Известные люди

»

Фрэнк Заппа

Фрэнк Заппа Frank Zappa Карьера: Музыкант
Рождение: США, 21.12.1940
За свою 33-летнюю музыкальную карьеру Заппа показал себя одним из самых плодовитых композиторов своей эпохи, выпустив более шестидесяти альбомов, почти все из которых содержат неповторяющиеся композиции. Кроме того он был известным электрогитаристом и талантливым звукоинженером и продюсером, обладающим энциклопедическими знаниями студийных технологий, самостоятельно спродюсировавшим почти все свои записи сделанные после дебюта в 1966 году.

Фрэнк Заппа (Francis Vincent Zappa) родился 21 декабря 1940 года в армяно-итальянской семье. Умер 4 декабря 1993 года от вторичного рака простаты. Своими безумными музыкальными исследованиями Фрэнк Заппа переплел себя аналогично виноградной лозе в саду мифологии рок-н-ролла, так что распутать и осмыслить в нем без малого нереально. В его характере и поступках масса противоречий: конформист и возмутитель спокойствия, удачливый и одержимый бизнесмен, первым пробивший самостоятельный лэйбл, и борец с буржуазностью, гений и самоироничный общественный сатирик, он заседал в Конгрессе США, возглавлял Комиссию по торговле со странами Запада и выходил на стадионы перед тысячами поклонников в неношеных кроссовках с неизменной сигаретой в зубах. Так и видишь его невозмутимо сидящим на высоком табурете, лениво-вкрадчиво приветствующим аудиторию: Привет, свиньи! Оригинальный мыслитель, он не испытывал священного трепета ни от великих имен, ни от чьих-либо творений. В 1981 году он приглашает сыграть в своем концерте 86-летнего Николая Слонимского, великого русского пианиста, дирижера и теоретика, живущего в Лос-Анджелесе с 1917 года, и тот играет близкое произведение в рок-сопровождении на электропиано!

Он был наиболее совершенным идолом и классиком рока, по выражению Нью-Йорк Таймс. Его творческое наследие грандиозно: 67 альбомов, выпущенных при жизни, стабильно дополняются уникальным материалом, и цифры дискографии растут, как километры на счетчике. Фрэнк считал, что если альбом выпущен, это не значит, что все незыблемо: львиная доля записанного имеет несчетные варианты. Стилистика его произведений представляет конгломерат различных жанров, эпох, культур и направлений, но стержень всего - авангардная современная классика, а как раз новая венская школа и ее производные. Немалая доля работ Заппы является развитием концепции и идей новых венцев, соотнесенная с современной электронной музыкой - логического и технического продолжения додекафонии современными средствами. Наиболее яркими фигурами посреди композиторов электронной музыки являются Пьер Булез, немецкие группы TANGERINE DREAM и KRAFTWERK.Миф о том, что общественный протест как музыкальная форма, сложившийся к середине нашего века, справедлив только отчасти. Только когда речь идет о МАССОВОМ социальном протесте. Если же толковать о протесте как форме выражения и эстетическом манифесте, то к XX веку сформировалось музыкальное движение, протестовавшее супротив технократии и промышленной революции XIX-XX веков, уродующей бытие и калечащий душевный мир человека. Это экспрессионизм. Его родиной стала Австрия, а родоначальником - крупнейший композитор и дирижер Густав Малер (1860-1911), в чьих последних симфониях (к примеру, Песнь о земле) общественный протест сочетается с мистикой.

Продолжил и развил его идеи основатель новой венской школы Арнолд Шёнберг (1874-1951), создавший в 1922 году додекафонию. Это приём сочинения музыки с 12 соотнесенными только между собой звуками, то есть предмет любого произведения образуется рядом из всех 12 звуков хроматической гаммы, при этом ни единственный не повторяется раньше, чем прозвучат остальные 11. Композитор волен перемещать звуки из одной октавы в другую, транспонировать их, инвертировать и т.д. При этом достигается мистичность, связанная с распадом ладовых и тональных закономерностей и мелодико-гармонических связей. Ученик Шёнберга, Антон Веберн (1883-1945), развил и дополнил додекафонию серийной техникой, при которой для каждого звука загодя устанавливается установленный темп и тембр, сохраняемый на протяжении всего сочинения.

Позднее Веберн дополнил серийную музыку пуантализмом (от point точка, термин позаимствован из живописи постимпрессионистов, таких, как Сера, Синьяк и др.), при котором регламентированные паузы, отделяющие одну ноту от иной, излагаются как бы точками. При вокальном пуантализме зачастую слоги одного слова распределяются по точкам так, что единственный слог исполняет бас, прочий - сопрано и т.д. Веберн, Стравинский и другие модернисты повлияли на всю американскую музыкальную культуру, оказавшуюся востребованной в 50-60 годах и вынесенной на поверхность различных социальных течений. Идеи модернизма, дополненные массовой социальной базой, привели к слому барьеров (отказу от аккордов, привычных гармоний, ритма и более того от темперированного строя) на всех фронтах. Появился фри-джаз: пианист Сесил Тэйлор, альт-саксофонист Орнетт Коулмэн и другие. Появилась электронная музыка и... Фрэнк Заппа. Великий и страшный, добрый и уморительный, недобрый и едкий в то же время - он принадлежит всем вместе с тем и всецело не принадлежит никому. Если наше поколение стало поколением музыкального синтеза, подтверждением и принятием этого факта остается его творчество как ингредиент этого синтеза. Теоретики-классификаторы бледнеют при одном упоминании его имени, о нем писали и апологеты классической музыки, и серьезные джазовые критики, и рок-издания, и бульварная печать, и политики...

Фрэнк Заппа - причудливый, взрывной, авангардистский, гротесковый, непристойный, дадаистский... Он скоро ускользал из любого стиля и обретался в нем ещё раз, с неизменным открытием. Стили, эпохи, направления и ритмы - они появлялись то вкупе, то порознь, образуя гиперболизированные и изогнутые, как в кривом зеркале, образы, создававшие карикатурную, едкую, смешную и страшную пародию нашей эпохи. Он зачастую расставлял опознавательные знаки в виде карикатур на элементы американской масс-культуры. Это фильмы ужасов 50-60 годов, радиошлягеры и джентельменский набор европейской и важный культур, а ещё этномузыка самых разных стран. Многие вещи Фрэнка сделаны с юмором и напоминают театр абсурда. Его музыка располагалась в широком диапазоне: от психоделики до дадаистской свободной формы выражения, нередко с сатирическими текстами.Он родился в Балтиморе в штате Мэрилэнд, а игрывать начал в рок-н-ролльной группе барабанщиком в калифорнийском городе Сакраменто. Фрэнк вспоминал: Когда мне было тринадцать, мой папа перевез нас из деревни в маленький городок... В Сакраменто водились банды, и каждая шайка была лояльна к своей группе, но они не назывались groups, a были также bands. В составах были, главным образом, негры и мексиканцы, и они искали специфический грязный звук: немаловажно было не слышаться по-джазовому. Имелась традиционная музыка, которую произвольный мог распевать. Самые моднячие песни они пробовали аранжировать и игрывать как позволительно ближе к оригиналу. В одном из клубов Сакраменто все банды играли одну и ту же аранжировку O'key Dokey Stomp Клэренса Брауна. И они звучали без малого ноту в нота как на диске! Мой папа хотел, чтобы я поступал в институт, но я сказал нет. Уже тогда я был по уши в музыке. У меня был роман с девушкой по имени Кей, и я женился на ней. Тогда в 63-м мы жили в Чучамонге и купили там студию грамзаписи всего за $1000. Вскоре мы развелись, и я переселился в студию, все время экспериментируя со своей группой MOTHERS OF INVENTION (Maтepи изобретения). Год через студию снесли - расширяли автостраду... Вскоре мы получили контракт в клубе в Помонс. О нас пошли слухи, и предприятие MGM решила поставить подпись с нами контракт. Их чувак вошел в клуб во время Brain Police и сказал: Ага, ритм-н-блюзовая группа протеста! Нам стали вносить плату несусветный мизер учитывая цифра исполнителей в группе. Но начальный альбом Freak Out! (1966) добился тиража четверть миллиона. Следующий альбом Absolutely Free (1967) без малого повторил счастливый момент первого.Счастливые музыкальные семьи все-таки редкость. У Фрэнка были прочные тылы в виде любящих жены и детей. Гейл и Фрэнк познакомились в Лос-Анджелесе в 1966 году, позже выхода его первого альбома. Он прилетел в град по окончании первых гастролей, и Гейл пришла сообща с приятелем повстречать его в аэродром. К тому времени Гейл была опытной groupie (девица, ездящая за ансамблем в надежде на роман с его участниками). Фрэнк был достаточно скрытным, и боялся своей матери, - смеялась Гейл. Гейл стала существовать с ним. В 1967 году она забеременела, и за два дня до рождения ребенка они расписались в узком кругу в Нью-Йорке. Вместоположение свадебного кольца Фрэнк купил шариковую ручку за $10 и прикрепил ее к платью Гейл. И нескольких лет Фрэнк дарил Гейл в годовщину свадьбы ручку или карандаш. Для Гейл саммит с Фрэнком была симпатичной и отвратительной в то же время. У него были все болезни. Хорошо, не все - тогда не было СПИДа и герпеса. Конечно, были блохи и педикулез. Он кишел ими, в особенности его нечесанные волосы: он немного месяцев не принимал ванну. В этом повинен не столь рок-н-ролл - никто не заботился о нем. Так всю дорогу позволительно обусловить настоящего рок-мастера!

Гейл говорит, что она профессионально изучила опасности жизни с рок-звездой. Самые большие проблемы таких браков - наркотики и беспорядок во всем, охватывая личные отношения. У нас с Фрэнком случалось все, на что хватает фантазии. Я заставала его с женщинами. Что она делала в таких случаях? Делаешь то, что делается, - смеется Гэйл, но не вдается в подробности. - Как правило, музыканты - не сахарок. Лучшие из них - характеры в их собственной оправе. Они развили манера и индивидуальность, сколь это нужно для сцены. Думаю, крушение большинства групп 60-х произошло из-за завышенных самооценок: они думали, что воистину чего-то достигли. Если вы играете из вечера в вечерок своим зрителям, девушкам 13-14 лет, то как позволительно обретать ублаготворение без этого, если Вы - зрелый, ответственный человек? Можно вводить себя в заблуждение наркотиками, как некоторые. На них гроздьями виснут эти леди. Выступив, они получают их, и продают свой дар следующей порции 13-леток. Это имидж, шоу-бизнес не имеет ничего общего с музыкой.

Высказывания Гейл дополняются Фрэнком: Вся музыка для людей, в том числе и шедевры, была написана на потеху королям, церквям или диктаторам. Тому, кто платил. Таковой является вся классическая музыка. Если композитор работал в стиле, понятном для работодателя, он имел счастливый момент, работу и жил в почете и уважении. Если же он этого не делал, то терял покровителей, мог быть сослан или голодал. Это не связано с качеством написанных произведений, существенно, как они нравились патрону, покупающему их. И верно так же ныне. Я больше интересуюсь серьезной музыкой, но мое творчество воспринимается друзьями как развлечение. Нет разницы, написана песня для оркестра или для рок-группы, ее слушают одни и те же люди - те, кому нравится моя музыка. Мои оркестровые альбомы не покупают поклонники симфоний Дворжака, они раскуплены потребителями рока! Подобно Бетховену и Стравинскому, Заппа проходит немного периодов. Каждый альбом - это стилистический отрезок времени в миниатюре, где он рос вкупе с теми, с кем работал. Привлекая в группу кого-то, Фрэнк обладал даром выявить и развить его гений. Через его руки прошли суперзвезды Элис Kynep и Кэптен Бифхарт, и другие не менее авторитетные музыканты - Эдриэн Белью, Терри Боззио, Макс Беннет, Джордж Дьюк, Джек Бpюс, Эдди Джобсон, Жан-Люк Понти, Честер Toмпсон, Рут Андервуд, Стив Вэй. Его оркестровыми композициями дирижировал Зубин Meтa, названный Заппой редким рок-музыкантом, знающим мой язык, и Пьер Булез.

