Известные люди
»Франц Гайдн
Рождение: Австрия, 31.3.1732
Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вместе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства стиль т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат еще в эпохе барокко, а поздний его период подводит непосредственно к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимание было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, который сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.
Австрийский композитор, единственный из величайших классиков музыкального искусства. Родился 31 марта или 1 апреля 1732 (данные о дате рождения противоречивы) в крестьянской семье в Рорау (область Бургенланд в восточной части Нижней Австрии). Его папа, Матиас Гайдн, был каретным мастером, мама, Мария Коллер, служила кухаркой в семье графа Харраха, владельца поместья в Рорау. Йозеф был вторым ребенком у своих родителей и старшим их сыном. Раньше считалось, что предки Гайдна являлись хорватами (которые в 16 в. стали переселяться в Бургенланд, спасаясь от турков), но благодаря исследованиям Э.Шмидта выяснилось, что род композитора был чисто австрийским.
Ранние годы. Вспоминая о своем детстве, Гайдн писал в 1776: "Мой папа... был горячим любителем музыки и играл на арфе, абсолютно не зная нот. Пятилетним ребенком я как пить дать метко мог спеть его простые мелодии, и это побудило отца доверить меня заботам нашего родственника, ректора школы в Хайнбурге, дабы я изучил первоосновы музыки и другие необходимые для юношества науки... Когда мне исполнилось семь лет, в настоящее время покойный капельмейстер фон Ройтер (Г.К.фон Ройтер, 1708-1772], проезжая посредством Хайнбург, невзначай услышал мой хилый, но славный звук. Он взял меня с собой и определил в капеллу (собора cв. Стефана в Вене), где, продолжая образование, я учился пению, игре на клавесине и скрипке, причем у сильно хороших учителей. До восемнадцати лет я с большим успехом исполнял сопрановые партии, и не только в соборе, но и при дворе. Потом у меня пропал звук, и мне пришлось целых восемь лет влачить жалкое наличие... Я сочинял преимущественно по ночам, не зная, имею ли я какой-либо дар к композиции или нет, и записывал свою музыку усердно, но не окончательно точно. Так продолжалось до тех пор, в то время как мне не выпало фортуна учить подлинные основы искусства у господина Порпоры (Н.Порпора, 1685-1766), тот, что жил тогда в Вене".
В 1757 Гайдн принял приглашение австрийского аристократа графа Фюрнберга провести лето в его поместье Вейнцирль, которое соседствовало с большим бенедиктинским монастырем в Мельке на Дунае. В Вейнцирле родился жанр струнного квартета (первые 12 квартетов, написанные летом 1757, составили опусы 1 и 2). Спустя два года Гайдн стал капельмейстером графа Фердинанда Максимилиана Морцина в его замке Лукавец в Чехии. Для капеллы Морцина композитор написал свою Первую симфонию (ре мажор) и немного дивертисментов для духовых (некоторые из них были относительно недавно, в 1959, обнаружены в одном дотоле не исследованном пражском архиве). 26 ноября 1760 Гайдн заключил брак с Анной Марией Келлер, дочерью графского парикмахера. Этот союз оказался бездетным и вообще неудачным: сам Гайдн просто называл супругу "исчадьем ада".
Вскоре граф Морцин с целью сокращения расходов распустил капеллу. Тогда Гайдн принял предложенное ему местоположение вице-капельмейстера у князя Пауля Антона Эстерхази. Композитор приехал в княжеское имение Эйзенштадт в мае 1761 и оставался на службе в семье Эстерхази в течение 45 лет.
В 1762 князь Пауль Антон скончался; преемником стал его брат Миклош "Великолепный" - в это время род Эстерхази прославился на всю Европу своим покровительством искусствам и художникам. В 1766 Миклош перестроил фамильный охотничий обитель в богатый дворец, единственный из самых богатых в Европе. Эстерхазу, новую резиденцию князя, называли ; посреди прочего там имелся реальный оперный театр на 500 мест и театр марионеток (для которого Гайдн сочинял оперы). В присутствии хозяина концерты и театральные представления давались произвольный вечерок.
Гайдн и все музыканты капеллы не имели права оставлять Эстерхазу, покуда там находился сам князь, и никому из них, за исключением Гайдна и дирижера оркестра, скрипача Л.Томазини, не дозволялось привозить во дворец свои семьи. Случилось так, что в 1772 князь припоздал в Эстерхазе дольше обычного, и музыканты попросили Гайдна нацарапать пьесу, которая напомнила бы его высочеству, что ему давнехонько пора ворочаться в Вену. Так появилась знаменитая Прощальная симфония, где в финальной части оркестранты единственный за другим заканчивают свои партии и удаляются, а на сцене остаются только две солирующие скрипки (эти партии играли Гайдн и Томазини). Князь с удивлением взирал на то, как его капельмейстер и дирижер потушили свечи и направились к выходу, но намек понял, и на следующее начало дня все было готово к отбытию в столицу.
Годы славы. Постепенно слава Гайдна начала распространяться по Европе, чему способствовала дело венских фирм, занимавшихся перепиской нот и продававших свою продукцию на территории всей Австро-Венгерской империи. Много сделали для распространения музыки Гайдна и австрийские монастыри; копии разных его произведений хранятся в ряде монастырских библиотек в Австрии и в Чешской Республике. Парижские издатели печатали гайдновские сочинения без согласия автора. Сам композитор в большинстве случаев отнюдь не знал об этих пиратских изданиях и, разумеется, не получал от них никакой прибыли.
В 1770-х годах оперные представления в Эстерхазе потихоньку переросли в постоянные оперные сезоны; их репертуар, состоявший главным образом из опер итальянских авторов, разучивался и исполнялся под руководством Гайдна. Время от времени он сочинял собственные оперы: одна из них, Лунный мир по пьесе К.Гольдони (Il mondo della luna, 1777), была с большим успехом возобновлена в 1959.
Зимние месяцы Гайдн проводил в Вене, где познакомился и подружился с Моцартом; они восхищались дружбан другом, и ни единственный из них не позволял никому дурно отзываться о своем друге. В 1785 Моцарт посвятил Гайдну шесть великолепных струнных квартетов, и как-то на квартетном собрании, устроенном в квартире Моцарта, Гайдн сказал отцу Вольфганга, Леопольду Моцарту, что его сынуля - "величайший из композиторов", которых он, Гайдн, знает по отзывам или лично. Моцарт и Гайдн во многом обогащали товарищ друга творчески, и их приятельство - единственный из самых плодотворных союзов в истории музыки.
В 1790 скончался князь Миклош, и на некоторое время Гайдн получил свободу передвижения. Впоследствии князь Антон Эстерхази, наследник Миклоша и новоиспеченный собственник Гайдна, не испытывая особенной любви к музыке, вообще распустил оркестр. Узнав о смерти Миклоша, И.П.Заломон, германец по происхождению, работавший в Англии и добившийся там большого успеха в организации концертов, поспешил прийти в Вену и заключить с Гайдном контракт.
Английские издатели и импресарио уже давнехонько пытались позвать композитора в английскую столицу, но обязанности Гайдна как придворного капельмейстера Эстерхази не допускали длительных отлучек из Австрии. Теперь композитор с радостью принял предложение Заломона, тем больше что тот имел в запасе два выгодных контракта: на сочинение итальянской оперы для Королевского театра и на сочинение 12 инструментальных композиций для концертов. На самом деле Гайдн не стал фантазировать заново все 12 пьес: немного ноктюрнов, до того неизвестных в Англии, были написаны прежде по заказу неаполитанского короля, а в портфеле композитора имелось ещё немного новых квартетов. Таким образом, для английских концертов сезона 1792 года он написал только две новые симфонии (NN95 и 96) и поставил в программы ещё немного симфоний, которые покуда не исполнялись в Лондоне (NN90-92), а были сочинены прежде по заказу графа д'Оньи из Парижа (т.н. Парижские симфонии).
Гайдн и Заломон прибыли в Дувр в первостепеннный день нового, 1791 года. В Англии Гайдна принимали с почетом везде, и принц Уэльский (грядущий король Георг IV) оказал ему море знаков внимания. Цикл гайдновских концертов Заломона имел циклопический успех; во время премьеры Симфонии N96 в марте медленную доля пришлось воспроизвести - "исключительный случай", как заметил автор в письме домой. Композитор решил остаться в Лондоне и на следующий период. Для него Гайдн сочинил четыре новые симфонии. Среди них была знаменитая симфония Сюрприз (N104, Симфония с ударом литавр: в ее медленной части нежная музыка вдруг прерывается оглушительным ударом литавр; Гайдн чисто бы сказал, что хотел: вынудить дам подскочить на креслах"). Для Англии композитор сочинил кроме того отличный хоровой коллектив Буря (The Storm) на британский контент и Концертную симфонию (Sinfonia concertante).
По дороге домой летом 1792 Гайдн, проезжая посредством Бонн, познакомился с Л. ван Бетховеном и взял его в ученики; стареющий мастер безотлагательно распознал масштабы дарования юноши и в 1793 предрек, что "его признают когда-нибудь одним из лучших музыкантов Европы, и я буду с гордостью звать себя его учителем". До января 1794 Гайдн жил в Вене, следом уехал в Англию и оставался там до лета 1795: эта поездка оказалась не менее триумфальной, чем предыдущие. В это время композитор создал свои последние - и лучшие - шесть симфоний (NN99-104) и шесть великолепных квартетов (ор. 71 и 74).
Последние годы. После возвращения из Англии в 1795 Гайдн занял родное прежнее местоположение при дворе Эстерхази, где ныне правителем стал князь Миклош II. Главной обязанностью композитора было сочинение и разучивание ежегодно новой мессы ко дню рождения княгини Марии, супруги Миклоша. Таким образом на свет появились шесть последних гайдновских месс, в том числе Нельсоновская, неизменно и всюду пользовавшаяся особыми симпатиями публики.
К последнему периоду гайдновского творчества относятся и две большие оратории - Сотворение мира (Die Schpfung) и Времена года (Die Jahreszeiten). Во время пребывания в Англии Гайдн познакомился с творчеством Г.Ф.Генделя, и, по-видимому, Мессия и Израиль в Египте вдохновили Гайдна на создание собственных эпических хоровых произведений. Оратория Сотворение мира была впервой исполнена в Вене в апреле 1798; Времена года - тремя годами позже. Работа над второй ораторией, кажется, истощила силы мастера. Последние годы Гайдн провел в тишине и спокойствии в своем уютном доме на окраине Вены, в Гумпендорфе (сегодня в черте столицы). В 1809 Вена была осаждена наполеоновскими войсками, и в мае они вошли в городок. Гайдн был уже сильно слаб; он поднялся с постели только для того, чтобы реализовать на клавире австрийский национальный гимн, тот, что сам же сочинил несколькими годами раньше. Гайдн умер 31 мая 1809.
Становление стиля. Стиль Гайдна органически связан с почвой, на которой он вырос, - с Веной, великой австрийской столицей, которая была для Старого Света таким же "плавильным котлом", каким был Нью-Йорк для Нового Света: итальянская, южно-германская и другие традиции сплавлялись в этом месте в цельный манера. Венский композитор середины 18 в. имел в своем распоряжении немного разных стилей: единственный - "строгий", предназначавшийся для месс и прочей церковной музыки: в нем по-прежнему главная образ принадлежала полифоническому письму; второй - оперный: в нем итальянская повадка преобладала вплоть до времен Моцарта; третий - для "уличной музыки", представленной жанром кассаций, нередко для двух валторн и струнных или для духового ансамбля. Попав в тот самый многоцветный мир, Гайдн резво создал свой манера, притом цельный для всех жанров, будь то месса или кантата, уличная серенада или клавирная соната, квартет или симфония. По рассказам, Гайдн утверждал, что больше всех на него повлиял К.Ф.Э.Бах, отпрыск Иоганна Себастьяна: впрямь, ранние сонаты Гайдна сильно верно повторяют модели "гамбургского Баха".
Что же касается гайдновских симфоний, то они прочно связаны с австрийской традицией: их прообразами послужили произведения Г.К.Вагензейля, Ф.Л.Гассмана, д'Ордонье и в меньшей степени М.Монна.
Творчество. Среди наиболее известных произведений Гайдна - Сотворение мира и Времена года, эпические оратории в манере позднего Генделя. Эти произведения сделали автора знаменитым в Австрии и Германии в большей степени, нежели его инструментальные опусы.
Напротив, в Англии и Америке (а кроме того во Франции) фундаментом гайдновского репертуара является оркестровая музыка, причем некоторые из симфоний - хотя бы та же Симфония с ударом литавр - пользуются, заслуженно или нет, особым предпочтением. Популярность сохраняют в Англии и Америке и другие Лондонские симфонии; последняя из них, N12 ре мажор (Лондон), по праву считается вершиной гайдновского симфонизма.
К сожалению, произведения камерных жанров в наше время не до того известны и любимы - быть может, в силу того что, что практика домашнего, любительского квартетного и вообще ансамблевого музицирования мало-помалу сходит на нет. Профессиональные квартеты, выступающие перед "публикой", - не та среда, в которой музыка исполняется только для самой музыки, а гайдновские струнные квартеты и фортепианные трио, содержащие в себе сильно личные, сокровенные высказывания музыканта, самые его глубокие мысли, предназначены в прошлом всего для исполнения в интимной камерной обстановке посреди близких людей, но отнюдь не для виртуозов в парадных, холодных концертных залах.
Двадцатое столетье возродило к жизни гайдновские мессы для солистов, хора и оркестра - монументальные шедевры хорового жанра со сложным аккомпанементом. Хотя эти сочинения постоянно были основополагающими в церковно-музыкальном репертуаре Вены, они прежде ни в жизнь не распространялись за пределы Австрии. В настоящее время, и все-таки, звукозапись донесла до широкой публики эти прекрасные произведения, в основном принадлежащие к позднему периоду творчества композитора (1796-1802). Среди 14 месс наиболее совершенной и драматичной является Missa in Angustiis (Месса во времена страха, или Нельсоновская месса, сочиненная в дни исторической победы английского флота над французами в сражении у Абукира, 1798).
Что касается клавирной музыки, то следует в особенности выделить поздние сонаты (NN50-52, посвященные Терезе Дженсен в Лондоне), поздние клавирные трио (без малого все созданные во время пребывания композитора в Лондоне) и только выразительное Andante con variazione фа минор (в автографе, хранящемся в Нью-Йоркской публичной библиотеке, это сочинение названо "сонатой"), появившееся в 1793, между двумя поездками Гайдна в Англию.
В жанре инструментального концерта Гайдн не стал новатором, да и вообще не испытывал к нему особого тяготения; наиболее любопытный стандарт концерта в творчестве композитора - вне сомнения, концерт для трубы с оркестром ми-бемоль мажор (1796), написанный для инструмента с клапанами, отдаленного предшественника современной вентильной трубы. Кроме этого позднего сочинения, следует окрестить Виолончельный концерт ре мажор (1784) и цикл изящных концертов, написанных для неаполитанского короля Фердинанда IV: в них солируют две колесных лиры с органными трубами (lira organizzata) - редкие инструменты, напоминающие по звучанию шарманку.
Значение творчества Гайдна. В 20 в. обнаружилось, что Гайдна запрещено считывать, как полагали прежде, отцом симфонии. Полные симфонические циклы, включавшие менуэт, создавались уже в 1740-е годы; что ещё раньше, между 1725 и 1730, появились четыре симфонии Альбинони, также с менуэтами (их рукописи нашли в немецком городе Дармштадте). И.Стамиц, умерший в 1757, т.е. в то время, когда Гайдн начинал вкалывать в оркестровых жанрах, был автором 60 симфоний. Таким образом, историческая заслуга Гайдна - не в создании жанра симфонии, а в подытоживании и совершенствовании того, что было сделано его предшественниками. Зато Гайдна разрешается окрестить отцом струнного квартета. По всей видимости, до Гайдна не существовало жанра, обладающего следующими типическими признаками: 1) состав - две скрипки, альт и виолончель; 2) четырехчастность (аллегро в сонатной форме, медленная количество, менуэт и финал или аллегро, менуэт, медленная доля и финал) или пятичастность (аллегро, менуэт, медленная доля, менуэт и финал - варианты, не изменяющие форму по существу). Эта модель выросла из жанра дивертисмента в том виде, в каком он культивировался в Вене в середине 18 в. Известно много пятичастных дивертисментов, написанных разными авторами рядом 1750 для разных составов, т.е. для духового ансамбля или для духовых и струнных (в особенности популярным был состав из двух валторн и струнных), но до сих пор не удалось выявить цикла для двух скрипок, альта и виолончели.
Ныне мы знаем, что посреди множества технических новаций, приписывавшихся прежде Гайдну, большинство, жестко говоря, не являются его открытиями; величие Гайдна состоит скорее в том, что он сумел осмыслить, возвысить и довести до совершенства существовавшие раньше простые формы. Хотелось бы пометить одно техническое открытие, в основном принадлежащее лично Гайдну: это форма рондо-сонаты, в которой принципы сонаты (экспозиция, разработка, реприза) сливаются с принципами рондо (А-В-С-А или А-В-А-С-А-В-А). Большинство финалов в поздних инструментальных сочинениях Гайдна (к примеру, финал симфонии N97 до мажор) представляют собой великолепные образцы рондо-сонаты. Этим способом было достигнуто отчетливое формальное различие между двумя быстрыми частями сонатного цикла - первой и заключительной.
Оркестровое сообщение Гайдна обнаруживает постепенное ослабление связи со старой техникой basso continuo, при которой клавишный инструмент или орган заполнял аккордами звуковое пространство и образовывал "скелет", на тот, что накладывались другие линии скромного оркестра тех времен. В зрелых произведениях Гайдна basso continuo на практике исчезает, помимо, конечно, речитативов в вокальных произведениях, где ещё необходим клавирный или органный аккомпанемент. В своей трактовке деревянных и медных духовых Гайдн с первых же шагов обнаруживает врожденное ощущение колорита; более того в сильно скромных по составу партитурах композитор демонстрирует безошибочное чутье в выборе оркестровых тембров. Написанные с помощью очень ограниченных средств, симфонии Гайдна, по выражению Римского-Корсакова, оркестрованы так ладно, как никакая иная музыка Западной Европы.
Великий мастер, Гайдн неустанно обновлял свой язык; вкупе с Моцартом и Бетховеном Гайдн сформировал и довел до редкой степени совершенства манера т.н. венского классицизма. Начала этого стиля лежат ещё в эпохе барокко, а запоздалый его отрезок времени подводит прямо к эпохе романтизма. Пятьдесят лет творческой жизни Гайдна заполнили глубочайшую стилистическую пропасть - между Бахом и Бетховеном. В 19 в. все внимательность было сосредоточено на Бахе и Бетховене, и при этом забывали того гиганта, тот, что сумел перекинуть мост между этими двумя мирами.
Так же читайте биографии известных людей:
Франц Зуппе Frants Zuppe
В течение следующих двух десятилетий он написал музыку к 180 фарсам и водевилям (все они ныне забыты, кроме вдохновенной увертюры к Поэту и..
читать далее →
Франц Легар Franz Leher
Композитор, выдающийся мастер венской оперетты.
читать далее →
Франц Шуберт Frants Schubert
Он жил недолго и не был счастлив, не получив и толики того признания, которое выпало на долю его великих предшественников: Гайдна, Моцарта и..
читать далее →
Франц Динда
Франц Динда родился 25 марта в 1983 году Германии в старинном университетском городе Йене, земли Тюренгия. Он известен как актер. Лучшие фильмы -..
читать далее →