Известные люди
»Франциско Хосе де Гойя
Рождение: Испания, 30.3.1746
Франсиско Гойя как художник опередил свое время настолько, что его работы почти всегда кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество - смелый поиск, подлинное новаторство, социальное и революционное.
Гойя, родившийся в обычный семье, сделал быструю и сильно успешную карьеру. Франсиско Хосе де Гойя-и-Лусиентес родился в 1746 г. в арагонском местечке Фуэндетодос близ Сарагосы.
В 1760 г. семейство перебралась в Сарагосу. Здесь юноша начинает обучаться живописи у живописца Лусана-и-Мартинеса. Через немного лет, замешанный в кровавой уличной драке, он вынужден нестись из Сарагосы.
В 1766 г. Гойя попадает в Мадрид. Здесь он знакомится с работами придворных художников, совершенствует родное мастерство и более того участвует в конкурсах мадридской Академии художеств. После очередной драки с кровопролитием Гойя ещё раз пускается в бега, на тот самый раз с труппой тореадора Хосе Дельгадо.
Через некоторое время юный художник оказывается в Риме, где знакомится с живописью итальянских мастеров. Однако слабость к приключениям и авантюрам снова становится причиной неприятностей: младой мужчина ночью пробирается в дамский монастырь, чтобы похитить возлюбленную; застигнутый на месте преступления, он вынужден оставить Рим.
В 1771 г. Гойя возвращается в Сарагосу. По пути он останавливается в Парме, где принимает участие в конкурсе пармской Академии на тему Ганнибал устремляет воззрение на Италию с высоты Альпийских гор. За три дня Гойя пишет картину и получает за нее вторую премию. В 177172 гг. художник исполняет фрески в традициях итальянского барокко для церкви Нуэстра Сеньора дель Пилар в Сарагосе. В 1773 г. Гойя переезжает в Мадрид.
Гойя был женат на сестре придворного живописца Франсиско Байеу Хосефе Байеу. Его брак с Хосефой продолжался возле сорока лет, при всем при том не был счастливым из-за частых любовных похождений супруга и тяжелого характера жены. Из многочисленного потомства семейства Гойя (по разным данным у них было от 12 до 22 детей), выжили только пятеро, и только единственный из них Франсиско Хавьер Педро стал художником. С точки зрения карьеры связи с семейством Байеу оказались для Гойи крайне полезными: он был принят в высшие круги мадридского общества и получил выгодные заказы.
Редкий дар наблюдательности делал его в особенности способным к портретным работам, превосходные образцы которых разрешается видать сейчас в мадридском музее дель-Прадо. Большинство и других произведений этого в высшей степени самобытного и национального художника находится в Испании. За пределами этой страны он известен преимущественно своими полными ума, патриотизма, иронии и желчи офортами, составляющими отдельные серии, под заглавием: "Капризы" (1793 - 1798, 80 лист., с композициями, осмеивающими или бичующими пороки аристократии, инквизиции, монашества и вообще испанских нравов), "Тореадорство со времен Сида" (рядом 1801 г., 80 лист.), "Пословицы" (18 лист., служащих продолжением "Капризов") и "Бедствия войны" (1810 - 1815, 80 лист., со сценами из ужасов франц. нашествия на Испанию при Наполеоне I). Кроме этих серий, Г. выгравировал крепкой водкою много других рисунков собственного сочинения, а ещё эстампов с картин горячо любимого им Веласкеса.
Карьера Гойи между тем удачно продолжалась: в 1795 году он стал президентом академии. Ему не повредили ни захват Испании Наполеоном, ни реставрация испанской монархии. Повредила инквизиция, придравшаяся к его неканонической трактовке религиозных сюжетов и к "Обнаженной махе" - голых женщин инквизиция не одобряла.
Портрет Каэтаны АльбаЛегенда приписывает Гойе неистовый темперамент и всевозможные любовные истории, из которых самая популярная - связь с герцогиней Альба, влиятельной и необыкновенно богатой аристократкой, в которую он был влюблен. Считается, что "Обнаженная маха" и "Одетая маха" - это портреты герцогини, хотя многие исследователи сомневаются в этом.
В начале 1790-х гг. мировосприятине Гойи грубо меняется, его произведения теряют былую оптимистическую окраску. Кризисные явления в творчестве художника усугубляются тяжелой болезнью, в результате которой он целиком лишился слуха. Для художника это был бесчеловечный потрясение.
О гравюрах Франсиско Гойи "Капричос" и "Бедствия войны" написано несть числа. Есть серьезные исследования, детально прослеживающие судьбу того или иного образа. Гойя оставил подписи к большинству своих гравюр, и историки искусства рассматривают их как своеобразные комментарии.
Но не следует упускать из памяти, что подобные тексты у художников другой раз служат не для раскрытия смысла произведения, а для известного рода маскировки. Очень, казалось бы, невинная подпись Гойи - сказочного характера или в виде обычной шутки - скрывает здоровый политический толк.Каждую гравюру Гойи пронизывает беспощадной остроты сарказм: в каждой фантасмагория соседствует с подлинным реализмом, тот, что характерен для всего испанского искусства.
Перед нами не легко ведьмы, летящие на шабаш, не без затей тупоголовые бездельники, внимающие птице, не легко герой известной сказки "младой балда тащит на себе осла"... Все они имеют второй, потаенный толк.
В числе эрмитажных гравюр - "Ленивцы". Она изображает человекообразные существа, у которых вместо голов погано сколоченные деревянные сундуки, и любой из них заперт тяжелым замком. А посреди этих "красавцев" главенствует фигура с ослиными ушами и завязанной мордой... Да, должно быть, вопреки подписи, эта гравюра говорит
ни чуточки не о ленивых и тупых людях, а скорее о сквалыгах, богачах, заперших свои чувства на замок, потому как что эти чувства могут воспрепятствовать извечной борьбе за золото. Ведьмы, летящие на шабаш, и ведьмы прихорашивающиеся, чудовища, пожирающие товарищ друга, страшные фигуры в капюшонах - все это не простая и простодушная насмешка над суевериями или верованиями своих соотечественников. Нет, это сама реальность, сама держава, превращенная в громадный каземат или безрассудный жилище.
Не невзначай ведьмы на офорте Гойи похожи на светских дам, а история о мужике, тот, что тащит на себе осла, заставляет порассудить о народе, на плечи которого взгромоздилась целая свора угнетателей!
Гойя был гуманистом в нашем понимании. Ему были близки идеи французской революции и ненавистен захватнический пафос французской буржуазии. Король называл его атеистом и считал, что он совершенно заслужил петли. Художнику не раз грозили расправой представители святой инквизиции. Но он оставался смелым и решительным человеком, готовым отстаивать свои права и свои взгляды.
Франсиско Гойя как художник опередил родное время до такой степени, что его работы без малого вечно кажутся нам созданными нашим современником. За исключением немногих работ, все его творчество - дерзновенный розыск, подлинное новаторство, социальное и революционное.
Так же читайте биографии известных людей:
Франциско Инфантэ Francisko Infante
Один из самых значительных российских художников, чьими работами Третьяковская галерея открывает раздел современного искусства, готовит в новом..
читать далее →
Франциско Хенто Frantsisko Hento
Хенто до сих пор принадлежит рекорд по числу побед в Кубке чемпионов (6). Он считается одним из самых быстрых игроков в истории футбола. По меркам..
читать далее →
Франциско Бош Francisco Bosch
Франциско Бош - известный танцор Английского национального балета, актер. Родился 5 октября 1982 года.В качестве актера Франциско Бош известен по..
читать далее →
Францисско Франко Francisco Franco
Можно ли представить себе Гитлера или Сталина в роли регента при малолетнем наследнике престола? "Фашист" и "кровавый палач испанского народа"..
читать далее →