Известные люди

»

Филип Джонсон

Филип Джонсон Philip Johnson Карьера: Архитектор
Рождение: США, 8.7.1906
Филип Джонсон был одним из самых выдающийся архитекторов. За свою долгую и плодотворную жизнь Джонсон перепробовал несколько карьер и, остановившись на архитектуре, не только построил множество значительных зданий, но и коренным образом повлиял на формирование нескольких поколений архитекторов.

Филип Кортелион Джонсон родился в 8 июля 1906 года в Кливленде, штат Огайо, в семье видного юриста. Он получил образование в Гарвардском университете, изучая классическую филологию. В 1932 году Джонсона назначили на пост директора Департамента Архитектуры Музея современного искусства в Нью-Йорке. Под влиянием директора музея А. Барра он из филолога-классика превратился, по его собственному выражению, в "бюро по пропаганде" того архитектурного явления, которое они втроем с архитектурным критиком Г.Р. Хичкоком окрестили "интернациональным стилем". Джонсон сообща с Хичкоком выпустил книгу, в которой впервой были сформулированы черты "интернационального стиля".

Пропагандистская занятие пробудила у Джонсона заинтересованность к архитектурному творчеству. Поэтому в 1940 году он еще раз поступил в Гарвардский вуз, чтобы под руководством Марселя Брейера обрести подготовку архитектора и полностью посвятить себя этой профессии. В 1943 году он окончил архитектурный факультет университета.

Первые собственные сооружения Джонсона и по общему замыслу, и в деталях позволительно принять за разработки идей или неосуществленных проектов его знаменитого учителя. К этому времени Мис ван дер Роэ уже в течение шести лет работает над одним из своих программных сооружений - домом Фарнсворт - стеклянным объемом, заключенным между двумя плоскостями перекрытий, поднятыми над землей на восьми столбах. Под впечатлением этого сооружения Джонсон в 1949 году строит личный "Стеклянный дом" в Нью-Канаане.

По мнению исследователей, его следующий план - универ Св. Томаса в Хьюстоне (1957) - это мешанина "промышленного классицизма" Миса с "романтическим классицизмом" прошлого столетия.

Музей Вильяма Проктора в Ютике (1956-1960) рассматривается как крайний "мисовский" план Джонсона. Музей в Ютике консервативен и статичен и по внешнему решению образа. В нем проступают черты неоклассицизма нашего времени, которые станут определяющими для многих последующих произведений второго периода творчества архитектора. В эти годы Джонсон начал отдаляться от принципов своего учителя.

"Церковь без крыши" в Нью-Хармони и ядерный реактор в Реховоте, законченные в 1960 году, продемонстрировали начало нового этапа творчества Джонсона. Музей западного искусства в Форт-Уэрте, штат Техас (1961), крайне интересен своим генеральным планом. Если, находясь на последней террасе перед музеем, посетитель захочет оборотиться, он увидит перед собой в отдалении на фоне этой грандиозной системы террас и лестниц панораму самого Форт-Уэрта с его зубчатым силуэтом небоскребов - картину, которая, по словам очевидцев, является самым лучшим "экспонатом" музея.

Именно из-за элемента организации движения занятно пометить его "Сад скульптур" при Музее современного искусства в Нью-Йорке (1953-1964). "Процессия" начинается при выходе из старого здания музея. Для того чтобы заметить садик, посетитель должен поворотить под прямым углом направо. Это не без затей, в силу того что что тот самый мелкий кусок нью-йоркской территории - своеобычный интерьер музея под открытым небом, по своей планировке предельно усложнен: посетитель должен миновать по мостикам, перекинутым сквозь бассейны, обогнуть островки газонов и кустов, подняться с одного уровня на прочий и третий... От соседней улицы "Сад скульптур" отделяет глухая стена, служащая нейтральным экраном для скульптуры.

Строительство нью-йоркского театрального комплекса Линкольн-центр (1962) - крайне примечательное событие в архитектуре второй половины столетия. Это - кульминационный пункт развития американского неоклассицизма: все его негативные черты запечатлены тут в самой концентрированной форме. Но и в этом месте Джонсон не без основания ставит себе в заслугу создание в театре впечатляющих пространств и в первую очередность огромного праздничного фойе, которого ещё не знал Нью-Йорк.

Последующие сооружения Джонсона - Музей доколумбового искусства в Вашингтоне (1963), павильон штата Нью-Йорк на Международной экспозиции 1964 года, сооружение эпидемиологии и охраны здоровья в Йчуть (1965), музей в Билефельде (ФРГ, 1966) - сильно разнообразны по форме.

