Известные люди
»Фредерик Шопен
Рождение: Польша, 1.3.1810
Композиторская техника Шопена весьма нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в.
ШОПЕН, ФРИДЕРИК ФРАНЦИШЕК (фр. Chopin, Frderic Franois; польск. Szopen, Fryderyk Franciszek) (18101849), польский композитор и пианист, долгое время живший и работавший во Франции (оттого закрепилась французская транскрипция его имени). Шопен единственный из немногих композиторов, сочинявших на практике только для фортепиано. Он не написал ни оперы, ни симфонии, его не привлекал хоровой коллектив, в его наследии нет ни одного струнного квартета. Но его бесчисленные фортепианные пьесы в самых разных формах мазурки, полонезы, баллады, ноктюрны, этюды, скерцо, вальсы и остальное это всеми признанные шедевры. Шопен был настоящим новатором, зачастую отходившим от классических правил и норм. Он создал новоиспеченный гармонический язык и открыл формы, призванные вместить в себя новое, романтическое содержание.
Жизнь. Фридерик Шопен родился в 1810, по-видимому, 22 февраля, в Желязовой Воле под Варшавой. Его папа Никол (Миколай) Шопен, французский эмигрант, служил гувернером и школьным учителем; мама воспитывалась в дворянской семье. Уже ребенком Шопен проявил яркие музыкальные способности; в 7 лет его начали обучать игре на фортепиано, и в том же году был издан сочиненный им мелкотравчатый полонез соль минор. Вскоре он стал баловнем всех аристократических салонов Варшавы. В богатых домах польской знати он приобрел привкус к роскоши и подчеркнутую изысканность манер.
В 1823 Шопен поступил в Варшавский лицей, продолжая заниматься музыкой частным образом с Иосифом Эльснером, директором Варшавской консерватории. В 1825 его пригласили обозначиться перед российским императором Александром I, и вслед за тем концерта он получил награду бриллиантовый перстень. В 16 лет Шопен был принят в консерваторию; ее завершение в 1829 формально завершило музыкальное образование Шопена. В том же году, стремясь познакомить со своим искусством издателей и публику, Шопен дал два концерта в Вене, где критики приподнято оценили его произведения, а дамы превосходные повадки. В 1830 Шопен сыграл три концерта в Варшаве, а после этого отправился в поездку по Западной Европе. Находясь в Штутгарте, Шопен узнал о подавлении польского восстания. Считается, что падение Варшавы стало поводом для сочинения до-минорного этюда, тот, что другой раз называют революционным. Это произошло в 1831, и затем этого Шопен ни в жизнь не возвращался на родину.
В 1831 Шопен поселился в Париже. Он любил выступать в домах своих друзей и покровителей, хотя часто отзывался о них с иронией. Его весьма ценили как пианиста, в особенности когда он исполнял собственную музыку в небольших домашних собраниях. За всю свою существование он дал не больше трех десятков публичных концертов. Его исполнительский манера был сильно своеобразен: по отзывам современников, тот самый манера отличала необычайная ритмическая воля Шопен был, если разрешено так выразиться, пионером рубато, он с большим вкусом артикулировал музыкальную фразу, продлевая одни звуки за счет сокращения других.
В 1836 Шопен направился в Чехию повидаться с родителями. Находясь в Мариенбаде, он увлекся юной полькой Марией Водзиньской. Однако их помолвка была вскоре расторгнута. Осенью того же года в Париже он познакомился с выдающейся женщиной баронессой Дюдеван, о жизни которой в Париже ходило несть числа сплетен и которая приобрела к тому времени широкую литературную известность под псевдонимом Жорж Санд. Шопену было тогда 28 лет, мадам Санд 34. Их союз продолжался восемь лет, причем большую доля этого времени они провели в семейном поместье писательницы в Ноане. Кошмаром для Шопена, тот, что ни в жизнь не отличался крепким здоровьем, стала зимушка 18381839, прожитая с Жорж Санд на Майорке (Балеарские острова). Сочетание неважный погоды с беспорядком в домашнем хозяйстве, по-видимому, губительным образом подействовало на его уже затронутые туберкулезом легкие. В 1847 отношения Шопена с Жорж Санд решительно испортились в результате вмешательства музыканта в отношения его подруги со своими детьми от первого брака. Это положение, совместно с прогрессирующей болезнью, повергло Шопена в состояние черной меланхолии. Последний раз он выступил в Париже 16 февраля 1848. Через восемь дней разразилась революция, свергнувшая короля Луи Филиппа. Друзья композитора отвезли его в Англию, где, уже шибко болезненный, он играл у королевы Виктории и дал немного концертов завершающий из них состоялся 16 ноября 1848. Через неделю он вернулся в Париж. Не в силах больше одаривать уроки, Шопен вынужден был принять щедрую поддержка от своей шотландской почитательницы Джейн Стирлинг. Ухаживать за больным приехала из Польши сестра композитора, Людвика; не оставляли его вниманием и французские друзья. Шопен умер в своей парижской квартире на Вандомской площади 17 октября 1849. В соответствии с его желанием на отпевании в церкви св. Мадлен прозвучали фрагменты реквиема Моцарта.
Музыка. Композиторская техника Шопена жутко нетрадиционна и во многом отступает от принятых в его эпоху правил и приемов. Шопен был непревзойденным творцом мелодий, он одним из первых привнес в западную музыку неизвестные ей дотоле славянские ладовые и интонационные элементы и таким образом подорвал незыблемость классической ладогармонической системы, сложившейся к концу 18 в. То же касается ритма: используя формулы польских танцев, Шопен обогатил западную музыку новыми ритмическими рисунками. Он разработал сугубо индивидуальные лаконичные, замкнутые в себе музыкальные формы, которые наилучшим образом соответствовали природе его настолько же самобытного мелодического, гармонического, ритмического языка.
Фортепианные пьесы малых форм. Эти пьесы могут быть условно разделены на две группы: преимущественно европейские по мелодике, гармонии, ритму и явственно польские по колориту. К первой группе относится большинство этюдов, прелюдий, скерцо, ноктюрнов, баллад, экспромтов, рондо и вальсов. Специфически польскими являются мазурки и полонезы.
Шопен сочинил примерно трех десятков этюдов, мишень которых подсобить пианисту в преодолении специфических художественных или технических трудностей (в частности, в исполнении пассажей параллельными октавами или терциями). Эти упражнения принадлежат к высшим достижениям композитора: аналогично баховскому Хорошо темперированному клавиру, этюды Шопена некогда всего гениальная музыка, притом блестяще раскрывающая возможности инструмента; дидактические задачи уходят в этом месте на второй проект, нередко о них и не вспоминают.
Хотя Шопен сперва освоил жанры фортепианной миниатюры, он ими не ограничился. Так, в течение зимы, проведенной на Майорке, им был создан цикл из 24 прелюдий во всех мажорных и минорных тональностях. Цикл построен по принципу от малого к большому: первые прелюдии лаконичные виньетки, последние настоящие драмы, диапазон настроений от полной безмятежности до яростных порывов. Шопен написал 4 скерцо: эти масштабные пьесы, исполненные мужества и энергии, занимают почетное местоположение посреди шедевров важный фортепианной литературы. Его перу принадлежит больше двадцати ноктюрнов прекрасных, мечтательных, поэтичных, сильно лирических откровений. Шопен автор нескольких баллад (это один у него жанр программного характера), в его творчестве представлены ещё экспромты, рондо; особой популярностью пользуются его вальсы.
Польские жанры. Шопен поразил Париж своими оригинальными мазурками и полонезами жанрами, в которых нашли отображение славянские танцевальные ритмы и гармонический язык, обыкновенный для польского фольклора. Эти очаровательные, красочные пьесы впервой привнесли в западноевропейскую музыку славянский ингредиент, что исподволь, но неотвратимо изменило те гармонические, ритмические и мелодические схемы, которые великие классики 18 в. оставили своим последователям. Шопен сочинил больше полусотни мазурок (их прототип польский танец с трехдольным ритмом, схожий на вальс) небольших пьес, в которых типичные мелодические и гармонические обороты звучат по-славянски, а другой раз в них слышится и нечто восточное. Как без малого все написанное Шопеном, мазурки жутко пианистичны и требуют от исполнителя большого искусства более того если не содержат явных технических трудностей. Полонезы крупнее мазурок и по протяженности, и по фактуре. Полонеза-фантазии и полонеза, известного под названием военного, целиком хватило бы, чтобы снабдить Шопену одно из первых мест в ряду самых оригинальных и искусных авторов фортепианной музыки.
Крупные формы. Время от времени Шопен обращался к крупным музыкальным формам. Возможно, наивысшим его достижением в этой области следует считывать отменно выстроенную и весьма убедительную по драматургии фантазию фа минор, сочиненную в 18401841. В этом сочинении Шопен нашел модель формы, целиком отвечавшую характеру избранного им тематического материала, и таким образом разрешил задачу, которая оказывалась не под силу многим его современникам. Вместоположение того чтобы придерживаться классическим образцам сонатной формы, он позволяет замыслу сочинения, мелодическим, гармоническим, ритмическим особенностям материала предуготовлять структуру целого и способы развития. В баркароле, единственном шопеновском произведении данного жанра (18451846), прихотливая, гибкая мелодия в размере 6/8, характерном для песен венецианских гондольеров, варьируется на фоне неизменной фигуры сопровождения (в левой руке).
Шопен создал три фортепианных сонаты. Первая, до минор (1827), юношеское произведение, которое в настоящее время нечасто исполняется. Вторая, си минор, появилась десятилетие через. Ее третья количество имеющий известность во всем мире похоронный марш, а финал вихрь октав, близкий ветру, воющему над могилами. Считавшаяся неудачной по форме, Вторая соната в исполнении великих пианистов предстает как поразительно цельное произведение. Последняя шопеновская соната, си-бемоль минор (1844), имеет сквозную структуру, объединяющую ее четыре части, и является одним из высших достижений Шопена.
Другие сочинения. Шопену принадлежит кроме того строй произведений для фортепиано с оркестром и немногочисленные камерные пьесы. Для фортепиано с оркестром им созданы Andante spianato и полонез ми-бемоль мажор, два концерта (ми минор и фа минор), выдумка на польскую тему, рондо-краковяк, а кроме того вариации на тему Моцарта La ci darem la mano (ария из оперы Дон Жуан). Вместе с виолончелистом О.Ж.Франшоммом он сочинил Большой концертный дуэт для виолончели и фортепиано на темы из оперы Мейербера Роберт-дьявол, сонату соль минор, интродукцию и полонез для того же состава, а ещё трио соль минор для фортепиано, скрипки и виолончели. Шопеном создан строй песен для голоса с фортепиано на польские тексты. Во всех сочинениях с оркестром сказывается неопытность автора в области инструментовки, и без малого завсегда при исполнении в партитуры вносятся изменения.
Так же читайте биографии известных людей:
Фредерик Лау Frederick Lau
Фредерик Лау - немецкий актер, родился 17 августа 1989 года.Фредерик Лау является одним из самых востребованных актеров Германии. Впервые Фредерик..
читать далее →
Фредрик Байер Frederik Bajer
Фредрик Байер пацифист и политический деятель, родился в Вестер-Эгеде в семье священника Альфреда Бейера (в 1865 г. Б. изменил свою фамилию). В..
читать далее →
Фредрик Юнгберг Fredrik Ljungberg
Фредрик Юнгберг многопрофильный игрок. Он отлично справляется с разными позициями, начиная от защитника заканчивая форвардом.
читать далее →
Фрези Грант Frezi Grant
Площадки: Клуб Лила, клуб Камелот, фестиваль Про-Рок, различные ростовские и российские рок-фестивали.
читать далее →