, 11 из которых были сбиты. Бомбардировщики потопили торговое судно, повредили немного кораблей и подожгли портовые сооружения. 9 британских двухмоторных бомбардировщиков Бленхейм безуспешно пытались штурмовать авианосцы. 5 из них были сбиты, но ценой гибели 4 Зеро.

Полагая, что англичане своевременно убрали из Тринкомали крупные корабли, Нагумо совместно с ударной группой направил разведчиков, которые обнаружили авианосец Гермес в сопровождении австралийского эсминца Вампир. Высланные 80 бомбардировщиков за четверть часа потопили оба, а ещё торговое судно и 2 небольших корабля.

На этом действия Нагумо в Индийском океане завершились. Главные его силы вернулись в Японию. 5-ю дивизию контр-адмирала Хара Ямамото направил в Коралловое море, где обнаруженная американская эскадра, включавшая авианосец, угрожала японским операциям на Соломоновых островах и в Новой Гвинее. 7-8 мая в Коралловом море японские самолеты с авианосцев потопили танкер Неошо, эсминец Симс, авианосец Лексингтон и повредили авианосец Йорктаун, и все-таки понесли большие потери в опытных летчиках, что сказалось потом. Неопределенный исход сражения заставил японцев отступиться от высадки в Порт-Морсби.

Несмотря на эту неудачу, японское верховное руководство решило продолжать штурмование. Чтобы удержать завоеванное, требовалось достигать все новых побед. На начало июня были запланированы две операции, немаловажно расширявшие оборонительный периметр Японии. Японскому флоту предстояло завладеть остров Мидуэй, продвигая к востоку линию патрулирования кораблей и самолетов, и овладеть Алеутскими островами, чтобы не предположить американских авианалетов на Японию. Адмирал Ямамото ожидал, что в сражении с противодействующим американским флотом он добьется решающей победы, и собрал огромные силы. Наиболее важную образ предстояло сыграть авианосному соединению Нагумо.

5 июня самолеты с 4-х японских авианосцев нанесли потрясение по атоллу Мидуэй и без труда преодолели сопротивление малочисленных истребителей. Так же без труда японские истребители отбили атаку американских базовых торпедоносцев на авианосцы, потом отразили нападение двух волн пикирующих бомбардировщиков и торпедоносцев с американских авианосцев. Однако ещё одна группа пикирующих бомбардировщиков на большущий высоте подошла к соединению Нагумо, которое противостояло торпедоносцам. Американцы потопили авианосцы Акаги, Кага и Сорю. Японцы в отклик выслали ударную группу с уцелевшего Хирю, которые нашли, штурмовали и повредили авианосец Йорктаун. В то же время самолеты Энтерпрайза потопили Хирю. Японцы лишились наиболее подготовленных летчиков. В значительной мере разгромление предопределило отсутствие радиолокаторов на японских кораблях.

После сражения у Мидуэя Морской Генеральный штаб отказался от наступательной стратегии и перешел к обороне дальних подступов к Японии. Ямамото поделил флот на две части, в каждой по 3 авианосца с эскортом. В октябре 1943 года соединения маневрировали восточнее Соломоновых островов, причем вице-адмирал Н. Кондо, у которого оставался один авианосец Дзунье, поддерживал японские силы на Гуадалканале, а Нагумо прикрывал его с востока от возможного нападения американских авианосцев.

После 16 октября японцы не могли приметить американские авианосцы, которые отошли, предоставив слежение за противником базовым патрульным самолетам. Только 23 октября проявилась их активность. Японцы полагали, что америкосский флот 27 октября решит подметить День ВМФ победой. Утром 25 октября летающие лодки обнаружили соединение Нагумо. Тем не менее вечером Кондо подготовил самолеты для удара по Гуадалканалу. Соединение Нагумо шло в 100 милях восточнее. Используя навык, вице-адмирал выдвинул линкоры Хиэй и Кирисима с 7-ю эсминцами вперед на 60-80 миль, а с востока авианосцы прикрывали в 200 милях крейсер Тонэ и эсминец.

В темное время суток на 26 октября неприятельский авиалайнер сбросил бомбы, взорвавшиеся вблизи Дзюйкаку. Командир авианосца передал извещение на Секаку для Нагумо, тот, что решил, что его завлекают в ловушку, и приказал всем кораблям отдаляться 24-узловым ходом. Утром такое же заключение принял и Кондо. Полагая, что американские авианосцы поблизости, Нагумо выслал разведку. Утром авиалайнер с Секаку обнаружил юго-восточнее неприятельский авианосец с охранением, движущийся к северо-западу. Донесение получили в 4 часа 50 минут, и уже посредством 25 минут по приказу Нагумо начала взлетать первая атакующая волна с Секаку, а сквозь 45 минут флагман, узнав о приближении неприятельских самолетов, досрочно поднял в воздух и вторую волну.

Это было сделано своевременно. В 5 часов американские разведчики сбросили немного бомб на авианосец Дзуйхо, повредив кормовую доля палубы. Около 6 часов 15-16 американских самолетов штурмовали Секаку и вывели из строя взлетную палубу и средства связи.

Тактика Нагумо сработала. Относительно слабая штурмовая вылазка противника объяснялась тем, что основная масса атакующих самолетов обрушилась на шедшие спереди линкоры и тяжелые крейсера Тонэ, Тикума и Судзуя. Японцы зенитным огнем отбили нападение и имели небольшие потери, помимо капитально пострадавшего крейсера Тикума. Вторую группу самолетов, шедшую на Секаку, рассеяли японские истребители, охранявшие первую волну, но штурмующие лишились большинства самолетов прикрытия. Тем не менее они обнаружили американское соединение (авианосец Хорнет с эскортом) и нанесли авианосцу тяжелые повреждения бомбами и торпедами.

Позднее Какуда поднял две волны самолетов с авианосца Дзунье. Они обнаружили и атаковали: одна - неповрежденный, вторая - горящий авианосец. Вернувшихся самолетов было чуть-чуть, при всем при том Какуда приказал готовить их для атаки, чтобы добить неприятеля. Удалось набрать 6 пикировщиков и 9 истребителей. Эти самолеты штурмовали авианосец.

Во второй половине дня 26 октября атак супротив Нагумо не было. Ямамото, получив донесение об успешных действиях Нагумо, приказал преследовать и добить противника. Однако преследование, ибо опасались в соединении Нагумо возможного третьего американского авианосца, не удалось. Японские эсминцы только добили поврежденный Хорнет. Авианосцу Энтерпрайз удалось спастись. Какуда, которому Нагумо возложил руководство, объединил Дзунье и Дзуйкаку и набрал для атаки группу самолетов. Но разведка не обнаружила врага, а положение с топливом стало отчаянным. Тем временем Нагумо безуспешно пытался стоять во главе боем с Секаку. Отправив авианосец в ремонтик, он пересел на эсминец, а утром, собрав корабли и проведя дозаправку, перенес флаг на Дзюйкаку. Соединение возвращалось на острова Трук.

Японцы, помимо Хорнета, потопили эсминец Портер; повреждения получили линкор Саут Дакота, крейсер Сан Хуан и эсминец Смит. Американцы потеряли до сотни летчиков, японцы - примерно 140, в основном ветеранов. Это была последняя виктория японского флота, и у американских моряков не было основания праздновать День ВМФ.

Когда флотоводец проводил совещание, единственный из его участников заметил, что Нагумо был задумчив, но с него спала апатия, появившаяся потом Мидуэя. После боя у Санта-Крус его освободили от командования в море. Летом 1944 года вице-адмирал Нагумо, Главнокомандующий флотом центральной части Тихого океана, возглавлял береговыми частями и морской пехотой, которым предстояло оборонять Марианские острова. Он покончил существование самоубийством 6 июля 1944 года, когда стало ясно, что все потеряно.

Так же читайте биографии известных людей:
Тяжелый день Tiazheliuj den

Двое музыкантов, некоторое время сотрудничавших с Черным кофе, решили собрать свою собственную группу.
читать далее

Уали хан Waly

правление (1741-1821)Последний хан Среднего жуза.
читать далее

Уве Крегер Uwe Kroger

В последнее время Уве Крёгер занимается и сольной карьерой; он успел выпустить более десяти альбомов и дать несколько сольных концертов, в том числе..
читать далее

Уве Зеелер Uve Seeler

Партнер Зеелера по сборной Карл-Хайнц Шнелпингер был искренне потрясен его способностью двигаться к цели кратчайшим путем: "Когда Уве рвется к..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий