Известные люди

»

Уильям Джеймс

Уильям Джеймс Uiliyam James Карьера: Философ
Рождение: США, 11.1.1842
Американский философ и психолог, видный представитель прагматизма и функционализма. Родился в Нью-Йорке 11 января 1842.

Родился в Нью-Йорке 11 января 1842. Отец Джемса Генри Джемс, последователь Сведенборга, был человеком недюжинных интеллектуальных и литературных способностей и, родись он поколением позже, мог бы занять выдающееся местоположение в плеяде творцов американской культуры.

Уильям Джемс в этом отношении был больше удачлив. Кроме того, он рос вкупе с тремя талантливыми братьями и не менее талантливой сестрой в атмосфере, которая стимулировала его живую любознательность и самостоятельный творческий темперамент. Занятия в школе он позднее расценивал как без малого бесполезные, и все-таки их восполняло внешкольное образование читка немецких, французских и английских книг, а ещё переписка с известными учеными. Несмотря на слабое зрение и болезненность, он нетрудно получил уровень доктора медицины в Гарвардской медицинской школе (1869).

Как и многие блестящие молодые люди того времени, Джемс испытал сильное воздействие материалистического детерминизма, тот, что казался логически необходимым выводом из научного знания. Следствие этого учения иллюзорность свободы воли (в любом ее понимании) так поразило его ум, что под угрозой оказалась не только карьера, но сама бытие будущего мыслителя. В это тяжелое для Джемса время, в 18691872, он знакомится с одной из работ Шарля Ренувье, и идеи французского философа придают ему силы, ибо предлагают линию поведения и мышления, возвращающую уверенность в себе, веру в явь своего Я и в способность индивидуума независимо предуготовлять собственную бытие. Вся последующая служба Джемса в сфере психологии и философии, гигантская по масштабам и жутко важная по содержанию, была развитием первоначального идейного импульса, тот, что он получил в юности, представления о человеке как о творце действительности, истины и ценностей.

В 18721876 Джемс преподавал анатомию и физиологию в Гарвардском университете. От физиологии он перешел к психологии, а потом к философии, тем самым реализовав сильно скрытые наклонности, о которых и сам не подозревал. В 1884 создал Американское среда парапсихологических исследований. В 1885 был назначен профессором психологии, а следом профессором философии Гарвардского университета. Когда в 1907 Джемс оставил преподавательскую занятие, он написал своему брату Генри: Невозможно высказать словами, как я рад отбояриться от кошмара профессорства. Мои обязанности как ходячей энциклопедии делали из меня какую-то подделку. Теперь я свободен и чувствую облегчение несказанное, практически несказанное, я стал самим собой, затем тридцати пяти лет рабства. В то время ему было шестьдесят пять лет.

Джемс зачастую повторял, что постигнуть любого автора без труда, если познать глянуть на вещи его глазами. Сам Джемс не строил систем; концептуальный проект его монолитной Вселенной был точной антитезой цели, которую он преследовал. Он хотел углубиться, сколь вероятно, во всю парадоксальную физико-морально-духовную полноту жизни. Для него было что-то ужасное в удовлетворении, с которым чистая, но нереальная организация захватывает рационалистический ум. Сам он пытался со всей серьезностью глянуть на огромную Вселенную конкретных фактов, ужасно запутанных, неожиданных и жестоких, во всей их первозданности, и осмыслить вмемирную реальность в ее конкретной полноте.

Прагматизм и радикальный эмпиризм Джемса, попытка осмыслить в человеческом опыте в его природном и социальном контексте обнаруживают открытый и мужественный ум, тяготение облегчить человеческую участь. Согласно этому подходу, мир существует в двух смыслах. Во-первых, имеется строй вещей, с которыми всякий из нас встречается в повседневной жизни. Во-вторых, мир существует в том смысле, что всякий мужчина создает свой свой мир, как бы вырезая его из материала окружающей реальности. В Принципах психологии (The Principles of Psychology, 1890) Джемс сравнивает мир со статуей, которую скульптор высекает из мрамора. Наш мир изначально есть хаос ощущений, поток сознания; это нейтральный материал мышления любого человека. Мир, в котором мы живем, мы и наши предки понемногу, неторопливыми ударами резца высвободили из объективной данности. Взгляды Джемса получили наименование радикального эмпиризма.

В рамках этого общего мировоззрения главной была мысль, занимавшая Джемса с юности. В своем, по всей вероятности, первом опубликованном эссе он приходит к заключению: Познающий не без затей зеркало, движущееся в мире и не имеющее точки опоры, пассивно отражающее то, с чем оно встречается. Познающий это деятель; с одной стороны, он участвует в созидании истины, а с прочий описывает истину, которую сам создает. Вещи, заботящие человека, цели, к которым он стремится, его потребности физические и духовные играют важную образ в выводимых им заключениях. В Психологии (Psychology, 1892) Джемса подчеркивается, что ум есть инструмент в борьбе за выживание, причем за выживание, которое определено потребностями и идеалами того, кто хочет выжить. Поэтому особой работой ума является сочетание объективно данного с индивидуальными желаниями.

Ум самого Джемса был превосходно приспособлен для решения этой трудной задачи, в нем сочетались естественный дар и неустанная самодисциплина во имя интеллектуального, морального и религиозного служения своим соотечественникам и всему человечеству. Джемс считал, что толк понятий заключен в поведении, которое они предполагают. Кроме того, он полагал, что решающим фактором в выборе человеком того или иного верования (в отсутствие каких-либо объективных оснований для выбора) является свобода к вере. Согласно Джемсу, правда не некое статическое свойство истинных идей, но то, что случается с идеей, когда искатель истины подвергает ее настоящему испытанию. Джемс кроме того считал, что рассудок это не особая суть, а функция, инструмент выживания человека.

Как и Ч.С.Пирс, Джемс прагматист, и он формулирует свою позицию следующим образом: Метод прагматизма пытается интерпретировать каждое понятие, прослеживая его практические последствия... Если он не обнаруживает различия в практических последствиях двух альтернатив, то они означают на практике одно и то же, и любая дискуссия теряет смысл. Пирс рассматривал прагматизм как своего рода математический приём, в то время как Джемса в свое время всего интересовали его этические и религиозные аспекты. В Воле к вере он пишет, что мы имеем право питать доверие на свой ужас и риск всякий гипотезе, довольно правдоподобной, чтобы ввести в искушение нашу волю, т.е. если она не поддается интеллекту. Рассуждая о религиозном скептицизме, он пишет: Мы не можем отделаться от вопроса, оставаясь на позиции скептицизма... потому что что, оставаясь правыми в случае, если религиозная вера неверна, мы уходим от блага, если религиозная вера истинна, и это до того же достоверно, как в случае, если бы мы прямо решили стать на стезя неверия. В 1907 в Лоуэлловских лекциях Джемс утверждал: в соответствии прагматизму, если гипотеза о существовании Бога удачно работает, в самом широком смысле слова, то она истинна, и выдвинул подход, названный им прагматистским или мелиористским теизмом, достигающим компромисса между абсолютизмом и материализмом. В тех же лекциях он говорит об истине как об удобном средстве мышления, а дальше отождествляет истину с проверяемостью.

Этические исследования философа свидетельствуют об универсальности его ума и в то же время о чем-то словно бы слепого пятна в его моральных представлениях. Сопереживая человеческому страданию, Джемс без малого не обращал участливость на социальные условия, зачастую являющиеся причиной страданий, его скорее восхищали неустанная энергия, благородство и героизм человека перед лицом жизненных трудностей. Имеется только одна безусловная заповедь, настаивал он, и состоит она в том, что мы должны непрестанно, игнорируя охватывающие нас боязнь и трепет, выискивать решения и делать поступки, которые ведут к наибольшему количеству блага в нашем его понимании. Джемс без малого не замечал необходимости экономического и социального переустройства для того, чтобы эта Вселенная блага превратилась в действительность. В вопросах веры он был на стороне религии, надобность же в различных религиях объяснял наличием двух типов человеческого характера: твердого и мягкого. (Мыслители мягкого характера рационалисты (следуют принципам), интеллектуалы, идеалисты, оптимисты, религиозны, верят в свободу воли, монисты и догматики. Мыслители твердого характера эмпирики (следуют фактам), сенсуалисты, материалисты, пессимисты, неверующие, фаталисты, плюралисты и скептики.) Отстаивая сурово академический подход к анализу фактов, Джемс писал: Мне неизменно казалось, что для соблюдения справедливости в отношении различных родов опыта мы должны дозволить мистическому экстазу обладать свой звук в общем хоре. Он не соглашался с трактовкой человеческого опыта как высшей формы опыта, существующего во Вселенной. Религиозный навык говорит нам, что высшие силы существуют и действуют во имя спасения мира, руководясь идеалами, которые сходны с нашими собственными представлениями о добре.

Главные труды Джемса: Принципы психологии (The Principles of Psychology, 1890); Воля к вере (The Will to Believe, 1897); Многообразие религиозного опыта (The Varieties of Religious Experience, 1902); Прагматизм (Pragmatism : A New Name for Old Ways of Thinking, 1907); Вселенная с плюралистической точки зрения (A Pluralistic Universe, 1909); Значение истины (The Meaning of Truth, 1909) ; Некоторые проблемы философии (Some Problems in Philosophy, 1911); Очерки радикального эмпиризма (Essays in Radical Empiricism, 1912).

Умер Джемс в Чокоруа (шт. Нью-Гэмпшир) 26 августа 1910.

Так же читайте биографии известных людей:
Уильям Оккам William Occam

Английский философ-схоласт, известный сегодня главным образом благодаря предложенному им принципу экономии мышления (бритва Оккама).
читать далее

Уильям Хокинг William Hoking

Американский философ-идеалист, представитель персонализма.
читать далее

Уильям Брэгг William Lawrence Bragg

Уильям Брэгг - выдающийся британский физик. Родился 2 июля 1862 года.Уильям Брэгг является одной из важнейших фигур британской науки, занимался..
читать далее

Уильям Гильберт William Gilbert

Уильям Гильберт - английский физик и врач. Родился 24 мая 1544 года.Уильям Гильберт являля придворным врачом Елизаветы I и Якова I. Кроме того..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий