Известные люди

»

Филиппо Маринетти

Филиппо Маринетти Filippo Tommaso Marinetti Карьера: Поэт
Рождение: Египет» Александрия, 22.12.1876 - 2.12
Филиппо Маринетти - итальянский поэт и писатель, основоположник, вождь и теоретик футуризма. Родился 22 декабря 1876 года.Филиппо Маринетти известен как основатель таких футуристических изданий как: Lacerba, Poesia, а так же как один из основоположников аэроживописи и основоположник итальянского фашизма.

Испытал воздействие Бергсона, Кроче и Ницше (в упрощенно-редуцированном варианте культурного функционирования их идей в массовом сознании); на уровне самооценки генетически возводил свою трактовку культуры и искусства к Данте и Э. По. Автор романа "Мафарка - футурист" (1910), сборника стихов "Занг-тум-тум" (1914) и основополагающих манифестов футуризма: "Первый манифест футуризма" (1909, опубликован в "Фигаро"; по оценке М. вызванного им резонанса, "бешеной пулей просвистел над всей литературой"), "Убьем лунный свет" (1909), "Футуристический манифест по поводу Итало-Турецкой войны" (1911), "Технический манифест футуристской литературы" (1912), "Программа футуристской политики" (1913, совместно с У. Боччони и др.), "Великолепные геометрии и механики и новое численное восприятие" (1914), "Новая футуристическая живопись" (1930) и др. В 1909-1911 выступил организатором футуристических групп и массовых выступлений сторонников футуризма по всей Италии. Идейный вдохновитель создания на практике всех манифестов футуризма, подписанных различными художниками, скульпторами, архитекторами, поэтами, музыкантами и др. В целях пропаганды футуризма посещал различные страны, в том числе - и Россию (1910, 1914). В различие от экспрессионизма и кубизма, эмоционально локализующихся на "минорном регистре восприятия нового века", футуризм характеризуется предельным социальным оптимизмом, мажорным восприятием нового как будущего (по оценке М., "финал века" есть "начало нового"). В этой связи вдохновленный М. программный "Манифест футуристической живописи" 1910 года (У. Боччони, Дж. Северини, К. Карра, Л. Руссоло, Дж. Балла) формулирует мишень футуристического движения как тотальное новаторство: "нужно вымести все уже использованные сюжеты, чтобы выказать нашу вихревую бытие стали, гордости, лихорадки и быстроты". Вектор отрицания предшествующей традиции эксплицируется в футуризме в принципах антиэстетизма и антифилософизма, артикулируя само движение как антикультурное: по словам М., "мы хотим развалить музеи, библиотеки, сражаться с морализмом". Радикальное неприятие М. культурного наследия ("музеи и кладбища! Их не отличить дружбан от друга - мрачные скопища никому не известных и неразличимых трупов") конституирует в его программе не только общенигилистическую установку и экстраполирование пафоса обновления на позитивную оценку войны как "естественной гигиены мира" (агитировал за вступление Италии в I народную войну и сам ушел добровольцем на фронт), но и идею "великого футуристического смеха", тот, что "омолодит лик человеческий мира" (ср. с тезисом Маркса о том, что "смеясь, мировое сообщество прощается со своим прошлым"; статусом смеха у Кафки; живописным воплощением аллегории смеха в художественной практике футуризма: к примеру, "Смех" У. Боччони). В означенном аксиологическом русле М. предлагает упразднить театр, заменив его мюзик-холлом, тот, что противопоставляет морализму и психологизму классического театра "сумасброднофизическое"; в рамках этого же ценностного вектора футуризма формируется его программная установка на примитивизм как парадигму изобразительной техники (краски "краааасные, которые криииичат"), а ещё педалированная интенция М. на шокирующий эпатаж (известные формулировки: "без агрессии нет шедевра", следует "плевать на алтарь искусства" и т.п.). Продолжая линию дадаизма (см. Дадаизм), М. выдвигал идею освобождения сознания от логико-языкового диктата: "нужно восстать супротив слов", что может быть только посредством освобождения самих слов от выраженной в синтаксисе логики ("заговорим свободными словами"), потому что "древний синтаксис, отказанный нам ещё Гомером, беспомощен и нелеп". - "Слова на свободе" М. (ср. со "словом-новшеством" в русском кубо-футуризме: Крученых и др.) - это слова, выпущенные "из клетки фразы-периода. Как у всякого придурка, у этой фразы есть крепкая башка, животик, ноги и две плоские ступни. Так ещё разрешается неужто что прогуливаться, более того нестись, но тут же, запыхавшись, застопориться... А крыльев у нее не будет никогда". Следовательно, по М., необходимо истребление синтаксиса ("ставить" слова, "как они приходят на ум") и пунктуации ("сплетать образы

нужно беспорядочно и вразнобой", забрасывая "нередкий невод ассоциаций... в темную пучину жизни" и не давая ему зацепиться "за рифы логики"). Согласно М., как раз логика стоит между человеком и бытием, делая невозможной их гармонизацию; в силу этого, как только "поэт-освободитель выпустит на свободу слова", он "проникнет в сущность явлений", и тогда "не будет больше вражды и непонимания между людьми и окружающей действительностью". Под последней М. понимает, в первую очередность, техническое окружение, негативно воспринимаемое, по его оценке, в рациональности традиционного сознания: "в человеке засела непреодолимая неприязнь к железному мотору". А потому как осилить эту неприязнь, по М., может "только интуиция, но не разум", - он выдвигает программу преодоления разума: "Врожденная интуиция -... я хотел пробудить ото сна ее в вас и побудить омерзение к разуму", - "вырвемся из насквозь прогнившей скорлупы Здравого Смысла", и тогда, "когда будет покончено с логикой, возникнет интуитивная психология материи". - Результатом отказа от стереотипов старой рациональности должно сделаться осознание того, что на смену "господства человека" настанет "столетний период техники". Техническая утопия М. предполагает финальный и непротиворечивый синтез человека и машины, находящий родное аксиологическое выражение в оформлении новой мифологии ("на наших глазах рождается свежеиспеченный кентавр - джентльмен на мотоцикле, - а первые ангелы взмывают в небосклон на крыльях аэропланов"). В этом контексте агрегатина понимается М. как "нужнейшее удлинение человеческого тела" (ср. с базовой идеей философии техники о технической эволюции как процессе объективации в технике функций человеческих органов). В соотношении "дядя - машина" примат отдается М. машине, что задает в футуризме программу антипсихологизма. По формулировке М., необходимо "на сто процентов и совсем избавить литературу от собственного "я" автора", "заместить психологию человека, отныне исчерпанную", ориентацией на постижение "души неживой материи" (т.е. техники): "через нервное биение моторов услыхать дыхание металлов, камня, дерева" (ср. с идеей выражения сущности объектов в позднем экспрессионизме). В этом аксиологическом пространстве оформляются: парадигмальные тезисы М. сравнительно основоположения нового "машинного искусства" ("жаркий металл и... деревянный брусок волнуют нас ныне больше, чем улыбка и слезы женщины"); предложенная М. программа создания "механического человека в комплекте с запчастями", грубо воспринятая традицией как воплощение антигуманизма; получившая просторный цивилизованный резонанс и распространение мысль человека как "штифтика" или "винтика" в общей системе целерационального взаимодействия, понятой М. по аналогии с отлаженной машиной - "единственной учительницей одновременности действий" (ср, с образом мегамашины у Мэмфорда), - в различие от воплощающей внеморальную силу новизны выдающейся личности, персонифицирующейся у М. в образе вымышленного восточного деспота - Мафарки (роман "Мафарка - футурист"), представляющего собой профанированный вариант ницшеанского Заратустры - за пределами рафинированной рефлексивности и литературно-стилевого изыска Ницше. Парадигма нивелировки индивида как "штифтика" в механизме "всеобщего счастья" оказала воздействие на создание идеологии всех ранних базовых форм тоталитаризма от социализма до фашизма. В 1914-1919 М. сблизился с Б. Муссолини; с приходом фашизма к власти М. получает от дуче звание академика, а футуризм становится официальным художественным выражением итальянского фашизма (тезис М. о доминировании "слова Италия" над "словом Свобода"; "брутальные" портреты Муссолини авторства У. Боччони; нашумевшая картина Дж. Северини "Бронепоезд", воплощающая идею человека как "штифтика" в военной машине; программная переориентация позднего футуризма на идеалы социальной стабильности, конструктивной идеологии и отказа от "ниспровергания основ": см. у М. в манифесте 1930 - "одна только веселье динамична и способна живописать новые формы"). М. оказал значительное воздействие на становление модернистской концепции художественного творчества: его программа презентации "интуитивной психологии матер

ии" в "лирике состояний" находит родное воплощение - в рамках футуризма - в динамизме и дивизионизме Дж. Балла и У. Боччони и в симультанизме Дж. Северини, позднее - в программе "деланья вещей" в искусстве pop-art; программное заявочное пожелание М. "вслушиваться в пульс материи" инспирирует в "авангарде новой волны" линию arte povera (ит. - "бедное искусство"), ориентированную на "работу со средами, изменчивостью материалов (...): почва, влага, медь, цинк, реки, суша, снег, жар, трава, воздух, булыжник, электричество, уран, небосклон, вес, мощь тяжести, высота, вегетация и т.д. Художника привлекает субстанция естественности, события -... он отождествляет себя с ними" (программный контент теоретика и практика arte povera Дж. Челента) и воспроизведение "естественных сред" в условиях галереи (цикл модификаций и комбинаций грунта с нефтью, дегтем, желатином и т.п. - "Земля прекрасна" Р. Морриса в галерее Двен и др.). Выступления М. супротив станковой живописи (мысль фресок, создаваемых с помощью проектора на облаках) фундирует собой эстетическую программу и художественную технику "авангарда новой волны" - в прошлом всего, в ветви "невозможного искусства": Eathwork или Landart (траншеи "Двойное отрицание" в Неваде и "Гибкие круги" М. Хейзера; новая конфигурация побережья океана в штате Мэн, "Поле, засеянное овсом" и знаменитая "Соленая плоскость" Д. Оппенгейма; фигурно организованная с помощью вертолетов пылевая цунами в Канзасе как произведение искусства Р. Серры; "Круги на побережье" Р. Лонга; структурирование песчаных дюн в Сахаре В. де Мориа и др.), Seawork ("Белая граница на море" Я. Диббета, плавучие выпилы изо льда в океане Д. Оппенгейма и др.) и Skywork (световые, дымовые и лазерные конструкции над Нью-Йорком Ф. Майерса и др.).

Так же читайте биографии известных людей:
Филиппо Индзаги Filippo Inzaghi

Филиппо Индзаги - итальянский футболист, выступавший на позиции нападающего. Главный тренер молодёжной команды Милана. Родился 9 августа 1973..
читать далее

Филиппо Цаппи Philippo Tsappi

Офицер итальянского военно-морского флота, участник полярной экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле Италия в 1928 году (штурман дирижабля).
читать далее

Филипс Вауэрман Philips Wouwerman

Вауэрман был очень плодовитым художником; ему приписывают около тысячи работ.
читать далее

Филлип Нойс Fillip Noys

Мировую известность имя режиссера получило благодаря триллеру "Мертвый штиль" (1989), в котором главные роли сыграли теперешние звезды Николь..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий