Известные люди
»Франсуа-Мари Вольтер
Рождение: Франция, 21.11.1694
Лирика молодого Вольтера проникнута эпикурейскими мотивами, содержит выпады против абсолютизма. Сыграл значительную роль в идейной подготовке Французской революции конца 18 века. С именем Вольтера связано распространение в России т.н. вольтерьянства (дух религи свободомыслия, пафос ниспровержения авторитетов).
ВОЛЬТЕР, ФРАНСУА-МАРИ АРУЭ ДЕ (Voltaire, Franois-Mari Arouet de) (16941778), французский философ, романист, историк, драматург и стихотворец эпохи Просвещения, единственный из величайших французских писателей. Известен преимущественно под именем Вольтер. Родился 21 ноября 1694 в Париже, в семь лет потерял мама. Его папа, Франсуа Аруэ, был нотариусом. Сын провел шесть лет в иезуитском коллеже Людовика Великого в Париже. Когда он в 1711 вышел из коллежа, на практике мыслящий папа устроил его в контору адвоката Аллена штудировать законы. Однако молодой Аруэ значительно живее интересовался поэзией и драмами, вращаясь в кругу вольнодумцев-аристократов (т.н. Общество Тампля), объединившихся около герцога Вандома, главы Ордена мальтийских рыцарей.
После многочисленных житейских передряг молодой Аруэ со свойственной ему порывистостью и безоглядностью взялся писать сатирические вирши, которые метили в герцога Орлеанского. Эта затея, безусловно, закончилась заточением в Бастилии. Там ему предстояло провести одиннадцать месяцев, и говорят, что, желая скрасить долгие часы в тюремной камере, он положил начало будущей своей прославленной эпической поэме Генриада (Henriade). Его беда Эдип (Oedipe,1718) имела громкий фарт на сцене Комеди Франсез, и ее двадцатичетырехлетний автор был провозглашен достойным соперником Софокла, Корнеля и Расина. Автор без ложной скромности добавил к своей подписи аристократическое де Вольтер. Под именем Вольтер он и добился славы.
В конце 1725 в театре Опера Вольтера оскорбил отпрыск одного из самых родовитых семейств Франции шевалье де Роан-Шабо. Полный иронии реакция Вольтера, как разрешено сообразить, был скорее колким, чем тактичным. Два дня через последовала новая стычка в Комеди Франсез. Вскоре Вольтера, обедавшего у герцога де Сюлли, вызвали на улицу, набросились на него и избили, причем шевалье давал указания, сидя в карете поблизости. Высокородные приятели Вольтера без колебаний приняли в этом конфликте сторону аристократа. Правительство решило избежать дальнейших осложнений и упрятало в Бастилию не шевалье, а Вольтера. Это случилось в середине апреля 1726. Примерно сквозь две недели его выпустили, поставив обстоятельство, что он удалится из Парижа и будет существовать в изгнании. Вольтер решил отбыть в Англию, куда прибыл в мае и где оставался до конца 1728 или ранней весны 1729. Он с энтузиазмом изучал различные стороны английской жизни, литературы и общественной мысли. Его поразили живостью действия увиденные на сцене пьесы Шекспира.
Вернувшись во Францию, Вольтер следующие двадцать лет большей частью жил со своей любовницей мадам дю Шатле, божественной Эмилией, в ее замке Сире на востоке страны, у границы Лотарингии. Она усердно занималась науками, в особенности математикой. Отчасти под ее влиянием Вольтер стал интересоваться, кроме литературы, ньютоновой физикой. Годы в Сире стали решающим периодом в долгой карьере Вольтера как мыслителя и писателя.В 1745 он стал королевским историографом, был избран во Французскую Академию, в 1746 стал кавалером, допускаемым в королевскую опочивальню.
В сентябре 1749 мадам дю Шатле внезапно скончалась. Несколько лет она, движимая чувством ревности, хотя, конечно, и благоразумием, отговаривала Вольтера принять приглашение Фридриха Великого и обосноваться при прусском дворе. Теперь больше не было причин отклонять это предложение. В июле 1750 Вольтер прибыл в Потсдам. Поначалу его тесное общение с королем-философом внушало только энтузиазм. В Потсдаме не было во всех деталях продуманного ритуала и формальностей, типичных для французского двора, и не чувствовалось робости перед лицом нетривиальных идей если они не выходили за пределы частного разговора. Но вскоре Вольтеру стала в тягость обязанность править французские писания короля в стихах и прозе. Фридрих был человеком резким и деспотичным; Вольтер был тщеславен, завидовал Мопертюи, поставленному во главе королевской Академии, и, невзирая на приказания монарха, добивался своих целей в обход установленных порядков. Столкновение с королем становилось неизбежным. В конце концов, Вольтер ощутил себя счастливым, когда ему удалось выскочить из львиных когтей (1753).
Поскольку три года вспять он, как считалось, сбежал в Германию, Париж был для него в настоящий момент закрыт. После долгих колебаний он обосновался в Женеве. Одно время зиму он проводил в соседней Лозанне, обладавшей собственным законодательством, затем купил средневековый замок Торне и ещё единственный, больше нынешний, Ферне; они находились рядом единственный от другого, по обе стороны французской границы. Около двадцати лет, с 1758 по 1778, Вольтер, по его словам, царил в своем маленьком королевстве. Он устроил там часовые мастерские, гончарное фабрика, производил опыты с выведением новых пород скота и лошадей, испытывал разные усовершенствования в земледелии, вел обширную переписку. В Ферне приезжали из самых разных краев. Но главным было его творчество, обличавшее войны и гонения, вступавшееся за несправедливо преследуемых и все это с целью не дать в обиду религиозную и политическую свободу. Вольтер единственный из основоположников Просвещения, он провозвестник пенитенциарной реорганизации, осуществленной в годы Французской революции.
В феврале 1778 Вольтера уговорили возвратиться в Париж. Там, окруженный всеобщим поклонением, невзирая на открытое нерасположение Людовика XVI и испытывая прилив энергии, он увлекался одним начинанием за другим: присутствовал в Комеди Франсез на представлении своей последней трагедии Ирина (Irene), встречался с Б.Франклином, предложил Академии приготовить все статьи на А для нового издания ее Словаря. Смерть настигла его 30 мая 1778.
Сочинения Вольтера составили в известном издании Молана пятьдесят томов без малого по шестьсот страниц любой, дополненные двумя большими томами Указателей. Восемнадцать томов этого издания занимает эпистолярное наследие больше десяти тысяч писем.
Многочисленные трагедии Вольтера, хотя они в большущий степени способствовали его славе в 18 в., в настоящий момент чуть-чуть читаются и в современную эпоху без малого не ставились на сцене. Среди них лучшими остаются Заира (Zare, 1732), Альзира (Alzire, 1736), Магомет (Mahomet, 1741) и Меропа (Mrope, 1743).
Легкие вирши Вольтера на светские темы не лишились блеска, его стихотворные сатиры все так же способны уязвить, его философские поэмы демонстрируют редкую способность всецело выказывать идеи автора, нигде не отступая от строгих требований поэтической формы. Среди последних наиболее важны Послание к Урании (Eptre Uranie, 1722) одно из первых произведений, обличающих религиозную ортодоксию; Светский дядя (Mondain, 1736), шутливое по тону, при всем при том полностью серьезное по мысли обоснование преимуществ жизни в роскоши перед самоограничением и опрощением; Рассуждение о человеке (Discours sur l'Homme, 17381739); Поэма о естественном законе (Рome sur la Loi naturelle, 1756), где речь идет о естественной религии предмет в ту пору популярная, но опасная; знаменитая Поэма о гибели Лиссабона (Pome sur le Dsastre de Lisbonne, 1756) о философской проблеме зла в мире и о страданиях жертв ужасного землетрясения в Лиссабоне 1 ноября 1755. Руководствуясь благоразумием и вняв советам друзей, Вольтер, и все-таки, придал заключительным строкам этой поэмы умеренно оптимистическое звучание.
Одним из высших достижений Вольтера являются его труды по истории: История Карла XII, короля Швеции (Histoire de Charles XII, roi de Sude, 1731), Век Людовика XIV (Sиcle de Louis XIV, 1751) и Опыт о нравах и о духе народов (Essai sur les moeurs et l'esprit des nations, 1756), сперва называвшийся Всеобщая история. Он вписал в исторические сочинения свой отличный дар ясного, увлекательного повествования.
Одно из ранних произведений Вольтера-философа, заслуживающее особого внимания, Философские письма (Les Lettres philosophiques, 1734). Нередко его называют ещё Письмами об англичанах, ибо в нем прямо отразились впечатления, вынесенные автором из пребывания в Англии в 17261728. С неизменной проницательностью и иронией автор изображает квакеров, англикан и пресвитериан, английскую систему управления, парламент. Он пропагандирует прививки от оспы, представляет читателям философа Локка, излагает основные положения ньютоновой теории земного притяжения, в нескольких остро написанных абзацах характеризует трагедии Шекспира, а кроме того комедии У.Уичерли, Д. Ванбру и У.Конгрива. В целом лестная картина английской жизни таит в себе критику вольтеровской Франции, проигрывающей на этом фоне. По этой причине книжка, вышедшая без имени автора, тут же была осуждена французским правительством и подверглась публичному сожжению, что только способствовало популярности произведения и усилило его влияние на умы. Вольтер отдал должное умению Шекспира сооружать сценическое действо и оценил его сюжеты, почерпнутые из английской истории. Однако как последовательный ученик Расина он не мог не восстать тем, что Шекспир пренебрегает классицистским законом трех единств и в его пьесах смешиваются элементы трагедии и комедии.
Трактат о веротерпимости (Trait sur la tolrance, 1763), реакция на вспышку религиозной нетерпимости в Тулузе, представлял собой попытку реабилитировать память Жана Каласа, протестанта, тот, что пал жертвой пыток. Философский словарь (Dictionnaire philosophique, 1764) подходяще, в алфавитном порядке излагает взгляды автора на природу власти, религии, войны и многие другие характерные для него идеи. На протяжении своей долгой жизни Вольтер оставался убежденным деистом. Он от всего сердца симпатизировал религии нравственного поведения и братской любви, не признающей власти догм и преследований за инакомыслие. Поэтому его привлекали английские квакеры, хотя многое в их обиходе казалось ему забавным чудачеством.
Из всего написанного Вольтером больше всего известна философская повесть Кандид (Candide, 1759). В резво развивающемся рассказе описаны превратности судьбы наивного и простодушного молодого человека по имени Кандид. Кандид учился у философа Панглоса (букв. одни слова, пустозвон), внушавшего ему, вдогон за Лейбницем, что все к лучшему в этом лучшем из возможных миров. Мало-помалу, затем повторяющихся ударов судьбы, Кандид проникается сомнением насчет верности этой доктрины. Он воссоединяется со своей возлюбленной Кунигундой, которая из-за перенесенных невзгод стала уродливой и сварливой; он сызнова рядом с философом Панглосом, тот, что, хотя и не до того твердо, исповедует все тот же самый-самый точка зрения на мир; его небольшое среда составляют ещё немного персонажей. Все вкупе они организуют недалече от Константинополя маленькую коммуну, в которой торжествует практичная философия, обязывающая каждого возделывать свой сад, выполняя необходимую работу без чрезмерно усердного выяснения вопросов почему и для какой цели, без попыток разгадать неразрешимые умозрительные тайны метафизического толка. Весь расклад кажется беспечной шуткой, а его ирония скрывает убийственное опровержение фатализма.
Так же читайте биографии известных людей:
Франсуа-Ноэль Бабеф Fransua-Noel Babef
Бабеф Франсуа-Ноэль (1760 - 1797) - французский коммунист. Бабеф и его сторонники впервые в истории сделали попытку установить путем революционного..
читать далее →
Франсуа-Пьер Аме Fransua-Pier Ame
Амей (Amey), Франсуа-Пьер-Жозеф (1768-1850), барон Империи, дивизионный генерал. В 1812 г. - командовал пехотной бригадой.
читать далее →
Франсуа-Рене Дюшабль Fransua-Rene Diushabl
В 16 лет он завоевал престижную Премию королевы Елизаветы в Брюсселе, трижды был назван во Франции лучшим пианистом года, получал премии за лучшие..
читать далее →
Франсуаза Саган Fransuaza Sagan
Она уже давно подзабыла свое настоящее имя - Франсуаза Куарез. Она сжилась и срослась со своим литературным именем - Франсуаза Саган. Сидя в..
читать далее →