Известные люди
»Фра Беато Анджелико (Фра Джованни да Фьезоле)
Рождение: Италия, 18.3.1455
В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса.
АНДЖЕЛИКО, ФРА БЕАТО (Фра Джованни да Фьезоле) (Angelico, fra Beato; fra Giovanni da Fiesole) (ок. 14001455), итальянский живописец флорентийской школы. В его произведениях сочетались глубокое религиозное содержание и изысканность стиля; готическая живописная традиция и черты нового искусства Ренессанса. Как пишет Вазари, Фра Анджелико оставил о себе память не только как художник, но и как святой. Он молился перед тем как брать в руки кисть, и не мог чиркать Распятие без слез. После смерти художника его стали звать Беато (Блаженный), несмотря на то, что тот самый статус не был официально признан за ним церковью.
Фра Анджелико, в миру носивший имя Гвидо ди Пьеро (Guido di Piero), родился в местечке Виккьо в Тоскане возле 1400. В документе, относящемся к 1417, он уже упоминается как художник; известно кроме того, что до 1423 во Фьезоле он вступил в доминиканский орден, получив имя фра Джованни да Фьезоле, а потом был настоятелем монастыря Сан Марко во Флоренции.
Многие произведения, приписывавшиеся раннему периоду творчества Фра Анджелико, ныне считаются работами его учеников, вариациями на темы его композиций. Одна из первых крупных работ художника триптих Линайуоли из монастыря Сан Марко во Флоренции (14331435), в центральной части которого представлена Богоматерь с Младенцем на троне, а на боковых створках двое святых. Фигура Богоматери показана традиционно, а в изображении стоящих святых броско воздействие живописи Мазаччо, с ее тяжелой и жесткой моделировкой лиц. Изображение драпировок ещё немного абстрактно и условно и выполнено в соответствии с канонами готического искусства, при всем при том под ними уже различимы формы тела, что является чертой живописи новой эпохи. Сцены в нижней части алтаря построены без учета законов перспективы с единой точкой схода, но мастер находит свой подход к решению проблемы передачи трехмерного пространства.
В 14301440-е годы Фра Анджелико одним из первых обратился к использованию нового типа алтарного образа, ставшего весьма популярным в эпоху Возрождения, sacra conversazione (святое собеседование). Ранние алтарные образы обыкновенно состояли из центральной части с изображением Мадонны с Младенцем и боковых створок с образами святых. Все фигуры были отделены приятель от друга деталями резного архитектурного обрамления. В композиции sacra conversazione какое-либо разделение отсутствует: все персонажи помещены в единое пространство, вроде бы святые собрались кругом Мадонны с Младенцем для беседы и молитвы. Один из наиболее интересных алтарей такого типа, выполненный Фра Анджелико, был написан им для монастыря Сан Марко во Флоренции (14381440; находится там же). Мадонна с Младенцем восседает на троне, стоящем на богато инкрустированном полу на фоне стены, за которой видна роща. Ряды ангелов и святых веерообразно расположены по обе стороны трона. Ближайшие к нам святые Косьма и Дамиан, покровители семейства Медичи своими позами и жестами как подобно как приглашают зрителя отвесить поклон представшему их очам видению. Если судить по этому произведению, Фра Анджелико ставил перед собой мишень передать чувство физически реального пребывания фигур персонажей внутри иллюзорного пространства.
Сочетание новых реалистических живописных методов и традиционного решения композиции религиозного образа нашло отображение в работе Коронование Марии (Флоренция, Уффици), написанной ок. 14341435, может быть, совместно с Доменико Венециано. Мастер в полной мере владеет правилами передачи освещения и перспективного построения. Однако сцена трактуется как мистическое видение, а не как физическое явление.
С 1438 по 1445 художник расписал фресками флорентийский монастырь Сан Марко. Этот монастырь, переданный доминиканскому ордену папой Евгением IV, был перестроен архитектором Микелоццо по заказу герцога Козимо Медичи. Тематика росписей связана с доминиканским орденом, его историей, уставом, особенно почитаемыми святыми. Примером могут служить фрески клуатра (Мертвый Христос; Христос в образе странника, которого принимают два доминиканских монаха; Св. Петр Мученик (узловой святой доминиканцев); Св. Доминик, стоящий на коленях у Распятия).
В зале капитула Фра Анджелико написал большую композицию Распятие с двумя разбойниками по сторонам от Христа и толпой святых всех эпох христианства, собравшихся у подножия креста. Их скорбные лики обращены к земле, ни единственный не смотрит вверх на Христа; художник изобразил Распятие не как историческое событие, а как мистический образ, живущий в человеческом сознании.
Фрески монастыря Сан Марко наполняет дух Подражания Христу мистического религиозного трактата, написанного каноником-августинцем Фомой Кемпийским. Каждая келья также была украшена фресками, которые предназначались для назидания братии, к примеру композиция Осмеяние Христа. Настроению этих фресок соответствуют простота и спокойная сдержанность живописи.
Последние десять лет жизни Фра Анджелико провел в Риме, где он украсил фресками капеллу папы Николая V (14451448). Сюжетами росписей стали фрагменты житий св. Лаврентия и св. Стефана. По замыслу это были скорее повествовательные сцены, чем молитвенные образы. В них использованы сложные архитектурные фоны, в построении которых чувствуется знание мастером античного искусства, а в в аккурат выверенных перспективных построениях видно воздействие Мазаччо и Брунеллески. Фигуры в этом месте больше массивны, чем во фресках монастыря Сан Марко; благодаря этому появляется особенный нюанс торжественности.
Так же читайте биографии известных людей:
Франк Гири Frank Gehry
При оформлении экспозиции Музея искусства в Лос-Анджелесе Гири впервые использовал фанеру, рифленое железо и деревянные распорки, которые станут..
читать далее →
Франк Ауэрбах Frank Auerbach
Помимо написания портретов Франк Ауэрбах(Frank Auerbach) занимался декорированием различных помещений. Он является автором дизайна британского..
читать далее →
Франк Капра Frank Kapra
В 30-е гг. стал одним из ведущих деятелей американского кино, поставив фильмы: Леди на день (1933),Это случилось однажды ночью (1934), Мистер Дидс..
читать далее →
Франк Андерсен Frank Andersen
Франк Андерсен родился в 1953 году в Копенгагене. В 1971-м был принят в труппу Датского королевского балета (RDB), где танцевал главные партии..
читать далее →