Известные люди

»

Федор Чубуков

Федор Чубуков Fjodor Chubukov Карьера: Авиатор
Рождение: Россия, 21.6.1920
Федор Чубуков - герой советского Союза, летчик- истребитель. Родился 21 июня 1920 года.Федор Чубуков совершил 296 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сбил 17 и в составе группы 5 самолётов противника. 0 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

Родился 21 Июня 1920 года в посёлке Бирюч Курской губернии, в настоящий момент Красногвардейского района Белгородской области, в семье крестьянина. В детстве переехал в град Воронеж, где окончил 10 классов школы 12 и аэроклуб. С 1939 года в Красной Армии. В 1940 году окончил Борисоглебскую военную авиационную школу пилотов.

С Июня 1941 года в действующей армии. К Маю 1944 года начальник эскадрильи 29-го Гвардейского истребительного авиационного полка ( 275-я истребительная авиационная дивизия, 13-я Воздушная вс, Ленинградский фронт ) Гвардии Капитан Ф. М. Чубуков совершил 296 боевых вылетов, в 52 воздушных боях лично сшиб 17 и в составе группы 5 самолётов противника. 19 Августа 1944 года за мужество и отвагу, проявленные в боях с врагами, ему было присвоено звание Героя Советского Союза.

К концу войны совершил возле 350 успешных боевых вылетов. Участвуя в 100 воздушных боях, сшиб 35 неприятельских самолётов лично и 5 - в группе с товарищами. ( М. Ю. Быков в своих исследованиях обнаружил в оперативных документах подтверждения на 34 личных и 5 групповых побед )

После окончания войны окончил Высшие лётно - тактические курсы усовершенствования офицерского состава, в 1952 году благополучно окончил Военно - Воздушную академию. С 1962 года Гвардии Полковник Ф. М. Чубуков - в запасе. Жил в Риге. Преподавал в Институте инженеров Гражданской авиации. Награждён орденами Ленина, Красного Знамени, Александра Невского, Отечественной войны 1-й и 2-й степеней, Красной Звезды ( дважды ), медалями.

* * *

Cвоим боевым мастерством Фёдор Чубуков во многом обязан традициям 154-го ИАП ( 29-го Волховского ГвИАП ), где молодые лётчики опекались старшими и выпускались на боевое поручение следом серьёзной школы учебных боёв. Командир полка А. Матвеев, комэски П. Покрышев и П. Пилютов были не только выдающимися воздушными бойцами, но и талантливыми наставниками - педагогами. Вместе со своими учениками и соратниками они завоевали славу своего полка, выпестовали его "звёздный" состав, стали самыми результативными на Ленинградском фронте, сбив в воздухе больше 400 неприятельских самолётов.

Чубуков был мастером решительной, быстрой атаки, непрерывного давления на противника во время боя. Недаром на его счету 10 боёв, в каждом из которых он сшиб по нескольку неприятельских самолётов. Первый таковый махач он провёл 11 Июля 1942 года, когда на своем "Киттихауке" ему удалось сшибить 2 истребителя Ме-109. В Сентябре 1942 года он заявил о себе уже как о сложившемся мастере воздушного боя: 3 Сентября сшиб 2 бомбардировщика Ju-88, 14 Сентября уничтожил ещё единственный самолёт, а в бою 26 Сентября, когда немцам на свою голову удалось отсечь его "Киттихаук", он, сманеврировав и грубо сбросив прыть, сшиб первоначально единственный и тут же, не дав опомниться, второй "Мессер" преследователей. После перевооружения 29-го ГвИАП на "Яки" он продолжил свою уверенную боевую поступь, ещё раз сбив пару Ju-88 над Волховом.

...Это было летом 1943 года. Лётчикам 29-го Гвардейского полка вручали медали "За оборону Ленинграда". На эпизод тревоги все построились рядом с самолётной стоянкой. Первым медаль получил Пётр Покрышев. Он прикрепил её пониже Золотой Звезды и вернулся в строй. Затем к командиру подошёл Андрей Чирков, сбивший основополагающий вражеский самолёт на Ленинградском фронте. Чеканным шагом из строя вышел Александр Горбачевский. За ним - худощавый, казавшийся юношей, Фёдор Чубуков. Но только успел он принять из рук командира медаль и, вытянувшись, вымолвить "Служу Советскому Союзу !", как над аэродромом взвилась ракета...

Дежурному звену на вылет !

Чубуков сорвался с места и побежал к самолёту. Через немного минут его лик человеческий мелькнуло в кабине взлетающего истребителя. Шлем и напряжённо сосредоточенный воззрение сию минуту сделали Чубукова старше.

Было время, когда ему шибко хотелось глядеться взрослее. Моложавый наружность и застенчивость Чубукова давали основание более того ровесникам обращаться с ним, как с младшим товарищем. А лётчики постарше называли его сынком. Они любили внимать, как Федя играет на бояне, но в мордобой старались не забирать. Пусть, мол, ещё полетает в районе аэродрома, потренируется. Успеет повоевать. Поняв, в чём занятие, Чубуков обиделся: "Чем без толку топтаться на аэродроме, лучше в пехоту пойду. Пользы больше будет..."

Его начали включать в группы сильных лётчиков, чтобы в случае чего было кому заступиться. Но один раз, вернувшись на аэропорт, начальник эскадрильи Пётр Покрышев кивнул в сторону вылезавшего из самолёта Чубукова: "Наш - то птенчик оказался с коготками. Царапнул "Мессера" и помог мне сшибить его".

Покрышев, славно разбиравшийся в лётчиках, сделал Чубукова своим ведомым. И не разу не пожалел об этом. Чубуков не подвёл его. Раненый, с застрявшим в ноге осколком, он продолжал биться, не покидая боевых друзей. Чубуков повернул к аэродрому, только когда махач закончился.

Это было 15 Марта 1942 года. Через немного дней лётчик послал из госпиталя в полк записку. Просил не волноваться, писал, что ранка быстро заживёт. Вскоре он вернулся в полк, сызнова начал летать, пополняя свой боевой счёт новыми победами.

Однажды, случилось это в Августе 1942 года, Фёдор Чубуков оказался единственный перед 12 "Мессерами". Машина его была чрезмерно маленькой целью для одновременной атаки всей вражеской группы. Они пикировали на него по очереди. Увёртываясь от атак, Чубуков редко оглядывался: не летит ли кто из товарищей на поддержка ? Ему так хотелось узреть своих ! Но товарищи были вдали. Они не могли кинуть бомбардировщики, которые сопровождали.

Приходилось биться одному. Боеприпасов оставалось самое малое. Он уже сшиб два Ме-109: основополагающий - в самом начале боя, второй - когда германский истребитель позже неудачной атаки оказался ниже его. Но и Чубуков еле-еле справлялся со своим самолётом. Из пробитого мотора в кабину брызгало горячее масло. И, что ещё хуже, заклинило повреждённый пулями руль поворота.

Самолёт сорвался вниз. Ветер бил в стёкла фонаря, почва надвигалась с ужасающей быстротой. Но, как говорится, нет худа без добра. Внезапная утрата высоты спасла Чубукова. Он оторвался от преследователей. Огромным усилием выхватив из пике падающий самолёт, Фёдор уже не пытался набирать высоту. Едва не сшибая верхушки сосен, кое - как дотянул он до своего аэродрома.

Из кабины показался мужчина, которого никто не мог познать. Чёрный, точь-в-точь с головой окунувшийся в нефть, он с трудом выбрался на крыло машины и покачнулся. Техники успели подцепить лётчика. Это был Фёдор Чубуков...

Многие вспоминали об этом, когда начальник вручал отважному лётчику медаль "За оборону Ленинграда". Жаль, поздравить парня так и не удалось. Помешала напряженность...

Чубуков улетел во главе группы. В 1943 году, когда Пётр Покрышев, второй раз удостоенный звания Героя Советского Союза, принял полк, его бывший ведомый стал командиром эскадрильи. Одной личной храбрости ныне уже было немного. Теперь он был ведущим. Сам командовал эскадрильей, вёл её в мордобой, продолжая оставаться в то же время воздушным бойцом. Стремительность воздушного боя подчас не оставляет времени для команд. И тогда всё решает свой образец командира. Фёдору Чубукову пришлись по плечу и эти новые задачи. Ведь ему было у кого научиться точному удару по врагу, умелому маневру, взаимовыручке - он летал в паре с одним из лучших воздушных бойцов Ленинградского фронта Петром Покрышевым !

...В репродукторе на командном пункте через треск и попискивание рации приглушённо звучала его скороговорка: "Справа ещё пара... Атакуем !.."

Когда лётчики вернулись, шеф штаба полка, расспросив о подробностях боя, взялся собирать донесение: "Попытка противника бомбить важную для снабжения Ленинграда перевалочную базу на мысе Осиновец сорвана. Бомбардировщики противника к цели не допущены. Один вражеский самолёт сбит группой наших истребителей".

Потом, взглянув на лётчиков, сказал: "Здорово всё - таки получилось. И медаль получили, и боевое поручение выполнили. Поздравляю".

Только в настоящий момент Чубуков вспомнил о медали. Достав её из кармана и, положив на ладошка, взялся рассматривать.

- Хватит любоваться, - с шутливой строгостью сказал патрон штаба, - марш строиться, нужно и остальным вручить медали...

Личный образец командира эскадрильи Капитана Чубукова не раз воодушевлял лётчиков. Но по привычке лётчики ещё длительно называли Чубукова запросто - Федей. Когда же он в одном из боёв сшиб безотложно 4 немецких самолёта, Пётр Андреевич Пилютов, тот что ни на есть, что в Декабре 1941 года единственный дрался над Ладогой супротив 6 вражеских истребителей, сказал:

- Ну и ну ! Вот так Чубуков ! А мы с ним всё, как с маленьким: Феденька, Федя, а Федя съел медведя. И не одного ! Надо же, в одном бою четырёх порешил ! Скоро нам, старикам, придётся удерживать равнение на Федю...

После этого случая - а произошло это 28 Марта 1944 года, Фёдор Чубуков провёл ещё полно успешных боёв. Стал настоящим асам. И забава старого лётчика оказалась сильно близкой к истине: Чубуков сшиб на Ленинградском фронте 34 вражеских самолёта. И это только лично ! И ещё 5 - в групповых боях. Выходит, что он единственный уничтожил единый авиаполк.

Несколько позднее, в Сентябре 1944 года, газета "Правда" поместила статью, рассказывающую о боевых делах славных лётчиков 29-го Гвардейского Волховского истребительного авиационного полка. Были в ней и такие строчки:

"...На высоте 3500 метров лётчики встретили 4 вражеских самолёта FW-190. Это были немецкие асы. Наши Гвардейцы Чубуков и его ведомые навязали противнику вертикальный маневр. После многих обоюдных атак Чубукову удалось забежать в хвостище одному "Фоккеру". Короткая очередность, и тот полетел к земле.

В эту минуту ведущий услышал звук с земли: "Курсом к нашему переднему краю летят 18 "Юнкерсов" в сопровождении 8 "Фокке - Вульфов". Чубуков вывел свою группу из боя и увидел на горизонте резво растущие точки. Сражение развернулось над вражескими позициями. Гвардейцы расколотили строй Ju-87. Противник вынужден был свалить бомбы на свои же войска. Атаками сверху Гвардии Капитан Чубуков и Гвардии Младший лейтенант Логинов свалили пятый бомбардировщик противника.

Во время преследования остальных "Юнкерсов" на Гвардейцев набросились подоспевшие FW-190. Советский ас Фёдор Чубуков одержал в схватке с вражескими истребителями 4-ю в этом бою победу, доведя свой счёт до 20 сбитых вражеских самолётов".

В Cентябре 1944 года полк был передан из 13-й Воздушной армии в 7-ю Воздушную армию, действовавшую на Карельском фронте. Здесь комэск 29-го ГвИАП Гвардии Капитан Чубуков провёл свои последние воздушные бои, на Як-9 одержал последние победы.

Войну Фёдор Чубуков заканчивал летая на новом именном истребителе Як-9У. История этой машины такова. В театре имени Е. Вахтангова, как и во многих художественных коллективах, в годы войны была создана фронтовая бригада. Артисты приезжали на передний край к бойцам. Талантливый коллектив выступал перед защитниками Москвы и Сталинграда, перед участниками битвы за Берлин.

В одной из поездок на фронт вахтанговцы познакомились с Гвардейцами 29-го авиаполка. Родилась думка составить средства на постройку самолётов и окрестить их именем своего театра. Это патриотическое начинание поддержали все работники театра.

22 Февраля 1945 года 4 новеньких истребителя Як-9У с надписью на борту "Вахтанговец" представители театра патетично передали на подмосковном аэродроме Гвардейцам - авиаторам.

Новые боевые машины получили Ф. Чубуков, О. Архиреев, Б. Логинов и П. Емельянов. Всем им были вручены и удостоверения Государственного академического театра имени Евгения Вахтангова - лётчики стали почётными членами театрального коллектива. В реакция авиаторы обещали ещё крепче ударять врага, чтобы приблизить ясный день Победы. Артисты и лётчики сфотографировались.

Самолёты "Вахтанговец попали в надёжные руки. Так, Борис Логинов, к примеру, прибыл на фронт только в 1943 году затем окончания Качинской авиашколы. До конца войны он выполнил 172 боевых вылета, провёл 32 воздушных боя, сшиб 10 самолётов противника лично и 2 в группе. Олег Архиреев уничтожил 11 вражеских самолётов лично и 1 в группе... Свой боевой тракт истребители закончили в небе Берлина.

После войны Ф. М. Чубуков продолжил службу в ВВС. Судьба бросала его по бескрайним просторам нашей страны: нынче на востоке, завтра - уже на юге. Но где бы ни был Фёдор Михайлович Чубуков, он неизменно помнил Ленинград. И по праздникам, когда положено натягивать все награды, он вкупе с Золотой Звездой и многими боевыми орденами непременно прикреплял к мундиру бронзовую медаль на оливковой ленте - ту самую, которую вручили ему в Июне 1943 года на фронтовом аэродроме близ Ленинграда.

Уйдя в припас, Фёдор Михайлович поселился в Риге. Уже не летая, он не порвал связи с авиацией - работал в Рижском институте инженеров Гражданского Воздушного Флота.

Так же читайте биографии известных людей:
Федор Шебанов Fjodor Shebanov

За период боевой деятельности Фёдор Шебанов был награждён орденами Ленина и Красного Знамени. На родине, в селе Студенки Рязанской области, ему..
читать далее

Федор Акулишнин Fjodor Akylishnin

При захвате плацдарма на правом берегу был ранен, но остался в строю. Звание Героя Советского Союза с вручением ордена Ленина и медали "Золотая..
читать далее

Федор Аккуратов Fjodor Akkuratov

Герой Советского Союза (21.03.40). Награжден орденом Ленина.
читать далее

Федор Артемьев Fjodor Artemiev

Федор Андреевич Артемьев, гвардии капитан, командир батареи 386-го самоходно-артиллерийского Люблинского полка, родился 19 сентября 1914 года в с...
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий