Известные люди
»Харри Мартинсон
Рождение: Швеция, 6.5.1904
Шведский поэт, прозаик, эссеист и журналист Харри Эдмунд Мартинсон родился в Йемсхёге, в провинции Блекинг на юге Швеции. Его отец, Мартин Олофссон, капитан дальнего плавания, умер, когда мальчику было всего 6 лет. Вскоре после этого мать бросила Харри и шестерых его сестер и эмигрировала в Америку, а дети были отданы в приют, причем один из самых бедных.
Детские годы М. провел в различных воспитательных домах, из которых зачастую убегал. В конце первой важный войны, ещё подростком, Харри отправляется в Гётеборг, где устраивается юнгой на судно. С 1920 по 1927 г. он работал кочегаром и матросом, сменив 14 кораблей. Часто он убегал с корабля в портах Индии, Китая и Южной Америки, работал там портовым рабочим или несложно бродяжничал. Туберкулез, от которого М. попозже вылечился, вынудил его в конце концов кинуть бродячую существование. Расставшись с морем, М. начинает сочинять вирши.
В 1929 г. М. женился на писательнице Моа Шварц, которая была старше его на 14 лет. В этом же году он выпускает поэтический сборник Корабль-призрак (Spokskepp), навеянный Киплингом с его Семью морями, а ещё стихами шведского критика и поэта-модерниста Артура Лундквиста. Хотя в стихах М., включенных в антологию Пять молодых (Fern Unga), также чувствовалось воздействие Киплинга, Уолта Уитмена, Карла Сэндберга и Эдгара Ли Мастерса, критика сочла их больше самостоятельными, чем стихотворения из первого сборника.
После выхода в свет сборника Кочевник (Nomad, 1931), содержавшего первые по-настоящему зрелые лирические стихотворения, написанные белым стихом, за М. закрепилась репутация подающего надежды поэта. И хотя пуристы встретили в штыки нетрадиционный поэтический язык и синтаксис Кочевника, многие критики были поражены их свежестью и поразительно богатой образностью. Американский стихотворец и критик Альрик Густафсон объясняет усложненность, экспериментальный нрав поэзии М. неспособностью привычного языка выказать силу и многозначность впечатлений поэта. Тематически Кочевник, Современная лирика (Modern lyrik, 1931) и Природа (Natur, 1934) восходят к примитивизму. Через многие вирши этих сборников проходит дума о добром начале, заложенном в природе, и благородстве простого труженика, которые противопоставляются порокам современного общества. Образ беззаботного бродяги присутствует в путевых очерках М. Путешествия без цели (Resor utan mal, 1932), Мыс прощанья (Кар Farval!, 1933). Эти очерки были нехило приняты критикой. Лондонский критик из Дейли мейл сравнил Мыс прощанья с Негром с "Нарсисса" Джозефа Конрада.
После путевых очерков М. пишет свой первостепеннный роман Крапива цветет (Nasslorna blomma, 1935), навеянный воспоминаниями своего тяжелого сиротского детства. Через год затем первого романа последовал второй, Путь в жизнь (Vagen ut, 1936), где описываются юношеские годы М. Несмотря на все перенесенные писателем трудности, эти романы, автобиографические по материалу и образные по духу, были абсолютно лишены горечи. В конце 30-х гг. М. выпускает три тома различных по стилю и по содержанию статей о природе, где сызнова противопоставляет натуральный, невинный мир природы неумолимости, черствости индустриального века.
В 1934 г. М. совместно с женой едет в Советский Союз, где принимает участие в работе I съезда писателей. Впечатления его о России были не самые отрадные. Когда же в 1939 г. началась советско-финляндская махаловка, он записался в шведский добровольческий остов, но вынужден был вскоре демобилизоваться по состоянию здоровья. Находясь на излечении, М. пишет очерк Правда супротив смерти (Verklighet till dods, 1940), в котором звучит призыв к борьбе супротив тоталитаризма в Европе. В этом же, 1940 г. М. развелся с женой.
Хотя во время второй важный войны и в годы, ей предшествующие, М. находился в состоянии депрессии, вирши из сборника Пассат (Passad, 1945) исполнены сосредоточенного спокойствия. Как и в стихах прежних лет, в Пассате непочатый край говорится о путешествиях, странствиях только на этот раз духовных. Ветер пассат, как объяснял сам М., это символ человеческого разума и стремления человека к свободному выражению своей личности.
К самым значительным послевоенным произведениям М. относятся роман Дорога в Клокрике (Vagen till Klockrike, 1948) и эпическая поэма Аниара. О человеке, времени и пространстве (Aniara: En revy om manniskan i tid och rum, 1956). В романе книге достаточно аморфной повествуется о приключениях пожилого бродяги Болле, тот, что путешествует по Швеции. Этот роман, написанный в духе народной легенды, был добро принят в англоязычных странах, несмотря на явные композиционные недостатки, и благодаря этому М. был избран в члены Шведской академии, что было огромной честью для писателя-самоучки.
Аниара это философская поэма в 103 песнях о космическом корабле, на борту которого 8 тыс. беженцев спасаются от атомной катастрофы на Земле. В то же время это символическая история человечества, лишившегося духовных ценностей. М. не боялся технического прогресса, но прогресс с целью прогресса представлялся ему бесконечным путешествием во тьму. Одни критики (в частности, Майкл Мейер) считали эту поэму запутанной и претенциозной, другие, в т.ч. америкосский критик Лейф Шёберг и америкосский стихотворец Роберт Блай, называли Аниару шедевром М. и это при том, что британский перевод поэмы оказался ниже всякой критики. Сам М. назвал британский перевод скандальным. Существует и опера, написанная Карлом Биргером Бломдалом по мотивам этой поэмы.
Критик Кристофер Хауэлл писал, что в своих поэтических произведениях М. проводит чуть заметную граница между механизированным миром людей и гармонией природы. Действительно, задача отчужденности присутствует в таких поздних поэтических циклах, как Цикада (Cikada, 1953), Травы в Туле (Grasen i Thule, 1958), Повозка (Vagnen, 1960). Сборник Повозка вызвал разноречивые отклики, и М. решил больше стихов не сочинять. Однако в 1971 г. появились Стихи о свете и тьме (Dikter om ljus och morker), a в 1973-м По кочкам (Tuvor). Среди нескольких написанных им пьес самой значительной является Три ножа из Вея (Tre Knivar fran Wei, 1964).
В 1974 г. М. была присуждена Нобелевская премия (которую он поделил со своим соотечественником Эйвиндом Йонсоном) за творчество, в котором есть всё от капли росы до космоса. После присуждения награды стали слышаться голоса, в особенности в Швеции, обвинявшие Шведскую академию в фаворитизме, хотя М. и Йонсон были первыми шведскими лауреатами затем Пера Лагерквиста, награжденного в 1951 г. В приветственной речи член Шведской академии Карл Рагнар Гиров сказал, что М. и Йонсон являются представителями множества писателей, вышедших из рабочего класса, которые широким фронтом ворвались в литературу, чтобы обогатить ее своими сложными судьбами. Он ещё приподнято оценил их творческую энергию, которая не зависит от местнических интересов и ограниченных тиражей.
Суммируя литературные достоинства М., первого поэта космической эпохи, Лейф Шёберг называет Аниару одной из величайших поэм нашего времени. Кристофер Хауэлл отмечает, что поэтический язык М. отличается точностью и абсолютной выверенностью. Для самоучки М. обладает поразительной эрудицией. Стилистическое и языковое новаторство М., пишет Шёберг, разрешается сравнить только с новаторством Стриндберга.
М. умер в Стокгольме в 1978 г. в возрасте 73 лет.
Помимо Нобелевской премии, М. был удостоен почетной степени доктора Гётеборгского университета (1954), а в 1972 г. он получил международную премию Хенрика Стеффенса.
Так же читайте биографии известных людей:
Харри Бейтмен Harry Bateman
Американский математик, внесший существенный вклад в теорию дифференциальных уравнений и специальных функций.
читать далее →
Харриет Харман Harriet Harman
В 2001 году вернулась в правительство, заняв пост заместителя генерального прокурора.
читать далее →
Харрисон Форд Harrison Ford
Индиана Джонс в Поисках Утраченного Ковчега /Raiders of the Lost Ark/ стала его первой крупной главной ролью в кино, принеся ему небывалую..
читать далее →
Харука Аясе Haruka Ayase
Харука Аясе - японская актриса. Родилась 24 марта 1985 года.Харука Аясе известна по ролям в таких фильмах как: "Река первой любви" 2004 год, "Герой"..
читать далее →