Известные люди

»

Франсуа Тальма

Франсуа Тальма Phransua Jozef Talma Карьера: Артист
Рождение: Франция, 16.1.1763
Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, заявлять свое несочувствие террору. Наполеона I он знавал еще бедным офицером, ссужал его деньгами, но потом умел быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Тальма оставался тем же художником.

Тальма (Франсуа-Жозеф Talma, 1763-1826) - прославленный французский артист. Получил прекрасное образование.

Отец его, зубной доктор, хотел передать сыну свою профессию, которой Тальма одно время и занимался. В часы досуга он играл на маленьких сценах, а в 1787 г. с успехом дебютировал на сцене Comedie Franеaise в пьесе Вольтера "Магомет" и вскоре был принят в цифра сосьетеров (пайщиков) театра.

По вековой традиции актеры играли героев различных наций и веков в богатых современных им платьях; греки и римляне являлись в шелку и бархате, в напудренных париках. В половине XVIII ст. артист Лекен и актриса Клэрон восставали супротив этой нелепости, но не могли одержать победу силу привычки.

Тальма настаивал на том, чтобы на сцене костюмы древних и чужих народностей были жестко скопированы с древних статуй, монет и медалей. Когда он, один раз, появился в таком костюме, на него со всех сторон посыпались насмешки. Одна актриса закричала: "да вы нимало статуя!"; иной артист заметил: "уж не простыню ли вы на себя накинули вместо костюма?"

Тальма неотступно продолжал отстаивать свой воззрение, между прочим в статье: "Reflexions sur Lekain et sur l'art theutral". Ту же правдивость Тальма старался вписать и в дикцию, осуждая излишнюю и фальшивую декламацию. Приближалась революционная пора. На сцену предполагалось определить пьесу Мари-Жозефа Шенье: "Карл IХ или учебное заведение королей", переполненную протестами супротив злоупотреблений и гнета власти.

Главные актеры отклоняли от себя образ Карла, монарха-убийцы, не желая являться перед публикой в виде такого несимпатичного лица. Тальма взялся сыграть образ, представил Карла жалким орудием в руках его матери и выказал столь страдали от упреков совести, что его дар в начальный раз был оценен совершенно. Пьеса имела гигантский фарт, к неудовольствию значительной части старых актеров труппы.

Привыкшие к королевскому режиму, они не сочувствовали новым идеям и не хотели пособлять их распространению. Тальма, напротив, отдался революционному течению. После 30-го представления драмы "Карл IX", ее сняли с репертуара, что вызвало сильное возбуждение; занятие дошло до дуэли между Тальма и актером Ноде. Пьесу возобновили, но схватка продолжалась: Тальма и многие другие актеры покинули театр и основали свой, в здании Палерояля, в улице Ришелье.

Таким образом французский театр распался: давний, под названием театра Нации, ставил противореволюционные пьесы ("Друг законов"). Революционное руководство закрыло тот самый театр и посадило его актеров в тюрьму; они спаслись от казни только благодаря мелкому чиновнику "комитета общественного спасения", уничтожившему их бумаги.

Театр на улице Ришелье принял наименование "театра свободы, равенства и братства", а после этого театра республики. После падения Робеспьера остатки обеих трупп соединились в театре улицы Ришелье, тот, что с тех пор и до наших дней продолжает там родное наличие.

Во время реакции Тальма должен был оправдываться перед публикой, говорить родное несочувствие террору. Наполеона I он знавал ещё бедным офицером, ссужал его деньгами, но затем мог быть почтительным перед императором, чем и заслужил его постоянную благосклонность. После реставрации Тальма оставался тем же художником.

Выслушивая похвалы и поощрения короля Людовика XVIII, он стоял в стороне от политики, что сказалось и в интимной его жизни. Тальма был два раза женат, прежде на умной и богатой аристократке Жюли Каро, увлекшейся либеральными идеями и талантом молодого артиста. Ее салон посещали многие литературные и политические знаменитости того времени.

Впоследствии Тальма с ней развелся и женился на младой актрисе Вангов (Vanhove), которая упала в обморок от страха в Эрфурте, когда ее муж должен был перед собравшимися там монархами калякать революционные вирши из драмы: "Смерть Цезаря". Умирая, Тальма не допустил к себе архиепископа, желавшего напутствовать его; он помнил, как за всю его существование духовенство недоброжелательно относилось к актерам.

Сыновья артиста, воспитывавшиеся в католическом училище, не были допущены к торжественному получению заслуженных ими наград только в силу того что, что папа их был артист. Это побудило последнего перевести сыновей в протестантскую школу.

Тальма обладал прекрасными сценическими данными, красивой, стройной наружностью и чертовски приятным, гибким голосом. Он считается преобразователем французского сценического искусства не только в обстановке, но и в исполнении, которое он старался изготовить жизненным, свободным от рутинной ходульности и декламации.

Лучшими его ролями считаются Цинна, Нерон, Орест, Ахилл, Эдип, Ирод, Цезарь, Манлий, Карл IX, Лейчестер, Отелло и Гамлет (в переделках Дюсиса).

Так же читайте биографии известных людей:
Франсуа Дельсарт Francois Delsarte

Дельсарт получил приглашение в Америку с предложением основать консерваторию, но тут случилась франко-прусская война. Он уехал из Парижа в родной..
читать далее

Франсуа Бофор Fransua Bofor

Внук короля Генриха IV Великого по боковой линии.
читать далее

Франсуа Видок Francois Vidok

Французский преступник, ставший впоследствии первым главой Главного управления национальной безопасности.
читать далее

Франсуа Дарлан Fransua Darlan

Дарлан Жан Луи Ксавье Франсуа французский военно-морской и государственный деятель, адмирал флота.
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий