Известные люди
»Фернандо Мариас
Рождение: Испания
Испанский прозаик Фернандо Мариас, уроженец Бильбао, - из плеяды молодых писателей современной Испании. В свои сорок шесть он успел уже получить две крупнейшие литературные награды страны - премию города Барбастро (1991 г.) и десять лет спустя - премию Надаль. "Волшебный свет" - о "второй жизни" Федерико Гарсии Лорки. А что, если 18 августа 1936 года франкисты не расстреляли поэта? Что если он выжил и, потеряв память, бродяжничал по родным дорогам Гранады, не узнавая названий собственных пьес в афишах театров, не догадываясь, что когда-то был любовником самого Сальвадора Дали? Тихий интеллигент, одетый подчеркнуто просто и со вкусом, он признался, что терпеть не может стихи. Лирика его не интересует. Интересует судьба писателя. А она, как известно, больше любого текста. Об этом и многом другом была наша беседа.
- Сеньор Мариас, ваш роман "Волшебный свет" посвящен родным людям - отцу и дяде. В то же время в центре внимания - Лорка. Вы пережили историю поэта до того интимно?
- Моя существование и роман - нерасторжимое целое. По двум причинам. Во-первых, прочитать мой дебютный работа первым отважился папа. И более того похвалил! Ведь стоит выявить в себе писателя, как все близкие начинают жутко за тебя переживать. Заручиться их пониманием и поддержкой в этом деле - чертовски значимо. Во-вторых, с моим дядей Фернандо приключилась история, сильно похожая на ту, что была у героя книги, Лорки: он долгое время после этого войны находился в санатории для душевнобольных. Его также спасли от расстрела.
- Как складывалась издательская судьбина романа? Критика приняла его благосклонно?
- Мне повезло: я немедленно же получил за роман премию Барбастро. Это позволило неплохо печататься и дальше. "Волшебный свет" за четырнадцать лет успел обрасти массой толков. По нему сняли кино, и ООН сформировало комиссию по поискам останков Лорки, которые по этот день так и не найдены. Как только вышла книжка, критики было самое малое, о романе без малого ничего не пишут. Фильм перетянул покрывало на себя. Хотя та критика, что все-таки была, оставляла хотеть лучшего. Роман не поняли.
- Свободен ли художник в Испании ныне?
- Теоретически - да. Можно сочинять, что хочешь, если чиркать ладно. В последние годы, истина, когда правые находились у власти, многие писатели поддались искушению и впали в самоцензуру. Хотя политическая элита от них этого не требовала. Я лично считаю, что целиком свободен.
- Ваш герой Лорка теряет память и получает, таким образом, вероятность протянуть другую бытие. Память для вас - дар или проклятие?
- Это в действительности неясно. Что лучше? Осознать бедствие, что с ним случилось, возвращать себе в нем рапорт, или продолжать оставаться в неведении?
Свою миссию творца Лорка на миг смерти не выполнил: столь было задумано и так немного сделано. Лучшие мгновения жизни ему не достались. Страшно более того покумекать!
- Для меня в романе очевидным оказался общественный подтекст: касательство государства и состоятельных людей к бездомным, к женщинам легкого поведения - одним словом, к маргинальным элементам общества. Много ли пишут ваши современники об этом "дне" существования?
- Тема эта порой затрагивается, но как-то вскользь. Пишут в основном о другом. Инфантильность мировосприятия - вот что пугает. Сталкиваешься все чаще с романами, написанными по заказу издательств, на потребу массовому любопытству. А там нет ни внутренней потребности высказаться, ни силы, которая обязательна для настоящего художественного повествования.
- Мы видим в романе Лорку глазами далекого от искусства человека - развозчика хлеба. Но как раз его умом понимаем поэта с нуля. Для вас самого какой читатель важнее: эрудированный или рядовой простачок?
- Меня в свое время всего влечет читатель страстный. Во всем, не только в отношении к литературе. И не значимо, цивилизованный он или нет. Человек должен хватать книгу, чтобы насладиться ею. Не вдаваясь в подробности - кто автор, какова традиция, - а переживая непосредственное похождение сюжета.
- А если бы как гром среди ясного неба память потеряли вы? Какую бы новую существование отдали предпочтение располагать?
- При потере памяти хотелось бы мне существовать в нормальных бытовых условиях. Не хворать - физически. На духовном же уровне - ты потому что утрачиваешь любимых и любящих тебя людей. Но не страдаешь по ним. Потому что их для тебя подобно тому как бы и не было ни при каких обстоятельствах. Привычная ясность сознания как правило не дает нам возможности представить, какова амнезия на самом деле. А фортуна в таком состоянии, уверен, также может быть. Не мучаешься по тем, кого не можешь вспомянуть, и обретаешь странную свободу: в конце концов быть только собой.
Так же читайте биографии известных людей:
Фернандо Пессоа Fernando Pessoa
Португальский поэт, прозаик, драматург, мыслитель-эссеист.
читать далее →
Фернандо Варгас Fernando Vargas
Американский боксёр-профессионал, выступающий в 1-й средней весовой категории. Бывший чемпион мира в 1-й средней весовой категории по версиям WBA..
читать далее →
Фернандо Алонсо Fernando Alonso
Фернандо Алонсо - известный испанский автогонщик. Родился 29 июля 1981 года.Впервые сел за руль детского карта, когда ему исполнилось три года. Уже..
читать далее →
Фернандо Эчаварри Fernando Echavarri
Фернандо Эчаварри - испанский спортсмен, яхтсмен. Родился 13 августа 1971 года.Фернандо Эчаварри является олимпийским чемпионом Летних Олимпийских..
читать далее →