Известные люди
»Франц Герстнер
Рождение: Австрия, 19.4.1796
Австрийский инженер, строитель первой железной дороги в России.
Родился в Праге четвёртым ребенком в семье Франца Иосифа фон Герстнера и его жены Габриэли. Мать умерла когда Францу было 12 лет. Учился в пражском университете, изучал философию и инженерное занятие. По окончанию обучения преподавал практическую геометрию и землемерное искусство в Венском политехническом институте.
Стремился реализовать план по постройке железной дороги между Влтавой и Дунаем. Для этого совершил поездку в Англию для изучения строившихся там первых железных дорог. 7 сентября 1824 года австрийский император Франц II подписал Ф. А. Риттеру фон Герстнеру концессию на 50 лет для создания и экспулатации железной дороги между Будвайзом и Маутхаузеном. В 1825 году женился на Жозефине маркизе фон Ламболин, дочери французского эмигранта. Железная стезя была построена к 1832 году, к этому времени Гестнер стал известным австрийским инженером, профессором Венского политехнического института.
По приглашению К. В. Чевкина от имени Горного ведомства Герстнер прибыл в августе 1834 года в Россию для обозрения горных заводов. Здесь его воодушевила мысля о постройке железных дорог в России. Он уделил три месяца сбору статистики: объездил многие губернии центра России, знакомился с укладом жизни, состоянием дорог, торговли и горного дела. Он произвёл более того нивелировку Московского шоссе.
По возвращению в столицу в начале 1835 года он подал записку императору Николаю I, в которой изложил свои соображения о строительстве железных дорог:
В записке говорилось, что:
нет таковой страны в мире, где железные дороги были бы больше выгодны и более того необходимы, чем в России, так как они дают вероятность сокращать большие расстояния путем увеличения скорости передвижения[1].
Далее предлагалось проложить железную дорогу между Санкт-Петербургом и Москвой, следом связать
Москву с Казанью и Нижним Новгородом, и продолжить дорогу дальше на юг до Одессы
Через немного недель записка уже рассматривалась в особом, под личным председательством императора, комитете, и хотя единогласно признано неоспоримо полезным устройство железных дорог в России, но при этом высказаны были разные сомнения в финансовом отношении. Кроме того, Герстнер в своем предложении, в числе прочих условий, требовал, чтобы каждая железная путь, устроенная в России в течение двадцати лет без дозволения его, получившего привилегию, обращалась в его имущество. Поэтому осуществление грандиозного плана его не могло тогда состояться; пришлось Герстнеру удовольствоваться значительно меньшим.
В январе 1835 года Ф. А. Герстнер был принят императором Николаем I. Герстнер представил царю планы строительства железной дороги, вслед за тем этого записка Герстнера была передана императором главному управляющему путей сообщений К. Ф.Толю, тот, что присутствовал при встрече. Была образована авторитетная комиссия для рассмотрения предложений Герстнера, которую возглавил заметный государственный участник М. М. Сперанский. Образованный комитет по строительству признал полезным и технически возможным возведение железной дороги в России и Ф. А. Герстнером было получено позволение на сооружение Царскосельской железной дороги.[1]
Указ императора Николая I о сооружении Царскосельской железной дороги был обнародован 15 апреля 1836 года.[1]
См. также: Царскосельская железная стезя#Строительство и Царскосельская железная путь#эксплуатация
В ноябре 1836 года в ясную, но сильно холодную погоду на участке между Павловском и Царским Селом был в первый раз испытан локомотив Гакворта. Пробная поездка проходила в присутствии Николая I с семьей и большого количества людей из всех классов общества. Официальное открытие Царскосельской железной дороги состоялось 30 октября 1837 года.
В 1838 году Герстнер по заданию русского правительства поехал в Америку для изучения железных дорог. Провёл обширное изучение этого вопроса, и по возвращении настоятельно рекомендовал притянуть для строительства новой железнодорожной магистрали, которая должна была объединить две российские столицы Санкт-Петербург и Москву американских специалистов.
Выполняет предварительную рекогносцировку трассы новой дороги. Мнение Герстнера о привлечении американских инженеров было поставлено под колебание, и император послал в Западную Европу и США двух инженеров-полковников П. П. Мельникова и Н. О. Крафта для дополнительного изучения проблемы. Информацию, целиком удовлетворившую их, они получили только от Дж. В. Уистлера.
Герстнер умер в Филадельфии в 1840 году, а Уистлер продолжил создавать Николаевскую железную дорогу.
30 октября 2007 года в честь 170-и летия российских железных дорог в здании Витебского вокзала в Санкт-Петербурге открыт монумент Ф. А. Герстнеру. Скульптура высотой 1,4 метра работы С. А. Щербакова изображает Герстнера стоящим в совершенный подъем с макетом паровоза в руках.
Кроме того, на фасаде вокзала установлена памятная табличка, посвящённая Герстнеру, а напротив вокзала находится информационный стенд, посвящённый строительству магистрали.
Так же читайте биографии известных людей:
Франц Фердинанд Frans Ferdinand
Австрийский эрцгерцог и князь Эсте, предполагаемый наследник Австро-Венгерской монархии, убийство которого вызвало Первую мировую войну. Родился 18..
читать далее →
Франц Мюнтеферинг Franz Muntefering
Его считают ключевой фигурой, осуществляющей связь между партийными массами и руководством. Трудился на различных партийных постах, а с 1999-го до..
читать далее →
Франц Кушель Frants Kushel
Кушель Франц (16.2.1895, деревня Перваи, близ Минска - май 1969, США), один из лидеров белорусских националистов, генерал-майор.
читать далее →
Франц Брентано Franz Bretano
австрийский философ, создатель теоретического направления в психологии психологии акта.
читать далее →