Известные люди

»

Федор Зверев

Федор Зверев Fjodor Zverev Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 20.9.1890
0 года переведён в резерв лётчиков. С 17 Августа - старший офицер 6-го авиационного отряда. 0 года за боевые отличия произведён в войсковые старшины, прикомандирован к управлению авиации. 30 Августа произведён в Полковники.

Родился 20 Сентября 1890 года в станице Наурская Моздокского отдела Терской области. Закончил Владикавказское реальное училище. С 1909 по 1911 год обучался в Казанском военном училище. 6 Августа 1911 года выпущен в 1-й Горско - Моздокский полк Терского казачьего войска, с 14 Сентября 1913 года - меньшой офицер 5-й сотни.

С 23 Марта по 16 Августа 1915 года обучался в Севастопольской военной авиационной школе. С 12 Сентября 1915 года - меньший офицер I-го корпусного авиационного отряда. За разведку 15 Марта 1916 года награждён орденом Св. Георгия 4-го класса. 17 Июня 1916 года назначен начальником 4-го авиационного отряда истребителей, 3 Октября 1917 года - помошником командира Авиационного дивизиона охраны Петрограда. Со 2 Февраля 1918 года военлёт 4-го Кавказского авиационного отряда. 30 Мая 1918 года уволен за штат.

В годы Гражданской войны вступил в Добровольческую армию. С 3 Сентября 1918 года - начальник 1-го авиационного отряда Астраханского авиационного дивизиона, с 1 Марта 1919 года - 4-го Донского самолётного отряда. В Русской армии генерала Врангеля состоял в распоряжении дежурного генерала Штаба Верховного Главнокомандующего.

8 Июля 1920 года переведён в резерв лётчиков. С 17 Августа - старшой офицер 6-го авиационного отряда. 24 Августа 1920 года за боевые отличия произведён в войсковые старшины, прикомандирован к управлению авиации. 30 Августа произведён в Полковники.

После эвакуации из Крыма находился в эмиграции. Жил в Константинополе, с 1923 года - в Ливане. Работал механиком, чертёжником во французском Генеральном штабе, чиновником городского управления. Почётный председатель Союза русских военных инвалидов в Сирии и Ливане. Проживал в казачьей станице в городе Бейрут. Умер 16 Января 1938 года.

* * *

"Большой известностью пользовался в Русской армии боевой лётчик Фёдор Зверев, летавший в составе 4-го истребительного отряда. Однажды он в одиночку атаковал германский самолёт типа "Летающая крепость" - что надо вооружённую двухмоторную машину типа "Румплер". Этот неприятельский самолёт спереди крыльев имел кабину переднего стрелка с пулемётом "Парабеллум", а за коробкой крыльев - заднего стрелка с турельным пулемётом. Подойти к "Румплеру" на дистанцию эффективного огня было непросто. После серии маневров Звереву всё же удалось штурмовать. Его пулемётная очередность попала в правый двигатель вражеского самолёта, пробив картер. Масло вытекло, двигатель заглох и вражеский самолёт был вынужден произвести вынужденную посадку, его экипаж попал в плен.

Самолёт Зверева кроме того получил 37 пробоин, винт разлетелся, повреждены были капот и маслянный бак, пробит шлем у лётчика. Несмотря на все эти повреждения, Зверев смел свершить посадку на свой аэровокзал примерно Браилова. Вэтого же он сшиб в воздушных боях более

[ Утверждение о 10 победах Зверева не соответствует реальности. По некоторым

данным, у него была ещё только одна совместная виктория, в дополнение к вышеописанной.

Что касается 10 подтверждённых побед то, пожалуй, их и у всего его отряда не наберётся. ]

* * *

"4-й авиаотряд, прибывший на Румынский фронт в Августе 1916 года, возглавлял тертый боевой лётчик - Георгаевский кавалер сотник Ф. Т. Зверев. Хотя по штатам в отряде полагалось располагать 6 аппаратов, в нём имелось только 3 "Ньюпора - Бебе" ( тип 11 ), вооружённых пулемётом "Льюис" с магазином на 47 патронов и стрелявшим поверх пропеллера. Пилоты отряда ( летом 1916 года в нём служили Михаил Ефимов, Шатерников и Дунаев ), только научившиеся летать на аэропланах нового типа, не имели понятия о высшем пилотаже, были нехорошо знакомы с автоматическим орркием и не имели практических навыков его употребления. О боевой тактике не стоит и произносить - её не существовало и в зачатке. Вот в таком виде отряд начал драться супротив серьёзного и дерзкого врага. Пополнение прибыло только в Ноябре, когда русские войска, оставив Добруджу, отступили к Браилову. Отряд получил ещё 3 "Ньюпора-21" с аналогичным вооружением. К тому же, под Браиловым сосредоточились и истребительные части союзников - британская и франко - румынская эскадрильи. Вэтого на этом участке фронта скопилось до двух десятков истребителей.

Но, несмотря на это, немецкие бомбардировщики ( из 1-й Боевой эскадры ) нагло совершали групповые налёты - по 5, а то и по 7 машин. Русским истребителям нечасто удавалось перехватывать самолёты противника, а когда это и случалось, бои, как правило, кончались безрезультатно - отказывало оружие. Не лучше дела обстояли и у союзников. В. М. Ткачёв, приводивший в своих воспоминаниях тот самый момент, считал главной причиной неудач, помимо слабой подготовки пилотов, отсутствие единого управления истребителями.

Единственный счастливый момент выпал на долю Зверева, которому посчастливилось сшибить в Ноябре над Браиловым здоровый двухмоторный "Румплер".

Однако, это было всего только везение - в "немца" попала всего одна пулька, пробившая картер левого двигателя. Экипаж не заметил своевременно повреждения, и когда масло вытекло, движок заклинило. Неопытный пилот бомбардировщика не решился развернуться на одном работающем моторе вспять, побоявшись слететь в штопор, и в результате ему пришлось опуститься в русском расположении в 15 км от Браилова.

Победителю досталось значительно больше: ответным огнём стрелки "Румплера" практически изрешетили аппарат Зверева, пробив бензобак, разнеся в щепу пропеллер и разворотив капот двигателя. Впоследствии в машине насчитали 37 пробоин, но, как это ни потрясающе, сам Зверев при этом не пострадал, хотя одна из пуль пробила его пилотскую каску. Это была единственная из подтверждённых побед 4-го авиаотряда за 1916 год.

Такая картина в целом была характерна и для прочих истребительных подразделений, воевавших на других участках русского фронта. Малочисленные ( типично в составе 3 - 4 самолётов, вместо положенных 6 ) истребительные отряды не были в состоянии не дать в обиду от посягательств противника многокилометровую полосу армейского фронта. В какой - то степени ситуацию спасало то положение, что прочие отряды армейских дивизионов, в конце концов - то, всецело перевооружились на аппараты с пулемётными установками и при необходимости могли участвовать в операциях по охране воздушного пространства".

Так же читайте биографии известных людей:
Федор Калугин Fjodor Kalugin

Гвардии лейтенант Ф. З. Калугин совершил 252 боевых вылета, провёл 56 воздушных боев, сбил 10 самолётов противника лично и 3 в составе группы. 2..
читать далее

Федор Костиков Fjodor Kostikov

Старший лейтенант Ф. М. Костиков совершил 223 боевых вылетов, в 67 воздушных боях сбил лично 15 и в составе группы 11 самолётов противника. 0 года..
читать далее

Фёдор Лопатин Fedor Lopatin

15 Января 1940 года за мужество и воинскую доблесть, проявленные в боях с врагами, удостоен звания Героя Советского Союза. Награждён орденом..
читать далее

Федор Митрофанов Fjodor Mitrofanov

Старший лейтенант Ф. В. Митрофанов совершил 250 боевых вылетов, в 18 воздушных боях сбил лично 10 и в составе группы 3 самолёта противника. 14..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий