Известные люди
»Фредди Кинг
Рождение: США, 3.9.1934
Фредди Кинг оказал громадное влияние на английских музыкантов, создавших в 60-е годы блюз-рок.
Третьего сентября 1934 года в Гилмере, Техас, у Дж.Т.Крисчена и Эллы Мэй Кинг родился парнишка, которого назвали Фредди. Ни Би Би Кинг, ни Альберт Кинг не были его родственниками, хотя первостепеннный безусловно на него повлиял, а второй утверждал, что приходится Фредди сводным братом. С гитарой Фредди познакомили его мамаша и его дядя, Леон Кинг, начавший обучать шестилетнего мальчика. Его первым инструментом был акустический Сильвертон, далее гитара марки Кей, а потом покупки первого Гибсона Фредди ни на чем другом уже больше не играл. Кинг начинал с исполнения кантри-блюза, и все-таки подростком проникся страстью к электрическим гитарам чикагского стиля. В декабре '50-го их семейство переехала в Чикаго, где подросток устроился действовать на сталелитейный предприятие. Но он ни в жизнь не забывал про музыку. В беседа с Брюсом Иглоером в '71-м году он рассказывал: "Когда я закончил школу, мы уехали из Техаса; мне было шестнадцать. Мы жили прямо примерно клуба Занзибар, и я познакомился с Мадди Уотерсом. Я проскальзывал в заднюю ворота - Мадди меня впускал - и сидел у сцены, слушал.
Тогда там играли Джимми Роджерс, Мадди, Элгрин и Литтл Уолтер, вся их группа." Общение с музыкантами клубов чикагского Вест Сайда и детские воспоминания о Блайнд Лемон Джефферсоне и Мерси Ди Валтон, слышанных в Техасе, дали Кингу всестороннее представление о блюзе, от корней до больше городского, резкого звучания. "Когда я работал в Чикаго, я впервой стал игрывать в группе." - говорил он в беседа, упоминавшемся выше, - "Но на гитаре я играл с шести лет. Мой манера - он где-то посредине между Лайтнин Хопкинсом или Мадди Уотерсом и Би Би Кингом и Ти Бон Уокером. Промежуточный манера, понимаешь? Я и по-старому играю, и по-городскому." Фредди отыграл во многих группах, и чужих, и своих, и к 1958-му году оставил изматывающую работу сталелитейщика насовсем. Его отличительной особенностью был его гитарный манера, тот, что он сам называл "heavy hand attack" (развлекуха тяжелой рукой).
Он избегал слайда и играл попеременно пластиковыми и стальными медиаторами, а звук регулировал, глуша струны тыльной стороной ладони. В результате, его гитарный саунд был нетрудно узнаваемым и в то же время уникальным.
Кинг начал игрывать в местных ночных клубах с разными группами, в то время как не создал собственную. Она называлась The Every Hour Blues Boys, и вкупе с Кингом в ней играл Джимми Ли Робинсон. Позже Кинг играл в группе гармошечника Литтл Сонни Купера и в Earlee Payton's Blues Cats (Пейтон также играл на губной гармошке). С этими группами он в первый раз попал в студию. Их записи вышли на маленьком лейбле Parrot в '53 и '54. Когда Parrot разорился, единственный из совладельцев создал новую компанию El-Bee, и записал дебютный сингл Фредди Country Boy/That's What You Think, минувший незамеченным.
В это же время Кинг записывался для компании Cobra (на которой, к примеру, вышли первые записи замечательного блюзмена Отиса Раша - Otis Rush), но тот самый материал ни в жизнь не был выпущен. Знаменитый блюзовый лейбл Chess отказался от контракта с Кингом, посчитав, что он звучит уж очень похоже на своего однофамильца Би Би. Впрочем, Фредди работал на Chess как сессионщик, и его специфический саунд украшает такую, к примеру, классическую запись, как Spoonful Хаулин Вулфа.
Первый сингл "Country Boy" Фредди Кинг записал в 1957 на одной из небольших независимых фирм. Благодаря неутомимой игре в клубах, репутация Фредди росла, и вскоре, по рекомендации пианиста Сонни Томпсона, Кингу предложила контракт группа Federal.
Его первая сессия для этой компании, состоявшаяся 26 августа 1960-го года, задала тон всем его последующим записям. Она проходила в Цинциннати, куда Кингу пришлось приехать, оставив свою группу в Чикаго. Вместоположение них Кинг записывался с такими студийными асами, как Билл Виллис на басу, Филипп Пол на ударных и вышеупомянутый Сонни Томпсон на пианино.
Тогда же вдвоём с Томпсоном они написали самую известную вещь Кинга, инструментал, названный в честь клуба, где Кинг зачастую играл: Hide Away (Убежище). Это была настоящая энциклопедия блюзовых риффов, позаимствованных у Хаунд Дог Тейлора, Джимми МакКраклина (The Walk), голливудского композитора Генри Манчини (The Peter Gunn Theme - известнейшая предмет к фильму, версии которой записывали все, от сёрфера Duane Eddy до прогрессивщиков Emerson, Lake & Palmer) и, вдобавок, включавшая пониженный аккорд, которому Кинг научился у своего приятеля Роберта Локвуда. Hide Away имел сногсшибательный счастливый момент, взлетев до пятого места в ритм-энд-блюзовых чартах и двадцать девятого - в Billboard's Top 40. Эта вещь стала необходимой частью репертуара групп, игравших в барах и клубах. "Если ты не знал, как игрывать Hide Away," - вспоминает Джимми Воэн, брат Стиви Рэя, - "позволительно было безотложно ходить домой сообща со своей гитарой." Вдобавок, Кинг, абсолютно того не желая, заработал репутацию инструменталиста. "Все вроде забыли про вокал," - вспоминал он позже, - "и я продолжал вписывать инструменталы. Они и взаправду думали что я не умею распевать, знаешь - они думали что я гитарист и всё." (При этом классическая версия песни Have You Ever Loved A Woman? спета как раз Фредди и была записана на той же сессии, что и Hide Away.)
Тогдашняя американская мода на гитарные инструменталы, порожденная the Ventures и уже упоминавшимся Duane Eddy, превратила все шесть синглов, записанных в 1961-м году, в хиты. В 1961 Кинг выпустил безотложно две долгоиграющие пластинки - с вокалом и всецело инструментальную. Некоторые номера этих дисков превратились в блюзовую классику: Magic Сэм и Альберт Кинг исполняли San-Ho-Zay, Питер Грин и Дейв Эдмундс записали по версии The Stumble, а молодой Мик Тейлор в первый раз блеснул с Джоном Майалом на Driving Sideways.
За шесть лет на Federal Кинг записал рядом сотни композиций, в основном без вокала, с такими, в частности, абсурдными названиями, как The Bossa Nova Watusi Twist или Surf Monkey. Фредди назвал только два из своих инструменталов: Hide Away и Just Pickin'. Остальные названия придумывали менеджеры компании, пытавшиеся выжать побольше денег из моды на сёрф, гавайскую и бразильскую музыку и т.п. Это назойливое руковождение в конце концов вынудило Фредди порвать контракт с компанией: "Почему я перестал вкалывать с ними Два года я нигде не записывался, а зарабатывал только концертами Да оттого что они меня заставляли действовать что они говорят! У них там есть канцелярская крыса, он сидит единый день за столом, в то время как ты играешь для людей. Короче, он сидит там, ничего не видит - ни как люди танцуют, ни как они реагируют на то, что ты играешь; ты приходишь на запись, а он тебе: 'Играй вот это!' Нравится, не нравится - играй. К чёрту их!" Негодование Кинга объяснялось, вдобавок, тем, что лейбл вкладывал все капиталы в рекламу своего самого коммерчески успешного музыканта - Джеймса Брауна (соул/фанк), не заботясь об остальных.
Молодой музыкант Фредди слышал уймище историй о том, как компании 'надувают' его коллег, вследствие этого всю бытие к деловым отношениям с устроителями концертов и с фирмами звукозаписи он относился крайне осмотрительно, и ни при каких обстоятельствах не стеснялся, если чувствовал, что с ним обращаются хуже, чем он заслуживает. В '63-м он переехал в Даллас, потакая своему пристрастию к охоте и рыбалке. "Я вырос в большом городе, города - это прикольно. Но мне нравятся открытые пространства, я люблю открытый воздух. Такой уж я дядя." Кинг продолжал систематично игрывать в клубах, но без новых записей его мало-помалу стали забрасывать. Несколько лет, по его словам, "как-то ничего у меня не шло."
Но 'Британское вторжение' вызвало свежеиспеченный заинтересованность к блюзу в Америке, и Фредди вернулся на публику. Cream с Эриком Клэптоном, Джон Майалл и такие группы как Chicken Shack (с которыми Кинг играл на своём первом туре по Англии в октябре '67) возродили его музыку. Кинг (поменявший написание своего имени с Freddy на Freddie) заключил свежеиспеченный контракт с лейблом Cotillion в '68-м году и записал два альбома, спродюссированных легендарным саксофонистом Кингом Кёртисом. Фредди надеялся, что Кёртис сможет воссоздать живое звучание на пластинке, но результаты первой записи, выпущенной под названием Freddie King Is A Blues Master, его разочаровали. Гитара Кинга 'утонула' в миксе, а студийные музыканты, напротив, были на первом плане. Следующая запись для этой компании, My Feeling For The Blues ('69) оказалась последней.
Следующая группа, которая предложила контракт Фредди Кинг, - Atlantic/Cotillion. С ней Кинг сделал 2 альбома, продюсировал которые King Curtis. И сызнова ни одна песня в его исполнении не попала в хит-парады.
В 1971-м году Кинг начал действовать с компанией Shelter, основанной рок-музыкантом Леоном Расселом (Leon Russell) и продюсером Денни Корделлом. Три альбома, записанных для Shelter - Getting Ready ('71), Texas Cannonball ('72) и Woman Across The River ('73) - были продуктом не только Кинга, но и Рассела. Рассел написал значительную долю материала, и тот роковый саунд, которым отличались эти записи, также, несомненно, был его работой. Но, несмотря на роковый контекст, эти альбомы - действительный блюз. Почти половинка записей Кинга на Shelter - версии классики жанра, принадлежащей перу его учителей и коллег. Замечательно исполненные Key To The Highway Брунзи и Dust My Broom Элмора Джеймса с первого альбома отдают дань отцам-основателям блюза, а версии песен Лоуэлла Фулсона, Хаулин Вулфа и Литтл Милтона - знак уважения Кинга к его современникам. С течением времени за этими записями утвердился статус классики блюз-рока.
Рассел/Кинг оказались удачными партнёрами: эти альбомы имели здоровенный счастливый момент и у блюзовой, и у роковой аудитории. А одна из песен, написанная Доном Никсом (Don Nix) и Расселом для Кинга - Going Down - заняла местоположение Hide Away в финалах концертов. Вдохновлённое Литтл Ричардом маниакальное фортепиано, пульсирующий бас и, конечно, жалящие соло Кинга превратили Going Down в блюзовый стандарт. На совместном туре '89-го года Джефф Бек и Стиви Рэй Воэн заканчивали любой концерт этой песней - дуэтом, тот, что всякий раз превращался в дуэль.
К сожалению, Shelter просуществовал кратковременно и в 1974-м году Фредди ещё раз поменял компанию. По подсказке своего нового друга и 'ученика' Эрика Клэптона, Кинг заключил контракт с RSO.. В окончательный отрезок времени жизни Фредди Кинг выпустил две пластинки, одну из которых продюсировал Клэптон. На альбомах Burglar ('74) и Larger Than Life ('75) музыкальное содержание частенько терялось за помпезными аранжировками. Следует подметить, и все-таки, что в последние годы жизни на концертах Фредди играл вовсе иную музыку, чем в студии, оставаясь верным блюзу. Студийные же записи этого периода имеют больше общего с соулом, фанком и роком.
В 1976 Кинг отправляется в американское турне, хотя врачи настоятельно рекомендовали ему не совершать этого. 29 декабря Кинг умер от разрыва сердца. Он ушел из жизни 42 лет, оказав огромное воздействие на гитарный блюз и блюз-рок.
Фредди Кинг был настоящим гигантом блюза, практически и фигурально. На концертах тот самый двухметровый дервиш с гитарой поражал своим магнетизмом, сопровождая свой экспансивный вокал и пронзительный звук гитары безумными кругами по сцене, и типично заканчивал выступление взмокшим насквозь. Он яростно соревновался с другими музыкантами, не оставляя у слушателей никаких сомнений в том, что они видели живую легенду. (Эрик Клэптон говорил своему биографу Рэю Колмену, что для него игрывать на одной сцене с Фредди Кингом было интереснее, чем с кем-либо другим.).
Так же читайте биографии известных людей:
Фредди Хаббард Freddie Hubbard
Hubbard, Freddie (Frederick Dewayne Hubbard) b. Indianapolis, IN 07.04.38 Один из величайших джазовых трубачей и флюгелыорнистов всех времен,..
читать далее →
Фредди Меркьюри Freddie Mercury
Фредди Меркьюри - известный на весь мир британский певец и автор песен, вокалист рок-группы "Queen". Родился 5 августа 1946 года. Настоящее имя -..
читать далее →
Фредерик Бартольди Frederic Bartholdi
Французский скульптор. Его самая известная работа Статуя Свободы в Нью-Йоркской гавани.
читать далее →
Фредерик Мистраль Frederik Mistral
Фредерик Мистраль - известный французский поэт и лексикограф. Родился 8 сентября 1830 года.Фредерик Мистраль являлся одним из вождей движения..
читать далее →