Известные люди

»

Ходжа Ясави

Ходжа Ясави Hodzha Yasavi Карьера: Поэт
Рождение: Казахстан
Мыслитель, поэт. Основоположник тюркской ветви суфизма.

Ходжа Ахмет Ясави - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, стихотворец. Сохранилось его произведение "Диван-и-хикмет" ("Книга мудрости" - нередко сокращенно употребляется под именем "Хикметы"). Биографические данные отрывочны. Известна метко дата смерти - 1166. Отец Ахмета Ибрагим был известным шейхом в Сайраме.

В 7 лет он лишился отца и мама отдала его на учение Арыстанбабу. Становление личности Ахмета связано с г. Ясы (одно из прежних названий г. Туркестана с VI по XV вв., по В. Бартольду), в тот, что он, как отражено в "Хикметах", прибыл в 17 лет. Позже он направился в Бухару, где проходил ученичество у Хамадани. Приобретя сан знатока суфизма, Ясави вернулся в Ясы и продолжил традицию, заложенную Арыстанбабом,о чем свидетельствует, в частности, факт, что самым первым его учеником, последователем стал сынуля Арыстанбаба - Мансур. К нему стекались толпы поклонников и паломников. Последние годы жизни он провел в подземелье (сегодня оно найдено и реставрировано). О мотивации такого образа жизни Ясави говорит следующее: "Достиг я возраста пророка, шестидесяти трех лет, с меня этого довольно, нет необходимости существовать сверх срока отведенного пророку". По некоторым данным он прожил 73 года, по другим данным - до 85 лет. Жусипбек Аймауытов, опираясь на контент "Хикметов", считает, что он прожил 125 лет. В таком шибко сомнительном случае дата его рождения 1041 г. Построенный в честь Ахмета Ясави по личному указанию и планам Тимура мавзолей (ханака), именуемый "Хазрет султан" - шедевр средневековой архитектуры Казахстана. Поражают более того сами параметры этого великолепного сооружения. Дворец имеет в длину 65,5 м при ширине 45,5 м и при высоте арочных порталов в 37,5 м. Во дворце-мавзолее свыше тридцати помещений: церемониальный зал, мечеть, библиотека, мавзолей и т. д. Купола церемониального зала, мечети и мавзолея украшены глазурованными бирюзовыми кирпичами, а фасады расписаны куфическими надписями из синих, голубых и белых глазурованных кирпичей, соцветия которых ассоциируются с фоном природы и спецификой климата солнечной страны. Отделка интерьеров вызывает восторженные отзывы известных авторитетов архитектуры. Облицовка дворца-мавзолея выполнена полихромными глазурованными плитками.

Город Туркестан в течение XV-XVIII вв. был политическим и культурным центром страны, дворец использовался как ханская резиденция, мавзолей как национальный пантеон, где наряду с многочисленными ханами похоронен большой Казыбек.

Существуют различные версии сравнительно духовного становления Ахмета как личности и его генеалогии. Одна из них - сугубо местная, соответственно которой пророк Мухаммед перед кончиной, собрав народонаселение, обратился с вопросом: кто возьмет на себя символ моей миссии (аманат) и продолжит мои дела? Вызвался 300-летний (!) Арыстанбаб, его же именуют Салмени Фарсом, которому и вручается аманат. 500 лет через где-то в степи встречается Арыстанбабу 11-летний пацан и безо всяких предисловий требует: "Аксакал, будьте добры, возвратить мне мой аманат". Этим мальчиком был Ахмет. Легенда составлена в обычной для суфизма манере, когда тот или другой прославившийся своей известностью суфий связывался непрерывной "цепью" с самым пророком Мухаммедом, чье словечко и учение признается переданным имярек посредством конкретных посредников. Такая связь обозначалась арабским термином "силсиле". У Ходжа Ахмета "силсиле" начинается с Абу Бакра, первого праведного халифа (и жившего вслед за тем него Салман Фариса, пишется иной раз "Парсы" или "аль-Фараси"), примерно могилы которого в иракском городе Мадаина имеется мавзолей и мечеть. Салман Фариси слывет одним из основоположников суфизма, заложившим его краеугольные камни. Между ним и Ахметом "силсиле" включает восемь посредников (поколений). Местная сказка спутала Арыстанбаба, жившего в XI-XII вв., с Салманом, жившим в седьмом веке, откель и появилась цифра в 500 лет. Арыстанбабу уже в XII в. был построен мавзолей, тот, что завершенный картина с достройками приобрел в XIV в. С последним обстоятельством (достройкой мавзолея в XIV в.) связана ещё одна местная сказка. Когда стали возводить стены мавзолея в честь Ахмета Ясави, разразилась цунами и буйволы снесли стены. После вторичного возведения стен история повторилась, что повергло эмира Тимура в раздумье. Во сне ему является старец, тот, что дает совет возвести поначалу мазар над могилой Арыстанбаба как наставника Ахмета. С выполнением наказа задуманное возведение пошло своим чередом без происшествий. О значимости (мавзолея) Арыстанбаба свидетельствует ритуал, соответственно которому паломники должны были всенепременно провести темное время суток в Отраре, примерно Арыстанбаба, где имелись караван-сарай, чайхана, постоялые дворы, садик. В дни религиозных праздников на огороженной высоким дувалом территории Арыстанбаба происходили большие религиозные бдения.

Имеется больше универсальная, исходящая из суфистских кругов, версия о процессе исламизации Центральной Азии и роли в нем Ясави. Данные об этой версии мы заимствуем из исследования Дэвида Де Визе "Легенда Ясави об исламизации Туркестана". Привлекая к рассмотрению единственный раньше незнаемый и неизученный контент, он относит его с ясавийскому циклу изображения истории, называемому им "священной историей". Рассматриваемый контент по предположению Визе был написан в XIV в. ясавийском шейхом Ходжа Исхаком, сыном Исмаила Аты. Последний, утверждается в разбираемом тексте, был посвящен в "Ясави тарика" своим родным отцом Ибрагимом Атой, тот, что в свою очередность был обращен Сюксюк Атой, учеником непосредственного последователя Ахмета Ясави, известного под именем Суфи Мухаммед Данышпан. Генеалогию Исмаил Аты и Ходжи Ахмета Ясави автор источника возводит к потомку самого Мухаммеда, третьему сыну знаменитого Али-Ханафийя. Его потомок в четвертом поколении Абу аль-Каххар имел двух сыновей - Абу ар-Рахмана и Абу ар-Рахима. Абу ар-Рахман (т. е. первостепеннный отпрыск Каххара) имел кроме того двух сыновей: Исхак Баба - предка Ясави в десятом колене и Абу аль-Джалила - предка Исмаил Аты в тринадцатом колене. Напомнив о предшествующих сражениях супротив христиан в Ферганской долине, имевших местоположение перед и во время халифата Али, автор источника рассказывает о битвах, совершенных под руководством Абу ар-Рахима (дяди) и Исхака совместно с Далилем (племянниками) во имя распространения и утверждения ислама в районе Узгенда и Ферганы (указаны города Ош и Баб), Шаша и Исфиджаба (применяется и больше позднее наименование - Сайрам). Исхак Баб одержал победу над правителем-христианином Сайрама Байт ад-Даром и захватил град Каргалык, крепость близ Тараза. После Исхак Баб совершил паломничество в Мекку и по возвращении в Сайрам заложил "деревянную мечеть" ("Хубан или Кубан, Шубан - Масджид") стоимостью в 3500 таньга. Все это повествование имеет определенную уровень достоверности и в смысле изучения процесса исламизации. К тому же тут содержится "священная история", т. е. предписание на исламскую традицию в истории Центральной Азии, а создание и передача таких легендарных "священных" историй есть количество самого процесса исламизации.

Существует, кроме этого, и простая, сурово достоверная версия, касающаяся ближайших учителей Ясави. Линия идейного происхождения Ясави восходит к известной в истории центральноазиатского суфизма фигуре Абу' аль-Фармази из Туса (умер в 1084 г.). Его учениками были Ахмад ал-Газали (умер в 1126 г.) и Йусуф ал-Хамадани (1049-1140). Первый - меньшой брат известного в истории философского мистицизма суннитского теолога, законоведа, философа, автора трактата "Воскрешение наук о вере". Полное его имя Абу Йакуб Йусуф ал-Хамадани ал-Бузакджирди. Родом Йусуф из курдской деревни в глубинке Хамадани. Его до времени потянуло к науке, для изучения которой он перебрался в Багдад, где он добился блестящих и замеченных всеми успехов. Но он внезапно отказывается от классного руководства, которое ему было доверено, и от всяких теоретических спекуляций.

Хамадани возвращается к себе на родину, независимо ведет проповеди в Мерве, Герате, Бухаре. От него ведут родное происхождение две линии - персидская, к Абу ал-Халик ал-Гиждувани и тюркская, к Ахмету Ясави, ставшему прародителем всех тюркских суфиев. Странники, миссионеры, народные проповедники, именуемые "баба", распространили учение Ясави в Туркестане, посреди киргизов, в районе Волги, Хорасане, Азербайджане, Малой Азии. В Иране ясавизм был распространен Хаджи Бекташем. Учеником Ясави был Сулейман Бакыргани Хаким Ата (умер в Хорезме в 1186 г.). Ясави определил русло развития народной струи в новоисламской цивилизации тюрков. Важно было объединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием тенгрианско-шаманистским, зороастрийским, чему позже историками присвоили квалификацию "тюркского народного мусульманства". Выдающуюся образ в этом процессе сыграло ясавийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа. Свидетельство тому - бесчисленные культы суфиев-святых, ставшие местами паломничества.

О Ясави говорят как основателе "тюркского" пути мистического познания в исламе. Признавая значимость его идей о единой сущности всего сущего, о близости и более того тождестве процесса познания бога самосознанием, о необходимости собственного духовного опыта на пути созерцания, общения, соединения с богом, исследователи фиксируют адаптацию этих идей к народному миросозерцанию. Но, кроме всего сказанного, Ясави вошел в историю духовной культуры с точки зрения участия в процессе персидско-тюркского языкового взаимовлияния как немалый мастер художественного слова, понятного и близкого простому люду. Произведение Ясави - общее духовное достояние всех тюркских народов. До сих пор все тюрки могут впитывать текст контент "Хикметов" без перевода, хотя он написан на кипчакском диалекте. В лексике и образах Ясави мы видим реалии кочевой жизни. Насколько прочно духовные искания поэта-мыслителя вошли в тюркское разум не возбраняется судить, в частности, по творчеству казахских акынов. Самоопределение человека нереально без духовного напряжения, без искренней самоотдачи вплоть до готовности пожертвовать жизнью - таков важнейший идейно-нравственный наука, тот, что подсказывается жизнью и творчеством Ахмета Ясави.

Так же читайте биографии известных людей:
Хож-Ахмет Нухаев Hozh-Ahmet Nuhaev

Соратник Дудаева.
читать далее

Хойт Ванденбург Hoyt Vandenburg

Ванденбург (Vandenburg) Хойт Сенфорд (24.1.1899, Милуоки, Висконсин - 2.4.1954), американский военно-воздушный деятель, генерал (1.10.1947).
читать далее

Холли Комбс Holly Marie Combs

Холли Комбс - американская актриса, известная по роли Пайпер Холливелл в сериале "Зачарованные" 1998-2006 год. Родилась 3 декабря 1973 года.Помимо..
читать далее

Холли Мэдисон Holly Madison

Холли Мэдисон - американская актриса и модель. Родилась 23 декабря 1979 года.Холли Мэдисон известна как подруга Хью Хефнера номер один вместе с..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий