Известные люди
»Франсуа Тальма
Рождение: Франция, 16.1.1763
Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Тальма оставался тем же художником.
Тальма (Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) - прославленный французский артист. Получил прекрасное образование.
Отец его, зубной доктор, хотел передать сыну свою профессию, которой Тальма одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в цифра сосьетеров (пайщиков) театра.
По вековой традиции актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. артист Лекен и актриса Клэрон восставали супротив этой нелепости, но не могли одержать победу силу привычки.
Тальма настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были жестко скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он, один раз, появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы нимало статуя!"; иной артист заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?"
Тальма неотступно продолжал отстаивать свой воззрение, между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту же правдивость Тальма старался вписать и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная пора. На сцену предполагалось определить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или учебное заведение королей", переполненную протестами супротив злоупотреблений и гнета власти.
Главные актеры отклоняли от себя образ Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Тальма взялся сыграть образ, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столь страдали от упреков совести, что его дар в начальный раз был оценен совершенно. Пьеса имела гигантский фарт, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы.
Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели пособлять их распространению. Тальма, напротив, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара, что вызвало сильное возбуждение; занятие дошло до дуэли между Тальма и актером Ноде. Пьесу возобновили, но схватка продолжалась: Тальма и многие другие актеры покинули театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье.
Таким образом французский театр распался: давний, под названием театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное руководство закрыло тот самый театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги.
Театр на улице Ришелье принял наименование "театра свободы, равенства и братства", а после этого театра республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, тот, что с тех пор и до наших дней продолжает там родное наличие.
Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, говорить родное несочувствие террору. Наполеона I он знавал ещё бедным офицером, ссужал его деньгами, но затем мог быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Тальма оставался тем же художником.
Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Тальма был два раза женат, прежде на умной и богатой аристократке Жюли Каро, увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени.
Впоследствии Тальма с ней развелся и женился на младой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее муж должен был перед собравшимися там монархами калякать революционные вирши из драмы: "Смерть Цезаря". Умирая, Тальма не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его существование духовенство недоброжелательно относилось к актерам.
Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только в силу того что, что папа их был артист. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу.
Тальма обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чертовски приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался изготовить жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации.
Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод, Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).
Так же читайте биографии известных людей:
Франсуа Дельсарт Francois Delsarte
Дельсарт получил приглашение в Америку с предложением основать консерваторию, но тут случилась франко-прусская война. Он уехал из Парижа в родной..
читать далее →
Франсуа Бофор Fransua Bofor
Внук короля Генриха IV Великого по боковой линии.
читать далее →
Франсуа Видок Francois Vidok
Французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности.
читать далее →
Франсуа Дарлан Fransua Darlan
Дарлан Жан Луи Ксавье Франсуа французский военно-морской и государственный деятель, адмирал флота.
читать далее →