Известные люди

»

Хаяо Миядзаки

Хаяо Миядзаки Hayao Miyazaki Карьера: Аниматор
Рождение: Япония, 5.1.1941
Хаяо Миядзаки - известный японский аниматор, режиссер, основатель анимационной студии Студию Гибли. Родился 5 января 1941 года.Наиболее известными работами Хаяо Миядзаки являются: Навсикая из Долины Ветров, Мой сосед Тоторо, Унесённые призраками, Ходячий замок, Небесный замок Лапута, Принцесса Мононоке и др. Кроме того, Хаяо Миядзаки является обладателем премии Оскар, а так же премии Берлинского кинофестиваля.

В Венеции завершился 62-й международный кинофестиваль. Самым неожиданным из его гостей стал японский затворник, признанный во всем мире гений анимации Хаяо Миядзаки - как раз в текущее время в России в прокате идет его крайний шедевр, "Ходячий замок". Ради почетного "Золотого льва" за карьеру Миядзаки покинул родину и приехал в Европу. Там с ним встретился и побеседовал свойский корреспондент.

- Вы не приехали в Берлин за "Золотым медведем", не поехали обретать "Оскар" в Лос-Анджелес, вас не было тут, в Венеции, когда год обратно показывали ваш "Ходячий замок", а вслед за тем его награждали. Что заставило вас приехать на тот самый раз? "Золотой лев" за карьеру?

- Поверьте, я ненавижу сиживать и тревожиться, получу я приз или нет. На тот самый раз я знал наверное, что приз будет мой, и потому как приехал. (Смеется.) На самом деле шеф фестиваля, Марко Мюллер, был шибко настойчив. Так что мне пришлось сдаться.

- Я из России, и в силу того что безотлагательно задам сакраментальный вопрос: это истина, что ваш Ходячий замок навеян образами из русских сказок?

- Да! Был там эдакий потешный жилье на куриных ногах, в котором жила эта, как ее... Баба-яга, да? Мне это сильно понравилось, и так я придумал мой Замок. Все, что читаю и вижу, я использую в моей работе.

- А сколь многим ваши фильмы обязаны японской сказочной традиции?

- Действие моих фильмов - возьмите для примера "Порко Россо" или "Ходячий замок" - происходит не в Японии, а в Европе. Современная Япония полна европейских влияний во всем, а в особенности в изобразительном искусстве и музыке. Не думаю, что мои фильмы о Японии; они рассказывают и о любом другом месте на земле. Может, мой кино о Японии ещё спереди? Некоторые идеи из этой области у меня есть. Но модернизация сделала претворение в жизнь подобной задачи отчаянно сложным - потому как подлинно японская культура похоронена под огромными слоями хлама...

- Неужели вы не росли на японских народных или литературных сказках?

- Мы, похоже, больше читали европейскую литературу. Британскую, французскую, русскую, в конце концов! Так у меня все и перемешалось в голове, что и сам додуматься не могу, откель я родом. Хотя зачастую мне приходит в голову, что было бы ладно совершить кино о тех деревенских сказках, которые мне в раннем детстве читала мать. Задача без малого невыполнимая, но крайне бы хотелось. У нас в Японии в последние десятилетия из-за модернизации все национальное связано с депрессивным, мрачным настроением, а оптимизм и веселье куда-то пропали. Чтобы их воскресить, таланта должно быть значительно больше, чем у меня. (Смеется.)

- Чем вас, героя ХХI века, так нервирует модернизация?

- Дело не в раздражении. Я вижу свою задачу в том, чтобы достигнуть до подлинных, забытых, похороненных ценностей. Даже из повседневной жизни они исчезли. Только в ребенке их позволительно отыскать в естественном, природном виде. Потому сквозь мои фильмы я обращаюсь к душам детей.

- Экологические проблемы - в центре ряда ваших мультфильмов. Вы хотите приневолить зрителей серьезно напрячь мозги о них?

- Я снимаю фильмы не для того, чтобы побеседовать с публикой об экологии. У меня есть другие причины. Но для меня схватка за экологию - одна из важнейших ценностей в жизни.

- Об этом заставляют напрячься и пейзажи ваших фильмов. Действие того же "Ходячего замка" ибо происходит где-то в Уэльсе, не так ли?

- На самом деле действо сказочного романа Дианы Винн Джонс, по которому поставлен мой кино, происходило в Уэльсе - и то быть уверенным в этом на сто процентов нельзя. Я был в Уэльсе немного раз, и следом решил, что не хочу перемещать туда действо моего фильма. Вместоположение этого я использовал пейзажи Альзаса и Казахстана, перемешав их дружбан с другом. Это же сказка! Вот в Венеции я бродил по острову Лидо и также искал что-нибудь, что могло бы мне сгодиться для следующего фильма.

- Нашли?

- Да, кое-что. Тут есть прекрасная аллея, там в деревьях птицы поют.

- Много путешествуете в таких вот поисках натуры?

- Много. Особенно внутри Японии. Недавно целых два месяца путешествовал по глубинке в полном одиночестве.

- В Японии многие считают вас чуть ли не богом на земле. Трудно существовать с этим?

- Я живу самой обычной жизнью. Хожу на реку, по магазинам, еду покупаю в супермаркете, выпью временами чашечку кофе в местном кафе. Какое из меня божество! И люди относятся ко мне как к нормальному человеку, себе подобному.

- Неужели вам удается оставаться в стороне от многочисленных фан-сайтов?

- Конечно, удается, у меня Интернета дома нет, и адреса e-mail также. Так что живу безмятежно.

- А книги о себе читали?

- Малую их количество. Кое-что читаю из того, что критики пишут. И затем этого чаще всего мне хочется набить им морду. Но вы не бойтесь, я слабак, здорово стукнуть никого не могу. Только кулаки себе расшибу.

- Чем вам так не нравятся критики?

- Они ничего не понимают. В том числе не понимают, что сами пишут.

- Вы активный классик, повсеместно ненаглядный и уважаемый. А какие у вас отношения с молодыми режиссерами? Продолжают они занятие, начатое вами?

- Лучший методика быть в форме - не взирать на тех, кто тебя окружает. (Смеется.) Я не смотрю чужих фильмов, я вообще не смотрю телевизор, что бы там ни показывали. Я предпочитаю по улицам прогуливаться, по сторонам обозревать. Но скажем так: одиночества в профессиональной среде я ни в жизнь не ощущал. А у молодых я, видать, вообще кровь сосу, чтобы легче было действовать над собственными фильмами. Преемственность, говорите? У меня есть единственный аниматор на студии, и я ему уже двадцать лет талдычу, чтобы он приходил на работу до времени утром. И до сих пор он не может подниматься утром раньше времени. Как позволительно обучить людей чему-то?

- У вас нет ощущения, что вы никому не сможете передать свой уникальный навык и он уйдет вкупе с вами?

- В Японии самое малое людей, которым по-настоящему интересна настоящая анимация, а не 3D.

- А зачем вы предпочитаете традиционную анимацию модной теперь в США анимации 3D?

- Не привлекает меня тот самый визуальный манера. (Смущенно смеется.) - Слишком уж полно технологий сообща с ним пришло в кинематограф. А мне нужны только бумага и карандаш.

- Но ибо вы, кажется, рядом дружите с Джоном Лассетером, главой студии Pixar (производители мультфильмов "История игрушек", "Приключения Флика", "Корпорация монстров", "В поисках Немо", "Суперсемейка" и др. - Газета). Расхождение во взглядах не мешает вашим отношениям?

- Я его не учил снимать фильмы в 3D, и он меня не соблазняет снимать фильмы в 3D, так что никаких проблем. Мы работаем на разных территориях. Джон молодчина, он всамделишный трудоголик. Я только за его самочувствие беспокоюсь.

- Почему это?

- Работает чрезмерно полно. Я, к примеру, в текущий момент приехал в Венецию вкупе с женой, но просто мы практикуем полное разделение обязанностей: я тружусь день и темное время суток, она занимается домом и детьми. А Джон Лассетер беспрестанно работает, но он ещё и отменный папа и заботливый супруг, он занимается социальной деятельностью, у него полным-полно хобби... В общем, все это раз в пять превосходит мои собственные возможности.

- Вы также находите время заниматься кроме кино архитектурой, а ещё пишете вирши, не так ли?

- А это уже мои хобби, не служба. Есть у меня и другие хобби, но о них я лучше и калякать вам не буду (смеется).

-А о том, что для вас важнее всего в анимации, скажете?

- Анимация - это когда ты берешь карандаш и немного листов бумаги и начинаешь живописать линию за линией. Причем не в силу того что, что хочешь живописать что-то определенное, а вследствие того что, что в процессе рисования открываешь что-то новое и абсолютно неожиданное. Эти маленькие открытия - самое важное в анимации. Сам творческий ход в ней интересней всего. В нем ничего не может быть решено заблаговременно. Предположим (берет в одну руку зажигалку, а в другую пластиковый стакан, и демонстрирует), единственный персонаж должен проделать кое-какой дорога, приближаясь ко второму. Мы знаем, что его движение начнется в этом месте, а закончится аккурат там. Таким образом, оживляя эти движения, мы заблаговременно знаем, какими они будут и каким будет ориентация. Но есть и иной методика одолеть это пространство! Может, изменить раскадровку, и персонаж будет передвигаться по другой траектории и вообще - в другую сторону?

Есть разные дороги и разные возможности, которые открывает анимация. А предсказуемость всю дорогу делает ее скучной. Конечно, я рисую раскадровки и подробнейшим образом обсуждаю их с командой аниматоров, но зачастую следом я проверяю проделанную работу на свежую голову и неожиданно осознаю, что совершил ту или иную ошибку. Даже одно маленькое движение может сделаться ошибкой. В 3D это влетело бы в копеечку.

Анимация - это не то, когда ты берешь карандаш и рисуешь ровную, правильную линию. Анимация - когда ты пытаешься найти ту линию, которая скрыта внутри тебя самого. Если, беря в руки карандаш, ты собираешься применять только ум, только рассудок, плод не может удаться удачным. Так работает, увы, 90% аниматоров. Но есть и те, кому удается оживить родное подсознание. Среди молодых их вовсе чуть-чуть - они излишне уж увлечены виртуальной реальностью.

- Когда вы беретесь за свежеиспеченный план, он начинается с образов или все-таки с истории, с сюжета?

- С образов. Потом уже они диктуют сюжет. Я пытаюсь подстроить его под образы, которые рождаются в моей голове, а он не подстраивается, и это делает мои фильмы такими странными.

- То есть ваш принцип - полная непредсказуемость?

- В сущности, да. Начиная действовать, ни при каких обстоятельствах не знаешь, что получится в итоге.

- Сейчас вы работаете над чем-то новым и непредсказуемым?

- Я работаю над тремя короткими мультфильмами, которые будут показаны только в одном месте - в музее моей студии "Гибли" в Токио, настоящем храме анимации. Эти фильмы мы снимали весь концевой год. Так что продюсеры уже стали тревожиться, точно ли они вложили финансы... Я думаю, точно (смеется).

- А продюсеры не боятся вкладывать монеты в ваши фильмы?

- Ну, как правило, они коммерчески успешны, так что дрейфить нечего.

- Инвестиции, видать, не маленькие?

(На вопросительный мотив вдруг отвечает продюсер, до сих молчаливо присутствовавший при разговоре, наверное единственным известным английским словом.) - Yes!

- О чем эти новые мультфильмы?

- Мой обожаемый - о водном пауке, тот, что влюбляется в водоножку, выбирается на поверхность и там с ним приключается строй непредвиденных историй. Такие пауки на самом деле в Японии существуют, единственный картина во всем мире. Как-то я узнал об их существовании, это запало мне в память - и вот, уже и кино готов.

- Вас зачастую сравнивают с Уолтом Диснеем. Как вы оцениваете его ранние классические работы, такие как "Белоснежка", "Пиноккио", "Фантазия"?

- А разрешается, я на тот самый вопросительный мотив не буду откликаться (смеется)? Вот как скажу: увидев их, я был впечатлен, но безотлагательно понял, что не хочу совершать такие фильмы.

- А как вам Тим Бертон? Он тут в Венеции показал свой "Труп невесты".

- Кто? Тим Бертон? (Долгая передышка.) Кажется, ни при каких обстоятельствах такого не видел.

- Вам значимо, чтобы ваш зритель испытывал сильные эмоции, когда смотрит ваш кино?

- Безусловно. Не знаю, как у вас, а у нас в Японии есть такое выражение - "волосы дыбом". Я бы хотел, чтобы ощущения от фильмов были аккурат такими - сильно сильными, чтобы волосы поднимались на голове.

- Принято полагать, что для того чтобы всю существование снимать мультфильмы, надобно быть вечным ребенком...

- Да вы что! Посмотрите на меня: я же уже старец.

Так же читайте биографии известных людей:
Хеди Ламарр Hedy Lamarr

Хеди Ламарр - популярная в 1930-1940-е годы австрийская, а затем американская актриса кино, изобретатель. Родилась 9 ноября 1913 года.Широкому кругу..
читать далее

Хезер Миттс Heather Mitts

В 2004 году рейтинг спортсменки значительно поднялся вверх. Она была включена в состав олимпийской сборной и отлично выступила в матче против..
читать далее

Хезер Орейли Heather O Reilly

Хезер Орейли получила образование в школе Святого Бартломея и Восточной школе Брансвика. Огромное влияние на развитие спортивной карьеры спортсменки..
читать далее

Хезер Лэнгенкэмп Heather Langenkamp

Хезер Лэнгенкэмп - популярная американская актриса и продюсер. Родилась 17 июля 1964 года.Дебют Хезер Лэнгенкэмп в качестве актрисы кино состоялся в..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий