Известные люди
»Федор Карпов
Рождение: Россия
Карпов Федор Иванович (ск. до 1545), дипломат и писатель. Происходил из старинного княжеского рода. В 1495 постельничий в поездке Ивана III и его внука Дмитрия в Новгород. С 1508 Карпов становится одним из руководителей восточной политики Московского государства, занимаясь преимущественно Крымским ханством.
Карпов единственный из руководителей восточной политики России в к. XV 1-й пол. XVI в., при трех государях Иване III, Василии III и Иване IV. Впервые он упомянут как постельничий Ивана III в 1495. В 1529 Карпов получил ранг окольничего, а в 1537 ранг и пост оружничего (единственный из высших чинов, связанных с заведованием царским арсеналом).
В историю древнерусской литературы Карпов вошел как автор нескольких посланий, из которых до нас дошло четыре: 2 Максиму Греку, 1 митр. Даниилу и 1 иноку Филофею.
Карпов отличался пытливым умом и самыми широкими интересами его волновали проблемы философии, астрологии, богословия. Причем, волновали в буквальном смысле слова, оттого что неутолимая охота познания исходила из самого сердца русского мыслителя. Так, в одном из посланий к Максиму Греку, в котором Карпов просит разъяснить темные места из Третьей книги Ездры, он восклицает: Азъ же сегодня изнемогаю умом, во глубину впад сомнения, прошу и мил ся дею, да мне некая целебнаа присыплеши и думка мою упокоиши И продолжает: Молчати же утесневаюся: не премолчитъ бо во мне многопутный мой помыслъ, хощетъ веддати, ему же несть господинъ, и тщится разыскать, его несть изгубилъ, мыслил чести, его же несть училъ, хощетъ победити, ему же несть победимъ.
Сам Карпов показывает себя не только прекрасным знатоком Священного Писания, но и античной философии и литературы. Об этом свидетельствует его Послание митрополиту Даниилу, в котором встречаются цитаты из Аристотеля и Овидия, упоминается имя Гомера. Кроме того, знал он и католическую литературу.
Послание митрополиту Даниилу наиболее интересное сочинение русского мыслителя. Оно представляет собой отклик на послание митрополита, в котором Даниил призывал своего адресата к терпению. Карпов же, воздав в начале своего Послания хвалу уму и литературному таланту митрополита, всю вторую доля посвящает опровержению мнения Даниила.
Все опровержения строятся, казалось бы, на нехитрый идее терпением следует сооружать бытие духовную, но мирское среда не может существовать на основе этого принципа. Мысль эта, конечно, не новая, и всякий реально функционирующий политик Древней Руси с ней был знаком давнехонько на практике. Однако Карпов выстраивает целую систему возражений, благодаря чему он, не возбраняется проронить, представляет митр. Даниилу концепцию своеобразного идеального общества, в основе которого должны возлежать правда, закон и милость.
Как показали современные исследования, источником до того стройной концепции Карпова послужили труды Аристотеля Никомахова этика (Карпов прямо ссылается на 10-ю книгу этого сочинения) и Политика. Карпов был знаком с сочинениями Аристотеля в латинском переводе, и в Послании встречаются прямые переводы на российский язык многих аристотелевских терминов: занятие народное res publica, начальство principatus, гражданьство civitas. Впрочем, конечно, что положения аристотелевской теории российский мыслитель рассматривал сквозь призму христианского миросозерцания.
По убеждению Карпова, терпение должно быть присуще всем христианам овем боле, овем менши по разчинию лицъ, и дела, и времени. Однако если терпение становится во главу общественного устройства, то среда погибает: Долготръпение в людехъ безъ правды и закона общества добро разърушает и занятие народное ни во что низводитъ, злыа нравы въ царствехъ вводить и творитъ людей государемъ непослушныхъ за нищету.
Следовательно, основание всякого государства составляет правда. В толковании Карпова правда это правильность (занятно, что Аристотель ставит правду более того выше справедливости). В реальной жизни правда находит близкое выражение в законах. Карпов утверждает: Нужа бе человекомъ во вся времяна под законы жити. Более того, закон превращается у русского мыслителя в оригинальную теорию поэтапного развития человечества. Первый отрезок времени, въ время естества, люди жили под закономъ естественымъ. Во второй отрезок времени, во времена Закона, под закономъ Моисейским. В третий отрезок времени, длящийся до сих пор, во время благодати, люди живут под закономъ Христовымъ.
Хотелось бы направить участливость, не проводя строгих параллелей, что подобная периодизация человеческой истории во многом схожа с периодизацией, которую за 300 лет до Карпова, в XII в., предложил Климент Смолятич в своем Послании к Фоме.
Справедливые законы позволяют учинить справедливое же среда. Подданные оказываются защищенными от притеснений со стороны правителя: Того с целью даны законы, да не кто силне вся възможеть. Начальствующие с помощью законов добиваются подчинения подданных. Добрые люди перестанут мучиться от злых: Сего с целью закономъ быти нужа бе, да тех страхом человеческая дерзость запретится, и угрожающе будеть промеж неключимыхъ неповинств.
Вполне без сомнения, что законы издаются начальниками. Более того, в понимании Карпова все люди нуждаются во власти царей (имамы жити под цари), которых он сравнивает с гуслями библейского царя Давида: Въ всякомъ языце и людехъ треба есть быти царем и началникомъ, иже подобають имети подобие гуслей игреца Давида в себе. Ведь как музыкант, играя на гуслях, создает гармоничную мелодию, так и цари обязаны своими действиями сотворить гармоничное среда.
И в этом месте на содействие царям приходит милость, потому как милость без правды есть малодушество, а истина без милости есть мучительство. Вместе же они и поддерживают гармонию в обществе: Милость, правдою подстрекаема, а истина, милостью укрощаема, сохраняють царя царство въ многоденьстве. Царь же, не соблюдающий справедливости, достоин осуждения на Страшном суде: Ответъ въздати велиему Судыи долженъ.
Конечно, Карпов понимал всю теоретическую отвлеченность своих, основанных на Аристотеле, рассуждений. Поэтому он всячески сокрушается и о несовершенстве мира, и о несовершенстве российской жизни. Недаром он писал: По апостолу яко дние злие суть мню, конци векъ достигоша. И утверждает: Коль вредными и неугодными стезями хромыми ногами, спепыма очима она земная политическая элита и все естество человечьская гулять ныне. А свои горестные рассуждения о несовершенстве мира он завершает иллюстрациями из поэтических сочинений Овидия.
Впрочем, у Карпова точно были какие-то и больше реальные предложения изменения ситуации в России, найденные им у Аристотеля или же у каких-то иных античных философов. Однако он очевидно не хочет их высказывать, опасаясь услыхать от митр. Даниила обвинения в язычестве: Аще реку множайша, тогда нечто тая язычская и чюжа быти речеши.
В целом же Послание митрополиту Даниилу свидетельствует, что Карпов стал одним из первых отечественных мыслителей, кто не несложно использовал те или иные отдельные идеи Аристотеля, но положил научные разработки античного философа в основание собственного учения. Более того, Карпов первым попытался предложить использование аристотелевской теории общественного устройства к реальной жизни России. О семъ, владыко, прети и моли, да Богу поспешъствующу, сиа исправятся, обращался он к митр. Даниилу. Столь же новым было и упование Карпова на силу закона, в первый раз до того ослепительно выраженное в Послании.
В сложной духовной атмосфере 1-й пол. XVI в., наполненной многочисленными спорами и дискуссиями, Карпов, тем не менее, пользовался всеобщим уважением. И не случайно с его мнением считались и Максим Грек, и инок Филофей, и митр. Даниил. Разумным мужем называл его и кн. Андрей Курбский.
Перевезенцев С.
Так же читайте биографии известных людей:
Федор Постный Fjodor Postniy
Киевский купец, председатель Киево-Подольского отдела Союза Русского Народа (СРН) и Киевского Союза Русского Народа.
читать далее →
Федор Раскольников Fjodor Raskolnikov
Партийный и военный деятель, дипломат. Внебрачный сын протоиерея Сергеевского. Учился в Петербургском политехническом институте. Образование получил..
читать далее →
Федор Ростопчин Fjodor Rostopchin
Член Государственного Совета Российской империи, граф. С 10-летнего возраста был зачислен в лейб-гвардии Преображенский полк.
читать далее →
Федор Трухин Fjodor Truhin
Один из руководителей русского освободительного движения, генерал-майор ВС КОНР. Из дворян. Окончил гимназию (1914), 2 курса юридического факультета..
читать далее →