Известные люди

»

Ульрих Зайдль

Ульрих Зайдль Ulrih Zaydl Карьера: Продюсер
Среди тысяч киноманов, следящих за ходом XXVII Московского кинофестиваля, найдутся те, для кого главное событие представительного форума - приезд в Россию выдающегося австрийского режиссера, автора Собачьей жары, члена жюри ММКФ Ульриха Зайдля.

- Вы - беспрерывный участник кинофестивалей и многократный их лауреат. А в жюри вам приходилось случаться?

- Да. Разница, конечно, огромная. Когда показываешь свой кино, ты нервничаешь, ждешь реакции публики и критики А в жюри так напрягаться не приходится. Можно оставаться в тени. Да и осмотреть всего позволительно полно. Я, поверьте, счастлив этим, потому как что в мои рабочие будни выкроить время на просмотр фильмов на практике нереально. А ещё я ни в жизнь до сих пор не бывал в Москве, хотя давнехонько хотел сюда приехать.

- Ответственности не боитесь? Режиссер-конкурсант всю дорогу может снискать если не лавры, то сочувствие. А несправедливый арбитр неизменно вызывает нарекания.

- Я не боюсь ответственности. Мне к ругани не привыкать: мои фильмы столь раз вызывали грубо негативную реакцию! Противоречия - в моей природе.

- У вас достаточно немало поклонников в России. Как ни необычно, многие интеллектуалы были практически возмущены Собачьей жарой. Однако в кинотеатре 35 ММ мне рассказывали, что пенсионеры, посмотревшие Собачью жару на утреннем бесплатном сеансе, вслед за тем сознательно благодарили администрацию за до того жизненное кино.

- Это славно! (Смеется.)

-...что приводит к закономерному вопросу: а кто, по-вашему, составляет аудиторию этого фильма?

- Сам-то я считаю, что Собачья жара - в отдалении не что ни на есть провокационный мой кино. Обычно мои картины вызывают у людей полярную реакцию: одни критикуют, другие хвалят. Я привык. Хотя я получил Гран-при Венецианского фестиваля за Собачью жару, жюри нисколько не было солидарно. Например, президент жюри Нанни Моретти был категорически супротив награждения! Поэтому я во время работы более того не задаюсь вопросом, кому адресован грядущий кино. Я не делаю фильмы для конкретной целевой аудитории. Хотя реакция обычной публики для меня все же важнее, чем фестивальная судьбина фильма. Фестивали важны: печать пишет о представленных там фильмах, фильмы получают прокат, и на них после этого этого идет публика Но как раз ей картина должна быть интересна - вот сверхзадача.

- Гран-при в Венеции что-то изменил в вашей судьбе и вашем стиле?

- Я свои фильмы делаю не оглядываясь ни на что, хотя завсегда встречал противников. И награда в Венеции также ничего не изменила в моем кредо. Я нетрудно делаю следующий кино, не зная, будет ли он лучше предыдущего. Надо питать доверие в себя и вкалывать.

- Однако Собачья жара была шагом вперед по сравнению с предыдущими вашими фильмами: те были документальными, а тот самый игровой. Ваша новая служба Импорт/Экспорт будет таким же шагом вперед? Или в сторону?

- И да, и нет. До Собачьей жары я не делал только документальное кино: в Моделях или Зверской любви также были элементы игрового Конечно, Собачья жара стала моим первым чисто игровым фильмом, в котором актеры играли не самих себя, а персонажей. Но в моем внутреннем развитии это был логический шаг. Импорт/Экспорт - следующий, но закономерный шаг затем Собачьей жары. Опять я смешал профессиональных и непрофессиональных актеров. А ещё у меня сейчас америкосский оператор - Эд Лахман. Это большое новшество для меня. (Смеется.)

- Часть фильма, я знаю, будет сниматься на Украине. Расскажите о работе там.

- Мне завсегда была интересна Восточная Европа, и мне весьма понравилось случаться на Украине. Да и вообще мне нравится путешествовать на Восток. Мы долговременно искали украинскую актрису, был масштабный кастинг, перепробовали 500 актрис - не только в Киеве, но и в регионах И нашли. Действие будет разворачиваться зимой: Импорт/Экспорт - антипод Собачьей жары. Я жду зимних, самых жутких, собачьих холодов на Украине, чтобы начать к съемкам там. Никакого солнца! В общем, самые яркие впечатления ещё спереди.

- Кстати, Чжан Имоу снимал свой Древний Китай в Доме летающих кинжалов также на Украине.

- Я не знал.

- Так или по иному, Украина в текущее время привлекает многих. Вы собираетесь как-то отразить в своем фильме политический контекст?

- Текущую политическую ситуацию я освещать не собираюсь, да и вообще в моих фильмах это не главное. Политика - только фон, величавый только в том смысле, что на Украине весьма немало безработных. Моя героиня также безработная: она медсестричка, которая хочет съехать в Австрию, чтобы трудиться уборщицей. В Австрии 90% уборщиц - женщины из Украины или Молдавии. Многие из них приезжают нелегально, они охвачены страхом; они покидают семьи и годами не видят родных. Об этом мой следующий кино.

- Илью Хржановского, автора дебютного фильма 4, местами напоминающего о вашей стилистике, многие упрекали за излишний радикализм, говоря: раз вы так не любите Россию, отчего бы вам не эмигрировать? А вам в Австрии не задают таких вопросов?

- Задают. Например, на пресс-конференции в Венеции. Спрашивают ещё, зачем мне так нравятся уроды

- И что вы отвечаете?

- Отвечаю, что у меня нет причин презирать Австрию! Фильмы делаются из любви, а не ненависти. Из желания свершить кого-то или что-то лучше, чем оно есть в истинный миг. К тому же мои фильмы не об Австрии. Они затрагивают вопросы общечеловеческие: одиночество, утраченная влюбленность, кончина. Однако на экране показаны австрийские реалии, и многие соотечественники выбирают этого не лицезреть. Они кричат, что мои фильмы не отражают реального положения вещей. По правде говоря, они не могут этого перенести. Им нужна приукрашенная, ретушированная картинка. Как и всем людям, где бы они ни жили. Многие отказываются глядеть в зеркало. Очень тяжело вынудить человека осмотреть на то, чего он не хочет видать. А ненавидят за это автора фильма, то есть меня. Но я считаю, что это недурственно. Ненависть лучше, чем безразличие.

- При всем различии стилей воспрещено не подметить определенную волну мизантропов из Австрии: вы, Михаэль Ханеке, Эльфрида Елинек, Томас Бернхард

- Меня зачастую об этом спрашивают, но что отозваться? Ханеке делает свою работу, я - свою. Объединяет нас крепкий подход к действительности.

- В случае с Ханеке речь идет не только об австрийской, но и о французской действительности. А вы не думали снять кино за пределами Австрии?

- С одной стороны, мои фильмы показывают Австрию, с прочий - их действо могло бы разворачиваться в всякий западной стране, в той же Франции или Америке. Это критика не Австрии, а всего западного общества, его индивидуализма. Не знаю, в какую сторону эти процессы движутся в России

- Так или по-другому, российским зрителям ваши работы не чужды. Они находят неожиданные параллели: так, критик Зара Абдуллаева сравнивала вашу Собачью жару с работами фотографа Бориса Михайлова.

- Да, я знаю Бориса Михайлова. Познакомился с ним в Берлине. Я более того хотел немного лет вспять произвести о нем документальный фильм-портрет; план не задался. Но калякать о его влиянии на меня запрещено, я его знаю всего года три. Хотя родство душ у нас есть, бесспорно. На меня скорее уж повлияли фотографы Дэвид Хокни и Диана Арбус.

- По вашим фильмам может показаться, что вы куда большему научились у живописи и фотографии, чем у кинематографа.

- Если кинуть взор мой начальный кино, тот, что я делал двадцать лет обратно, то позволительно заприметить чистый язык кинематографа. Сейчас мой язык изменился, и это мой личный язык. Впрочем, ещё до кино я занимался живописью и фотографией, это истина.

- Как зритель вы любите фильмы, подобные тем, что вы делаете?

- Меня не интересует мейнстрим и развлекательное кино, я предпочитаю фильмы, которые задевают меня за живое: Рассекая волны Ларса фон Триера, Счастье Тодда Солондза, Безопасность Тодда Хэйнса, Жизнь Иисуса Бруно Дюмона.

- Свой завершающий кино Иисус, ты знаешь вы поставили ещё раз, превратив в спектакль берлинского театра Volksbuhne Отче свойский. Что заставило вас возвратиться к этой теме?

- Я происхожу из католической, сильно религиозной семьи. Родители хотели, чтобы я стал священником. Вся моя молодость прошла под знаком католического мировоззрения. В юности я испытывал внутренний протест супротив этого, католицизм казался мне ложью, далекой от подлинной веры. Теперь я успокоился и понял, что многие аспекты христианства сильно важны в моей жизни. Например, ощущение солидарности.

Собаковод со стажем

Один из самых отважных экспериментаторов современного кинематографа, исследователь зыбких границ между документальным и игровым кино Ульрих Зайдль родился в Вене 53 года обратно. Дебютировал короткометражными документальными фильмами в начале 1980-х, работал для телевидения. Широкая известность пришла к нему в 1990-х, когда его полнометражные работы Звериная влюбленность (1995) и Модели (1999) завоевали немного фестивальных призов. В 2001-м игровой дебют Зайдля Собачья жара получил Гран-при в Венеции и был признан ассоциацией ФИПРЕССИ лучшим фильмом года.

Так же читайте биографии известных людей:
Ульрих Хенесс Ulrih Heness

Ульрих Хенесс - известный немецкий футболист. Родился 5 января 1952 года.Ульрих Хенесс - полузащитник (играл справа). Ули Хенесс на все сто..
читать далее

Ульрих III Ulrikh III

Герцог Каринтии в 12561269 гг. и Крайны (c 1248/1251)г.
читать далее

Ульф Кирстен Ulf Kirsten

Ульф Кирстен по праву считается одним из лучших нападающих мира конца 20 века и начала века двадцать первого. На протяжении 20 лет он радовал своей..
читать далее

Ульяна Цейтлина Uliana Ceytlina

Ульяна Цейтлина - известная московская светская львица, обладательница шикарного особняка на Рублёвке. Родилась в городе Санкт-Петербург. Девичья..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий