Известные люди

»

Федор Конюхов

Федор Конюхов Fjodor Konyuhov Карьера: Путешественник
Рождение: Украина» с. Чкалово, 12.12.1951
Федор Конюхов - известный на весь мир российский путешественник, писатель и художник, священник. Родился 12 декабря 1951 года.Помимо этого, Федор Конюхов является Заслуженный мастером спорта СССР по спортивному туризму, членом Союза художников СССР, Союза писателей России и Союза журналистов России, а так же первым россиянином, побывавший на Южном и Северном полюсах и Эвересте.

Родился 12 декабря 1951 года в селе Чкалово Запорожской области Украины. Отец - Конюхов Филипп Михайлович (1917г.рожд.), Мать - Конюхова Мария Ефремовна (1918г.рожд.). Супруга - Конюхова Ирина Анатольевна (1961г.рожд.), медик юридических наук, профессор. Сын - Конюхов Оскар Федорович (1975г.рожд.). Дочь - Конюхова Татьяна Федоровна (1978г.рожд.).

Будущий прославленный путешественник Федор Конюхов жил и воспитывался в немудрёный крестьянской семье, в которой было пятеро детей: три сына и две дочки. Сызмальства они привыкли к нелегкому колхозному труду на поле, к работе на огороде, а Федор ещё нередко ходил с отцом-рыбаком на путину в Азовское море. С удовольствием нес вахту на руле, помогал рыбакам вытягивать сети. Будучи участником Великой Отечественной войны, дошедшим до Будапешта, папа нередко рассказывал детям о тяжелых боях супротив фашистов, призывал открыто работать, оберегать свою землю. Юному Федору запали в душу интересные рассказы дедушки, подполковника царской армии, о Георгии Седове, с которым служил в одном гарнизоне. Перед своей последней, оказавшейся трагической поездкой в Арктику, Георгий оставил другу православный крестик с просьбой вручить самому крепкому из сыновей или внуков, тот, что смог бы осуществить его идею. И, как известно, Федор выполнил это завещание - на Северном полюсе побывал три раза, причем как-то раз - в одиночку с тем крестиком на шее.

К дальним походам Федор готовил себя с ранних лет, на первых порах, может быть, не вовсе осознанно. Научился добро плавать и нырять, гулять на шлюпке на веслах и под парусом. Купался в холодной воде, спал на сеновале. В футболе и беге на большие дистанции посреди школьных ребят равных ему не было, и больше всего его привлекало море, морская стихия и романтика. Начитавшись Гончарова и Станюковича, Жюля Верна и других маринистов, он в 15-летнем возрасте совершил свой первостепеннный поход - на гребной лодке пересек Азовское море.

Поняв, что море - его призвание, Федор окончил Одесское мореходное и Ленинградское полярное училища, получил специальности штурмана-навигатора и судового механика. В 1977 году он организовал плавание яхты по маршруту Витуса Беринга и других мореходов в северной части Тихого океана. Любознательный следопыт и патриот хотел изведать, как соотечественники на утлых суденышках три столетия вспять открывали острова и заливы, Русскую Америку, основывали там поселения. Подобные благородные Федор цели преследовал и при походах на Камчатку, Сахалин, Командорские острова. На Чукотке ходил на собачьих упряжках, оценивая вероятность с их помощью достичь Северного полюса, но для этой цели позднее выбрал лыжи. Всюду интересовался бытом людей, как они выживают в трудных условиях Севера, нарисовал там строй интересных картин, украшавших немного персональных экспозиций художника.

Штурму Северного полюса предшествовали лыжный переход в полярную темное время суток к Полюсу относительной недоступности в составе группы Д. Шпаро; турне по Баффиновой земле (Канада) в составе канадской экспедиции; трансарктический лыжный переход по маршруту СССР - Северный полюс - Канада под руководством Д. Шпаро; участие в первой автономной экспедиции "Арктика" к Северному полюсу во главе с В.Чуковым.

Получив ладный навык лыжных полярных походов, Федор в 1990 году отправился к полюсу в независимый вояж. Нелегко было одинокому путнику преодолевать торосы и полыньи, к тому же за плечами был нелегкий рюкзачок, а на буксире тащил нарты с грузом. Спал прямо на льду, забравшись в палатку и спальный мешок. Через 72 суток добился Северного полюса, осуществив свою мечту и выполнив завещание Георгия Седова. Правда, как-то раз не погиб во время торошения льда.

Это его не испугало и уже посредством пять лет он опять в одиночку отправляется форсировать ледовую пустыню Антарктиды. Для ориентировки в экстремальных условиях использовал малогабаритный космический навигатор "Навиком", ориентированный на стационарный орбитальный спутник. С его помощью путешественник на 59-й день трудного пути в аккурат вышел в точку Южного полюса и впервой водрузил там флаг Российской Федерации. На тот самый раз Ф.Конюхов единственный заменил целую экспедицию. По поручению Минатома он измерял естественное радиационное поле Антарктиды на пути к полюсу. По заданию медиков оценивал физическое и психологическое состояние организма при одновременном воздействии на него немалый высоты (больше 5 тысяч метров), низкой температуры (до -60 градусов) и сильного ветра (до 30 метров в секунду). Вел кроме того наблюдения по программе Арктического и Антарктического научно-исследовательского института. И накопил изрядный материал для этих ведомств и своих книг.

Отечественные и зарубежные специалисты считают Федора Конюхова самым универсальным из профессиональных путешественников. В его активе возле сорока разнохарактерных походов, в том числе и по горам. Не имея специальной альпинистской подготовки, но обладая громадный физической выносливостью и упорством в достижении намеченной цели, он решил в честь 850-летия Москвы взойти на горные вершины всех континентов Земли. На это ушло пять лет настойчивого труда. В качестве тренировки сбегал на Ключевскую сопку высотой 4750 метров и поверил в свои силы. Затем были кавказский пик Эльбрус (5642 м), азиатский Эверест (8848 м), австралийская гора Косцюшко (2230 м), южноамериканская Аконкагуа (6960 м). Конечно, труднее всего было взобраться на Эверест, но три вершины были по-своему интересными, загадочными и трудными. Давно потухший африканский вулкан Килиманджаро (5895 м), воспетый Эрнестом Хемингуэем, особенно привлекал участливость русского путешественника. Поднимаясь вверх из тропической зоны, он потихоньку испытывал смену климатических и погодных условий. Если у подножия была выжженная на светило растительность, то с 3-4-х километров начинается вечнозеленый тропический лесной массив, ещё выше - альпийские луга, позже скалы и, в конце концов, царство льда и снега. Как художник, он не мог налюбоваться красотами природы, сделал зарисовки, хоть отбавляй фотографировал. Но самыми трудными и опасными для восходителя оказались ледово-скалистые горы: североамериканская Мак-Кинли (6193 м) и антарктическая - массив Винсон (5140 м). Здесь и основательный снег, и коварные трещины во льду, и сковывающий дыхание свирепый прохладный ветер. А успешно спустившись (местами приходилось ползти) с массива, малость было не погиб от холода и голода - больше трех суток авиалайнер не мог примчать за ним из-за весьма разыгравшейся пурги.

Большинство походов путешественник делает в одиночку, но он с охотой принимает участие и в коллективных экспедициях. И сам организовал и возглавил два интересных трансконтинентальных пробега: советско-американский на велосипедах по маршруту Находка - Ленинград (1989) и советско-австралийский автомобильный - Находка - Брест (1991). В долгом пути по российским просторам Федор показал своим зарубежным коллегам-путешественникам многие природные достопримечательности: кедровые леса, озерко Байкал, могучие сибирские реки, Уральские горы, новые города. Результатом этих пробегов явились репортажи, документальные кинофильмы, фотоальбомы, выпущенные у нас в стране и за рубежом.

И все-таки главная граница путешествий яхтенного капитана - это море и океан. И он, один из россиян, в одиночку совершил три кругосветных плавания. Первое из них - в 1990 - 1991 годах на яхте "Караана". Стартовал из австралийского порта Сидней и туда же вернулся сквозь 224 суток. Причем выбрал самый-самый серьезный маршрут: между "ревущими" сороковыми и "неистовыми" пятидесятыми широтами, там, где преимущественно попутный ветер и где ходили первые русские кругосветные мореплаватели Иван Крузенштерн, Михаил Лазарев и др. Но вкупе с тем, на маршруте - прохладный, а то и штормовой ветер со снегом или дождем, опасные встречи с китами и айсбергами, в особенности в проливе Дрейка, у мыса Горн. Но все преодолел мореход, истина, похудел при этом на 11 килограммов.

Уже посредством год Конюхов отправился во второе кругосветное плавание по другому, экваториальному маршруту: Тайвань - Сингапур - Индийский океан - Красное и Средиземное моря - Гибралтар - Атлантика - Гавайские острова - Тайвань с заходом на все континенты. Одиночное плавание на здоровый двухмачтовой яхте "Формоза" продолжалось 508 дней и было связано с драматическим и в то же время героическим событием. В районе Филиппин капитан здорово захворал и попал в больницу. А в это время пираты угнали его яхту на прочий остров. Но Федор - не из робкого десятка. Ведь служил на балтийском десантном корабле, выполнял задания командования в джунглях Вьетнама и Никарагуа. Чтобы отыскать "Формозу" на дальнем острове, пришлось угнать катерок от других пиратов. А обнаруженных на борту яхты пьяных разбойников смельчак связал и погрузил на их резиновую лодку.

Участвуя в международной парусной гонке "Вокруг света - в одиночку", он совершил третью кругосветку, управляя яхтой "Современный гуманитарный университет". Поначалу на соревнование записалось 39 претендентов из многих стран, но на старт вышло только 16 судов, остальные отсеялись по разным причинам, в том числе не сдавшие квалификационный пробег в 2 тысячи морских миль. Федор опробование выдержал, но попал под потрясение трех ураганов. Особенно тяжело ему было в борьбе с ураганом "Даниел" в районе Бермудских островов. Три дня яхта лежала на борту, и капитану пришлось приложить невероятные усилия, чтобы выпрямить ее.

Гонка охватила весь Мировой океан протяженностью 27 тысяч морских миль, т.е. 50 тысяч километров, и проходила по маршруту: америкосский порт Чарлстон - Кейптаун (ЮАР) - Окленд (Новая Зеландия) - Пунта-дель-Эсте (Уругвай ) - Чарлстон. (Интересно, что во все эти пункты прилетали на самолете супруга Ирина, отпрыск Оскар - для моральной поддержки Федора. И помогали ему в устранении технических неполадок на яхте).

Вэтого в пути яхтсмены были восемь месяцев, с сентября 1998 года по май 1999 года. Испытали на себе тропическую жару и пронизывающий ветер Антарктики, уклонялись от стальных кораблей и айсбергов и все время гнали вперед, не зная сна и покоя. На некоторых судах было до 15 различных поломок, не избежала этого и яхта Конюхова. В темное время суток он столкнулся со спящим китом, в результате чего был погнут руль. При подходе к мысу Горн на борт запрыгнул дельфин, что нечасто бывает в практике мореплавания, шкиперу с трудом удалось вытолкнуть тяжелое и скользкое стан морского гостя в его родную стихию. А у берегов Бразилии он едва отбился от современных флибустьеров с помощью сигнальной ракетницы.

Не выдержав условий экстремальной гонки, семь участников сошли с дистанции. Федор Конюхов пришел к финишу третьим. На его имя в Америку пришла правительственная телеграмма от главы администрации города Москвы Юрия Лужкова. "Нам мило, - говорилось в ней, - что этакий легендарный путешественник живет в Москве и продолжает традиции наших соотечественников в освоении планеты".

По заявке Ф. Конюхова он зарегистрирован для участия в международной парусной гонке "Винди Глоуб-2000", старт которой намечен на 5 ноября 2000 года. Главная черта этого глобального соревнования - оно проводится без остановки, без единого захода в порты! И ещё что в этом месте привлекает Конюхова: нужно обогнуть Антарктиду, а ему давнехонько хочется одолеть путь путем первооткрывателей шестого континента русских морских офицеров Фаддея Беллинсгаузена и Михаила Лазарева. Это будет четвертая кругосветка мужественного мореплавателя. А до этого он успел поучаствовать в международной гонке на собачьих упряжках "Айдитарод-2000" по заснеженной Аляске, по пути золотодобытчиков XIX века.

Походы и экспедиции замечательного путешественника многое дают нашей науке, спорту, туризму, всему обществу. Они показывают, чего может достичь джентльмен, добро подготовленный физически и морально, умеющий беречь самочувствие и работоспособность, подчас в сложных ситуациях. И не поразительно, что 48-летний следопыт планирует путешествовать до 2020 года.

Пополняя свои знания, он учится на юридическом факультете Современного гуманитарного университета, там же руководит лабораторией дистанционного обучения в экстремальных условиях.

Федор Конюхов всю дорогу, более того во время походов, полно пишет и рисует. Он является членом Союза художников и членом Союза журналистов РФ. В 1999 году вышли три его книги: "И увидел я новое небосклон и новую землю", "Гавр - Чарлстон" и "Как открывали Антарктиду"; прежде был издан альманах "Русский путешественник". Это в основном дневниковые записи автора, но воспринимаются они как приключенческие повести.

Имя Федора Конюхова стоит в ряду выдающихся деятелей науки и техники в международной энциклопедии "Хроника человечества". Путешественник награжден орденом Дружбы народов, дипломом ЮНЕСКО за вклад в занятие экологии. Он - Заслуженный мастер спорта, яхтенный капитан.

Помимо главного увлечения своей жизни - путешествий, Федор Филиппович пишет вирши, музыку для органа и художественные произведения.

Так же читайте биографии известных людей:
Федор Литке Fjodor Litke

Литке, Федор Петрович, граф - адмирал, ученый-путешественник (17 сентября 1797 г. - 8 октября 1882 г.).
читать далее

Фёдор Мильков Fedor Milkov

Известный русский географ, заслуженный деятель науки Российской Федерации.
читать далее

Федор Слудский Fjodor Sludskij

Слудский (Федор Алексеевич, 1841 - 1897) - профессор теоретической механики московского университета. Родился в Ярославле и окончил курс в..
читать далее

Федор Бредихин Fjodor Bredihin

(1831 - 1904), первоначальное образование получил в одесской гимназии, а затем в Ришельевском лицее; по окончании курса в Московском университете..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий