Известные люди
»Уильям Йитс
Рождение: Ирландия, 12.6.1865
По возвращении в 1880 в Ирландию продолжил обучение в дублинской школе Эразма Смита, а затем в Столичной художественной школе и художественном училище при Королевской Ирландской академии. Именно тогда в нем зародился интерес к восточным религиям и оккультизму. Около 1886 Йитс завершает образование, решив посвятить себя целиком литературному творчеству.
Йитс, Уильям Батлер (Yeats, William Butler), ирландский стихотворец, драматург, критик; участник национально-освободительного движения. Один из величайших поэтов 20 в.
Родился в Сэндимаунте (предместье Дублина) 13 июня 1865. Его папа, Джон Батлер Йитс (18391922), был известным художником, членом Королевской Ирландской академии; мамаша дочка купца из портового города Слайго на западном побережье Ирландии. В 1868 Йитсы переехали в Лондон, где родились младшие дети два сына и дочка. Там молодой Йитс посещал Годолфин-Скул. По возвращении в 1880 в Ирландию продолжил обучение в дублинской школе Эразма Смита, а потом в Столичной художественной школе и художественном училище при Королевской Ирландской академии. Именно тогда в нем зародился заинтересованность к восточным религиям и оккультизму. Около 1886 Йитс завершает образование, решив посвятить себя полностью литературному творчеству.
Еще до очередного переезда в Лондон в 1887 Йитс начинает печататься в ирландских журналах. Первая публикация появилась в мартовском номере журнала Дублинского университета за 1885 стихотворения Песнь фей (Song of the Faeries) и Голоса (Voices). В течение последующих полутора лет там же и в Ирландском камельке (The Irish Fireside) увидело свет несть числа поэтических произведений Йитса. Драматическая поэма Мосада (Mosada) в трех сценах вышла в 1886 отдельной книгой. В Лондоне Йитс работал над составлением сборника ирландских народных сказок, опубликованного в 1888 под названием Волшебные и народные сказки ирландских крестьян (Faery and Folk Tales of the Irish Peasantry), и над первым стихотворным сборником Странствия Ойсина (The Wanderings of Oisin and Other Poems, 1889). В 1891 вышел его двухтомник Образцовые ирландские предания (Representative Irish Tales). В те же годы Йитс ослепительно проявил себя в деле ирландского национального возрождения, участвовал в создании обществ, призванных популяризировать старую и новую ирландскую литературу. Он участвовал в патриотических начинаниях, вступал в революционную организацию Ирландское литературное братство (1896).
Йитс завел дружеские связи со многими литераторами, в том числе с У.Моррисом, У.Э.Хенли, А.Саймонзом, Л.Джонсоном и Э.Даусоном; с некоторыми из них он создал Клуб стихотворцев. Печатались эти литераторы в основном в журналах Желтая книга и Нэшнл обсервер, издаваемом Хенли. В 1893 выходят Кельтские полумглы (The Celtic Twilight) первая книжка Йитса; в 1894 Страна, желанная сердцу (The Land of Heart's Desire), может быть, самая известная из его пьес; в 1895 сборник Стихотворения (Poems), где представлены лучшие вирши, а кроме того ранняя стихотворная драма Графиня Кэтлин (The Countess Cathleen, 1892) и Страна, желанная сердцу обе основательно переработанные. Выходом сборника рассказов Тайная роза (The Secret Rose) и избранных эзотерических эссе Десять заповедей и Поклонение волхвов (The Tables of the Law and the Adoration of the Magi) ознаменовался год 1897.
В 1897 зародилась мысль создания ирландского национального театра. Его основатели Йитс, Э.Мартин, леди Августа Грегори и Дж.Мур сыграли важную образ в деле возрождения ирландского искусства и литературы, известного как Ирландское Возрождение. Спектаклем по пьесе Йитса Графиня Кэтлин 8 мая 1899 открылся Ирландский Литературный театр. В 1904 его коллектив приобрел дублинский Театр Аббатства.
Последующие десять лет Йитс отдавал без малого все близкое время художественному руководству Театром Аббатства, писал и ставил на его сцене пьесы. В эти же годы он свел близкое знакомство с молодым американским поэтом Э.Паундом, под чьим влиянием поэтический манера Йитса стал ещё больше ясным и выразительным. Именно Паунд познакомил старшего товарища с японским театром Но и его стилизованной, пронизанной символами драмой.
21 октября 1917 Йитс женился на англичанке Джорджи Хайд-Лис, разделявшей его заинтересованность к оккультизму. 24 февраля 1919 у писателя родилась дочка, Энн Батлер, а 22 августа 1921 отпрыск, Уильям Майкл.
В 1922 Йитса избрали сенатором Ирландского Свободного государства; на следующий год ему была присуждена Нобелевская премия по литературе. В 1928 Йитс вышел из состава сената по состоянию здоровья, а ещё из-за того, что сенат отверг его предложения по отмене цензуры и разрешению разводов. Несмотря на возраст и нездоровье, Йитс продолжил увлеченно вкалывать. Он не только хоть отбавляй писал, но участвовал в создании Ирландской литературной академии, делал передачи на радио и редактировал Оксфордскую антологию современной поэзии (1935). Умер Йитс в Кап Мартен (Французская Ривьера) 28 января 1939.
Поэтическое творчество Йитса обыкновенно разбивают на два или три периода, границы их варьируются. Первый отрезок времени приходится на 18851910, второй на 19101939. Если в периодизации присутствует и третий отрезок времени, то его ограничивают 19171939 или 19221939. После 1921 манера поэта не претерпевает сколь-нибудь существенных изменений.
В ранней поэзии Йитса ощущается воздействие Э.Спенсера; поэтов-романтиков, в особенности П.Б.Шелли; прерафаэлитов, которые какое-то время удерживали его в плену своих поэтических грез; и французских символистов. Тематически поэзия Йитса ещё сильно разнообразна: индийские любовные песни; ирландские легенды, народные сказки и баллады и лирические вирши. Весьма взыскательный к собственному творчеству, Йитс нередко перерабатывал свои поэтические произведения. Особенно тщательной переработке подверглись тексты Стихотворений 1895.
Изменения в стиле проступают уже в сборнике Ветер в камышах (The Wind Among the Reeds, 1899). В некоторых стихотворениях присутствует атмосфера грезы, зыбкой мечты, ощущается ностальгия по кельтскому прошлому, зато в сборнике В семи лесах (In the Seven Woods, 1903) возобладала интонация мудрая и лирическая, переданная свежим и простым языком. В Зеленом шлеме (The Green Helmet and Other poems, 1910), Обязательства (Responsibilities, 1914), Диких лебедях в Куле (The Wild Swans at Coole, 1917) Йитс выступил уже как зрелый мастер.
Много писали об усложненности поэзии Йитса затем выхода в 1925 трактата Видение (A Vision) подробного объяснения смысла жизни, написанного под влиянием пережитых его женой-медиумом состояний транса во время спиритических сеансов и ее опытов с автоматическим письмом. Считается, что поэзию Йитса после этого 1925 позволительно постигнуть, только поняв Видения с их сложной образной системой. Однако это соображение справедливо только в отношении нескольких стихотворений.
Пьесы Йитса не получили до того широкого признания, как его поэзия, при всем при том у критиков их популярность растет с каждым годом. Большинство его ранних пьес, написанных в основном для Театра Аббатства, Графиня Кэтлин, Земля, желанная сердцу, Кэтлин, дочка Хулиэна (1902), Горшок похлебки (The Plot of Broth, 1902), На королевском пороге (The King's Threshold, 1903), Песочные часы (The Hour Glass, 1903), На берегу Байле (On Baile' Strand, 1904) и Дейрдре (1906), имели счастливую сценическую судьбу. Две из них, Графиню Кэтлин (легенду о прекрасной аристократке, продавшей душу, чтобы спасти свой народонаселение от голодной смерти) и Дейрдре (историю ирландской красавицы с несчастливой судьбой Елены Троянской), разрешается смело прозвать в числе лучших стихотворных драм за последние сто лет. Поздние пьесы Йитса, начиная с Зеленого шлема (1910) и кончая Смертью Кухулина (The Death of Cuchulain, 1939), за немногими исключениями предназначались для чтения или для показа перед избранной аудиторией, и осмысление их содержания требует известных усилий. К исключениям же относятся пьесы Актриса-королева (The Player Queen, 1922), переводы драм Софокла Эдип-царь (1928) и Эдип в Колоне (1934) и Слова на оконном стекле (The Words Upon the Window Pane, 1930), с большим успехом шедшие на сцене Театра Аббатства.
В прозе Йитса присутствует немного жанровых разновидностей: повести, рассказы, переложения ирландских мифов и легенд, критические эссе, автобиография, а ещё религиозно-философский трактат Видение. Йитс преуспел без малого во всех этих жанрах.
В основе композиции поздних стихов и пьес Йитса лежит противопоставление тела и души, вечности и времени, искусства и природы, оккультного и земного, гаэлльской Ирландии и Ирландии первой половины 20 в. Главное стилистическое различие раннего творчества Йитса от позднего это отсутствие в первом конфликта.
Пристрастие зрелого Йитса к конфликту неразрывно связано с его любовью к театру. Чтобы пробудить в себе активность и таким образом осуществить жизненное предназначение, дядя играет образ, надевает маску, созидает в себе персона. По Йитсу, для формирования я должно наличествовать и анти-я, отличное от истинной сущности. В противном случае маска становится подлинным лицом человека.
Так же читайте биографии известных людей:
Уильям Брайант William Cullen Bryant
Уильям Брайант - американский поэт, журналист и редактор "New York Post". Родился 3 ноября 1794 года.Успешно занимался журнально-публицистической и..
читать далее →
Уильям Купер Wiliam Cowper
Уильям Купер - английский поэт. Родился 26 ноября 1731 года.Уильям Купер считался одним из прародителей английской литературы эпихи "возрождения".
читать далее →
Уильям Уильямс William Carlos Williams
Уильям Уильямс - выдающийся американский поэт. Родился 17 августа 1883 года.Входил в круг имажистов. Известен как автор эпической поэмы о рядовом..
читать далее →
Уильям Блэтти William Blatty
Уильям Питер Блэтти родился 7 января 1928 г . в Нью-Йорке в семье выходцев из Ливана, исповедовавших католичество. После окончания университета в..
читать далее →