Известные люди
»Федор Достоевский
Рождение: Россия» Москва, 11.11.1821 - 9.2
Достоевский Федор Михайлович - знаменитый русский писатель, родился 11 ноября 1821 года.Федор Достоевский является одним из самых значительных русских писателей, внесшим огромную лепту в развитие не только русской, но и мировой литературы. Произведения Достоевского переведены на десятки языков и по сей день актуальны и пользуются спросом среди читателей по всему миру.Наиболее известными произведениями Достоевского являются:- Романы: Бедные люди, Униженные и оскорблённые, Преступление и наказание, Игрок, Идиот, Бесы, Подросток, Братья Карамазовы.- Публицистика: Петербургская летопись, Зимние заметки о летних впечатлениях, Дневник писателя, Пушкинская речь.- Повести и рассказы: Двойник, Записки из Мёртвого дома, Роман в девяти письмах, Село Степанчиково и его обитатели, Господин Прохарчин, Хозяйка, Белые ночи, Ёлка и свадьба, Ползунков, Слабое сердце, Чужая жена и муж под кроватью, Неточка Незванова, Маленький герой, Дядюшкин сон, Честный вор, Петербургские сновидения в стихах и в прозе, Скверный анекдот, Крокодил, Записки из подполья, Вечный муж, Бобок, Мужик Марей, Столетняя, Кроткая, Два самоубийства, Мальчик у Христа на ёлке, Сон смешного человека.
Достоевский Федор Михайлович был вторым ребенком в здоровый семье (шестеро детей). Отец, наследник униатского священника, эскулап московской Мариинской больницы для бедных (где и родился предстоящий писатель), в 1828 получил звание потомственного дворянина. Мать - из купеческой семьи, леди религиозная, ежегодно возила детей в Троице-Сергиеву лавру, учила их впитывать текст по книге "Сто четыре священные истории Ветхого и Нового Завета" (в романе "Братья Карамазовы" воспоминания об этой книге включены в расклад старца Зосимы о своем детстве). В доме родителей читали вслух "Историю Государства Российского" Н. М. Карамзина, произведения Г. Р. Державина, В. А. Жуковского, А. С. Пушкина. С особым одушевлением Достоевский вспоминал в зрелые годы о знакомстве с Писанием: "Мы в семействе нашем знали Евангелие малость не с первого детства". Ярким детским впечатлением писателя стала кроме того ветхозаветная "Книга Иова".
С 1832 семейство ежегодно проводила лето в купленном отцом селе Даровое (Тульской губернии). Встречи и разговоры с мужиками навечно отложились в памяти Достоевского и служили в дальнейшем творческим материалом (расклад "Мужик Марей" из "Дневника писателя" за 1876).
В 1832 Достоевский и его старшой брат Михаил (см. Достоевский М. М.) начали заниматься с приходившими в жилье учителями, с 1833 обучались в пансионе Н. И. Драшусова (Сушара), следом в пансионе Л. И. Чермака. Атмосфера учебных заведений и оторванность от семьи вызывали у Достоевского болезненную реакцию (ср. автобиографические черты героя романа "Подросток", переживающего глубокие нравственные потрясения в "пансионе Тушара"). Вместе с тем годы учебы отмечены пробудившейся страстью к чтению. В 1837 умерла мамаша писателя, и вскоре папа отвез Достоевского с братом Михаилом в Петербург для продолжения образования. Больше беллетрист не встретился с отцом, скончавшимся в 1839 (по официальным сведениям, умер от апоплексического удара, по семейным преданиям, был убит крепостными). Отношение Достоевского к отцу, человеку мнительному и болезненно подозрительному, было двойственным.
С января 1838 Достоевский учился в Главном инженерном училище (в дальнейшем постоянно считал, что отбор учебного заведения был ошибочным). Он страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Как свидетельствовал его приятель по училищу, художник К. А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, и все-таки поражал товарищей начитанностью, кругом него сложился писательский круг. В училище оформились первые литературные замыслы. В 1841 на вечере, устроенном братом Михаилом, Достоевский читал отрывки из своих драматических произведений, которые известны только по названиям - "Мария Стюарт" и "Борис Годунов", - рождающим ассоциации с именами Ф. Шиллера и А. С. Пушкина, по-видимому, самыми глубокими литературными увлечениями молодого Достоевского; зачитывался кроме того Н. В. Гоголем, Э. Гофманом, В. Скоттом, Жорж Санд, В. Гюго. По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 Достоевский уволился в ранге поручика, решив целиком отдаться литературному творчеству.
Среди литературных пристрастий Достоевского той поры был О. де Бальзак: переводом его повести "Евгения Гранде" (1844, без указания имени переводчика) литератор вступил на литературное поприще. Одновременно Достоевский работал над переводом романов Эблаговерная Сю и Жорж Санд (в печати не появились). Выбор произведений свидетельствовал о литературных вкусах начинающего писателя: ему не чужда была в те годы романтическая и сентименталистская стилистика, нравились драматичные коллизии, крупно выписанные характеры, остросюжетное повествование. В произведениях Жорж Санд, как вспоминал он в конце жизни, его "поразила... целомудренная, высочайшая аккуратность типов и идеалов и скромная прелесть строгого сдержанного тона рассказа".
Достоевский замыслил роман "Бедные люди", работу над которым он начал, по его словам, "вдруг", внезапно, но отдался ей безраздельно. Еще в рукописи Д. В. Григорович, с которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н. А. Некрасову, и они совместно, не отрываясь, темное время суток напролет читали "Бедных людей". Под начало дня они пришли к Достоевскому, чтобы высказать ему восхищение. Со словами "Новый Гоголь явился!" Некрасов передал манускрипт В. Г. Белинскому, тот, что сказал П. В. Анненкову: "... роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому". Реакция кружка Белинского на первое произведение Достоевского стала одним из самых известных и имевших продолжительный резонанс эпизодов в истории русской литературы: без малого все участники, охватывая Достоевского, позднее возвращались к нему и в воспоминаниях, и в художественных произведениях, описывая его и в прямой, и в пародийной форме. Роман был напечатан в 1846 в "Петербургском сборнике" Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и фиксировали отдельные просчеты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое перспектива. Первые критики справедливо заприметили генетическую связь "Бедных людей" с гоголевской "Шинелью", имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, восходивший к героям Гоголя, и широкое влияние гоголевской поэтики на Достоевского. В изображении обитателей "петербургских углов", в портретировании целой галереи социальных типов Достоевский основывался на традиции натуральной школы (обличительный пафос), при всем при том сам подчеркивал, что в романе сказалось и воздействие пушкинского "Станционного смотрителя". Тема "маленького человека" и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе выявить важнейшие черты творческой привычки писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность отдавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не невзначай избрана форма "романа в письмах"), организация двойников, "сопутствующих" главным героям.
Войдя в круг Белинского (где познакомился с И. С. Тургеневым, В. Ф. Одоевским, И. И. Панаевым), Достоевский, по его позднейшему признанию, "страстно принял все учение" критика, охватывая его социалистические идеи. В конце 1845 на вечере у Белинского он читал главы повести "Двойник" (1846), в которой впервой дал основательный разбор расколотого сознания, предвещающий его великие романы. Повесть, поначалу заинтересовавшая Белинского, в итоге его разочаровала, и вскоре наступило охлаждение в отношениях Достоевского с критиком, как и со всем его окружением, охватывая Некрасова и Тургенева, высмеивавших болезненную мнительность Достоевского. Угнетающе действовала на писателя надобность достигать соглашения без малого на любую литературную поденщину. Все это мучительно переживалось Достоевским. Он стал "мучиться раздражением всей нервной системы", появились первые симптомы эпилепсии, мучившей его всю существование.
В 1846 Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых (посреди участников - А. Н. Плещеев, А. Н. и В. Н. Майковы, Д. В. Григорович), в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 Достоевский начал посещать "пятницы" М. В. Петрашевского, зимой 1848-49 - круг поэта С. Ф. Дурова, состоявший кроме того в основном из петрашевцев. На собраниях, носивших политический нрав, затрагивались проблемы освобождения крестьян, перестройки суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А. И. Герцена, запрещенное тогда сообщение Белинского к Гоголю, вынашивались планы распространения литографированной литературы. В 1848 вошел в особое тайное среда, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н. А. Спешневым (имевшим значительное воздействие на Достоевского); среда ставило своей целью "изготовить переворот в России". Достоевский, при всем при том, испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А. П. Милюкова, он "читал социальных писателей, но относился к ним критически". Под начало дня 23 апреля 1849 в числе других петрашевцев сочинитель был арестован и заключен в Алексеевский равелин Петропавловской крепости.
После 8 месяцев, проведенных в крепости, где Достоевский держался мужественно и более того написал расклад "Маленький герой" (напечатан в 1857), он был признан виновным "в умысле на ниспровержение... государственного порядка" и первоначально приговорен к расстрелу, замененному уже на эшафоте, вслед за тем "ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти", 4 годами каторги с лишением "всех прав состояния" и последующей сдачей в солдаты. Каторгу отбывал в Омской крепости, посреди уголовных преступников ("это было мучение невыразимое, бесконечное... любая минута тяготела как булыжник у меня на душе"). Пережитые душевные потрясения, хандра и одиночество, "суд над собой", "жесткий пересмотр прежней жизни", сложная гамма чувств от отчаяния до веры в скорое осуществление высокого призвания, - весь тот самый сердечный навык острожных лет стал биографической основой "Записок из Мертвого дома" (1860-62), трагической исповедальной книги, поразившей уже современников мужеством и силой духа писателя. Отдельной темой "Записок" оказался основательный сословный разрыв дворянина с простонародьем. Хотя Аполлон Григорьев преувеличивал в духе собственных убеждений, когда писал, что Достоевский "добился страдательным п с и х о л о г и ч е с к и м процессом до того, что в "Мертвом доме" слился нимало с народом", при всем при том шаг к такому сближению - посредством рассудок общности судьбы - был сделан. Сразу после этого освобождения Достоевский писал брату о вынесенных из Сибири "народных типах" и знании "черного, горемычного быта" - опыте, которого "на целые томы достанет". В "Записках" отражен наметившийся на каторге переворот в сознании писателя, тот, что он характеризовал позднее как "возврат к народному корню, к узнанию русской души, к признанию духа народного". Достоевскому ясно представилась утопичность революционных идей, с которыми он в дальнейшем остро полемизировал.
С января 1854 Достоевский служил рядовым в Семипалатинске, в 1855 произведен в унтер-офицеры, в 1856 в прапорщики. В следующем году ему было возвращено дворянство и право печататься. Тогда же он женился на М. Д. Исаевой, принимавшей ещё до брака горячее участие в его судьбе. В Сибири Достоевский написал повести "Дядюшкин сон" и "Село Степанчиково и его обитатели" (обе напечатаны в 1859). Центральный герой последней, Фома Фомич Опискин, ничтожный приживальщик с притязаниями тирана, лицедей, ханжа, маниакальный себялюбец и утонченный садист, как психологический тип стал важным открытием, предвещавшим многих героев зрелого творчества. В повестях намечены и основные черты знаменитых романов-трагедий Достоевского: театрализация действия, скандальное и, вместе с тем, трагическое формирование событий, усложненный психологический рисунок. Современники остались равнодушными к "Селу Степанчиково...", заинтересованность к повести возник немаловажно позднее, когда Н. М. Михайловский в статье "Жестокий талант" дал основательный разбор образа Опискина, тенденциозно отождествляя его, и все-таки, с самим писателем. Много споров кругом "Села Степанчиково..." связано с предположением Ю. Н. Тынянова о том, что в монологах Опискина пародируются "Выбранные места из переписки с друзьями" Н. В. Гоголя. Идея Тынянова спровоцировала исследователей на выявление объемного пласта литературного подтекста в повести, в т. ч. аллюзий, связанных с произведениями 1850-х гг., за которыми Достоевский с жадностью следил в Сибири.
В 1859 Достоевский вышел в отставку "по болезни" и получил дозволение существовать в Твери. В конце года он переехал в Петербург и совместно с братом Михаилом стал издавать журналы "Время", далее "Эпоха", сочетая огромную редакторскую работу с авторской: писал публицистические и литературно-критические статьи, полемические заметки, художественные произведения. При ближайшем участии Н. Н. Страхова и А. А. Григорьева, в ходе полемики и с радикальной, и с охранительной журналистикой, на страницах обоих журналов развивались "почвеннические" идеи (см. Почвенники), генетически связанные со славянофильством, но пронизанные пафосом примирения западников и славянофилов, поисками национального варианта развития и оптимального сочетания начал "цивилизации" и народности, - синтеза, выраставшего из "всеотзывчивости", "всечеловечности" русского народа, его способности к "примирительному взгляду на чужое". Статьи Достоевского, в особенности "Зимние заметки о летних впечатлениях" (1863), написанные по следам первой заграничной поездки 1862 (Германия, Франция, Швейцария, Италия, Англия), представляют собой критику западноевропейских институтов и страстно выраженную веру в особое призвание России, в вероятность преобразования русского общества на братских христианских основаниях: "русская мысль... будет синтезом всех тех идей, которые... развивает Европа в отдельных своих национальностях".
На страницах журнала "Время", стремясь укрепить его репутацию, Достоевский печатал свой роман "Униженные и оскорбленные", само наименование которого воспринималось критикой 19 в. как символ всего творчества писателя и более того шире - как символ "истинно гуманистического" пафоса русской литературы (Н. А. Добролюбов в статье "Забитые люди"). Насыщенный автобиографическими аллюзиями и обращенный к основным мотивам творчества 1840-х гг., роман написан уже в новой манере, близкой к поздним произведениям: в нем ослаблен общественный аспект трагедии "униженных" и углублен психологический разбор. Обилие мелодраматических эффектов и исключительных ситуаций, нагнетение таинственности, хаотичность композиции побуждали критиков разных поколений невысоко оценивать роман. Однако в следующих произведениях Достоевскому удалось те же черты поэтики приподнять на трагедийную высоту: внешняя невезуха подготовила взлеты ближайших лет, в частности, напечатанную вскоре в "Эпохе" повесть "Записки из подполья", которую В. В. Розанов считал "краеугольным камнем в литературной деятельности" Достоевского; исповедь подпольного парадоксалиста, человека трагически разорванного сознания, его споры с воображаемым оппонентом, так же как и нравственная виктория героини, противостоящей болезненному индивидуализму "антигероя", - все это нашло формирование в последующих романах, только после этого появления которых повесть получила высокую оценку и глубокое истолкование в критике.
В 1863 Достоевский совершил вторую поездку за рубеж, где познакомился с А. П. Сусловой (страстным увлечением писателя в 1860-е гг.); их сложные отношения, а кроме того азартная развлекуха в рулетку в Баден-Бадене дали материал для романа "Игрок" (1866). В 1864 умерла супруга Достоевского и, хотя они не были счастливы в браке, он тяжко пережил потерю. Вслед за ней как снег на голову скончался брат Михаил. Достоевский взял на себя все долги по изданию журнала "Эпоха", и все-таки вскоре прекратил его из-за падения подписки и заключил невыгодный контракт на издание своего собрания сочинений, обязавшись к определенному сроку накарябать новоиспеченный роман. Он ещё раз побывал за рубежом лето 1866 провел в Москве и на подмосковной даче, все это время работая над романом "Преступление и наказание", предназначенным для журнала "Русский вестник" М. Н. Каткова (в дальнейшем все наиболее значительные его романы печатались в этом журнале). Параллельно Достоевскому пришлось действовать над вторым романом ("Игрок"), тот, что он диктовал стенографистке А. Г. Сниткиной (см. Достоевская А. Г.), которая не легко помогала писателю, но и психологически поддерживала его в сложной ситуации. После окончания романа (зимушка 1867) Достоевский на ней женился и, по воспоминаниям Н. Н. Страхова, "новая женитьба резво доставила ему в полной мере то семейное фортуна, которого он так желал".
Круг основных идей романа сочинитель вынашивал долгое время, вероятно, в самом туманном виде, - ещё с каторги. Работа над ним шла с увлечением и душевным подъемом, несмотря на материальную нужду. Генетически связанный с неосуществленным замыслом "Пьяненькие", свежий роман Достоевского подводил результат творчеству 1840-50-х гг., продолжая центральные темы тех лет. Социальные мотивы получили в нем углубленное философское звучание, неотделимое от нравственной драмы Раскольникова, "убийцы-теоретика", современного Наполеона, тот, что, по словам писателя, "кончает тем, что п р и н у ж д е н сам на себя донести... чтобы хотя пропасть в каторге, но примкнуть сызнова к людям...". Крах индивидуалистической идеи Раскольникова, его попытки сделаться "властелином судьбы", подняться над "тварью дрожащею" и в то же время осчастливить мировое сообщество, спасти обездоленных - философский отклик Достоевского на революционные настроения 1860-х гг. Сделав "убийцу и блудницу" главными героями романа и вынеся внутреннюю драму Раскольникова на улицы Петербурга, Достоевский поместил обыденную существование в обстановку символических совпадений, надрывных исповедей и мучительных сновидений, напряженных философских диспутов-дуэлей, превращая нарисованный с топографической точностью Петербург в символический образ призрачного города. Обилие персонажей, организация героев-двойников, просторный охват событий, чередование гротесковых сцен с трагическими, парадоксалистски заостренная постановка моральных проблем, поглощенность героев идеей, обилие "голосов" (различных точек зрения, скрепленных единством авторской позиции) - все эти особенности романа, традиционно считающегося лучшим произведением Достоевского, стали основными чертами поэтики зрелого писателя. Хотя радикальная критика истолковала "Преступление и наказание" как произведение тенденциозное, роман имел циклопический счастливый момент.
В 1867-68 гг. написан роман "Идиот", задачу которого Достоевский видел в "изображении положительно прекрасного человека". Идеальный герой князь Мышкин, "Князь-Христос", "пастырь добрый", олицетворяющий собой помилование и милосердие, с его теорией "практического христианства", не выдерживает столкновения с ненавистью, злобой, грехом и погружается в безумие. Его погибель - вердикт миру. Однако, по замечанию Достоевского, "где только он ни п р и к о с н у л с я - всюду он оставил неисследимую черту". Следующий роман "Бесы" (1871-72) создан под впечатлением от террористической деятельности С. Г. Нечаева и организованного им тайного общества "Народная расправа", но идеологическое пространство романа как собак нерезаных шире: Достоевский осмыслял и декабристов, и П. Я. Чаадаева, и либеральное движение 1840-х гг., и шестидесятничество, интерпретируя революционное "бесовство" в философско-психологическом ключе и вступая с ним в спор самой художественной тканью романа - развитием сюжета как череды катастроф, трагическим движением судеб героев, апокалипсическим отсветом, "брошенным" на события. Современники прочитали "Бесов" как рядовой антинигилистический роман, пройдя мимо его пророческой глубины и трагедийного смысла. В 1875 напечатан роман "Подросток", написанный в форме исповеди юноши, разум которого формируется в "безобразном" мире, в обстановке "всеобщего разложения" и "случайного семейства". Тема распада семейных связей нашла продолжение в итоговом романе Достоевского - "Братья Карамазовы" (1879-80), задуманном как изображение "нашей интеллигентской России" и вкупе с тем как роман-житие главного героя Алеши Карамазова. Проблема "отцов и детей" ("детская" задача получила обостренно-трагедийное и совместно с тем оптимистическое звучание в романе, в особенности в книге "Мальчики"), а ещё конфликт бунтарского безбожия и веры, проходящей сквозь "горнило сомнений", достигли тут апогея и предопределили центральную антитезу романа: противопоставление гармонии всеобщего братства, основанного на взаимной любви (старец Зосима, Алеша, мальчики), мучительному безверию, сомнениям в Боге и "мире Божьем" (эти мотивы достигают кульминации в "поэме" Ивана Карамазова о Великом инквизиторе). Романы зрелого Достоевского - это целое мироздание, пронизанное катастрофическим мироощущением его творца. Обитатели этого мира, люди расколотого сознания, теоретики, "придавленные" идеей и оторванные от "почвы", при всей их неотделимости от российского пространства, с течением времени, в особенности в 20 веке, стали восприниматься как символы кризисного состояния важный цивилизации.
В 1873 Достоевский начал редактировать газету-журнал "Гражданин", где не ограничился редакторской работой, решив печатать собственные публицистические, мемуарные, литературно-критические очерки, фельетоны, рассказы. Эта пестрота "искупалась" единством интонации и взглядов автора, ведущего устойчивый диалог с читателем. Так начал создаваться "Дневник писателя", которому Достоевский посвятил в последние годы немало сил, превратив его в доклад о впечатлениях от важнейших явлений общественной и политической жизни и изложив на его страницах свои политические, религиозные, эстетические убеждения. В 1874 он отказался от редактирования журнала из-за столкновений с издателем и ухудшения здоровья (летом 1874, после этого в 1875, 1876 и 1879 он ездил лечиться в Эмс), а в конце 1875 возобновил работу над "Дневником", имевшим немалый фарт и побудившим многих людей вступить в переписку с его автором (вел "Дневник" с перерывами до конца жизни). В обществе Достоевский приобрел большой этический авторитет, воспринимался как проповедник и преподаватель. Апогеем его прижизненной славы стала речь на открытии памятника Пушкину в Москве (1880), где он говорил о "всечеловечности" как высшем выражении русского идеала, о "русском скитальце", которому необходимо "всемирное счастье". Эта речь, вызвавшая немалый социальный резонанс, оказалась завещанием Достоевского. Полный творческих планов, собираясь сочинять вторую доля "Братьев Карамазовых" и издавать "Дневник писателя", в январе 1881 Достоевский как снег на голову скончался.
Так же читайте биографии известных людей:
Федор Кислов Fjodor Kislov
Кислов Федор Александрович (184216[28].02.1916), поэт-самоучка, музыкант. Из семьи крестьянина. В детстве свирельщик у помещика Глебова-Стрешнева;..
читать далее →
Федор Ракушин Fjodor Rakushin
Первая книга стихов вышла в 1968 году. Федор Ракушин - лауреат премии администрации Пензенской области за достижения в литературе (1997).
читать далее →
Федор Тютчев Fjodor Tutchev
Федор Тютчев - известный русский поэт, публицист, дипломат. Родился 5 декабря 1803 года.Поэзия Федора Тютчева носила лирический характер.Издания..
читать далее →
Федор Абрамов Fjodor Abramov
Федор Абрамов - русский и советский писатель, публицист и литературовед. Родился 29 февраля 1920 года.Федор Абрамов является одним из ярких..
читать далее →