Работы архитектора в конце 1960-х примечательны тем, что в них уже нет признаков "историзма". Например, план Художественного центра университета Брауна в Провиденсе (1967) - расчлененная асимметричная композиция с набором самых современных пластических атрибутов.

В 1970-е годы Джонсон работал в настолько многообразных и несопоставимых одна с иной манерах, что его творчество нельзя охарактеризовать какими-либо определенными стилистическими терминами.

В 1970-е годы предприятие "Джонсон и Берджи" стала для американской архитектуры рупором грядущей архитектурной моды, авторитетом, утвержденным не только собственным мастерством, но и освященным признанием правящей элиты. В середине 1980-х годов Джонсон был не только признанным патриархом американской архитектуры, но кроме того самым модным, самым дорогим, самым светским и влиятельным архитектором, долгие годы связанным с миром рафинированной роскоши и больших денег.

Самым большим скандалом в истории домостроительства, в архитектурном мире стал план небоскреба компании "Америкэн Телефон энд Телеграф" (АТТ) для центра Манхэттэна. Это сооружение в высшей степени характерно для позднего Джонсона. Раздуть схему композиции миниатюрной капеллы Пацци едва-едва ли не до размера терм Каракаллы - уже одно это вызывает изумление, но на такое основание ещё взгромождено серо-розовое гранитное туловище небоскреба, стилистика которого характерна для небоскребов 1910-1930-х годов, плюс ко всему завершенное фигурно вырезанным барочным фронтоном, напоминающим по форме завершения "дедушкины часы". Среди критической бури только сам Филип Джонсон, как отмечала сми, выражал всем своим видом невозмутимую вежливость.

В целом новоиспеченный супернебоскреб стал заметной вехой скорее в силуэте Манхэттэна, чем в движении постмодернизма, вопреки ожиданиям его адептов. В то время как критические страсти полыхали около АТТ - первоначально проекта, а потом строящегося здания, в центре Хьюстона выросло новое, ещё больше крупное и в некотором смысле больше красноречивое сооружение Джонсона - небоскреб, точнее комплекс, Рипаблик-бэнк-сентр. В здании необычно сплавились мотивы ренессансного палаццо и североевропейской готической ратуши с уступчатыми щипцами, фантазии Пиранези и Леду.

Там же, в Хьюстоне, был возведен ещё единственный небоскреб Джонсона - Транско-тауэр. 65-этажное сооружение изначально задумывалось как ориентир, градостроительная доминанта в куда больше низком окружении, где строения не превышали двадцать пять этажей. Еще единственный из завершенных в 1980-е годы проектов, тот, что характерен для "постклассицистских", романтизирующих тенденций позднего Джонсона, - комплекс РРО-плейс в Питтсбурге. "Зеркальная готическая симфония" - явление реально экстраординарное, более того на фоне броско рекламной архитектуры США.

Пожалуй, наибольшее чуткость профессиональной критики привлек в середине 1980-х годов план застройки Таймс-сквер в Нью-Йорке (1983) четырьмя разновысокими башнями (от 210 до 90 метров высотой) около павильона метро, произвольный из фасадов которых сформирован ступенчатыми по рисунку "ширмами" из известняка, как бы наложенными на фон стеклянных навесных стен, и высокими, мансардными по форме стеклянными завершениями.

Мировоззрение и личная бытие архитектора были довольно скандальными - Филип Джонсон был открытым гомосексуалиом, а в молодости - убежденным сторонником нацизма. Впоследствии он переменил взгляды и говорил, что это была "полная, непростительная глупость" с его стороны. В своих поздних беседа архитектор признавался, что нацизм привлек его во время поездок в Берлин в 1930-х годах, когда он был "очарован властью", которую демонстрировали немецкие нацисты.

Филип Джонсон умер 26 января 2005 г. в своем доме в городе Нью-Кэнаан (штат Коннектикут).

Так же читайте биографии известных людей:
Филип Ларкин Philip Larkin

Филип Ларкин - британский поэт, писатель и джазовый критик. Родился 9 августа 1922 года.Главная тема его поэзии - утраты, одиночество, страдания..
читать далее

Филип Дик Philip Kindred Dick

Его первый роман, Солнечная лотерея, был опубликован в 1954 году. Самым продуктивным периодом творчества Дика стали шестидесятые, в 1962 году он..
читать далее

Филип Фармер Philippe Farmer

Мастер Фэнтази. Автор романов, включенных в известные циклы Мир Реки (Riverworld) и Многоярусный Мир (World of Tiers), а также множества других..
читать далее

Филип Френо Philip Freneua

Американский поэт. Вырос в графстве Монмут в Нью-Джерси, в 1771 закончил Нью-Джерсийский колледж в Принстоне.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий