Известные люди

»

Чарли Паркер

Чарли Паркер Charly Parker Карьера: Музыкант
Рождение: США, 29.8.1920
Казалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Берд стал еще более нетерпимым, раздражительным, безапелляционным в своих отношениях с коллегами и близкими людьми. Одиночество обматывало его все более плотным коконом.

Чарли Паркер, именитый кроме того как "Берд", может быть по достоинству назван отцом современного джаза. Его храбрые импровизации, совсем вольно уходящие от мелодического материала тем, явились своеобразным мостом между сладким звучанием популярного джаза и новыми формами импровизационного искусства. Его воздействие на последующие поколения джазовых музыкантов позволительно сравнить только с влиянием Луи Армстронга.

Чарлз Кристофер Паркер появился на свет 29 августа 1920 года в Канзас-Сити. Детство Паркера прошло в черном гетто Канзас-Сити, где было уймище кабачков, увеселительных заведений и неизменно звучала музыка. Отец, третьеразрядный певец и танцор, вскоре кинул семью, и мама, Эдди Паркер, отдававшая весь пыл своей любви мальчику, здорово его избаловала. Очередным, и как оказалось попозже, судьбоносным подарком стал видавший виды альт-саксофон, купленный за 45 долларов. Чарли стал игрывать и забыл обо всем остальном. Он учился независимо, в одиночку продираясь через все проблемы, в одиночку открывая для себя законы музыки. Страсть к музыке с тех пор не покидала его. Вечерами он слушал игру городских музыкантов, днями учился сам.

На учебники времени не оставалось. В 15 лет Чарли бросает школу и становится профессиональным музыкантом. Впрочем, профессионализма в этом себялюбивом, замкнутом юноше было ещё чуть-чуть. Он пытается копировать соло Лестера Янга, играет в джемах, меняет различные местные составы. Он вспоминал позже: "Нам приходилось игрывать без перерыва с девяти вечера до пяти утра. За темное время суток мы получали по одному доллару двадцать пять центов".

Несмотря на стремительный прогресс в технике игры, молодой Чарли не шибко вписывался в слаженные, гладкие звучания биг-бэндов. Он завсегда пытался игрывать по-своему, все время нащупывая свою, неповторимую музыку. Это нравилось вдалеке не всем. Хрестоматийна история о том, как на одном из ночных джем-сейшнз ударник Джо Джонс, выведенный из себя "штучками" Паркера, запустил в зал тарелкой. Чарли собрался и вышел.

В 15 лет Чарли женился на 19-летней Реббеке Раффинг - это был его основополагающий брак, но настолько же скоротечный и неудачный, как и последующие. В 17 лет "Берд" (сокращение от первоначального прозвища Yardbird) в первый раз становится отцом. Тогда же или чуток раньше он впервой знакомится с наркотиками.

Перебрав единый строй составов, побывав в Чикаго и Нью-Йорке, и вернувшись в конце 1938 года в Канзас-Сити, Берд поступает в оркестр пианиста Джея Мак-Шенна. С этим составом он играл больше трех лет, и первые известные записи Паркера были сделаны кроме того с этим оркестром. Здесь он стал зрелым мастером. Коллеги приподнято ценили его как альт-саксофониста, но то, что ему приходилось игрывать, по-прежнему не удовлетворяло Чарли. Он продолжал выискивать свой путь: "Я был по глотка сыт стереотипными гармониями, которыми все пользовались. Я непрерывно думал о том, что должно же быть что-то иное. Я слышал это, но не мог сыграть". А следом все-таки сыграл: "Я долговременно импровизировал на тему Cherokee и нежданно-негаданно заметил, что выстраивая мелодию из верхних интервалов аккордов и придумывая на этой основе новые гармонии, мне нежданно-негаданно удалось сыграть то, что стабильно было во мне. Я будто заново родился".

После того, как Берд открыл свой стезя к свободе, он не мог больше игрывать с Мак-Шенном. В начале 1942 года он ушел из оркестра и, ведя полуголодное, нищенское наличие, продолжал игрывать свою музыку в разных нью-йоркских клубах. В основном, Паркер работал в клубе "Uptown House" Кларка Монро. Именно там его в первый раз услышали единомышленники.

С 1940 года в другом клубе, "Minton's Playhouse" собирались, как сказали бы нынче, поклонники альтернативной музыки. В клубном составе все время работали пианист Телониус Монк, барабанщик Кенни Кларк, басист Ник Фентон м трубач Джо Гай. Вечерами и ночами систематично проводились джем-сейшнз, где частыми гостями были гитарист Чарли Крисчиен, трубач Диззи Гиллеспи, пианист Бад Пауэлл и другие музыканты. Одним осенним вечером Кларк и Монк отправились в Аптаун послушать тамошнего альт-саксофониста, слухи о котором докатились до клуба Минтона.

Кенни Кларк (ударные): "Берд играл нечто неслыханное. Он играл фразы, которые, как мне казалось, придумал я сам для ударных. Он играл в два раза быстрей Лестера Янга и в таких гармониях, которые Янгу и не снились. Берд шел по нашей же дороге, но намного опередил нас. Встрой ли он знал цену своим находкам. Это была без затей его повадка игрывать джаз, это была доля его самого."

Естественно, вскоре Паркер оказался в клубе Минтона. Теперь он был посреди своих. Обмен свежими музыкальными идеями пошел ещё интенсивнее. И первым посреди равных тут был Берд. Его независимость торжествующе вырывалась наружу каскадами удивительных, неслыханных звучаний. Рядом с ним стоял в те годы Диззи Гиллеспи, на практике не уступавший Берду в творческой фантазии, но имевший значительно больше жизнерадостный и общительный нрав.

Музыка, которая родилась, была названа бибоп.

MIDI запись представляет транскрипцию соло Паркера на собственную тему "Орнитология".

"Лучше было бы, если бы бибопу присвоили другое имя, больше соответствовавшее серьезности целей его создания". (Бад Пауэлл)

Королем ее без малого все считали Паркера. Король вел себя как полный и сильно капризный монарх. Казалось, признание, которое получила его музыка, только осложнило взаимоотношение этого человека с окружающим миром. Берд стал ещё больше нетерпимым, раздражительным, безапелляционным в своих отношениях с коллегами и близкими людьми. Одиночество обматывало его все больше плотным коконом. Зависимость от наркотиков становилась все сильнее, а попытки отбояриться от нее бросали Паркера в объятия алкоголя.

Однако, карьера Паркера продолжала в то время ещё родное восходящее движение. В 1943 году Паркер играет в оркестре у пианиста Эрла Хайнса, а в 1944 году - у бывшего вокалиста Хайнса Билли Экстайна. К концу года Берд стал выступать в одном из клубов на 52 улице.

В феврале-марте 1945 года Берд и Диззи записали серию пластинок, во всем блеске представивших свежеиспеченный манера. Очередные, не менее значимые записи, появились в ноябре в Калифорнии у Росса Рассела на фирме "Dial". Здесь Паркера настиг первостепеннный солидный нервозный кризис.

Джазовый мир снова увидел Берда вернувшимся к активной деятельности только в начале 1947 года. На тот самый раз в квинтет Чарли Паркера вошли молодые Майлс Дэвис (труба) и Макс Роуч (ударные). Общение с Бердом оказалось неоценимой школой для этих крупнейших в дальнейшем музыкантов. Но выдюжить такое общение они смогли не весьма продолжительно. Уже в 1948 году оба отказались от дальнейшего сотрудничества. Но ещё до этого, в сентябре 1947 года, Паркер триумфально выступил в Карнеги-Холл. В 1948 году Берд был назван музыкантом года в анкете журнала "Метроном".

Европейцы в первый раз, но не в финальный раз увидели Паркера в 1949 году, когда он со своим квинтетом прибыл на джазовый фестиваль в Париж. Но ныне, следом расставания с Гиллеспи, а далее с Дэвисом и Роучем, рядом с ним были уже другие люди - крепкие профессионалы, но не настолько яркие, безропотно сносившие эскапады своего лидера.

Последовавшие вскоре записи со струнным оркестром дали Берду добавочный предлог для стрессов. Принеся хорошие гроши, эти записи оттолкнули некоторых, ещё недавно горячих идеологических поклонников. Раздавались обвинения в коммерциализации. Гастроли стали все чаще перемежаться с визитами в психиатрические клиники. В 1954 году Берд получил нелегкий потрясение - умерла его двухлетняя дочка При.

Все попытки Берда воротить психологическое равновесие оказались тщетными. Стаиться от себя в идиллической сельской глуши не удалось - его тянул к себе Нью-Йорк, важный середина джаза. Серия его выступлений в Нью-йоркском клубе, названном в его честь "Birdland", закончилось скандалом: в очередном приступе ярости Паркер разогнал всех музыкантов и прервал выступление. Хозяева клуба отказались располагать с ним занятие. В аналогичных отношениях с ним оказались и многие другие концертные площадки. Птица была изгнана из своей страны.

Последним прибежищем Паркера стал обиталище его богатой поклонницы баронессы де Кенигсвартер. 12 марта 1955 года он сидел у телевизора и смотрел шоу оркестра братьев Дорси. Смерть застигла его в тот самый миг. Врачи причиной смерти назвали цирроз печени и язву желудка. Берд не дожил и до 35 лет.

Так же читайте биографии известных людей:
Чарли Ханнэм Charlie Hunnam

Полное имя - Чарльз Мэттью Ханнэм.Чарли был вторым ребенком из четырех в семье Ханнэмов.После работы в Николасе Никлби Чарли рядом дружит с Джеми..
читать далее

Чарли Дэвид Charlie David

Чарли Дэвид - канадский актер, продюсер и сценарист. Родился 9 августа 1980 года.Чарли Дэвид начал актерску карьеру в 2002 году со съемок в таких..
читать далее

Чарли Стюарт Charlie Stewart

Чарли Стюарт - молодой американский актер кино и телесериалов. Родился 9 сентября 1993 года.За свою недолгую актерскую жизнь Чарли Стюарт успел..
читать далее

Чарли Финн Charlie Finn

Чарли Финн - американский актер, родился 18 сентября, снимается в кино с 1998 года.Чарли Финн известен по таким фильмам как: Звезды бара 2008 год,..
читать далее

Ваши комментарии
добавить комментарий