Известные люди
»Феликс Ростоцкий
Рождение: Россия, 4.11.1948
Любой киноартист знает: на съемочной площадке происходит масса интересных вещей. Но, увы, все они остаются за кадром. Иногда у людей, причастных к процессу, закрадывается крамольная мысль: а что, если все эпизоды, не вошедшие в кадр, собрать воедино? Неплохой бы получился детектив, боевик, мелодрама или комедия! Об этом и о многом другом рассказывает художник-постановщик Феликс РОСТОЦКИЙ.
В кино, наверно, по блату попали. Признайтесь, дядя помог, имеющий известность режиссер Станислав Ростоцкий?
- Ничего подобного. Наоборот, Станислав сказал мне: "Со мной трудиться не будешь. Ни к чему тебе это". На студию имени Горького я пришел немало лет обратно. А через немного дней меня отправили в Ялту, в филиал киностудии Горького создавать декорацию.
Я думала, этим специальные люди занимаются.
- В кино всем занимаешься - и стулья таскаешь, и декорации переставляешь. Потому что покуда ты объяснишь, что аккурат ты хочешь лицезреть в кадре, проще самому все совершить.
Говорят, в фильме "Семнадцать мгновений весны" за Штирлица спичечки раскладывали на столе вы: что, Тихонов сам не мог этого произвести?
- Во-первых, это был большой проект. Если помните - там показаны одни руки "думающего" Штирлица. Тихонов - хороший артист, но он же не должен мочь изображать. На столе картинку, по которой позволительно было бы раскладывать? - не нарисуешь, она будет видна. А во-вторых, у Вячеслава Васильевича на правой руке - татуировка "Слава", и как ни замазывай, на крупном плане она все одинаково видна.
Штирлиц с татуировкой "Слава"?! Так ибо по ней его мог разоблачить Мюллер?
- Вот аккурат. Так что ежика, там, лису из деревянных одноразовых зажигалок выкладывал я, в ту пору - ассистент художника. Тихонов моими руками рисовал бумажки с Борманом, Гиммлером и Герингом. Я же писал шифровки и телеграммы за Плейшнера - Евстигнеева.
У него также имелась татуировка на руке, "Женя", в частности?
- Нет. Просто нужен был разборчивый почерк, чтобы и зритель прочел: все телеграммы показаны крупным планом. А Евстигнеев писал как курочка лапой Вообще-то на "Мгновениях" трудиться было развесёло. Швейцарию мы снимали в Грузии, так что Тбилиси я быстренько превращал в Женеву. Однажды на съемках мне пиротехники "маленькую свинью" подложили. Привезли из Болгарии сигареты - закладывали туда какую-то штучку, только первую затяжку сделаешь, и цыгарка взрывается. Я, безусловно, не зная об этом, стрельнул у них сигаретку, и пошли мы с главным художников натуру для работы эпизодов о конспиративной квартире на Цветочной улице избирать. Остановились примерно будущего магазина птиц, я закурил, сделал затяжку. А она как бабахнет! У меня вся рожа черная, в копоти, а во рту единственный фильтр остался.
Штирлицу, невзначай? не "зарядили" в кадр такую сигарету?
- Нет, слава богу? Штирлицу-Тихонову мы обязаны тем, что нас от пуза накормили в Тбилиси. Татьяна Михайловна Лиознова захотела проглотить в самом роскошном ресторане. Нас в единственный таковый привезли. Зашли, столик накрыт, сидим, обсуждаем будущие кадры. Тихонов куда-то вышел и пропал. Потом возвращается, оказалось, что на обратном пути он зашел не в то помещение. И с ним пришли управляющий ресторана и основополагающий инженер, которые там сидели. Директора, как в текущее время помню, Гамлетом звали. Откуда ни возьмись, появляются два официанта, заворачивают всю посуду в скатерка совместно с едой(!) и убирают со стола. Ну, думаю, все, остались без обеда. А они столик заново накрыли с деликатесами разными, выпивкой Вышли мы из-за стола где-то часов в шесть вечера, а уселись за него раньше времени утром. Я после этого этого безотложно в гостиницу поехал, а фирма - в оперный театр. Больше, чем на увертюру, их не хватило...
Гостиница хорошая была?
- Перед переходом Плятта посредством рубеж мне нужно было из Тбилиси Женеву произвести. Приезжаю в град, на мне драная курточка, драные джинсы, рюкзачок за плечами, из него кисти торчат, ватман и прочие атрибуты художника. Захожу в гостиницу, мест нет. Звоню в Москву, а на фильме консультантом работал классный человек из КГБ. Он мне говорит, сквозь некоторое время перезвони, все будет сделано. Перезваниваю, мне называют адрес цековской гостиницы. Подхожу туда и вижу следующую картину: на крыльце стоят три богатыря - два мужика и женщина. Руки козырьками ко лбам приложили и кого-то высматривают. Я пытаюсь миновать между ними, они стоят насмерть. "Дайте миновать, - говорю, - мне тут номер забронирован". - "Как фамилия", - спрашивают сурово. Выясняется, это они меня битый час на дороге высматривали. Поселили в роскошном номере "люкс" - бархат, камин и все такое. Правда, существовать там было нереально. Только свет вечером в номере включаешь - проститутки всего Тбилиси начинают обрывать телефон.
Штирлиц сидел в задумчивости...Еще помню происшествие, также на "Мгновениях". У меня был палевый дог Тиль - размеров и красоты неописуемых, нетрудно слоник. Так вот я решил его в "Мгновениях" увековечить. Может помните сцену у Геринга: два дога сидят: единственный черный, прочий палевый? Сидит "Геринг", к нему в офис входят "фашисты" и выбрасывают руку вперед в нацистском приветствии: "Хайль!" А для собак-то тот самый жест означает команду "фас". Два дога сидят, головами в разные стороны крутят, никак уяснить не могут, кого необходимо хватать. В итоге начали биться между собой, капельку не загрызли товарищ друга, а до этого так подружились. Пришлось собачек снимать по очереди, а позже монтировать вкупе. На "Мгновениях" я и именитый "мерседес" Штирлица раскачивал, и вагон, где герои Тихонова и Гриценко за рюмочкой коньяка спорят о будущем Германии. Это чтобы сотворить видимость движения машины и вагона.
Баба-яга "поддрачивала" лопатойМне известно, что аккурат вы были постановщиком "расстрела" главу администрации области в картине Евгения Матвеева "Любить по-русски - 3"
- Изначально все по-другому должно было глядеться. Губернатора планировалось взорвать в зале заседаний. В фильме сцену помните, когда всех из зала попросили, бомбу начали разыскивать? Именно в этом зале и должен был прогреметь взрыв. Начали готовить. Я сделал эскизы. Подсчитали. Сстоимость должна была устроиться в 30 тысяч.
Рублей?
- Долларов. В кино вообще рублей нет. Выясняется, что и денег таких также нет. Попытались уложиться в половину этой суммы. Опять полно. Решили взорвать автоагрегат. Потом решили изготовить ещё проще и дешевле: спилили два дерева и расстреляли авто.
Если я точно поняла, то художник-постановщик картины должен мочь работать все
- Иногда за актеров игрывать приходилось. А что совершать, если пора снимать, а артист "загулял"? Одна картина в этом смысле была самая тяжелая - я там четыре роли сыграл. Сережа Никоненко снимал свой дебютный кино "Птицы над городом". Кого я там только не изображал...
Например?
- На площади фонтан стоял. Я полез его чинить, чтобы струйка стандартно била. Сижу, подкручиваю, тут подходит Сережа и говорит: "Все, будешь скульптуру играть". Намазали меня, уселся я, набычившись, и стало мне тоскливо. Чтобы разрядить обстановку, я начал хулиганить. Только в кадре кто-нибудь подойдет к "скульптуре" я поворачиваюсь и прошу: "Дайте спички". Несколько дублей загубили - актеры весьма пугались В картине "Освобождение" есть кадр, когда боец бежит, подрывается на мине, падает. И уже лежит на земле. Никоненко решил снять в аккурат такую же сцену. А вместо "убитого" солдата манекен нужен. Пока за ним поехали, Никоненко решил меня вместо манекена "взорвать". "Сделаем, - говорит, - несложно. Ты ляжешь, из-под тебя дым пойдет, кадр снимем, а там уже манекен привезут". Я сдуру и согласился. "Зарядили" меня пиротехники, обмотали какой-то железякой, лежу, дым из-под меня валит, а железяка, зараза, нагрелась, как утюг. Всделаться не могу - кадр испорчу. Еле дотерпел до конца съемки. На этой же картине снимали сцену в бассейне. Мне нужно было плакат на вышке повесить, типа "Привет участникам соревнований". Плакат я повесил и решил покрасоваться перед девушками, стоящими внизу: прыгнул с 10 метров. Никоненко увидел это и говорит: "Будешь скакать на дальнем плане". Ну я и прыгал немного дублей.
А один раз меня попросили мужика сыграть, тот, что кружку пива залпом выпивает. Опять согласился. А дублей было шесть. Шесть дублей - шесть кружек, на улице жара. В общем увезли меня со съемочной площадки...
Издержки профессии, ничего не скажешь. Опасность на каждом углу!
- В Ялте я работал на фильме-сказке "Кольца Альманзора". По сюжету у пиратов должна была быть пантера. Однако для работы нашли только пуму. Но пантера черного цвета, а пума - нет! Решили ее покрасить. Из салона "Чародейка" привезли парикмахера, вкололи пуме усыпляющий укол - не спит, зараза. Второй - еще раз не засыпает. А время-то идет, съемки застопорились. Налили краски в ведро, кисть примотали к огромной палке, в общем с трудом, но удалось ее покрасить. Только вместо черного цвета она стала какой-то серо-буро-малиновой. Больше на леопарда смахивает, ходит злая. С грехом напополам сцену сняли. А вслед за тем съемки пришлось на два дня застопорить.
Пума кого-нибудь цапнула?
- Уснула! Два дня растолкать не могли. А ещё из-за этой пумы у меня оператор метров 8 летел с высоты. Посадили ее на нос корабля. Привязали на цепочка, внизу дрессировщик Мстислав Запашный с палкой для страховки расхаживает. Начали снимать, оператор смотрит в глазок камеры - фокус наводит, а что происходит на съемочной площадке кругом не видит. А та с цепи сорвалась и на оператора пошла. Тот заметил, как сиганет с высоты! Хорошо не разбился
А свою первую образ помните?
- Я тогда ещё в школе учился. В "Морозко" у Александра Роу трухлявого пня сыграл. С такими длинными сучковатыми руками. Пней штук 6 или 7 было, единственный из них - я. Пни сделали из поролона, достаточно тяжелые. Утром приходил, меня зашивали, и я весь день в этом "костюме" ходил. Ни присесть, ни вылезти из него - только пасть разрешается. - А, пардон, если бы вы в туалет захотели? - Терпи, как хочешь. Обещали, что съемки займут всего минут 20, а мы в этих пнях часов 7 проходили. Мы главного героя на лопату сажали. А он нелегкий. Актер Милляр, игравший Бабу-ягу, при этом громко спрашивал Роу: "А лопатой поддрачивать?".
Акула обошлась в 400 рублей
Насколько я поняла, съемки - небезопасное дело.
- Всякое бывает. Помню, перед картиной "Акванавты" я весь год водолазные курсы проходил. В картине такая акула была, что создателям знаменитых "Челюстей" и не снилась! Один ялтинский изобретатель сделал фантастическую конструкцию - практически все шевелилось, истина, из хвоста акулы кабель торчал... Два сапожника из ковролина сшили чехол. Получилась самая настоящая хищница. Правда, после этого мы уже узнали, что если бы под водой в этой красавице что-нибудь замкнуло, вся съемочная группа всплыла бы на поверхность без признаков жизни. "Челюстям" акула обошлась в миллион долларов, а у меня на нее ушло - 400 рублей.
Говорят, ваша московская квартирка "засветилась" в нескольких фильмах?
- В шести. На трех из них я работал художником. "Визит к Минотавру" там снимали, "Черный квадрат", "Русский регтайм", ещё какие-то. Прихожу домой потом съемки "Визита к Минотавру", осмотрелся, как бы ничего не разбито, напротив, все весьма пунктуально убрано. "Слава богу!", - подумал. И в тот самый самый-самый миг с потолка вкупе с крюком падает старинная люстра. Хорошо, что на меня не грохнулась.
На "Черном квадрате", если мне не изменяет память, вы сами работали.
- Совершенно спокойная картина. Актера Игоря Ясуловича, хотя вообще-то, повесили. Я ему только ящичек под ноги поставил, чтобы опора была. А так все натурально получилось.
Один вопросительный мотив не дает мне покоя: как вы считаете, режиссером может сделаться всякий дядя?
- Да кто угодно! Особенно сегодня. Главное, не забудь команду "Мотор!" промолвить, а "Стоп!" и нисколько необязательно. У меня были режиссеры, которые забывали "стоп" проговорить - оператор уже сам решал, когда окончить съемку. А сегодня и "мотор" необязательно калякать. Все упростилось до одного слова: "Экшен". Сегодня безупречно другое кино.
Анекдот от РостоцкогоАктер приезжает в провинциальный театр. И к режиссеру: - Орлов-Бубенцов. Условия простые - три спектакля в месяц, два бенефиса. Машина в театр - домой, номер "люкс", получка - тысяча рублей за спектакль. Режиссер внимательно смотрит на него и говорит: - Значит так, Жопин-Бубенцов: 23 спектакля в месяц, ни одного бенефиса, получка 120 рублей, местоположение в общежитии. Ну как? - Добавь проездной на городской рельсовый электротранспорт и по рукам...
Наша справка* За плечами Феликса Ростоцкого 53 картины
* Его папа Болеслав Ростоцкий - автор книг и учебников по истории русского театра, брат Иозеф - преподает историю театра в Российской академии театрального искусства (бывший ГИТИС).
* Дядя - всенародный артист СССР Станислав Ростоцкий, режиссер фильмов "Дело было в Пенькове", "Доживем до понедельника", "А зори тут тихие", "Белый Бим Черное ухо" и других.
* Двоюродный брат - артист и режиссер Андрей Ростоцкий ("Эскадрон гусар летучих" и другие фильмы).
Так же читайте биографии известных людей:
Феликс Тринидад Feliks Trinidad
Чемпион IBF в полусреднем весе (1993-1999), чемпион WBC в полусреднем весе (1999), чемпион WBA и IBF в первом среднем весе (2000), чемпион WBA в..
читать далее →
Феликс Магат Feliks Magath
Феликс Магат будучи игроком был одним из лучших полузащитников 70-х, 80-х. Он дважды был финалистом чемпионатов мира. Сейчас он один из самых..
читать далее →
Феликс Крутиков Feliks Krutikov
Его звали Феликс, и ему было только 26 лет. Хотя за эти молодые годы он уже многое успел. Старший сын заместителя председателя Совета Министров..
читать далее →
Феликс Фор Feliks Faure
В 1881 г. избран в Гавре в палату депутатов и переизбран в 1885, 1889 и 1893 гг. Он был сторонником республики либеральной, терпимой, открытой для..
читать далее →