Фрэнк записывал все свои партии на концертах и репетициях, используя материал в дальнейшем: В альбом Joe's Garage вошли все гитарные соло из европейского турне 1980 года. Звук снимался с двух фронтальных микрофонов на двухканальник Nagra. Это диковина - произнести нечто новое, зная, что разрешено применять это соло. Я играю то, что находится на острие моих настроений, на кончиках пальцев.

Басист группы Артур Бэppoyз вспоминал: Фрэнк не прекращал работу над музыкой затем ее выпуска, обновляя и перекраивая уже знакомые песни. Это был его дорога в музыке. Выступления вечно были безупречно отрепетированы, но позже прошедшего в гастролях месяца он мог позвать всех в свой номер и объявить:Мне все меньше нравится шоу, свойский материал чрезмерно хорош для такого жалкого воплощения. Завтра мы начнем его вносить изменения! Опять мы вкалываем, и внезапно получается новоиспеченный концерт, грандиозней старого! Про отбор песен для гастролей Фрэнк рассказывал так: Репертуар, из которого мы выбираем для нашей своеобразной группы - 65 песен, которые музыканты играют без проблем. Перед выступлением делается список того, что мы играем в эти дни, чтобы не наскучить публике. И произвольный раз на настройке звука мы репетируем новые песни. Правда, в 1982-м мы отбирали программу из 85 песен.

А вот прикол от Бэрроуза: Перед одним турне Фрэнк дал нам список песен, в котором содержалось абсурдное их число, как будто 200. Разучить их было идеально нереально! Фрэнк заурядно выбирал песню, мы играли ее, и если она ему нравилась, он говорил: Хорошо, можете брать только эту из списка! Я отобрал любимые песни, оттого что не могли же мы репетировать их все! Но он попросил продуть мелодии, которые мы не знали! Мы сыграли (достаточно гнусно) и он сосредоточенно сказал: Хорошо, что так дерьмово звучит, мы возьмем из этого списка только такие песни!, на что я только смог выдавить:Хорошо, босс! Так вышли Florentine Pogen, Inca Roads и подобные композиции в стиле кул.

Заппа назначил Бэрроуза клонмейстером и тот служил буфером между Заппой и другой группой: 3аппа вечно появлялся в последние четыре часа репетиции, и я записывал его реплики на диктофон, а потом садился с блокнотом. Фрэнк говорил кому-то: Ты делаешь это в этом месте, а ты делаешь таковый звук там..., где что кому работать. Если кто-то этого не помнил, я говорил: Надо действовать это так... Это напоминало сержанта, тренирующего боец. Фрэнк писал задания и замечания то на клочке бумаги, то показывал что-то на ф-но или на компьютере. Он вопил, убеждал и убеждал. Он обладал даром внушить близкое видение и постижение песни. Удивительно было зреть вдохновленных людей, которым реально удавалось обретать классные, по-настоящему запповские песни!Я - диктатор. Я тот чувак, тот, что подписывает чеки. Я отвечаю за все, что идет неправильно, и за хорошее расположение у зрителей. Так что я не диктатор, а рефери между аудиторией и группой. Я плачу финансы за работу, выполненную для меня от имени аудитории, которая оплачивает представление, сделанное для них. И я должен удостовериться, что, купив квиток на концерт, зритель не уйдет разочарованным. Они приходят на группу, которая знает то, что она делает, и делает это славно. Любите ли Вы тот самый манера музыки, неважно. Качество шоу есть плод огромных вложений наличных денег, которые я делаю до начала турне. Сделать звук группы, как у нас, стоит четверть миллиона долларов. Гастроли готовятся приблизительно 2 месяца, охватывая репетиции по 8 часов 6 дней в неделю. Я плачу за все: жалованье, арендную плату репетиционного зала, оборудование, и я оплачиваю это в свое время, чем я получу монеты от того, кто купит квиток. Это мой коммерциал. Если что-то делается не так, об этом узнают: результаты говорят за себя. О взаимоотношениях в группе он говорил: Пусть парни в группе рассматривают меня не вовсе как приятеля, и мы нечасто совместно проводим свободное время. Все знают, что я справедлив, и если я выписал чек, это не станет неприятным сюрпризом.

Заппе одному из первых исполнителей в результате судебного процесса с MGM удалось в 1972 году отвоевать независимый лэйбл, а близкое первое рекламное агентство по раскрутке МАТЕРЕЙ он создал ещё в 1967 году. Заппа кроме того создал международную консалтинговую фирму Why Not? и оказал поддержку программе беседа сети кабельного телевидения Financial News Network. В 1989 Заппа был приглашен Президентом Чехии Гавелом (Vaclav Havel), давним поклонником Заппы, быть ее представителем на Западе по торговле и туризму. В течение 1980-х Заппа был стойким противником музыкальной цензуры, предложенной Родительским Центром Музыки (Parents Music Resource Center) в виде предупреждающих сообщений на обложках музыкальной продукции. В своей речи перед комиссией конгресса США Заппа описал PRMC как среда надоедливых домохозяек, чьи действия равносильны лечению перхоти на голове обезглавленного. Чисто запповский реакция PRMC и комиссии конгресса того времени прозвучал в кульминационной песне Porn Wars на альбоме FZ Meets The Mothers Of Prevention (1985): в хоре поют сенаторы конгресса, единственный из которых стал вице-президентом.Свои пристрастия Фрэнк определял так:0дин из самых невероятных гитаристов с мелодической точки зрения и концепции стиля - Джефф Бек. Еще единственный музыкант, чьи работы я знаю и уважаю, это Аллан Холдсуорт. Для меня воплощение в жизнь - самоцель. И я не супергитарист, а композитор, чей инструмент - гитара. Моя песня включает мою технику, но чистый гитарист - это... немного балаган. Многие играют быстрее меня, ни при каких обстоятельствах не берут неправильных нот, имеют хороший звук, и любителям таковой гитары необходимо внимать их. Но они не изменяют вещи, как я, прямо перед аудиторией. Попробуйте вылезти и сказать: Не знаю, что я буду игрывать, и вы не знаете. Здесь мы равны, давайте начнем, нам будет занятно! Качество композиции определится тем, на что вы способны в текущее время, что ритм-секция вам позволит игрывать, и тем гармоническим климатом, тот, что клавишник придаст соло, которое разовьете и джазовом аккорде. Это опасности, подстерегающие в гитарной импровизации каждого. Есть гитаристы, играющие всю дорогу идеальные соло, и они завсегда одинаковы. Но я этого не делаю. Я предпочитаю игрывать новое, и тогда приходит мысль, а я только развиваю ее образы. Я мог отразить идею на бумаге, но это излишне долговременно, а потому как мысль приходит извне, она поджидать не будет. Мгновенные композиции - вызов для меня, и я его принимаю. Хочется подбодрить тех, кто собирается штурмовать сияющие вершины, высказыванием самого Заппы: Я не думаю, что для людей со сколь-нибудь развитым воображением моя музыка элитарна. Следует иметь в распоряжении ввиду методы работы Заппы с материалом: если вам не нравится вещь в раннем альбоме, наверное найдутся 2-3 варианта, сделанных позже (и с лучшими исполнителями!). Я не слышал всего (доля прослушанного колеблется от четверти до шестой части, в зависимости от того, что мнить целым), но рискну вручить рекомендации для новичков-любигелей рока не всем же натыкаться на одни и те же грабли...

Период 1966-71 г.г. интересен поклонникам андеграунда, психоделики и текстов эпохи Flower Power:

Freak Out (1966) - единственный из первых концептуальных альбомов, построенных на цельной сатирической концепции. Отсутствие навыков исполнения искупается энергией и агрессивным цинизмом. Разбирайте тексты.

Absolutely Free (1967) - мировой альбом, но отсутствие первосортных музыкантов не позволяет советовал его так, как последующие...

We're Only In It For The Money (1967) - макушка того периода, олицетворение эпохи революции цветов.

Burnt Weeny Sondwich (1970) - нарко-танцевальные мелодии в сопровождении малобюджетного оркестра для любителей крутой психоделики.

В отрезок времени 1972-80 г.г. рождается свой манера, классные рок-инструменталисты поднимают Заппу на качественно свежеиспеченный порядок.

Over-nite Sensation (1973) - начало настоящего запповского стиля и рок-репертуара. Немного затянутые оркестровки.

Apostrophe (1974) - первостепеннный золотой диск, ставший рок-классикой и молниеносно переведший Фрэнка в суперзвезды.

Roxy & Elsewhere (1974) - концертная пластинка с чудными импровизациями Заппы, гибрид Стравинского и фанка.

One Size Fits All (1975) - 4-й альбом Заппы, попавший в Тор50, апогей рок-джазовых инструментовок.

Zoot Allures (1976) - зрелый и справный рок-альбом, образец постоянных гитарных находок Фрэнка, в их числе одно из самых красивых соло в Black Napkins.

Zappa In New York(1978) - концертная макушка того периода с великолепным составом.

Период 1981-88 г.г. связан с привлечением суперинструменталистов: гитариста Стива Вэя и ударников Терри Боззио и Чада Уокермэна.

Sheik Yerbouti (1979) - если в вашей коллекции нет Заппы, лучше инициировать с этого диска. Первая Грэмми Заппы за Dancin' Fool как за лучшее претворение в жизнь вокала в роке.

Joe's Garage (1979) - рок-опера о том, как руководство в единственный день объявило незаконной всю рок-музыку.

Tinseltown Rebellion (1981) - единственный из лучших альбомов лучшего состава группы. Рекомендуется как второй альбом, хотя отбор труден.

You Are What You Is (1981) - рекомендуется в качестве третьего альбома.

Them Or Us (1984) - щедрая мешанина классных инструментальных и лирических мелодий. Включает великолепную версию песни ALLMAN BROTHERS Whippin' Post.

Jazz From Hell (1986) - лауреат Грэмми 1987 года как оптимальный инструментальный рок-альбом.

Так же читайте биографии известных людей:
Фрэнк Синатра Frank Sinatra

Фрэнк Синатра - известный на весь мир американский актёр и певец. Родился 12 декабря 1915 года.Является одной из легенд ХХ века. Славился..
читать далее

Фрэнк Оз Frank Oz

Фрэнк Оз родился в Херефорде, Англия. Когда ему было пять лет его родители, актеры куколькного театра, эмигировали в США. На конвенции кукловодов в..
читать далее

Фрэнк Джон Хьюз Frank John Hughes

Фрэнк Джон Хьюз - популярный американский актер, сценарист и продюсер. Родился 11 ноября 1967 года.Дебютировал в кино в 1990 году с небольшой ролью..
читать далее

Фрэнкс Майкл Franks Michael

Многие поп- и рок-музыканты получили (или хотя бы пытались получить) высшее образование, но, вероятно, считанные единицы могут похвалиться тем, что..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий